Мои публикации

Серова Ирина Евгеньевна

Методическая работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ в начальной школе»

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить учащегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль играет внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный и воспитательный процесс, появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Главная цель внедрения ИКТ -появление новых видов учебной деятельности. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в учебный процесс.

Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», стало определяющим в моей работе. Для реализации этой цели возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий. О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербальнологическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей ее переработки; если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом ее культуры. На протяжении многих лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. Особое место в моей работе отведено проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя,  в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Л. П. Виноградова, исследуя особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста, выделила следующие ее этапы, соответствующие этапам исследовательской деятельности вообще:

- выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

- поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;

- подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, книга и т.д.);

- защита проекта.

Задачи проектно – исследовательской деятельности:

- Совершенствование и развитие научного творчества и инициативы

- Привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации

- Изучение основ научного познания и исследовательских методов

-Повышение интеллектуального потенциала, расширение научного кругозора в различных областях знаний

- Формирование логического и аналитического мышления.

Общеучебные умения и навыки,   формирующиеся в проектно-исследовательской  деятельности:

Рефлексивные  

Поисковые (исследовательские)

Умения и навыки работы в сотрудничестве  

Менеджерские 

Коммуникативные  

Презентационные 

Умение отвечать на незапланированные вопросы.

Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты. Проектно-исследовательская  деятельность осуществляется самостоятельно учащимися  под руководством  учителя-руководителя.  Возможность применения в работе не только учебного, но и жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся. Организация  исследования с использованием  ИКТ, прежде всего, зависит от оснащенности кабинета начальных классов компьютерной техникой и сетевым доступом в Интернет. Оптимальным представляется вариант, когда в кабинете начальных классов 1-2 компьютера в рабочей зоне класса. В этом случае учитель может при составлении плана любого урока предусмотреть этап, когда несколько учеников будут поочередно или, работая в группе, выполнять задания на компьютере. Такая модель позволяет в значительной мере использовать индивидуальный подход в работе с учащимися. Индивидуальная деятельность за компьютером может быть использована в работе со слабыми учащимися, например, для обработки определенных навыков; в работе с сильными учащимися, например, для индивидуального исследования различных учебных моделей или создания мультимедиа сочинения; в групповой работе. С помощью ИКТ я организую такие  формы  работы, как: защита учащимися творческих  работ, сопровождение докладов и сообщений. Во внеурочное время использую  ИКТ  в подготовке учащихся к олимпиадам, дистанционным конкурсам (при подготовке к участию в образовательных инициативах различного уровня), а также в создании презентаций к творческим  работам. В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. С огромным интересом они участвуют в исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности.

 Самостоятельный опыт проектной деятельности ребята моего класса получили, готовясь к школьной научной конференции во 2 классе. К этому времени в роли помощника и советчика стали выступать и родители учащихся. Их, задача - не ограничивать самостоятельную творческую активность ребёнка, а выступать в роли консультанта. Работа над проектами в классе ведётся как индивидуальная, так и групповая. В классе эффективно реализованы следующие типы проектов:

- творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в инсценировках, выпуск книжек-малышек, создание фильма и т. д.), которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развить свои способности;

- ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и позволяющие младшим школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким образом, мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие аналитическую работу с полученной информацией;

- практико-ориентированные (прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

- исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления.

В результате за 3 года обучения учащимися были подготовлены к защите 48 проектов на различные темы. Ежегодно 96 % учащихся класса принимают участие во Всероссийском  фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» проводимым Издательским домом «Первое сентября». Цель фестиваля - организация единого открытого информационного пространства для публикации работ учащихся учреждений начального, среднего, среднего специального, профессионального и дополнительного образования, выполненных под руководством педагогов. Под моим руководством за 2 года учащимися класса разработаны и представлены на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» г.Москва 25 исследовательских и творческих работ учащихся. http://portfolio.1september.ru/person.php?id=100-705-140 На протяжении 3-х лет ребята моего класса с удовольствием участвуют и побеждают в ежегодном городском конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «Что? Откуда? Почему?». В течение трёх лет ребята занимают почётное II место: Сумин Фёдор в номинации «Механизмы, которые помогают жить людям» тема его работы «Фантазируя, творю!». Лопарев Даниил  в номинации «Сокровища Земли», тема его работы «Выращивание арахиса в домашних условиях». Анисимов Виктор в номинации «Сокровища Земли», темы его работ «Дыхание города Ставрополя» и «Выращивание дуба в домашних условиях». Эти исследовательские работы проводились совместно с доцентом кафедры биологии Ставропольского государственного университета, кандидатом биологических наук Ржепаковским И. В., который любезно согласился выступить в роли научного консультанта. Сейчас мы продолжаем это сотрудничество и готовим новую исследовательскую работу «Выращивание ели из семени». Каждый учащийся моего класса выполняет проект по своим силам и интересной для него теме. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности младших школьников являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и других образовательных инициативах. Важен сам процесс участия в учебной или творческой работе. У ребят появилась потребность в творческом самовыражении, стремление быть полезным классу, школе, семье. В результате такой работы у младших школьников к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика):

Учебно-познавательные компетенции: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.

Информационные компетенции: Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов.

Коммуникативные компетенции: Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы. Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь».

Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде. Именно проектно-исследовательская деятельность позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.



Предварительный просмотр:

МК-3-411

ПИТАНИЕ – ОСНОВА ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

И.Е.Назарова

Муниципальное общеобразовательное учреждение кадетская школа имени генерала Ермолова А.П. г.Ставрополь, Российская Федерация

За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. Питание - один из факторов среды обитания, оказывающий непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Недостаточное поступление питательных веществ в младшем школьном  возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни. Большую работу по сохранению здоровья учащихся проводит педагогический коллектив МОУ кадетской школы.  В школе составлен план мероприятий по пропаганде здорового питания,  который включает в себя ряд мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни детей и подростков, вопросы культуры питания и его организации. В начале учебного года планируется работа по данному направлению среди педагогов (классных руководителей, воспитателей ГПД, офицеров-воспитателей), учащихся школы, организовывается работа по расширению форм услуг для учащихся и их родителей, а также проводится организационно-аналитическая работа. В школе создан Совет по питанию, в состав которого входят члены администрации, школьный врач, педагог ответственный за питание учащихся в школе, родители, классные руководители и кадеты из актива школы. Члены Совета контролируют санитарно-гигиеническое состояние столовой, проводят просветительскую работу по пропаганде ЗОЖ и основам рационального питания, контролируют дежурство в столовой, наличие графиков дежурства учителей и дежурных по школе, организацию диетического питания, проведение бракеража готовой продукции, качества приготовленных блюд и т.д. В школе также работает бракеражная комиссия. На общешкольных родительских собраниях вопрос организации питания один из самых важных. Для родителей проводится анкетирование «Школьное питание глазами родителей» с целью выяснения устраивает ли их организация питания в школе, работа школьного Совета по питанию, удовлетворены ли они санитарным состоянием столовой, качеством приготовления пищи, работой школьной столовой. Для учащихся, нуждающихся в диетическом питании, в меню школьной столовой имеется ассортимент диетических блюд. Наша школа с  военно-спортивным направлением, поэтому учащиеся должны питаться через каждые 3,5 – 4 часа. В связи с этим составлен график приёма пищи в школьной столовой. Учащиеся 1-11 классов обеспечены 100 % горячим питанием. Этот результат достигается только при слаженной работе администрации школы, классных руководителей и родителей учащихся. Администрация школы проводит целенаправленную работу по организации горячего питания в школе. Ежемесячно на совещаниях при директоре заслушиваются вопросы организации и развития школьного питания. В конце каждой учебной четверти подводится анализ охвата горячим питанием учащихся школы, подводятся итоги конкурса на самый активный класс по организации питания. В школе стали традиционные мероприятия, направленные на укрепление здоровья учащихся, на обучение основам здорового питания и культуре питания учащихся: «Правильное питание – залог здоровья», «Азбука здорового питания». Традиционными стали классные часы по темам: «Режим дня и его значение», «Культура приема пищи», «Острые кишечные заболевания и их профилактика», «Витамины – наши друзья», викторины «Питание и твое здоровье», «В дорогу за здоровьем»; «Здоровое питание – здоровая нация», «Физкультура, спорт и питание», утренники для учащихся 1-4 классов «Путешествие в страну питания», «Его Величество этикет», «Правила поведения за столом», конкурсы газет и рисунков «О вкусной и здоровой пище», конкурс сочинений на тему «Здоровье это…». Среди учащихся 1-4 классов конкурс рисунков на тему «Станция Витаминкино». Среди учащихся 5-7 классов конкурс «Мы – будущие хозяюшки», викторина на тему «Полезно! Вредно!». Создан агитпоезд «Здоровье», школьные и классные санитарные посты. В школе совершенствуются новые формы по организации питания. В школьной столовой в будущем планируется проводить праздники классных коллективов: День именинника, праздничные огоньки, конкурсы с привлечением родителей и общественности. Работники школьной столовой с удовольствием участвуют во внеклассной жизни коллектива. Мучные изделия, приготовленные ими, являются призами на спортивных соревнованиях, конкурсах, эстафетах. Заведующая производством школьной столовой частый гость на совещаниях классных руководителей, на которых педагоги выходят с предложениями, рекомендациями, пожеланиями учащихся и родителей. В школьной столовой составлено меню свободного выбора. Так, например, ежедневно учащиеся к основному обеду имеют возможность выбрать понравившееся блюдо из 3-4 предложенных вариантов. Анализ охвата горячим питанием показывает, что совместная работа педагогического коллектива, родителей, работников школьной столовой даёт положительный результат. Снизились показатели заболеваемости учащихся, кадеты обеспечены питанием высокого качества, создана система контроля за качеством и безопасностью используемого сырья и производственной продукции, проводится обучение школьников и родителей основам знаний здорового питания.



Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ РЕЖИМОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ

                                                                                       Назарова И.Е., учитель начальных классов   МОУ кадетская школа имени генерала Ермолова А.П.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Двигательная активность - ведущий фактор роста, развития и формирования здоровья детей младшего школьного возраста. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка; двигательная активность в значительной степени определяет его физическое развитие, уровень функциональных возможностей, физической подготовленности и работоспособности. Поэтому в настоящее время среди проблем по осуществлению физического воспитания важной является проблема организации оптимального двигательного режима младших школьников. Условия обучения и воспитания в кадетской школе позволяют оптимизировать двигательную активность и повысить её профилактическую и оздоровительную эффективность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни. Современные условия обучения и воспитания характеризуются интенсификацией учебного процесса, повышением объёма учебных и статических нагрузок, что создаёт серьёзные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма в двигательной активности, пребывании на свежем воздухе. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у младших школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность.  Одним из важнейших показателей, характеризующих организацию учебно-воспитательного процесса, его адекватность и эффективность, являются показатели режима дня, общей и учебной активности учащихся. Режим дня — это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учётом возраста и состояния здоровья. В основе рационального режима лежат динамика функционального состояния школьников в течение учебного дня, недели, года. Правильно организованный режим дня сохраняет здоровье, создаёт условия для повышения учебной мотивации, способствует нормальному развитию ребёнка. Режим дня учащихся кадетской школы предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. При составлении режима дня младших школьников учитывались следующие основные компоненты: учебные занятия в периоды оптимальной работоспособности в школе; приготовление уроков дома; отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; регулярное и достаточное питание; гигиенически полноценный сон. Кроме того, в режиме дня отведено время для свободных занятий по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт, самообслуживание, помощь семье). В упорядочении двигательного режима школьников должны быть естественно заинтересованы и родители. Учителя информируют родителей о тех знаниях, которые получают их дети и следят за тем, чтобы они обязательно выполнялись. Так упражнения на ловкость и силу используем как дополнение к утренней гимнастике; упражнения, предупреждающие и исправляющие различные отклонения от нормального развития костно-связочного аппарата, выполняем на уроке в ходе физкультминуток. Другие упражнения совмещаем с прогулками, пребыванием на спортивной площадке. Правильное, регулярное выполнение заданий по физкультуре оказывает благоприятное влияние на здоровье младших школьников. Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления). В то же время игра требует от ребёнка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения. В режиме учебного дня учителями начальных классов рационально используются перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приёмы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают работоспособность организма. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определённый эмоциональный подъём. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок. Учащихся надо учить играть: практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приёмы, выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять её значение для укрепления здоровья. Особое значение приобретает достаточное наличие чётких правил. Они упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков. Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры. От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке. Организованная двигательная активность также осуществляется в группе продлённого дня. После уроков дети обедают, идут на прогулку в лесопарковую зону школы, где проводят время, активно отдыхая от учебных занятий. Младшим школьникам полюбились простые, уже зна комые детям, командные игры средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей; игры-ат тракционы, задания с попаданием мяча в баскетбольное кольцо или в цель, подбра сывание колец и т. п. Не используем в своей работе игры, но сящие остроконфликтный характер, вызы вающие большой игровой азарт («Борьба за мяч», «Перестрелка»), после таких игр  у детей наблюдается чрезмерное воз буждение, неблагоприятно отражающееся на дальнейшей деятельности. Такие игры мы проводим в рамках соревнований, весёлых стартов во внеурочное время. Систематически в группе продлённого дня проводим «час здоровья» на пришкольном участке или в близлежащей территории школьного леса. Это подвижные игры и эстафеты. Структура «часа здоровья» такова, что постепенно, да вая сначала лёгкие упражнения, подводит детский организм к выполнению основного задания, к игре с большой интенсивно стью. После чего идёт постепенное снижение нагрузки. Заканчиваем активные игры, и упражнения за 7 минут до возвращения в класс. За это время у детей снижается частота пульса, нормализуется дыхание, они успе вают умыться, привести себя в порядок, под готовиться к выполнению домашних заданий. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобретение более широкой власти как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством. Совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении всего этого периода, наделяет их чувством «Я могу» и, безусловно, оказывает мощное воздействие на формирование «Я-концепции» школьника, его самооценки. Хорошее владение своим телом во многом определяет социальный статус ребёнка (в большей мере это характерно в мальчишеской среде в условиях кадетской школы).