Рекомендации логопеда для родителей МБДОУ №25 "Родничок"

Арнаут Александра Николаевна

В данной папке будут размещены материалы для занятий родителей с детьми  в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_tyotushki_sovy_0.pptx2.98 МБ
Office presentation icon zvuk_l_v_slogah.ppt2.98 МБ
Файл rech_detey_s_ffnr.docx15.64 КБ
Файл igry_na_dyhanie.docx317.05 КБ
Microsoft Office document icon rek.st_.vozr_.doc26.5 КБ
Файл zadaniya_-_zima.docx2.38 МБ
Файл zima-2.docx2.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уроки Тётушки Совы

Слайд 2

А в лесу темным-темно, и все спят в лесу давно, Но сова одна не спит, на сосне сова сидит. В темноте сова сидит, с высока на лес глядит.

Слайд 3

Звук «С»

Слайд 4

Снежинка летит ребенок произносит звук «С»

Слайд 5

« О твечалки-повторялки » Я кому даю две миски? Ливень льет куда с небес? Кто к дивану тапки нес? Что ты сам допить не смог? Что сосед принес для нас? Что добавлю я в фасоль? Киске, киске, киске, киске. В лес, в лес, в лес, в лес. Пес, пес, пес, пес. Сок, сок, сок, сок. Квас, квас, квас, квас. Соль, соль, соль, соль.

Слайд 6

Чистоговорки Со-со-со - у машины… (колесо)

Слайд 7

Син-син-син - мы делили… (апельсин)

Слайд 8

Са-са-са - хитро-рыжая… (лиса)

Слайд 9

Са-са-са - меня ужалила…

Слайд 10

Су-су-су - заблудились мы в… (лесу)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация звука «Л» в слогах

Слайд 2

Для автоматизации звука «Л» при выполнении задания необходимо, чтобы: - ребенок не забывал произносить слоги; - звук «Л» произносился правильно. Листать слайды – кнопка Посмотреть задание – кнопка Убрать текст задания – щелкнуть по нему мышкой.

Слайд 3

Произноси слог «ЛЫ» и щелкай мышкой только по розовым звездочкам. Чтобы убрать задание, щелкните по нему мышкой.

Слайд 4

Произноси слог «ЛО» и щелкай мышкой только по картинкам, обозначающим съедобные предметы. Чтобы убрать задание, щелкните по нему мышкой.

Слайд 5

Щелкни мышкой по самолетику. Пока он летит, произноси слог «ЛА-ЛА-ЛА-ЛА…» (ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ», «ЛО-ЛО-ЛО-ЛО», «ЛУ-ЛУ-ЛУ…», «АЛ-АЛ…»…). Взрослый произносит слог, который нужно повторять.

Слайд 6

Чего не должно быть в этой комнате? Произноси слог «АЛ» и щелкай мышкой по нужным картинкам.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Особенности речи детей с ФФНР.

     Состояние звукопроизношения этих детей     характеризуется следующими особенностями:  

  1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо [с], [ш] - [ф], вместо [р], [л] - [л`], [й], вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками [т], [т`], [д], [д`]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создаёт условия для смешения соответствующих фонем. При смешении звуков, близких артикуляционно или акустически, у ребёнка формируется артикулема, но сам процесс фонемообразования не заканчивается. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа – до 16 – 20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с`],[з]-[з`], [ц],[ш],[ж],[ч],[щ]);[т`] и [д`]; звуки [л],[р],[р`]; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твёрдых звуков; отсутствует согласный [й];гласный [ы].
  2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т]-нечто вроде смягчённого [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

  1. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребёнок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребёнок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребёнка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой - искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

  1. Искажённое произношение одного или нескольких звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.

     Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

     При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед – «сипед».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Проявления речевого недоразвития у данной группы детей выражены в большинстве случаев не резко. И только при специальном обследовании речи выявляются разнообразные ошибки. Поэтому необходимо своевременно обращаться к специалистам, не ждать, что дефекты речи «пройдут сами».



Предварительный просмотр:

Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки; дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

дуть на плавающие в тазу уточки, кораблики, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать  игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.

Вот описание некоторых игр применяемых на наших занятиях:

1. "Забей гол Дракоше"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2. "Кто загонит мяч в ворота"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто  загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3."Самый быстрый карандаш"

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. "Волшебные бабочки"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

5. "Бабочки порхают"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как? 

6."Горячий чай"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры:  - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю! 

7. "Снег кружится, летает, летает"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры: Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.

8. "Фокус"

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель упражнений: развитие сильного, продолжительного выдоха.

Методические рекомендации по выполнению упражнений:

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное  как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте. 

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут  с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов.

Эти игры способствуют: развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному  и ровному выдоху; активизируют  губные мышцы, что  помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей. 



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

УВАЖАЕМЫЕ ПАПЫ И МАМЫ!

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

  • Время  от  времени  беседуйте  с ребенком о школе,  настраивая его на серьезное  и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
  • У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
  • правильно   произносить   все звуки языка;
  • выделять первый и последний звук в слове;
  • разделять слово на слоги;
  • определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  • придумывать слова на заданный звук;
  • сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
  • повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  • определять   количество  слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

 

  • Важно выяснить:
  • насколько    богат    словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  • насколько      развит      кругозор ребенка,  знает ли он свою фамилию,  имя,  отчество, возраст;
  • что знает   об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  • сформированы ли у него  слова-обобщения;   ориентируется ли во  времени;  умеет, ли исключить из предложенного ряда   «лишнее»;
  • может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
  • Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
  • Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
  • Время от времени повторяйте с ребенком  выученные стихи.
  • Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
  • В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: