«Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования"

В сообщении дается информация о видах поурочного контроля, его особенностях, применении на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Эффективная организация поурочного контроля как средство системного подхода повышения качества образования

Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда вызывали живой интерес педагогов.

Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, чтобы его душевные силы были в наивыгоднейших условиях. Еще  Л.Н.Толстой выделял  причины, которые вытеснили действительную суть образования, подменив ее ложными основаниями. Ложные, но ощутительные, эти основания следующие: первое и самое употребительное - ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным; второе- ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье- ребенок учится для того, чтобы быть  лучше других; четвертое- ребенок или молодой человек учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете.

Существует много мнений  противников отметок. Вот некоторые из них.

  1. Система отметок имеет тоже значение, что и некогда розга- значение вечного « дамоклова меча» над головой ребенка. Это тоже оружие, но более утонченное, облагороженное, но не менее гнетущее. При помощи балла преподаватель старается карать или поощрять ученика, а в результате в детях заглушается естественное стремление к знаниям, и они начинают учиться ради балла.
  2. Последствия применения отметок неблагоприятны. Обязательная постановка отметок за ежедневные ответы учащихся незаметно превращает каждый урок в экзамен.
  3. Отметки ухудшают отношения междуобучаемыми и обучающимися, отделяют учителя от учащихся, создают почву для постоянных столкновений, вызываемых обоюдным недоверием.
  4. Под гнетом системы отметок ученик испытывает постоянное чувство тревоги, страха, у слабых натур это подавленное состояние может вызвать настоящие психозы и привести к самым прискорбным последствиям.
  5. Часто бывает непонятно, что вообще фиксирует отметка. Учителя совершенно различно смотрят на само значение классной отметки: одни выставляют ее за один выученный урок, другие- за знание нескольких тем, третьи примешивают сюда оценку поведения, внимания, способностей ученика и т.д.
  6. Баллы являются негодным средством для установления связи семьи со школой: молчаливая цифра ничего не может сказать родителям, но может вызвать гневную реакцию, если не соответствует их ожиданиям.

Минусов и недостатков много.  Но как- бы то ни было, оценивать ученика мы должны на каждом уроке.

Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала; носит обучающий характер; результаты поурочного контроля дают возможность учителю вовремя реагировать на недочёты, выявлять их причины и принимать необходимые меры к их устранению, возвращаться к недостаточно освоенным способам, операциям и действиям, ликвидировать пробелы в знаниях.

Поурочный контроль проводится с целью проверки усвоения учащимися программного материала на уроке. Он имеет стимулирующее, воспитательное и корректирующее значение. Количество отметок за урок и периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется учителем в зависимости от специфики предмета, методов, форм и технологий преподавания, психо-физиологических особенностей возраста учащихся

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Типы контроля

В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

 

 

Виды контроля

Виды контроля

        Содержание        

Методы

Вводный

Уровень знаний школьников, общая эрудиция.

Тестирование, беседа, анкетирование,наблюдение.

Текущий

Освоение учебного материала по теме, учебной единице.

Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

Коррекция

Ликвидация пробелов.

Повторные тесты, индивидуальные консультации.

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач.

Представление продукта на разных уровнях.

Методы контроля.

Устный опрос

На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и индивидуальной проверки.

При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется для:

  • выяснения готовности класса к изучению нового материала,
  • определения сформированности понятий,
  • проверки домашних заданий,
  • поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке,
  • при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.

Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессах.

В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее действенными приемами которой являются:

  • обращение с вопросом ко всему классу,
  • конструирование ответа,
  • рецензирование ответа,
  • оценка ответа и ее обоснование,
  • постановка вопросов ученику самими учащимися,
  • взаимопроверка,
  • самопроверка.

Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.

Письменный контроль

Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.

Диктант

Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к восприятию нового.

Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися.

Зачет

Зачет проводится для определения достижения конечных результатов обучения по определенной теме каждым учащимся. Перед началом изучения материала учащиеся знакомятся с перечнем вопросов и обязательных задач по теме, а также дополнительными вопросами и задачами. Иногда целесообразны закрытые зачеты, когда учащиеся получают вопросы и задания непосредственно во время проведения зачета. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех знаний и умений учащихся.

Необходимость такого тематического контроля обусловлена тем, что для каждого ученика характерен определенный темп овладения учебным материалом. А потому обычные контрольные работы, в которых трудно учесть должным образом индивидуальные особенности учащихся, могут оказаться недостаточными для того, чтобы судить, достигнуты ли планируемые результаты обучения.

Зачет - это одна из основных форм контроля в старших классах.

Тематические зачеты должны быть дифференцированными, чтобы ученик мог самостоятельно выбрать уровень зачета. Учитель решает, основываясь на результатах прошлых или промежуточных контрольных мероприятий, какие знания и умения целесообразно проверять у какого ученика: всем даются индивидуальные задания. Ученик может решать задачи, потом делать лабораторную работу, а затем беседовать с учителем.

Самостоятельная работа

Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.

Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без помощи учителя.

Контрольная работа

Контрольные работы проводятся с целью определения конечного результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного вида.

С помощью промежуточной контрольной работы учитель проверяет усвоение учащимися материала в период изучения темы.

Итоговая контрольная работа проводится с целью проверки знаний и умений учащихся по отдельной теме, курсу.

Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении учащиеся не ограничены временем, могут использовать любые учебные пособия, проконсультироваться у учителя, родителей, одноклассников. Каждому ученику дается свой вариант работы, в который включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности.

Практическая работа

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа, которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.

Лабораторная работа

Лабораторная работа - достаточно необычная форма контроля, она требует от учащихся не только наличия знаний, но еще и умений применять эти знания в новых ситуациях, сообразительности. Используется лабораторная работа для закрепления определенных навыков с программными средствами, когда кроме алгоритмических предписаний в задании учащийся может получать консультации учителя.

Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.

Тест

Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний. Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что учителя все чаще и чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами, к тестам.

Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.

Различают следующие виды тестов.

Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них школьник выбирает тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую ученик может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.

 

Анализируя результаты изучения адаптации учащихся при переходе в основную школу в 5 «а» классе, проведенные центром психолого-медико-социального сопровождения, я обратила внимание на следующие моменты.

Ученики называют трудности, которые они испытывают:

А) не знаю, как учить параграф.

Б)  Не успеваю запоминать новый материал

В)  сразу после объяснения учитель спрашивает

Г)  испытываю большие трудности в пересказе параграфа.

Думаю,что трудности,обозначенные учащимися при анкетировании, заставляют нас, учителей, задуматься над более эффективными способами организации самого урока и поурочного контроля. Самым первым, простейшим должна быть работа с учебником. Существует множество вариантов использования работы с учебником как первым источником знаний для детей.

Приемы работы с учебником на уроке  географии разнообразны и могут быть сведены в группы:

 1) работа с текстом;

 2) работа по вопросам и заданиям;

3) работа с иллюстрациями;

 4) работа с цифровыми показателями

 5) составление таблиц и др.

Эти виды работ  должны быть оценены  учителем.

Самостоятельная работа.

При подготовке учителем самостоятельной работы учащихся необходимо продумать, как предлагать учащимся задание, как инструктировать их перед работой. На примере одного урока хочу показать, какие виды самостоятельной работы с учащимися можно провести.

Тема « Рельеф Земли», 7 класс.

  1. Вопросы на проверку знаний терминов и фактического материала.

- Что такое литосфера?

- Какие виды земной коры вы знаете?

- Что такое сейсмические пояса?

2. Задания на проверку понимания закономерностей.

- Приведите доказательства, подтверждающие движения литосферных плит

3. Задания на понимание причинно- следственных связей.

- Где в Евразии много вулканов?

- Объясните факт наличия большого скопления вулканов в этом районе.

4. Задания на проверку умений работать с картой.

- Покажите на карте районы расхождения и схождения литосферных плит.

5. Задания на творческое применение полученных знаний.

В 1968 году американским ученым удалось взять пробы грунта вдоль срединно- океанического хребта. Они установили, что возраст пород различен: чем дальше от оси хребта, тем…

6. Задание на работу с контурными картами.

- отметить в контурных картах полезные ископаемые соответствующими знаками.

Практические работы

Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа.

Практические работы являются неотъемлемой частью урока географии, и как следствие, должны быть соответственно оценены. В начале каждого учебного года знакомлю учащихся с требованиями, предъявляемыми при оценивании практических работ.

Виды практических работ:

  1.  По анализу данных сделать вывод
  2. Нанесение географической номенклатуры
  3. Работа путем наложения нескольких карт
  4. Занесение данных в таблицу
  5. Анализ диаграмм, таблиц и выводы по ним.

За выполнение каждой программной практической работы ученику выставляется оценка.

В заключении хочу сказать о недочетах, которые есть у меня при организации поурочного контроля:

  1. В погоне за количеством оценок, особенно при выполнении проверочных, контрольных, тестовых работ забываю о ученике, его индивидуальности.  Оценки стоят по письменным работам, а устных ответов нет.
  2. Использование карточек, особенно разноуровневых проходит очень редко. Чаще - фронтальный опрос.
  3. Не всегда успеваю оценить ответ ученика, прокомментировать  и выставить оценки.

Заключение

В конечном итоге овладение методиками системного контроля, педагогический мониторинг обученности учащихся и анализ деятельности позволяет преподавателям проанализировать свою объективность в выставлении оценок, скорректировать свою педагогическую деятельность, чтобы сделать оценку мощным средством организации коллектива, развития целеустремленности, трудолюбия, честности, а также внимания и прилежания.


Учитель в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и так далее), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля.


Учитель должен уметь сделать процесс обучения не только эффективным, но и интересным для детей. Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в обучении, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.