уроки по ФГОС

технологические карты уроков и презентации к ним

Скачать:


Предварительный просмотр:

7  класс

РУССКИЙ ЯЗЫК

Технологическая карта урока

ТЕМА «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

ЦЕЛЬ УРОКА:

научить учащихся правильному написанию производных предлогов;
отличать производные предлоги от синонимичных частей речи;

правильно употреблять в речи производные предлоги.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, исследование, наблюдение, упражнение, творческая работа.

Планируемый результат

Предметные умения

  • уметь  отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;
  • уметь правильно писать производные предлоги;
  • уметь подбирать предлоги – синонимы;
  • уметь составлять предложения с предлогами;
  • уметь правильно употреблять в речи производные предлоги
  • уметь составлять заявление в официально-деловом стиле

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература  

Фронтальная, в парах, в группе,  индивидуальная

1. Русский язык 7 класс. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А

Организационный момент. Самоопределение к           деятельности

Личностные : самоопределение;

регулятивные : целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

I этап. Мотивация к деятельности

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы

    Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова,  как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий.  Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея.

    Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

1) Что произошло с предлогом  в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает  нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

Мы должны помочь  героям этой лингвистической сказки  «поставить все на место».  Что для этого нам надо знать и уметь? (Уметь правильно писать производные предлоги и отличать их от других омонимичных частей речи)

II этап. Учебно – познавательная деятельность.

Последовательность  изучения

Обучающие  и развивающие задания и упражнения на «знание» (З),

«понимание» (П), «умение» (У)

УУД

Актуализация знаний

Цель – повторить и закрепить ранее изученный материал о предлоге

Но прежде мы повторим материал, изученный на прошлых уроках.

  • Что называется предлогом? (Предлог — служебная, часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении.)
  • Для чего служит предлог? (Для выражения различных отношений.)
  • Какие отношения выражает? (Временные - приехать под вечер; причинные - не приехать из-за болезни; пространственные – приехать в город; целевые – приехать для переговоров и др.)
  • На какие две группы по происхождению делятся предлоги?

( Производные и непроизводные.)

  •  Почему непроизводные предлоги так называются?

( Непроизводные предлоги – это предлоги, которые  всегда относились к этой части речи)

  • Приведите примеры . ( Без, в, к, за, из).
  • Какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи: существительных, наречий, деепричастий)
  • Приведите примеры . ( Благодаря, в течение, вопреки).
  • Какие непроизводные предлоги пишутся через дефис? (Из-за, из-под, по-над, по-за)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

личностные: положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Цель – учить школьников правильно  употреблять  предлоги в речи

Перепишите, исправляя, где необходимо, ошибки в употреблении предлогов (У)

1)      Мы встретимся по окончанию фильма.

2)      По прошествие часа машина выехала на мостовую.

3)      Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город.

4)      По приезду домой мы принялись разбирать вещи.

5)      Благодаря болезни я не был в театре.

6 )     Согласно графика мы управились во время. 

Постановка учебной задачи

Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи

Наблюдение  (З)

Посмотрите на доску и прочитайте словосочетания:
Был в течени
е дня – находиться в течении реки
Находилась в продолжени
е лета – написано в продолжении книги
Сказал в заключени
е выступления – декабристы находятся  в заключении 
Приобрёл вследстви
е болезни – обнаружились в следствии об аварии

Что Вы наблюдаете? (Одинаково слышащиеся слова пишутся по-разному)

 Исходя из Ваших наблюдений, сформулируйте тему и цели нашего урока.
( Правописание производных предлогов. Цели: уметь отличать производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение, вследствие от существительных; правописание предлогов) 

Личностные: целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности;

регулятивные : формированию действий целеполагания;

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели;

логические-формулирование проблемы

Построение проекта выхода из затруднения

Цель –учить школьников различать производные предлоги и омонимичные части речи; правильно писать производные предлоги

Исследовательская работа (П)
Запишите предложения в тетради и на доске:
а) В течении этой горной реки встречается много непроходимых порогов.
б) В течение нашей мирной жизни неожиданно ворвалось тревожное известие.
в) В течение часа необходимо решить контрольную работу.

г) В продолжение трех лет он писал книгу.

д) В продолжении книги появляются новые герои.
Посмотрите, от каких членов предложения зависят эти первые слова, выделите словосочетания, определите падеж, где это возможно:
Встречается (где? В чем?) в течении (предложный падеж существительного течение). Речь идёт о течении реки.
Ворвалось (куда? Во что?) в течение (винительный падеж существительного течение). Речь идёт о течении жизни.
Решить ( когда? за какое время? в течение чего?) в течение часа. Речь идёт о времени. Выражение можно заменить синонимичным сочетанием с предлогом  за час.
Сделайте вывод.
Вывод: в третьем предложении перед нами предлог, образованный из сочетания существительного с предлогом .( Предлог- неизменяемая служебная часть речи, значит всегда пишется одинаково, к нему часто можно подобрать синонимичный предлог: в течение суток- за сутки, в течение жизни- за жизнь, в течение некоторого времени- за некоторое время. Предлог имеет временное значение. К предлогу нельзя поставить вопрос, он не является членом предложения. На конце производного предлога пишется –Е.

Написание существительных в 1 –м и 2- м предложениях зависит от падежа.

Аналогично объясняем правописание предлога в продолжение, который по смыслу равен предлогу в течение.

Используйте  рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:

Предлоги в течение и в продолжение
Нам говорят о движении времени.
Спроси: как долго? или когда?
В конце пишем е и раздельно всегда.

Вследствие  снегопада машины не пошли в город.

В следствии  по делу допущен ряд ошибок.

(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).

Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.

Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:

Вследствие снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие - предлог, пишется слитно с -е на конце слова.

Но: В следствии  по делу допущен ряд ошибок.

(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.

Вследствие – из-за,
ясно вполне:
слитно напишем,
конечная – е.

Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

регулятивные : планирование, прогнозирование;

познавательные: моделирование,

 логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами

     Работа с таблицей. (П)                        

 Все производные предлоги не имеют лексического значения, к ним нельзя поставить вопрос, они не являются членами предложения и могут иметь синонимичную замену. Посмотрите на таблицу .      

  Производные предлоги

Слитно

Раздельно

Ввиду (болезни) = из-за.

в виде (варенья)

вместо (себя) = за

в качестве (сувенира)

впереди (отряда) = перед

в продолжение (отпуска) = около

вроде (помощника)  = наподобие

в связи с (болезнью)

вслед (уходящим) = за

в течение (месяца) = около

вследствие (ошибок) = из-за

в целях (самообороны)

навстречу (друзьям) = к

за счет (перегрузки)

наподобие (шляпы)  = вроде

по мере (приближения)

напротив (гостиницы)

Не путать! Наречие впоследствии

насчет (отпуска)   = о                                                Но: иметь в виду. (сущ.)

посреди (поля)                                                            

сверх (меры)

несмотря на = хотя                                не смотря на (дееприч.) = не глядя

невзирая на = хотя

Первичное закрепление

Цель – учить школьников заменять производные предлоги синонимами

Пользуясь таблицей, замените производные предлоги непроизводными: (П)

Вследствие положения (из-за); в течение дня (за); спустя несколько лет (через); ввиду приближения каникул (из-за); пробираться сквозь заросли (через); сидеть возле костра (у). послать вместо себя (за), идти навстречу другу (к),играл  в продолжение часа (около)

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

Здоровьесберегающие технологии 

(Стих + физкультминутка – действия придумывает учитель)

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твердо знать урок –

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

Что значит ПО?

Что значит ЗА?

И ЗА и ПО – предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач

Цель – учить школьников правильно писать производные предлоги, отличая их от омонимичных частей речи

Орфографическая разминка «Не верь ушам своим» (У)

Спишите  предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.

  1. Шли по долине в течени… целого дня.
  2. В течении… реки следует опасаться водоворотов.
  3. Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .
  4. Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.
  5. В течени… дня река неузнаваемо изменилась.
  6. В продолжени… романа появляются новые герои.
  7. В продолжени… часа слышались шорох и шепот.
  8. В быстром течени… реки мелькнула лодка.

(В)следстви… непогоды мы задержались в пути.

( ключ к упражнению на слайде)

Личностные: способствовать проявлению самостоятельности в разных видах  деятельности.

Коммуникативные: Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения.

Регулятивные: Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания. Анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Познавательные: развитие стратегии смыслового чтения и работы с информацией

Выборочное списывание (У)

Задание:

  • I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными.
  • II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.

Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку.

(Предложения представлены на слайде)

  1. В продолжени… двух дней мои дела продвинулись.
  2. (В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.
  3. Он участвовал (в)следстви… о подж…ге как свидетель.
  4. В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.
  5. В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.
  6. Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.
  7. Постройте схему последнего предложения.

Цель – учить школьников правильно употреблять производные предлоги в речи

Употребление производных предлогов в речи (У)

 Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?

(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).

– Перед вами отрывок из повести Ф. Искандера. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

В  течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением:
Директору транспортной конторы
Прошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.

Личностные: формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Цель- учить школьников составлять заявление в официально-деловом стиле

Корректировка текста. (У)

– Прочитайте заявление, которое написал мальчик. Какие нарушения допущены при оформлении заявления? Напишите заявления в исправленном виде. Для этого придумайте фамилию, имя и отчество директора транспортной конторы, а также фамилию, имя, отчество и адрес мальчика. Необходимо ли в заявлении такого типа указывать причину просьбы?

(Учащимися записывается заявление в исправленном виде с соблюдением определенного стандарта, обязательного в его оформлении).

III этап. Интеллектуально – преобразовательная деятельность

Цель – установить степень усвоения учащимися изученного материала

Создание собственного текста. (У)

(Работа в парах)

– Только ли в официально- деловом стиле могут использоваться производные предлоги?

В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Февраль в деревне Софьино»

Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.

Вариант созданного текста.

Из сводки погоды

В деревне Софьино в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.

И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.

Личностные: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать действия по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества; брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

Рефлексия деятельности

Цель – подвести  итоги урока.

Итоги и рефлексия (У)

А теперь вернемся в начало урока и вспомним героев сказки и ответим на поставленные вопросы:

 1) Что произошло с предлогом  в течение в тетрадях мальчиков?

2) Как помогает  нам текст отличить производный предлог от омонимичной формы – имени существительного с предлогом?

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока? 

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? 

- Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия) 

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…

Личностные : адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности,

понимать  личную ответственность за результаты деятельности

Самооценка на основе критерия успешности.

Регулятивные: рефлексия способов и условий действия.

Оценивать свою деятельность на уроке.

Коммуникативные: выражать свои мысли  с достаточной полнотой и точностью.

Формулировать и аргументировать своё мнение, учитывать  мнения одноклассников при выработке коллективного решения.

Домашнее задание дифференцированное :

Подготовить связный ответ на вопрос: Как  доказать, что слово является предлогом, а не омонимичной  ему частью речи.

1 вариант: упр. 297 (Задание: спишите, подчеркните как члены предложения ;

2 вариант: Составить текст на тему «Учеба в моей жизни», используя следующие производные предлоги: благодаря, вследствие, ввиду, вокруг, в продолжение, путем, в связи (с), в течение, около.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Утром, как обычно, предлог в течение отправился на работу в свой учебник. Не успел он разместиться на странице тетради Пети Иванова, как почувствовал головокружение и, цепляясь за соседние буквы, точки, страницы, всхлипывая и моля о пощаде, хлопнулся в течение разных событий. Бурный поток уносил его из одной шпаргалки в другую, бедняжка весь измок, исцарапался, но никак не мог зацепиться за тетрадь какого-нибудь грамотея. Неизвестно, куда бы унесло в течение бурным течением, если бы словарный диктант случайно не заглянул в тетради Пети Иванова и его соседа по парте Вани Петрова. Он рассердился, что мальчишки не выучили правил, но и пожалел их: поставил все на место.

Слайд 2

1 ) Мы встретимся по окончанию фильма. 2) По прошествие часа машина выехала на мостовую. 3) Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город. 4) По приезду домой мы принялись разбирать вещи. 5) Благодаря болезни я не был в театре. 6 ) Согласно графика мы управились во время.

Слайд 3

Был в течени е дня – находиться в течени и реки Находилась в продолжени е лета – написано в продолжени и книги Сказал в заключени е выступления – декабристы находятся в заключени и Приобрёл вследстви е болезни – обнаружились в следстви и об аварии

Слайд 4

Производные предлоги Слитно Раздельно Ввиду (болезни) = из-за. в виде (варенья) вместо (себя) = за в качестве (сувенира) впереди (отряда) = перед в продолжение (отпуска) = около вроде (помощника) = наподобие в связи с ( болезнью) вслед (уходящим) = за в течение (месяца) = около вследствие (ошибок) = из-за в целях (самообороны) навстречу (друзьям) = к за счет (перегрузки) наподобие (шляпы) = вроде по мере (приближения) напротив (гостиницы) Не путать! Наречие впоследствии насчет (отпуска) = о Но: иметь в виду . (сущ.) посреди (поля) сверх (меры) несмотря на = хотя не смотря на ( дееприч .) = не глядя невзирая на = хотя

Слайд 5

Шли по долине в течени … целого дня. В течени … реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки (в) следстви … . Ошибка допущена (в) следстви … невнимательности. В течени … дня река неузнаваемо изменилась. В продолжени … романа появляются новые герои. В продолжени … часа слышались шорох и шепот. В быстром течени … реки мелькнула лодка. (В) следстви … непогоды мы задержались в пути.

Слайд 6

Шли по долине в течени е целого дня. В течении реки следует опасаться водоворотов. Нелегко отыскать ошибки в следстви и . Ошибка допущена вследстви е невнимательности. В течени е дня река неузнаваемо изменилась. В продолжени и романа появляются новые герои. В продолжени е часа слышались шорох и шепот. В быстром течени и реки мелькнула лодка. Вследстви е непогоды мы задержались в пути.

Слайд 7

Задание: I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными. II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами. Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания, графически объясните их постановку. (Предложения представлены на слайде) В продолжени … двух дней мои дела продвинулись. (В) следстви … сильного ветра была нарушена телеграфная связь. Он участвовал (в) следстви … о подж … ге как свидетель. В продолжени … трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени …речку. В продолжени … романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя. Яма была довольно узкая и я в течени … получаса пробовал уп .. раясь руками в стенки выбраться наверх. Постройте схему последнего предложения.



Предварительный просмотр:

ОДНОЗНАЧНЫЕ И МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА

Цель деятельности учителя

Познакомить с понятием «многозначные и однозначные слова», учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарём

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Планируемые образовательные резуль-

таты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова; уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначных слов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net                 http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info                http://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru                http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока; выставка толковых словарей русского языка

Основные понятия

Лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово.

Слово только оболочка,

Плёнка, звук пустой, но в нём

Бьётся розовая точка,

Странным светится огнём.

А. Тарковский

– На какие размышления наводят строки Арсения Тарковского?

– Вдумайтесь в смысл этого предложения. Почему именно эти слова взяты как эпиграф к уроку? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (об-мениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера,

в том числе и отличную от своей)

Листы обратной

связи

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

– Сегодня мы будем работать в группах. Помните – важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы приведет к успеху всего класса.

Текст стихотворения на слайде.

Что за шутки? Говорят,

На быках мосты стоят!

Вот он, мост, под ним река –

Ни единого быка!..

Не пойму я ничего:

Утонули, что ли?

Или все до одного

Убежали в поле

От нелегкого труда?

Ну а мост на чем тогда?

А. Шибаев

– Почему участники диалога не могут понять друг друга?

(В их речи употреблено, но не разъяснено слово «бык» – «животное» и «бык» – «опора моста», а из контекста неясно, что оно обозначает.)

– Подумайте, какое отношение это шуточное стихотворение имеет к теме урока? (Не всегда значение слова может быть понятно сразу, потому что у некоторых слов может быть несколько значений.)

Организует и сопровождает деятельность обучающихся

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

3. Выявление места
и причины затруднения

Творческая работа, анализ языковых единиц. Обсуждение результатов работы по заданиям в презентации

Создает проблемную ситуацию, в которой ученики обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

– Учитывая лексическое значение слова, изобразите, нарисуйте предмет:

1-й ряд – айсберг;

2-й ряд – гребень;

3-й ряд – шляпка.

– А теперь давайте посмотрим на рисунки и сравним, что у нас получилось.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, контролирует правильность выполнения заданий

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недоста-точно для полных ответов. Выделяют в рисунках общее и различное, приходят

к обобщению, что предмет может включать в себя только одно понятие или несколько значений

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вопросы для уточнения информации

4. Целе-полагание и построение проекта выхода

из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учеников. Ознакомление с целью урока

Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимающими ее на себя.

– Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово

Воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока в диалоге с учителем

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. 

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Листы обратной

связи

5. Твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учеников. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, работа с учебными пособиями, письменная работа

Составьте под каждым рисунком (слайд) словосочетание и предложение на основе образа-картинки.

Например:

1-й ряд – огромный айсберг. На нас двигался огромный айсберг.

2-й ряд – шляпка гриба. Соломенная шляпка.

3-й ряд – гребень горы. Гребень петуха.

– Попробуйте ответить на вопрос: сколько лексических значений могут иметь слова? (Некоторые слова имеют только одно значение, другие слова – несколько значений.)

– Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово? (В этом нам помогут слова-соседи многозначного слова – контекст.)

Чтение теоретического материала  в учебнике.

Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся

Составляют предложения, отвечают на вопросы, работают с учебником. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Групповая, индивидуальная

Личностные: стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы. Записи
в тетрадях.

Вопросы для уточнения информации

6. Первичное закрепление с комментированием

Обобщение
и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Письменная работа, выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения.

– Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (По толковому словарю.)

– Найдите в толковом словаре значение слов:

1-й ряд – озимь;

2-й ряд – реять;

3-й ряд – алмазный.

– Почему эти слова являются многозначными? (Имеют несколько значений.)

– Что объединяет эти значения? (Сходство.)

– Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье? (Все эти значения расположены в одной словарной статье.)

– Сделайте вывод, какие слова мы называем многозначными?

1. Выполнение упр. 339, 340, 341.

2. Работа в группах.

– Придумайте 2–3 предложения неправильного употребления многозначного слова и запишите их в тетрадь.

– Нарисуйте 2–3 рисунка с неправильным употреблением многозначности слова (по образцу на слайде), составьте предложения, соответствующие картинкам, и запишите их в тетрадь

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют упражнения. Работают с заданием

Индивидуальная, групповая

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. 

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, класси-

фикации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. 

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы

7. Самостоятельная работа с самопро-веркой
по эталону

Беседа, подбор своих примеров, иллюстриру-

ющих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Индивидуальное задание.

– Составьте мини-сообщение на тему: «Однозначные и многозначные слова».

Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

Заслушиваются мини-сообщения (2–3 подготовленных ученика)

Работают с заданием. Отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают

и обосновывают свою точку зрения

Индивидуальная, групповая

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). 

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

Устные ответы, письмен-ные работы

8. Включение

в систему знаний и повторение

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок!

– Какие слова мы называем однозначными?

– Какие слова мы называем многозначными?

– Где мы можем узнать значение слова?

– Вспомним эпиграф к уроку. Напишите, что вы узнали по новой теме и как эпиграф иллюстрирует наши новые знания.

Заполняют листы обратной связи, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Оценивание работы обучающихся на уроке



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Тема урока: Буквы И-Ы после Ц.

Класс: 5

Учебный предмет: русский язык.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

обучающие:

  • познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием И-Ы после Ц;
  • научить обосновывать выбор гласных И-Ы - после Ц;
  • сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
  • совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся;

воспитывающие:

  • воспитание любви к русскому языку;
  • воспитание сознательной дисциплины;
  • формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач;

метапредметные: корректировать и развивать

  • познавательные способности;
  • логическое мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы);
  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • внимание, память, эмоциональную сферу;
  • коммуникативные качества речи.

Задачи урока:

  • обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»;
  • формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания.

УУД: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Оборудование урока: компьютермультимедийная презентация, учебник.

№ п/п

Этап урока

Цель

Создание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.

Организационный момент.

Организация направленного внимания на начало урока;

формирование эмоционального настроя на урок

Проверяет готовность рабочих мест, создает положительный настрой учащихся на урок, приветствует их.

Учащиеся проверяют готовность к уроку, правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, приветствуют учителя.

  1. Формирование эмоционального настроя на урок (Л).
  2. Взаимодействие с учителем (К).
  3. Следование в поведении моральным этическим требованиям (Р).

2.

Этап актуализации ранее полученных знаний

Создать условия для

совершенствования своего лексического запаса языка путём повторения по теме «Правописание приставок на –з (-с)» (через комментированный диктант).

Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

Предлагает детям:

- вспомнить материал по теме «Правописание приставок на –з (-с)» (через комментированный диктант, Приложение 1).

Вспоминают материал по теме «Правописание приставок на –з (-с)», объясняют написание слов в диктанте.

  1. Проявление познавательной активности (П).
  2. Умение высказывать свою точку зрения (К).

3.

Этап мотивации к учебной деятельности.

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Создаёт проблемную ситуацию на уроке.

Перед вами слова: циркуль, станция, гостиницы, лисицына.

- Что вы можете сказать о данных словах? В чём их схожесть и различия?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать.

Выясняют с помощью дискуссии в парах, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют, в чем схожесть и различие данных слов, высказывают свою точку зрения).

После установления сходства (во всех словах есть Ц) и различий (разные буквы И и Ы после Ц) формулируют учебную проблему: в каких случаях после Ц пишется И, а в каких – Ы?

Работа в парах.

  1. Высказывать предположения на основе наблюдений (Р).
  2. Формулировать вопрос (проблему) урока (Р).
  3. Уметь вести диалог: интересоваться чужим мнением и высказывать своё, согласовывать действия (К).
  4. Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать (Л).

4.

Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием.

Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц.

Демонстрирует слова на слайде, предлагает сравнить слова в столбиках, понять принцип группировки и сформулировать правило.

Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде таблиц.

Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы.

Организует самопроверку с помощью учебника.

Обращает внимание на те части правила, которые не были отражены в таблицах (слова на –ЦИЯ, слова-исключения).

Предлагает проговорить правило в парах.

Работают в группах, высказывают свою точку зрения. Заполняют таблицу.

Лидер каждой группы представляет результат работы.

Задают выступающим вопросы.

Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Дополняют таблицу, выявляя новые части правила. Проговаривают правило в парах.

  1. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в группах (Л).
  2. Оформлять языковую информацию схематически (Р).
  3. Проявляют познавательную самостоятельность и активность (П).
  4. Осознание ответственности за общее дело (Л).
  5. Умение выступать перед классом (К).

Физкультминутка

5.

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике.

Организует работу индивидуальную и в парах (комментированное письмо, Приложение 2; работа по карточкам в парах, Приложение 3).

Дополнительно прорабатывает слова-исключения.

Выполняют разные виды работ:

Индивидуальная (комментированное письмо),

в парах (работают по карточкам, выполняют взаимопроверку, объясняют друг другу ошибки в случае их выявления).

Дополнительно прорабатывают слова-исключения, списывая фразу со слайда.

  1. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в парах (Л).

6.

Этап проверки усвоения знаний

Проверить уровень усвоения учениками правописания слов на данную орфограмму.

Проводит мини-тест.

Проверяет усвоения правила.

Решают мини-тест.

Повторяют правило.

  1. Умение выражать свои мысли (К).
  2. Умение применять новые знания (П).
  3. Умение решать проблемы (Р).

7.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Предлагает выполнить самооценку.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, выполняют самооценку уровня усвоения знаний.

  1. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).
  2. Понимать личную ответственность результаты деятельности (Л)
  3. Самооценка уровня усвоения знаний(Р).

8.

Домашнее задание.

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
Упражнение 361.

Записывают домашнее задание.


Приложения.

Приложение 1.

Комментированный диктант.

предпол..гать, изл..жение,выр..щенный,  водор..сли, изл..гать ,подр..сла , прил..гательное,  распол..жение,  подр..сти , выр..стать,  зар..сли,  отр..сль, прор..сла , предл..жить,  выр..сти, прил..жение,

   прор..сти  ,возр..ст  ,предл..жение , сл..жение,предл..гать , р..стения , разр..слись, вл..жить,

   пор..сль  ,распол..гаться ,

Приложение 2.

Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова.

Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, ц-новка, Грец-я.

Приложение 3.

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы или слова.

первая ц___фра

ц___кличность в природе

проц___тировать стихотворение

хитрый ц___ганѐнок

стоять на ц___почках

ц___плячья шея

смуглолиц___е матросы

краснолиц___й сторож

известный публиц___ст

сестриц___н стул

куриц___но перо

лисиц___н след

загорелые дачниц___

русские императриц___

Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы или слова.

ц___рковой артист

ц___тата из Пушкина

ц___гейковая шубка

жѐлтенький ц___плѐнок

ц___ц! Сейчас же замолчите!

победившая революц___я

свежие огурц___

ц___нковая стружка

танцевать ц___ганочку

встать на ц___почки

тигриц___н хвост

вязальные спиц___

свежие устриц___

генеральная репетиц___я


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буквы И-Ы после Ц

Слайд 2

Списать ,вставить пропущенные буквы ,выделить корни предпол..гать, изл..жение,выр..щенный, водор..сли, изл..гать ,подр..сла , прил..гательное, распол..жение, подр..сти , выр..стать, зар..сли, отр..сль, прор..сла , предл..жить, выр..сти, прил..жение, прор..сти ,возр..ст ,предл..жение , сл..жение,предл..гать , р..стения , разр..слись, вл..жить, пор..сль ,распол..гаться ,

Слайд 3

Проверка предпол а гать, изл о жение,выр а щенный, водор о сли, изл а гать ,подр о сла , прил а гательное, распол о жение, подр а сти , выр а стать, зар о сли, отр а сль, прор о сла , предл о жить, выр а сти, прил о жение, прор а сти ,возр а ст ,предл о жение , сл о жение, предл а гать , р а стения , разрослись, вложить, пор о сль ,распол а гаться ,

Слайд 4

Буквы И-Ы после Ц

Слайд 5

1. Хорошо определять корень ,суффикс, окончание, потому что В корне после Ц пишем И (ц и рк ,ц и фра ,ц и кл, ц и трусовые) В суффиксе после Ц пишем Ы (синиц ын ,цариц ын ,лисиц ын ,сестриц ын ) В окончаниях после Ц пишем Ы (улиц ы ,молодц ы , огурцы) Что нужно уметь для работы с данной орфограммой?

Слайд 6

Определяем написание быстро Если слово в именительном падеже заканчивается на –ЦИЯ (делега ция ,ака ция , вакцина ция ,поли ция ,конститу ция и др.) делегация

Слайд 7

Словарная работа ДЕЛЕГАЦИЯ , –и, ж. Группа делегатов, представляющих какое–н. государство, коллектив. Российская делегация. Иностранная делегация ВАКЦИНИРОВАТЬ , –рую, –руешь; –ованный; сов. и несов., кого (что) (спец.). Ввести (вводить) вакцину. сущ. вакцинация, –и, ж.

Слайд 9

Слова-исключения Цыган на цыпочках цыкнуть , цыц ц цыплёнок

Слайд 10

Слова-исключения: ( так их легко запомнить) Ц ы ган на ц ы почках подошел к ц ы пленку и ц ы кнул : «Ц ы ц!»

Слайд 11

Так как часто И после Ц –безударная гласная , не перепутай буквы .Проверяй! Наблюдаем . Работаем с левым столбиком. Цент ральный – центр ; цел евой – цель ; о цен ить – цен ный; цепл яться – цеп кий, цел инный – цел ый .(целина - 1. Никогда не паханная, а также много лет не подвергавшаяся обработке земля. Такие земли были в Казахстане, на Урале, в Сибири, Поволжье, в 1954—1960 гг. освоенные для земледелия. Пахать, поднимать целину. Целинные земли. Освоение целины. Поехать на целину . Герои целины (первоцелинники).

Слайд 12

Замена развернутого определения словом - синонимом. Основной Закон государства точная выдержка из какого-либо текста прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой инструмент для вычерчивания окружности и измерения длины на чертежах ; систематическое собрание каких-нибудь предметов плодовые растения, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью конституция цитата цыкнуть циркуль коллекция цитрусовые циклон

Слайд 13

Допиши пропущенное слово Черепаху защищает крепкий Наука о лечении людей - Значок для обозначения числа- Место на часах,где расположены цифры ,- панцирь медицина цифра циферблат