Уголок математики

Организация развивающей среды в старшем возрасте в ГБДОУ (уголок математики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_matematiki_v_starshem_vozraste.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Проектирование развивающей среды в различных типах и видах образовательных учреждений.

( Организация уголка математики в старшем дошкольном возрасте)

Составитель: Кравцова Алеся Владимировна

Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №4

Приморского района

Санкт-Петербурга


Оглавление

Введение

Основное содержание

Библиография

Приложения


Введение.

«Идеальный детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении», - написано в программе «Детство». Поэтому необходима специальная организация развивающей среды, где будут учитываться возрастные возможности детей, а самое главное то, что ребенок в течение дня должен иметь возможность найти для себя увлекательное дело, занятие. Существуют различные подходы к оформлению пространства группы. Каждый педагог в праве выбрать любой из них. Так, например, размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам.

  • Центр игры (сюжетно – ролевые, режиссерские, театрализованные),
  • Центр грамотности (книжный уголок, игры и оборудование для развития речи),
  • Центр науки,
  • Центр строительно- конструктивных игр,
  • Математическая игротека,
  • Центр искусства (материалы для изобразительной деятельности и ручного труда),
  • Спортивный комплекс.

И так, чтобы развивающая среда была «развивающей» необходима смена дидактических, творческих игр, художественной литературы, спортивного инвентаря и др.

Именно математические игры, упражнения помогают развивать у детей познавательные способности, формировать у детей интерес к действиям с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению задач.

В программе «Детство»  в разделе «Первые шаги в математику» задачи математического развития детей старшего дошкольного возраста состоят в воспитании у них умений: самостоятельно применять доступные им способы познания (сравнение, измерение,  классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами, Строить простые высказывания о сущности выполненного действия и т.д.; находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем; активно включаться, в коллективную игру, помогать сверстнику в случае необходимости; свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, практических заданий, упражнений, в том числе и придуманных детьми.

План- программа педагогического процесса в детском саду предлагает планирование развивающих, дидактических математических игр по месяцам. Кроме того в этой книге можно найти список литературы, которым может пользоваться педагог при подготовке к занятиям.


Основное содержание.

Важно создавать такие условия в математической деятельности ребенка, при которой он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей и интересов.

Уголок математической игротеки – это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Организовать его можно в шкафу, секретере, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам.

Можно выделить задачи уголков математики:

  1. Целенаправленное формирование у детей 4-7 лет интереса к элементарной математической деятельности.
  2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия игры.

Созданию уголка предшествует подбор игрового материала, что определяется возрастными возможностями и уровнем развития детей группы:

  • Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур, счетного материала для магнитной доски и коврографа:
  • Занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры (блоки Дьенеша, палочки Х.Кюизенера, игры, разработанные в центре Воскобовича- см. Приложение)
  • Художественно-графическая наглядность (рабочие тетради, рабочие листы).
  • Наборы объемных геометрических фигур.
  • «Волшебные часы» (части суток, времена года, дни недели)
  • Счеты, счетные палочки.

В течение года по мере освоения детьми игр следует разнообразить их виды, вводить более сложные игры с новым занимательным материалом.


Библиография.

  1. Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. – СПб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 1998.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.- СПб.: Детство – Пресс, 2005.
  3. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
  4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников:Книга для воспитателя детского сада.- М.:Просвещение, 1997.
  5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя детского сада. Сост. Л. А. Венгер, О.М. Дьяченко.- М.: Просвещение, 1989.
  6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е издание, исправленное и дополненное- М.:АЗЪ, 1994.
  7. План – программа педагогического процесса в детском саду под ред. З.А. Михайловой.
  8. Предметно- пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации/ Сост. Н.В. Нищева.- СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007.
  9. Методические советы к программе «Детство» под общ. Ред. Т.И. Бабаевой, Л.М. Клариной, З.А. Михайловой.2001.
  10. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт – Петербург «Детство –Пресс». 2005.
  11. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет. Воскобович В.В. и др.-2000.
  12. Шорыгина Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений. – М.:Книголюб,2005.


Терминологический словарь.

Весы  – прибор, который определяет вес.

Время – продолжительность, длительность.

Группировка- выбор по одному обозначенному признаку.

Календарь- таблица или книжка с перечнем всех дней в году.

Классификация – разделение на классы каких-либо предметов.

Линия- черта на листе бумаги.

Отрезок – часть прямой, имеющий начало и конец в точке.

План – чертеж, который изображает на листке бумаги местность или сооружение.

Сериация – упорядочивание (например, от большого к маленькому, от широкого к узкому и т.д.)

Точка – маленькое круглое пятнышко, след от карандаша.

Час – 60 минут, отрезок времени.

Часы- прибор, который отсчитывает время в пределах суток.