Методические ошибки при построении уроков естествознания.

Огнева Елена Геннадьевна

Помощь учителю-стажеру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_oshibki_pri_postroenii_uroka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические ошибки при построении уроков естествознания.

Ошибки в конструировании урока

Ошибки в процессе ведения урока

1. Неумение определить идею урока, конкретные дидактические задачи для учителя и учебные задачи для учащихся.

Отсюда - отсутствие организующей идеи на уроке, его аморфность, расплывчатость: сказано много, а в чем суть – непонятно.

 

1.Отсутствие четко сформулированных исследовательских вопросов. Результат: учащиеся не осознают учебных задач, познавательный процесс не структурирован.

2. Преимущественное использование объяснительно-иллюстративных вербальных методов обучения (преимущественное использование учебника или иных текстов на уроке), в то время как при обучении естествознанию необходимо использовать активные исследовательские методы, пропорционально сочетая наблюдение, слово и практическую деятельность.

2. Отсутствие проблемных вопросов, элементов дискуссии. Отсюда формирование стереотипного мышления, недоиспользование развивающих возможностей предмета.

3. Формальный подход к уроку, использование учебника как единственного источника научных данных, изложение материала близко к тексту учебника, особенно при доминировании вербальных методов.

3.Отсутствие обоснований выдвигаемому предположению. Серьезная ошибка учителя особенно проявляется в вопросе « Что вы думаете о…», притом, что у учащихся нет оснований для того, чтобы иметь собственное суждение по вопросу. Итог: формирование убежденности, что по любому вопросу можно высказать любое, самое абсурдное мнение, нимало не заботясь о его обосновании и доказательстве, более того, вообще не имея никаких знаний на этот счет.

4.Следование принципу: «чем больше разных сведений (фактов, иллюстраций, дополнительных материалов) на уроке, тем лучше». Это ложный принцип. Дополнительный материал должен иметь место, но тщательно отбираться по принципу минимальной достаточности. Использовать только то и столько, сколько  нужно для решения учебной задачи. Иначе смысл и задача урока для учащихся теряются.

4. Неправильное проведение демонстрационных  и иных опытов: без исследовательского вопроса, без обсуждения методики опыта, без анализа результатов. В итоге опыт воспринимается как фокус, внимание учащихся концентрируется на второстепенных, сопутствующих явлениях и деталях, может сформироваться искаженное представление о природной зависимости.

5. Насыщение учебного материала многочисленными научными терминами, смысл которых непонятен учащимся. Отсюда – формальное «мертвое» знание вплоть до неприятия предмета.

5. Ошибка (инверсия) в определении причины и следствия, когда следствие считают причиной и наоборот: « Ветер дует, потому что деревья качаются». Результат: искаженное понимание природных закономерностей.

6.Отсутствие новизны, многократное повторение уже известного: это существенно снижает эффективность обучения, интерес к предмету.

6. Неверное составление схем: на один уровень ставятся понятия разного ранга, стрелки направляются от следствия к причине, связываются события и явления, не имеющие прямой связи и т.п. Отсюда: возникновение противоречия между теорией и ее образным выражением, неверное представление действительности.

7. Использование наглядных пособий, в том числе фильмов, перегруженных второстепенными деталями. В результате получим обратный эффект: вместо повышения эффективности процесса обучения – его снижение.

8. Злоупотребление занимательным материалом. Его использование должно быть оправдано необходимостью сделать изучаемую закономерность более понятной, доступной учащимся. Недопустимо применять занимательный материал только потому, что дети любят играть в игрушки. Последствия этой ошибки – переключение внимания и мышления с учебной деятельности на игры и развлечения.