Классное руководство

Дудина Татьяна Владимировна

разработка классного часа по охране природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_serdtsu_dereva_miley.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы: классные руководители 6 и 7 классов

 Дудина Т. В. и Костина Н. Л.,

МОУ ООШ пгт Даровской Кировской обл.,

2009-2010 уч. г.

«Нет дерева сердцу милей»

Классный час

Цель: создание условий для формирования бережного отношения к природе родного края, развития познавательного интереса к истории и традициям русского народа.

Задачи:

 Воспитание нравственности, чувства патриотизма, чувства долга, ответственность, сознательную дисциплину и культуру поведения, коммуникабельность.

 Развитие речи:

  • обогащение и усложнение ее словарного запаса;
  • усиление коммуникативных свойств речи ( экспрессивность, выразительность);
  • овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка.

Эстетическое воспитание.

Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции и чувства.

Ведущие: пять учеников, участвующих в подготовке материалов к   классному часу.

Оборудование:

  1. Интерактивная презентация «Рощица».
  2. Интерактивные презентации  «Ягодки-загадки» и «Лечебные травы березового леса», приготовленные  классными  руководителями  к классному часу.
  3. Мультимедийный проектор, экран, компьютер.
  4. Оформление зала:

            рисунки детей на отдельном стенде,

           стенд украшен  листочками березы, с обратной стороны, которых                                                                                        загадки;  

           изделия из бересты;

           игрушки из березы;

           различные изображения березы (вышивка, бисер, рисунок);

           под потолком птица-счастья.

Задание: подготовить стихи про березу,

                  выполнить иллюстрацию к стихотворению,

                  принести поделки, сувениры, игрушки из березы, бересты.

Ход мероприятия:

Слайд-шоу из различных фотографий березы сопровождается песней  «Рощица моя» в исполнении ученицы 6 класса.            

Ученик 1 читает стихотворение В. Рождественского                       Березка, 1950-е

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме березы

Есть русская наша душа.                      

                                                                 

Хозяин:

Березы, березы!.. вы давно бескорыстно  и надежно дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жилища, в далекие времена были источником света и тепла. Во многих сказках герой отправляется за тридевять земель искать чудо чудное, диво дивное. А чудо вот оно рядом. Рядом с домом или у дороги, или в поле – где только не растет красавица береза! Она и в самом деле дерево удивительное! У нее единственной в мире белая кора! Разве не чудо?

 Ученица 2 рассказывает про кору березы.

Хозяйка:

Древние славяне считали березу священным деревом,  олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в четверг на седьмой неделе  после Пасхи, отмечался девичий праздник, а в воскресение праздновалась Троица.   В эти радостные дни береза была окружена всеобщим вниманием. Девушки украшали березу лентами, водили вокруг хороводы, пели песни, плели венки и гадали.  

Девочки-семиклассницы исполняют танец-хоровод «Во поле береза стояла».

         

   

Хозяин:

Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет.

(Приметы, смотри  приложение)

Хозяйка:

Много загадок сложил о березе русский народ.

Берут загадки на листочках березы со стенда.

                                           

Хозяин:

А вот старинная крестьянская загадка – целая «энциклопедия березовой жизни». Попробуйте-ка угадать, о чем в ней говорится:

«стоит в поле дерево древлянское. На этом древнем древе семь угодьев. Первое угодье – в избе обиходье.

Другое угодье – в кругу вертится.

Третье угодье - старому и малому потеха.

Четвертое угодье – по церкви крыша.

Пятое угодье – по дорожке след.

Шестое угодье –во всю ночь свет.

Седьмое угодье – всему миру масло».

(Ребята пытаются отгадать загадку «по частям», хозяйка дает пояснения.)

  Хозяйка:

    «В избе обиходье» - это некий предмет для наведения порядка, не так ли? С помощью чего поддерживают чистоту в избе? (Веник, метелка.)

    «Другое угодье» невозможно отгадать, не представив себе главных женских занятий – прядения и тканья. И самопрялку с крутящимся колесом, и легкое веретенце делали из березовой древесины. (показать прялку и веретено).

    А что такое «старому и малому потеха»? (Игрушки). Понятно что игрушки потешают детей – а при чем тут «старый»?(это дедушка с удовольствием мастерит игрушки для внуков). А какие игрушки можно сделать из березы? Посмотрите на нашу выставку(«жар-птицы» из щепы, резные фигурки из древесины и капа)

     Хорошо! Что значит «по церкви крыша», вы наверное, догадываетесь. (для кровли годится березовая дранка)

     «По дорожке след» оставляет обувь что можно сотворить из березы? (берестяные лапти).

     О том, как береза давала «во всю ночь свет», вы, конечно, знаете из сказок и  песен. (Лучина)

А вот «седьмое угодье» вы, наверно, не догадаетесь. Что значит «всему миру масло»? неужели береза масленичное растение, как заморская олива или подсолнечник? Конечно, нет. Речь идет не о масле, которое употребляют в пищу, а о смазочном материале.  Чем смазывают тележные оси, что бы колеса не скрипели ? (Дегтем)

Вот мы и разгадали загадку о «семи угодьях».

        Но этим не исчерпывается та польза, которую приносит нам белоствольная красавица. Само дерево используют как строительный материал. Древесина березы очень прочная, идет на изготовление мебели, лучших сортов фанеры. Кора березы – береста заменяла писчую бумагу. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах. Делали из бересты и музыкальные инструменты, и даже легкие лодки! Почти вся домашняя утварь в крестьянских избах делалась из бересты: корзины, плетеные короба, посуда для солений, варений, воды. В такой посуде, словно в термосе, вода не сразу замерзает даже в трескучий мороз, а в жару не нагревается: солнце бересту не пропекает.

    А сколько удовольствия ребятам приносит сбор «лесной дани» - грибов и ягод! Ну – ка, отгадайте, какие ягодки лежат в нашей корзинке

Ученица 1

 Предлагает из берестяной корзинки достать карточки с загадками о ягодах, каждая отгаданная ягода сопровождается интерактивной презентацией  «Ягодки-загадки» и небольшими комментариями.

                                           

Хозяин:

А еще и люди, и медведи, а также дятлы и синицы, бочки и даже муравьи охотно лакомятся по весне березовым соком.

Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского «Березовый сок»  

 Березовый сок – не только вкусный напиток, но еще и лечебное средство, применяемое в народной медицине.

        Есть и еще одно народно – медицинское средство «от всех болезней» -русская баня! А березовый веник не просто атрибут, а хорошее массажное средство. Недаром, выходя из бани, человек чувствует себя помолодевшим!    

Сценка «Баня», смотри  приложение

               

 

 Хозяйка:

Белая береза – гостеприимное дерево. На нем охотно гнездятся птицы. Лесная «горница» радушно принимает к себе  разные кустарники, травы, цветы. В березовых лесах живет много лекарственных растений. Отгадайте, что за целебные травы выросли под нашими березками.  Каждая отгаданная лечебная трава сопровождается интерактивной презентацией  «Лечебные травы березового леса» и небольшими комментариями.

Берут загадки на травинках со стенда,  смотри приложение.

Хозяин:

К образу березы часто обращаются художники. Трудно сказать, когда она  особенно мила.  Хороша береза во все времена года и в любую погоду.

Дети читают стихи, представляет свои иллюстрации к стихам.

Хозяйка:

Сергей Есенин, замечательный русский поэт, назвал Россию «страной березового ситца». В его стихах березка уподобляется нежной , юной, чистой девушке.

Дети читают стихи, представляют свои иллюстрации к стихам С.Есенина

Хозяин:

В городе и в лесу, в работе и в праздновании, в беде и в радости – всюду и всегда береза радует нас и помогает нам.

               

Хозяйка:

Персонаж одной чеховской пьесы («Дядя Ваня» доктор Астров) говорит:

«когда я сажаю березы и потом вижу, как они зеленеют и качаются от ветра, душа моя наполняется гордостью». Давайте же и мы будем сажать деревья, растить их и беречь!

       

Приложения.

Приметы

Лопаются сережки у березы - время сеять хлеб.

Овес сей, когда береза распускается.

Весной березовый сок невкусен – хлеб уродится на славу.

Хотите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к березе.

Если весною береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое.  

Если если ольха наперед – мокрое.

Из березы течет много сока – к дождливому лету.

О том какой будет весна, березы рассказывают осенью.

Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу –                    поздней, а если равномерно – средней.

       И зиму могут предсказать.

       В начале октября с них лист не опал – снег ляжет поздно.

Загадки (о березе)

Стоят столбики беленые,

 на них шапочки зеленые.

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы сели,

Сели на косицы.

На поляне девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

Загадки (про ягоды)

Засверкали под ногами

Бусины ядреные:

Хочешь – рви с кустов горстями,

Хочешь –ешь моченые. (брусника)

Колючки с крапивой –соседи,

А я переполнена радостью:

И люди спешат, и медведи

Моей насладится радостью. (малина)

На усах расту я тонких

На болотах самых топких,

И за кислым витамином

Толпы лезут по трясинам(клюква)

Созревая, я желтею,

Но не так, как брюква.

Я похожа на малинку,

А расту, как клюква. (морошка)

Я черная, красная, белая,

Я всем хороша, когда спелая.

И листьев узором нарядным

Равняюсь с листом виноградным. (смородина)

Я порой чернее ночи,

Неба синего синей.

Кто побольше съесть захочет-

Разукрасится сильней. (черника)

Пламенею без огня,

Снегирей спасаю,

И нередко про меня

В песнях вспоминают. (рябина)

Я к родной земле приникла

И краснею возле пня,

Потому и называют

Люди ласково меня. (земляника)

 

Загадки (про травы)

Растет она вокруг, она –и враг, и друг.

Как иглы-волоски, покрыли все листки.

Сломи хоть волосок –и капнет едкий сок

На кожу –хоть ори! Ой –ой, волдыри…

Но если дружишь с ней- ты многих здоровей:

В ней витаминов клад. Весной ее едят. (крапива)

А вот трава всем травушкам трава!

«медовым цветом» с давних пор зовется.

Уж то ли дело: как пчела напьется

Нектара из цветов –жди лучший мед!

Да на самих цветках чай заври.

И созывай друзей на чаепитие.

Еще траву пуховиком зовут.

Как семена с пушинками созреют,

Так молодицы  и бегут скорее

Подушки для детей пушком набить.(иван-чай или кипрей)

Скромна собой, кустиста, низкоросла,

Вдоль тропок да меж грядочек живет

Трава - ушастик, круглые листочки.

Поранил руку – приложил листок,

И тут же кровь утешится, уймется,

А если боль в желудке – пьешь настой. (подорожник)

Сценка «Баня»

(Реклама березовых веников)

Выходит старый сгорбленный дед и старуха с веником и шайкой.

Дед:  Домик на горе стоит

Из трубы дымок валит

Веник дед сломал большой,

Будет париться с душой!

Не из клена, не из дуба,

А с березы возле клуба

Наломал охапок пять,

Будет в бане, чем махать.

Старуха:

Баня топится с обеда!

Парься лучше дорогой,

Будешь вечно молодой!

(Дед уходит с веником за декорацию "париться")

Ведущий:

Долго дедушка пыхтел,

Выходить он не хотел!

Так прошел один часок,

Перестал валить дымок.

Смотрит бабка-перед ней

Королевич Елисей!

(Из-за "бани" выходит "помолодевший" дед)

Старуха:

Где мой дед! Скажи на милость!

Что со старым приключилось?

Дед:

Ты, старуха, глаз раскрой,

Пред тобой же дед родной!

Здесь во всем он виноват!

(Показывает на веник.)

(Старуха подхватив веник, исчезает в "бане")

Ведущий:

Покупайте веники!

Дед:

Вы не пожалеете!

Хором:

Лет на 20 сразу с ними

Вы помолодеете!

(На сцене появляется "молодая" старуха. Они вместе с дедом пляшут и поют.)