Муниципальный этап конкурса "Учитель года-2015". Заочный тур

Ооржак Азиана Сергеевна
  1. Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся
  2. Пояснительная записка
  3. Эссе "Я- учитель"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Слайд 2

Метод «Кластер» Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. В центре рисуется овал, где записывается ключевое слово. А от него проводим стрелки-лучи в разные стороны, устанавливая причинно-следственные связи между ними Виды работы с кластером: Составить кластер – опору (первичное составление); Восстановить подсказку (собрать рассыпавшийся кластер); Вставить в кластер недостающие элементы. Например, центр – название текста, Смысловые единицы – деление текста на части, озаглавливание частей, нахождение ключевых слов

Слайд 3

Рассмотрим составленный кластер ученицы 3 класса на стадии рефлексии по теме «Вода» в 3 классе по предмету «Окружающий мир».

Слайд 4

1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Слайд 5

С синквейном можно работать по-разному: самостоятельное (либо в паре, в группе) составление нового синквейна; составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части(например, без указания темы-первой строки). Например: ……………… Прямоугольный, равнобедренный. Рисуем, чертим, строим. Фигуру удобно чертить. Геометрическая фигура. (треугольник) -Какие слова вас убедили?

Слайд 6

Обучающее изложение в 3 классе на тему: «Грачи прилетели». Перед составлением чернового варианта учащимся было предложено задание написать синквейн на тему «Весна». Пример синквейна. Весна Звонкая, солнечная Жить, смеяться, расцветать Так ждем его прихода! Капель.

Слайд 7

Синквейн на тему «Семья»

Слайд 8

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока и заполняют графу «Узнали». Прием «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Слайд 9

Тема «Что такое почва?». Предмет ― Окружающий мир, 3 класс.

Слайд 10

Приём «Чтение с остановками» При подготовке к уроку учитель делит текст на законченные фрагменты. К каждому фрагменту готовятся вопросы: это могут быть вопросы на воспроизведение действий; задание – найти и подчеркнуть слова-действия; эмоциональное восприятие фрагмента и т.п. Текст читается по фрагментам, проводится анализ прочитанной части и высказываются предположения детей по дальнейшему развитию событий. Предположения могут быть самыми разнообразными, учителю не следует направлять их по замыслу автора. После прочтения очередного фрагмента радость испытывают те ученики, чье предположение совпало с текстом рассказа. Это еще больше активизирует детей при высказывании предположений по новым фрагментам текст.

Слайд 11

Прием «Письмо к учителю» Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т д) Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ 2. Больше всего запомнилось 3. Понравилось 4. Не понравилось 5. Мое эмоциональное сост о яние 6. Этот рассказ учит меня

Слайд 12

При работе с сюжетными текстами использую прием «Дерево предсказаний» . На стрелочках-линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста. СТВОЛ ДЕРЕВА 1. Что может произойти в рассказе с таким названием? 2. Как вы думаете, как будут развиваться события дальше 3. Чем закончится рассказ?

Слайд 14

« Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание».



Предварительный просмотр:

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо — ТРКМЧП — как средство активизации познавательной деятельности учащихся

        Федеральный государственный Стандарт второго поколения требует от педагогов абсолютно  нового подхода к организации обучения. По новым стандартам у выпускника начальной школы должны быть сформированы универсальные учебные действия.  А чтобы сформировать УУД нужен новый подход к организации обучения. на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию. Я вправе назвать РКМЧП новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении.  Технология развития критического мышления через чтение и письмо» в 1997 г.  стала внедряться в России.  Разработали  технологию развития критического мышления в конце 20 века американские педагоги Джинни Стил, Курт Мередит, Чарлз Темпл, С. Уолтер.

        Целью данной технологии является развитие коммуникативных и рефлексивных умений учащихся.

  Её использование позволяет выработать у учащихся следующие умения:

- работать с потоком информации;

- ясно и корректно выражать свои мысли;

- самостоятельно решать возникающие проблемы;

- работать в группе, выстраивать взаимоотношения в коллективе.

        Что же такое критическое мышление? Умение критически мыслить — это умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, сравнивать, выдвигать гипотезы, выявлять причины и устанавливать связи. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию.

        Специфика этой технологии состоит в организации процесса обучения в трехфазной структуре. Я считаю, что такая структура урока ( стадия вызова — стадия осмысления — стадия рефлексии) соответствует этапам восприятия: сначала ребенку необходимо настроиться, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.

Стадия Вызова — учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию, задают вопросы.

  • Стадия Осмысления — получение новой информации, но не от учителя. Сопровождается действиями ученика.
  • Стадия Рефлексии — систематизация новой информации, полученных на стадии вызова.

  Приёмы ТРКМ интересны и весьма разнообразны. Сейчас мы познакомимся лишь с некоторыми из данных приёмов.

        Остановимся на методе «Кластер». Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другим, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. В результате появляется подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Система кластеров охватывает большее количество информации.

Виды работы с кластером:

  • составить кластер – опору (первичное составление);
  • восстановить подсказку (собрать рассыпавшийся кластер);
  • вставить в кластер недостающие элементы.

Следующий мой любимый прием, который я использую почти что на каждом уроке - это Синквейн. Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

а). На первой строчке записывается одно слово-существительное. Это и есть тема синквейна.

б). На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

в). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

г). На четвёртой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составление предложения в контексте темы.

д). На пятой строчке  слово-синоним или своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

  Такой синквейн, который мы составили, используется на уроках русского языка при изучении словарных слов:

Дорога

Узкая, извилистая

Ведёт, бежит, поворачивает

По широкой дорожке бегут дети.

Шоссе

 Использовать синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристики героя.  Ученики любят эти стихи, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя.

Илья Муромец

Могучий, храбрый

Ехал, сражался, победил

Всем людям радость дарил.

Герой

С синквейном можно работать по-разному:

  • самостоятельное (либо в паре, в группе) составление нового синквейна;
  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз  синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части(например, без указания темы-первой строки).

………………

Прямоугольный, равнобедренный.

 Рисуем, чертим, строим.

 Фигуру удобно чертить.

 Геометрическая фигура.

                                   (треугольник)

        Процесс написания синквейна очень нравится моим ученикам. Подобная работа обогащает словарный запас, подготавливает ученика к краткому пересказу, позволяет каждому ученику почувствовать себя творцом.

        Обучающее изложение в 3 классе на тему: «Грачи прилетели».

На стадии осмысления перед составлением чернового варианта учащимся было предложено задание написать синквейн на тему «Весна». Пример синквейна.

Весна

Звонкая, солнечная

Жить, смеяться, расцветать

Так ждем его прихода!

Капель.

        Мой опыт показывает, что синквейны активизируют коммуникативно-речевую деятельность на уроках в начальной школе.

Приём «Знаю - Хочу узнать — Узнал».

Прием “Знаю – хочу узнать – узнал” - это работа с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить первую графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Цель — развитие рефлексивности в процессе познания. Записывается в начале урока и проводится анализ по окончанию полученной информации.

Тема «Что такое почва?». Предмет — Окружающий мир, 3 класс.

В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме.

В колонку «Хочу узнать» вносят спорные вопросы и идеи. Затем ученики читают текст темы по окружающему миру «Что такое почва?», делают опыты и пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

Прием “Верите ли вы?”

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Предположение

Верно

Не верно

Верно

Не верно

Уменьшаемое – это число, которое вычитают

Вычитаемое – это число, из которого вычитают

Слагаемые – это числа, которые складывают

                        Приём «Чтение с остановками»

                        При подготовке к уроку учитель делит текст на законченные фрагменты. К каждому фрагменту готовятся вопросы: это могут быть вопросы на воспроизведение действий; задание – найти и подчеркнуть слова-действия; эмоциональное восприятие фрагмента и т.п. Текст читается по фрагментам, проводится анализ прочитанной части и высказываются предположения детей по дальнейшему развитию событий. Предположения могут быть самыми разнообразными, учителю не следует направлять их по замыслу автора. После прочтения очередного фрагмента радость испытывают те ученики, чье предположение совпало с текстом рассказа. Это еще больше активизирует детей при высказывании предположений по новым фрагментам текст.

                        Прием «Письмо к учителю»

                        Учитель предлагает учащимся написать «Письмо к учителю» (маме, инопланетянину, сказочному герою и т д)

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ

2. Больше всего запомнилось

3. Понравилось

4. Не понравилось

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ учит меня

        При работе с сюжетными текстами использую прием «Дерево предсказаний». На стрелочках-линиях школьники записывают объяснения своим версиям. Так они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

СТВОЛ ДЕРЕВА

1. Что будет дальше?

2. Чем закончится рассказ?

3. Что может произойти в рассказе с таким названием?

Фрагмент урока литературного чтения при знакомстве с рассказом «Стыдно перед соловушкой»

-Что может произойти в рассказе с таким названием?

-Как будут развиваться события дальше?

-Чем все закончится?

                        На эти же вопросы дети отвечают у себя в группах. Затем они озвучивают свои предсказания, а я их записываю на листках – получается дерево с ветками, на каждой из которых – листочки-предсказания. После прочтения сказки, вместе с классом выясняем, что из предсказаний подтвердилось, а что нет.

Применение данной технологии на практике позволило моим  детям  научиться умению выражать свои мысли, сотрудничать и работать в группе, аргументировать свою точку зрения и  учитывать точки зрения других, решать проблемы, работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний.



Предварительный просмотр:

Эссе  учителя начальных классов

Ооржак Азианы Сергеевны

«Я – учитель»

«Единственное счастье в жизни –

это постоянное стремление вперёд…»

Э.Золя

Учитель…. Как много в этом слове ноток любви, уважения и понимания. Нет на свете лучше  профессии, а главное нужнее. Главным в данной профессии является любовь к детям и желание отдать им частичку себя. Учитель – это человек с широкой душой и большим сердцем, влюбленный в свою работу и полностью посвятивший  себя детям.

Почему я выбрала профессию учитель?  Будучи ученицей начальных классов, я с восхищением наблюдала за своей первой учительницей – Алдын-кыс Алексеевной. Мне всегда хотелось быть похожей на нее, я  мечтала, что буду такой же красивой, доброй, умной, что меня будет окружать множество учеников. Выйдя за порог  любимой  школы и отправившись в  путешествие по школе жизни, я уже твердо решила, что хочу стать учителем.

Чем мне нравится моя профессия? Тем, что я нужна! 
Нужна своим ученикам каждый день, каждый час, каждую минуту… Входишь в класс, видишь глаза любимых учеников и понимаешь, что нет на свете ничего важнее. Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне своих любимых детей. 

 Приятно, когда выйдешь на крыльцо школы, а тебя уже окружила толпа детишек, и все что-то рассказывают, каждый стремится быть первым. Для меня моя работа-это смысл жизни. Ученики - это  цветочки, которые расцветают и преображаются. А мы помогаем им в этом.

Каким же должен быть учитель в этом стремительно меняющемся мире? Профессиональный стандарт педагога предполагает демонстрировать знание предмета и программы обучения, использовать специальные подходы к обучению, обязательное владения ИКТ-компетенциями, уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. На мой взгляд, путь учителя к педагогическому мастерству и повышению образовательного уровня начинается с целенаправленной работы над собой через самообразование. Самообразование – это постоянное стремление вперед. В процессе самообразования учитель совершенствует себя, свою работу, уровень самосознания, свободу выбора.

Я полностью согласна со словами Эмиля Золя: «Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперёд…». Эти слова послужили бы девизом каждого учителя в современном мире.

 Начальная школа - это настоящая чудесная кладовая знаний, это фундамент  воспитания и образования будущего человека. Это  возраст «почемучек», это  возраст зоркой и острой памяти. С какой радостью я каждый день встречаюсь со своими почемучками и фантазерами! И пусть порой мне с ними хлопотно, но проникать в их детский мир, слышать их – большое учительское счастье. Я, как учитель, призвана научить учеников самостоятельно добывать знания, находить правильные решения в тех или иных жизненных ситуациях. Именно в развитии детей, их самовоспитании, самосовершенствовании, самореализации я вижу свое предназначение как педагога.

Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно.

"Что школа для тебя?" - вы спросите с улыбкой.

 "Мой дом, - отвечу я, - и первый, и второй.

 Моя семья - не будет здесь ошибки:

Все так перемешается порой."

Опять звенит звонок, опять мои уроки,

На перемене - шум и теснота.

Как все привычно: планы, тесты, сроки,

Журнал, конспекты, двойки, суета...

Ах, школа, школа, ты и смех и слезы,

Боль неудач и блеск моих побед.

Но я, пройдя твои шипы и розы,

Усвоила навек: ученье свет.

И так за годом год, за кругом круг:

Встречают в сентябре и провожают в мае.

 Так много было встреч и столько же разлук.

Поразмышляв обо всем, я прихожу к выводу, что современный учитель - это профессионал и личность одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане, так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях.