Работа с неблагополучными семьями

Родительское собрание на тему: "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Семинар "Что такое жестокое обращение с детьми"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы рады приветствовать Вас в детском саду . Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на это родительское собрание . Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна -защита прав и интересов несовершеннолетних детей. Данная проблема является приоритетным направлением образования

Для реализации данного направления ОУ руководствуется следующей нормативной законодательной базой:

-Декларация прав человека

-Конвенция о правах ребенка

Указ Губернатора Свердловской области по профилактике безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних и их семей в Свердловской области в современных условиях

  На основании данной нормативной базы разработан  и реализуется план мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми . Основными направлениями являются:

-взаимодействие с органами системы ( в данном случае согласован план совместной деятельности с ПДН)

-оказание помощи детям пострадавших от жестокого обращения (специалисты ДОУ психолог, соц.педагог, мед.персонал)

-проведение мониторингов

    В случае жестокого обращения вы всегда можете обратится к заведующему Детского сада С.В.Семухиной ,  ПДН, (тел гор.линии 8-800-300-83-83 ,8800-2000-122

     Чтобы уменьшить риск, необходимо обучить детей внимательности осторожности , способам предупреждения опасных ситуаций, с которыми они могут в любой день столкнуться дома или на улице  (распространение советы родителям)

               Вашему вниманию представлю небольшую презентацию  

О правах детей, регламентированных в международных документах по правам ребенка

    В основе права лежит толерантность – это терпимое доверительное отношение между ребенком и взрослым .

  Когда такие отношения в семье ; ребенок всегда будет уверен в том, что при любых обстоятельствах вы всегда будете его любить  и никогда не перестанете его искать , если он к примеру потеряется, если его кто-то обидел (психически или физически) он вам первому расскажет , а ни кому-то.

Я предлагаю тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?» Призываю всех родителей , признавать право за ребенком на личный опыт,

Научить его внимательности и осторожности, способам предупреждения опасных ситуаций и создавать доверительные отношения во избежание жестокого обращения .

Спасибо за внимание!

 

Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит мультфильм, вместо того, чтобы выполнить ваше поручение Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не слышит вас, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним, что необходимо сделать в первую очередь ;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.

                Под каждой буквой прочтите мнение о себе.
А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.



Предварительный просмотр:

Что такое жестокое обращение с детьми?

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения  с ребенком. Каждое государство должно разработать свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

    Понятие и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребенка

В настоящее время российское законодательство не дает четкого определения термина «жестокое обращение с детьми», но само понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1968 году. В нем жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав, но содержание самого понятия не раскрывалось.

определение, обобщающее точку зрения различных авторов, исследующих проблему жестокого обращения с детьми.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Формы насилия над детьми:

Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка.

 1) Поведенческие и психологические индикаторы:

 задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и  играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

2) Признаки физического насилия над ребенком:

раны и синяки:

- разные по времени возникновения;

- в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

- непонятного происхождения;

- имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные  ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки,  отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

 «синдром тряски»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания,  одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия- синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если:

- родители поздно обращаются за медицинской помощью или индикатором обращения являются другие люди;

- следы травм различной давности;

- родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся;

- обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений;

- не оказывают ребенку поддержки при медицинском осмотре;

- отсутствует обеспокоенность за  здоровье ребенка или, напротив, демонстрируется преувеличенная забота (псевдолюбовь);

- повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.

Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

- не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

- ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

- нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

- не ходит в школу, прогуливает урокиу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

- устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми):

- обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;

- отвержение ребенка;

- длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

- принуждение к одиночеству;

- совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

- причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

- задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

- импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

- попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков);

- уступчивость, податливость;

- ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

- депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Обеспечение    безопасности   ребенка   во   многом   связано   с

предостережением  его от необдуманных контактов с посторонними людьми,

но   этого  все-таки  может  оказаться  недостаточно,  чтобы  избежать

сексуального  насилия:  в 85% случаев сексуальное насилие совершает не

посторонний,  а  человек,  которого  ребенок  знает,  зависит от него,

доверяет  ему  или  даже  любит.  

     

Влияние на ребенка:

- ребенок обнаруживает странные (причудливые), слишком сложные или необычные сексуальные познания или действия;

- может сексуально приставать к детям, подросткам, взрослым;

- может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

- может жаловаться на физическое нездоровье;

- девочка может забеременеть;

- ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

- скрывает свой секрет (сексуальные отношения со взрослым или со сверстником) из-за беспомощности и привыкания, а также угроз со стороны обидчика.

Существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

- следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

- следы сексуального насилия;

- запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

-отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

- систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома.

Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:

 - направить информацию в правоохранительные органы - для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;

 - направить информацию в органы опеки и попечительства - для решения вопроса о немедленном отобрании ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;

- принять меры по оказанию помощи ребенку.

 Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с детьми, в соответствии с российским законодательством

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.

Административная ответственность.

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних,  подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты  должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

Уголовная ответственность.

Российское уголовное законодательство ( Уголовный кодекс РФ) предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.