ЕГЭ по русскому языку Задание А3

 

ЗАДАНИЕ А3

Знакомим учащихся с типом задания:

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

Записываем ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание. Таблицы необходимо распечатать и раздать каждому ученику, предварительно оговорив, что при решении первых тестов ими можно будет пользоваться, и посоветовав не учить таблицы, а читать их перед каждым пробным тестом.

1.      Окончания существительных во множественном числе:

С окончанием -а (-я)

С окончанием -ы (-и)

адреса

борта

векселя

директора

доктора

егеря

желоба

жернова

катера

колокола

купола

кучера

острова

отпуска

паспорта

перепела

повара

погреба

профессора

сорта

стога

сторожа

терема

фельдшера

якоря

авторы

аптекари

бухгалтеры

выборы

договоры

инженеры

лекторы

лидеры

конструкторы

конюхи

ораторы

офицеры

приговоры

ревизоры

снайперы

стажёры

шофёры

 

2.      Окончание существительных в родительном падеже множественного числа

с нулевым окончанием

с окончанием -ов (-ев)

англичан

армян

болгар

грузин

румын

татар

туркмен

цыган

турок;

 

партизан

солдат

гусар

драгун;

 

валенок

сапог

чулок

ботинок

погон;

 

ампер

ватт

вольт;

 

колен

плеч

чисел

кресел

кухонь

басен

песен

барышень

деревень

полотенец

вафель

туфель

свадеб

усадеб;

 

брызг

брюк

бус

каникул

макарон

носилок.

киргизов

казахов

узбеков

монголов

таджиков

якутов;

 

платьев

носков;

 

метров

граммов

килограммов

гектаров

рельсов;

 

апельсинов

мандаринов

помидоров

томатов

баклажанов

лимонов.

 

3.      Склонение числительных

Умение склонять числительные сопоставимо с балетом: оно либо дано человеку, либо нет. Многие сильно мотивированные ученики честно учили многочисленные таблицы со склонением числительных в средней школе. Но многие ли из них УМЕЮТ правильно склонять несчастные числительные? Мне регулярно приходится слышать из уст дикторов Центрального телевидения ужасные для слуха словесника фразы, типа «на митинг собралось более пятиста человек»…

Чтобы не отпугнуть детей, советую дать им всего 2 небольших совета:

1)      Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется.

2)      Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорокА, девяностА, стА.

 

4.      Склонение числительного «ТЫСЯЧА»: числительное «тысяча» имеет в косвенных падежах такие же окончания, как существительные 1 склонения. Чтобы проверать правильность написания, подставьте вместо «тысяча» слово «земля» (сущ.1 скл. с ударным окончанием).

При склонении числительных 1976, 2359 и т.д. склоняется каждое слово.

5.      Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные обозначают несколько предметов как одно целое: двое, трое, четверо, пятеро и т.д.

Собирательные числительные сочетаются НЕ со всеми существительными:

можно

нельзя

с сущ., обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое мужчин

с сущ., обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое женщин

две подруги, три женщины

с сущ., обозначающими детенышей животных: пятеро щенков

с сущ., обозначающими взрослых животных: пятеро собак

пять собак

с сущ., имеющими только форму множественного числа: двое брюк

 

с сущ. ДЕТИ, ЛЮДИ, РЕБЯТА

 

 

6.      Простая и составная форма сравнительной степени прилагательных

 

Простая форма

Нельзя совмещать две формы!

Составная форма

Сравнительная степень

выше

красивее

более выше

менее красивее

более высокий

менее красивый

Превосходная степень

высочайший

красивейший

самый высочайший

наиболее красивейший

самый высокий

наиболее красивый