занятия для неорганизованных детей младше трех лет

учителя-логопеды: Карнаухова А.Ф.

                                    Бронникова О.Л.

разработали и провели ряд занятий с неоганизованными детьми, к вашему вниманию предлогаем эти занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповые логопедические занятия для неорганизованных детей 2-3 лет в рамках консультативного пункта дошкольного образовательного учреждения.

                               

                              Учитель-логопед БронниковаО.Л,

Учитель-логопед

Карнаухова А.Ф.

                                                                         МБДОУ д/с №68

 г. Белгород.

 В рамках консультативного пункта нашего МБДОУ учителями-логопедами Ольгой Леонидовной Бронниковой и Анжеликой Фёдоровной Карнауховой  проведены подгрупповые занятия-консультации для родителей и их детей третьего года жизни не посещающих ДОУ.

Занятие №1

Тема: «Мы едем, едем, едем…».

Цели:

  1. Развивать понимание речевой инструкции.
  2. Развивать способность подражать движениям.
  3. Учить повторять звуки, аморфные слова.
  4. Учить элементам диалогической речи.
  5. Формировать направленную воздушную струю.
  6. Отрабатывать чувство ритма, такта, интонацию, модуляцию голоса.
  7. Развивать координацию движений, крупную и мелкую моторику.
  8. Учить различать красный и зелёный цвета.

Оборудование:

7 столов (станции ), паровозики, светофор, вертушки, барабан, палочки, куклы по количеству детей, игрушки-зверюшки из кукольного театра, игрушечные тарелки и ложки по количеству детей, мячи, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые родители! Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие  в страну игр для детишек-малышек. Мы с вами на вокзале. Каждой маме я дам паровозик, а мама возьмёт своего малыша за руку и назовёт его имя. Малыши – вагончики.

 - Гатовы к отправлению? На какой цвет светофора мы поедем? ( Мамы помогают: на зелёный). На какой остановимся? – « На красный.» Поехали: у-у-у-у….

II. Основная часть.

  1. Станция «Послушный ветерок».

Цель: учить направленной воздушной струе.

- Вам нравится, когда дует тёплый ветерок? Подуйте на вертушки. (Инструкция мамам: следим ,чтобы щёчки не надувались.)

 Поехали: у-у-у-у….

2. Станция «Барабанщики».

 Игра «Бьём в барабан».

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого.

Ход игры: Предлагаем детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры демонстрируем детям настоящий барабан. Затем изображаем игру на барабане с помощью палочек и озвучиваем ее.

Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: ТА-ТА-ТА!  А теперь по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! А теперь вот так: БАМ-БАМ-БАМ! Повторяйте за мной!

Поехали дальше: у-у-у…

  1. Станция «Кукольная».

Игра «Куколка».

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСЕНКУ и др.

Ход игры: Раздаем детям кукол и предлагаем игру.

Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: А-А-А! Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следим, чтобы малыши повторяли интонацию напева.

Проснулась куколка, проголодалась. Накормим её вкусной кашей. (Дети берут  ведущей рукой ложки и «кормят» каждый свою куклу.)

Смотрите, как куколка танцует! (Кукла «танцует и кланяется»).

А теперь куколка поет песенку: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песенку.

При необходимости родители помогают детям совершать игровые действия с куклой. Стимулируем повторение слов и фраз с помощью вопросов: Кто это? Что делает куколка? Как куколка поёт песенку? и т.д.

Загорелся «зелёный» светофор. Поехали: у-у-у…

  1. Станция «На! Дай!».

Игра «На! Дай!».

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д. в самых разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами.

Ход игры: демонстрируем детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами: НА, зайка, МЯЧИК! На! Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.

А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК, ДАЙ! (Дети учатся просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.).

Светофор «зелёный». Поехали: у-у-у…

  1. Станция «Пешеходная».

Предлагаем детям игру «Ноги и ножки».

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТОП-ТОП; слов НОГИ, НОЖКИ, ДОРОГА; фраз БОЛЬШИЕ НОГИ, НОГИ ИДУТ и т.д.; развитие движений.

Ход игры:

Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!

Большие ноги идут по дороге:

ТОП-ТОП-ТОП!(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги).

Маленькие ножки побежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ! (говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками).

Можно двигаться в одном направлении, затем в обратном направлении (соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу. Следим, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.

  1. Итог.

- Наше путешествие подошло к концу. Паровозики с вагончиками возвращаются в депо. На память о нашей прогулке я дарю вам воздушные шарики. До новых встреч!

Литература

Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-Петербург: Союз, 1998.

Громова О.Е. Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.

Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.

Занятие №2

Тема: «В гостях у бабушки Маши».

Цели:

  1. закрепить лексику по теме «Домашние животные» (названия, строение);
  2. ввести приём звукоподражаний, имитирующих голоса животных, с целью развития голосового аппарата;
  3. развивать воображение в процессе имитации движений и повадок животных;
  4. активизировать фонематический  слух;
  5. использовать приём «отставленного действия» при соотнесении знакомых объектов.

Оборудование: платок; фигуры домашних животных: корова, лошадь, коза, овца, осёл, свинья, кошка, собака; картинки домашних животных;скатерть-панно «Скотный двор», сельский дом, магнитофон, запись голосов домашних животных, мультимедийная установка, экран; игрушки «Мыльные пузыри».

I.Организационный момент.

Бабушка Маша (учитель-логопед): «Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые! Меня зову бабушка Маша. Как я рада, что вы пришли ко мне! Вы ножками шли сюда? Покажите, как ваши мамы большими ногами шли по дороге и как вы маленькими ножками шли по дорожке.»

Предлагаем детям игру «Ноги и ножки».

Б.М.: «Давайте поиграем в игру «Ноги и ножки» – будем ходить и бегать. Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!»

Большие ноги идут по дороге:

ТОП-ТОП-ТОП!(говорим низким голосом, высоко поднимаем ноги, делаем широкие шаги).

Маленькие ножки побежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ! (говорим тонким голосом, бежим мелкими шажками).

Можно двигаться в одном направлении, затем в обратном направлении (соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу. Следим, чтобы всем детям было достаточно места для выполнения движений.

II. Основная часть.

  1. Называние домашних животных.

Б.М.: «Я живу в деревне, в этом маленьком, красивом домике. Я не одна, мне некогда скучать. У меня много питомцев, за которыми я ухаживаю. Давайте с ними знакомиться. Со мной живёт коза. Покажите, у кого коза».

Дети показывают фигурки названных домашних животных  (лошадь, корова, овца, собака, кошка, свинья, осёл).

  1. Кто как голос подаёт.

Б.М.: «Я со своими питомцами разговариваю. Я всех понимаю, но только они говорят по-разному. А вы поймёте, какое животное голос подаёт? Чей это голос? Кто кричит?»

Звучит запись голосов домашних животных. Дети узнают и называют соответствующее животное.

  1. Динамическая пауза. Кто как двигается.

Б.М.: «Покажите, как корова жуёт сено; как лошадь скачет; свинья роет землю пятачком; собака виляет хвостом; кошка крадётся за мышкой; овца щиплет траву; коза бодается».

     4. Закрепление названий домашних животных и их голосов.

Б.М.(обращается к каждому ребёнку): «Назови, какое животное ты держишь в руках». (Дети называют.)

Б.М.: «Как он (она) голос подаёт? Покричи, как …..».

     5. Строение животных. Игра «Поехали».

Дети хлопают ладонями по коленям, мамы держат фигурки домашних животных.

Б.М.: «Поиграем в «Поехали». Повторяйте за мной: «Поехали, поехали… Где у животного голова  (глаза, нос, уши, спина, живот, ноги, хвост)?».

 6. Соотнесение объёмной фигуры с плоскостным изображением.

Б.М.: «В моём дворе найди такое же, как у тебя животное и поставь его рядом».

 III. Итог. Консультация для родителей:

- необходимость использования ТСО  в процессе развития устной речи детей(демонстрация видеофильма «Голоса животных»);

- приёмы работы над лексикой (обобщающие слова).

 IV. Сюрпризный момент.

Подарок от бабушки Маши (формирование  воздушной струи).

Б.М.: «Дома вы учились дуть на вертушку, надували воздушные шары,  а, значит, готовы выдувать красивые большие мыльные пузыри. Я дарю вам эти игрушки. Попробуйте. (Дети выдувают, мамы помогают).