Внутрифирменное повышение квалификации педагогов в ДОО: содержание, формы, результаты.

Ищенко Инна Юрьевна

СЛАЙД 1:

ВНУТРИФИРМЕННОЕ  ПОВЫШЕНИЕ  КВАЛИФИКАЦИИ  ПЕДАГОГОВ В ДОО:

СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Ищенко Инна Юрьевна,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 41 с приоритетным

 осуществлением деятельности по познавательно-речевому

направлению развития воспитанников»

Анжеро-Судженский городской округ

 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я думаю, вы со мной согласитесь: что самым ценным ресурсом любой организации являются ее люди. Грамотные, способные, мобильные. Новый виток развития педагогических кадров, их профессиональных и личностных качеств – ключ к развитию и позитивным изменениям в любой дошкольной организации и одно из важнейших условий успешности реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. (ФГОС ДО).

Сегодня требуется новый подход к повышению профессионального мастерства педагогов, которое возможно лишь в специально организованной образовательной среде, обеспечивающий и инициирующий такой рост. Позволить повысить профессионализм педагогов поможет идея внутрифирменного обучения кадров, которое представляет собой определенную ценность, как для дошкольной организации, так и для самого педагога.

Обратите внимание на слайд, где дано определение «внутрифирменного повышения квалификации».

 

СЛАЙД 2: Внутрифирменное повышение квалификации это процесс постоянного совершенствования знаний и компетентностей, навыков и умений педагогов, их созидательной деятельности.

 

Внутрифирменное  обучение - развитие  знаний,  умений  и  навыков,  необходимых для совершенствования профессиональной деятельности  в 

процессе обучения  на  рабочем  месте. 

 

«Внутрифирменное обучение – это систематический процесс, вписанный в общую политику развития человеческих ресурсов и направленный на изменения поведения работника в целях наилучшего достижения целей организации»

Давайте с вами порассуждаем, что же такое внутрифирменное повышение квалификации. Это совершенно новый и не знакомый термин? Или это хорошо забытое старое, но с новыми подходами и собственной системой?

Есть какие-нибудь предположения? Тогда давайте вместе разбираться.

Ключевыми моментами, данных определений являются указания на то, что внутрифирменное обучение должно рассматриваться как «процесс, организованный и инициированный самим ДОУ», что ответственность за результаты обучения распределена между дошкольной организацией и каждым обучаемым педагогом. Что «вклад в достижение максимальной эффективности работы ДОУ» является основной целью внутрифирменного обучения, и общий вклад формируется из вклада каждого педагогического работника в результате повышения результативности и эффективности труда на каждом рабочем месте.

Таким образом, анализ приведенных трактовок сущности и целей внутрифирменного обучения позволяет сделать вывод, что, во-первых, это не разовый акт, а непрерывный процесс, во-вторых, это процесс, инициированный и управляемый самим ДОУ, основанный на стремлении к достижению единства интересов каждого отдельного педагогического работника и дошкольной организации в целом.

Сегодня и отечественный  и  мировой  опыт  подтверждает,  что  именно  внутрифирменная  форма  обучения  является  одним  из  эффективных  путей  решения  проблемы  обновления  и  прироста  знаний педагогов. Она, безусловно, имеет, свои преимущества.

 

СЛАЙД 3: Преимущества внутрифирменного образования:

1.      Гибкое реагирование на меняющуюся ситуацию

2.      Учет образовательных потребностей педагогов

3.      Обучение без отрыва от производства

4.      Определение содержания, форм,  методов обучения и необходимых ресурсов

5.      Самоконтроля за ходом обучения

6.      Распространение ценного опыта по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования

7.      Обучение в деятельности, выращивание новых знаний в себе.

 

В первую очередь,  это умение педагога реагировать на меняющуюся ситуацию в дошкольном образовании (а у нас, согласитесь, в последнее время очень много изменений). Далее,  возможность получить образование без отрыва от производства, получить внутрифирменное образование с учетом собственных потребностей, при этом самостоятельно определив содержание, формы,  методы и необходимые ресурсы. Обучаясь, педагог имеет возможность контролировать весь ход обучения, периодически возвращаясь к наиболее сложному материалу, здесь же апробировать полученные знания в практической деятельности, обобщить свой опыт работы и вырасти как в личностном, так и профессиональном планах.

Сегодня проблемы  внутрифирменного обучения  находятся  в  поле  внимания и современных  руководителей. Ведь повышение  квалификации  на  уровне  ДОО  объективно  требует  новой  управленческой  философии, а это, в свою очередь,  позволит  с  максимальной  пользой  для  каждого  педагога  в  соответствии  с  его  запросами,  целенаправленно  использовать все  возможности  и  средства  образовательной  организации.

Несмотря  на  новизну,  проблема внутрифирменного  обучения  уже  была  рассмотрена  в  работах  ученых Н.Н.  Аниськиной,  В.А.  Афанасьева,  Л.Я.  Барановой,  Л.Н.  Басовой и т.д.

И сегодня, в условиях введения ФГОС ДО, очень важно грамотно и умело подойти к ее решению, а для этого необходимо знать основные компоненты внутрифирменного обучения:

 

СЛАЙД 4:

Основные компоненты внутрифирменного обучения педагогов ДО:

×           системообразующие факторы

×           условия функционирования

×            структурные компоненты

×           функциональные компоненты

Обратите внимание,  системообразующие  факторы представлены факторами  целей и результатов. Условия функционирования  представлены социально педагогическими условиями. Структурные компоненты  представлены системами: управляющей, в роли администрации ДОО,  и управляемой - педагогическим коллективом, а также  содержанием, средствами, формами и методами методической деятельности. Функциональные  компоненты представлены педагогическим анализом, целеполаганием и планированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием процесса образования педагогических кадров.

А вот принципы, на которых строится внутрифирменное обучение, можно сформулировать так:

 

СЛАЙД 5:  Принципы внутрифирменного обучения

×          взаимосвязь и интеграция всех структурных подразделений дошкольной организации (методическая, социально-психологическая, коррекционно-развивающая и т.д.);

×          единая методическая тема,  в зависимости от неё – цели и задачи внутрифирменного обучения;

×          перспективное, проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы;

×          дифференцированный подход к оценке профессиональной деятельности в зависимости от квалификации педагога.

Безусловно, в практике внутрифирменного обучения используется система индивидуального сопровождения педагогов, в основе которой лежит распределение их на группы с учётом стажа педагогической деятельности. В таблице на слайде отражена характеристика профессиональной деятельности, психологическое сопровождение и рекомендуемые формы методической работы с педагогами.  Именно это и является первым этапом в организации внутрифирменного обучения.

СЛАЙД 6-7-8:

Распределение педагогов на группы с учётом стажа педагогической деятельности

Стаж работы

 

Характеристика профессиональной деятельности педагога

Психологическое сопровождение

Рекомендуемые формы методической работы

от 1 до 5 лет

-Адаптация выпускника среднего или высшего учебного заведения к условиям работы в ДО.

-Знает достаточно много, но на практике не всегда может использовать.

-Не уверен, сосредоточен на себе, на своих возможностях.

-Не владеет лично-ориентированными подходами.

Основные задачи:

редупредить в процессе адаптации разочарования и разногласия.

оддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Наиболее эффективные методы:

идеотренинги профессионально-педагогического общения.

-Беседы с педагогом-психологом о предстоящей деятельности.

Посещение и анализ деятельности более опытных педагогов.

Индивидуаль-ное консульти-рование.

Анкетирование и обсуждение результатов.

от 5до 10 лет

-Стабилизация профессиональной деятельности, формирование профессиональной позиции.

- Совершенствует арсенал методов и приёмов обучения, воспитания, развития и коррекции.

- Возрастает  потребность самоутвердиться в глазах коллег.

Основные задачи:

омочь педагогу в осмыслении своих ресурсов (позитивных возможностей) и ограничений.

аметить методы совершенствования профессионального мастерства.

Наиболее эффективные методы:

ренинги личностного роста.

ндивидуально-консультативная помощь.

Открытый показ и самоанализ.

Семинары – практикумы.

Метод проектов.

Психолого-педагогические тренинги.

Консультации.

Собеседования.

от 10 до 15 лет

«Педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с людьми и др.) и возможностями.

- Проявляет большой интерес к деятельностия.

- Строит личностно-ориентированное взаимодействие.

профессиональной деятельности пользуется стереотипами.

Основные задачи:

Предотвратить стереотипизацию профессиональной деятельности.

ормировать способность к восприятию нового.

азвивать творческий потенциал.

Наиболее эффективные методы:

ефлексивные тренинги;

рганизация педагогических мастерских; работа в творческих проектных группах

 

 

Обобщение собственного опыта.

Выступление на педагоги-ческих советах.

Участие в педагогических чтениях.

Разработка практических рекомендаций для коллег.

Работа в про-фессиональных объединениях.

Привлечение к контролю за педпроцессом.

от 15  до 20 лет

Кризис «середины жизни» (предварительных итогов жизни).

- Возникает несоответствие между «я-реальным» и «я-потенциальным».

- Возможно снижение профессионализма или его расцвет, увлечённость делом.

Основная задача:

мягчить кризис «середины жизни».

 

Наиболее эффективные методы:

оммуникативные тренинги.

рупповые формы организации досуга по интересам.

Собеседования.

Обобщение опыта работы.

Подготовка статей,

буклетов.

Наставничество

Работа в про-фессиональных объединениях.

от 20 до 25 лет

«Пик» профессиональной деятельности: педагог-мастер.

- Высокий уровень профессионально значимых качеств.

- Стабильность в социально-экономическом плане.

 

Основная задача:

-Презентация достижений педагога.

Наиболее эффективные методы:

ндивидуальное консультирование у педагога-мастера по вопросам проблем развития и воспитания дошкольников.

рганизация мастер-классов.

Мастер-классы.

Обобщение ППО.

Выступления на педагоги-ческих советах.

Участие в педагогических чтениях.

Разработка рекомендаций .

Работа в про-фессиональных объединениях.

Свыше 25 лет

«Синдром педагогического выгорания»:

-Биологическое и профессиональное старение (невосприимчивость к новому), психоэмоцио-нальное перенапряжение

Основные задачи:

мягчить «синдром выгорания»

Наиболее эффективные методы:

оддерживание статуса «ветерана».

- «Озвучивание» уникальных моментов педагогической биографии мастера на общих собраниях педагогического коллектива.

Подготовка методической копилки мастера.

Проектирова-ние.

Собеседование.

 

 

Далее, важно понять, что специфика  внутрифирменного обучения заключается в том, что все его участники включены в совместную образовательную  деятельность  и  составляют  «коллективный  педагогический  субъект»,  деятельность  которого  характеризуется  следующими признаками, представленными на слайде. 

 

СЛАЙД 9:  Признаки внутрифирменного обучения

×          наличие единой цели, формирующей личностнопрофессиональную  компетентность  педагогов; 

×          общая  мотивация,  связанная  с  достижением  педагогами уровня профессионального  и  личностного  развития; 

×          интеграция и координация индивидуальных деятельностей участников для построения целостного  процесса  повышения  профессиональной  квалификации; 

×          выделение в совместной деятельности  индивидуальных  действий  и  функций,  реализующих  задачу  профессионального  развития  специалистов; 

×          согласование  деятельности  участников  процесса  с  целью  формирования  показателей повышения уровня профессионализма; 

×          единый результат, представленный  совместным продуктом; 

×          единое пространство и объединение участников педагогического про-цесса, совместно выполняющих работу в целостном образовательном процессе, а затем и в деятельности с детьми.

 

Как мы видим, это и наличие единой цели формирования профессиональной и личностной компетентности педагогов, и общая  мотивация,  связанная  с  достижением  участниками  необходимого  уровня профессионального  и  личностного  развития. Интеграция и координация индивидуальной деятельности, реализующей задачу профессионального развития, а также единое пространство и единый результат.

Сегодня можно рассматривать внутрифирменное обучение как систему подготовки педагогов, проводимую на базе детского сада с привлечением собственных или внешних преподавателей и строящуюся на решении проблем, специфичных для конкретной образовательной организации.

Так как же организовать внутрифирменное  обучение?   Возможно через организацию ресурсных центров или стажировочных площадок. И мы понимаем, что статус ресурсного центра или стажировочной площадки  предполагает более высокое качество, более высокий уровень форм и средств передачи опыта. В соответствии с этой идеей,  роль преподавателей могут и должны занимать педагоги-практики высокой квалификации, понимающие перспективы развития дошкольного образования и умеющие проектировать развитие дошкольной системы в нужном направлении, обеспечивающий опережающий характер изменений. Это могут быть ведущие детские сады города.

Цели внутрифирменного обучения определяют его содержание, которое характеризуется направлениями обучения. Содержание может иметь разную направленность. Зависит это от категории сотрудников и определяется спецификой их деятельности и требуемыми компетенциями. Возможно, выбор темы обучения определить проблемой, существующей в коллективе, либо годовыми задачами. Она может быть единая.

Сложность и многообразие функций и задач внутрифирменного обучения в ДОУ, разносторонний и постоянно обновляющийся характер его содержания, предполагают достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся традиционных форм, и новаторское применение новых. Проиллюстрируем  некоторые формы работы с  педагогическими  кадрами  по  внутрифирменному обучению.  

СЛАЙД 10: Формы работы внутрифирменного обучения

×          Научно­-практическая  лаборатория

×          Проектные группы

×          Тематические  педагогические  советы

×          Педагогический совет 

×          Педагогическая конференция 

×          Комплекс  инновационного  развития 

На первый взгляд, казалось бы, что это типичные традиционные формы, но главное в них – определить новые подходы. Например:

Научно­-практическая  лаборатория.  Деятельность такой лаборатории  призвана объединить  усилия  науки  и  практики  для  решения  актуальных  проблем  образовательной  организации и  предложить  опыт  по  решению  этих  проблем  для  других  ДОУ.  

Проектные группы, создание которых обусловлено потребностью педагоги-ческого персонала в проектировании своего опыта.  

Тематические  педагогические  советы, на которых не только решаются текущие  задачи,  но  и  происходит  обучение  педагогических  кадров. 

Педагогический совет должен быть  генератором интересных идей  и  обучающей  базой образовательной организации.  

Педагогическая конференция предполагает глубокое и всестороннее

раскрытие темы при  активном участии педагогов, творческий обмен опытом, инициировать в педагогах  поиск  собственного  понятия,  углубить  представление о сути изучаемой проблемы.  

 Комплекс  инновационного  развития –  целью  комплекса  является  формирование целостной, динамической системы по созданию условий для  развития профессионально ‐личностной компетентности педагогов.

Значимо, если при организации разнообразных форм внутрифирменного обучения, каждая форма работы приносит конкретную пользу, а полученные знания, умения  находят отражение в педагогической деятельности, и способствуют повышению эффективности  воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.

В условиях организации такого рода обучения, наш взгляд, целесообразным является обучение педагогов методам решения проблем, которые сегодня достаточно часто возникают в их педагогической деятельности. Они таковы.

СЛАЙД 11: Методы обучения для решения проблем

×          Метод  ситуационного  анализа

×          Метод анализа кейсов, казусов 

×          Метод  инцидента

×          Информационный  лабиринт или баскет метод

×          Ме­тод проектов 

Метод  ситуационного  анализа (анализ конкретных практических ситуаций) – знакомство с реальной или имитированной проблемой, ее диагностика и анализ, представление решения в дискуссии с другими  обучающими педагогами.

Метод анализа кейсов, казусов - учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания  приобретаются в результате их активной исследовательской  и  творческой  деятельности  по разработке решений.

Метод  инцидента - предлагается недостаточная информация,  необходимо  разобраться  в  обстановке:  определить,  есть  ли  проблема  и  в  чем  она  состоит;  подумать,  что  надо  делать;  выяснить,  что  нужно  знать для принятия того или иного решения. Поэтому необходимо научиться осуществлять самостоятельный поиск нужной информации.  

Информационный  лабиринт или баскет метод  - метод  разбора  деловой  информации. 

Ме­тод проектов- гибкая дидактическая система  организации  процесса  обучения, на основе возникшей проблемы.

В свою очередь, важно отметить, что одного универсального метода не существует – каждый имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому, продолжая рассматривать  методы профессионального обучения, можно условно  разделить их на две группы:

1.     Обучение непосредственно на рабочем месте (инструктаж, ротация, наставничество).

2.     Обучение вне рабочего места (лекции, практические ситуации, деловые игры, самообучение).

Говоря о внутрифирменном обучении на рабочем месте, необходимо затронуть интерактивные методы, где главное внимание уделяется практической отработке передаваемых знаний, умений и навыков: тренинги, программированное и компьютерное обучение, групповые учебные дискуссии, компьютерные деловые игры.

Заслуживает внимания метод  использования специализированных учебных видеокурсов. Сформировав собственную видеотеку, детский сад имеет возможность предоставить любому педагогу возможность неоднократного обращения к учебным материалам, изучения новых и повторения полученных в ходе предыдущих занятий знаний и методик. Подробные методические материалы позволят самостоятельно отработать необходимые навыки. Приложенные тесты легко покажут уровень теоретических знаний обучающегося, а видео даст возможность в легкой игровой форме увидеть ситуацию со стороны (и, может быть, в чем-то узнать в ней себя).

Новым в видеокурсах могут являться не только знания, но и практические навыки повседневного использования этих знаний. Учебный видеокурс – это возможность совершить переход от «я это знаю» к «я это делаю». Возможность как индивидуальных, так и групповых занятий, удобство сочетания дискуссий, упражнений с видеосюжетами. При этом доля юмора и интересное построение занятия сделают обучение интересным, запоминающимся и легким. А качественные видеоролики открытых занятий, практических консультаций, репортажей с педагогических и методических мероприятий помогут детально просмотреть и проанализировать моменты педагогической и методической деятельности.

Из этого следует, что учебный видеокурс – это еще один действенный инструмент обучения, который является хорошим помощником во внутрифирменном обучении педагогов.

Значит, напрашивается вывод: лишь правильное сочетание всех возможных методов обучения поможет сделать процесс внутрифирменного повышения квалификации  эффективным.

Переход к внутрифирменному повышению квалификации педагогов позволит снять некое отчуждение процесса обучения педагогов от специфической потребности учреждения, т.е. осуществлять его целенаправленно, предметно и содержательно, превратить методическую работу в учреждении в целостную систему непрерывного дополнительного профессионального роста педагогических кадров.

Организация системы методической работы с кадрами – одна из важнейших задач внутрифирменного повышения квалификации.

Индивидуальная  программа  профессионального  развития  является  одним из  подходов  к  обучению  педагогических кадров.  Она  позволяет  определить  проблемное  поле  педагога,  выявить  наиболее  результативный  опыт  и  показать  авторский  вклад  в  реализацию  общих  целей  и  задач.

Проектирование  индивидуальной  программы  профессионального  развития  должно  осуществляться  поэтапно  и  может  иметь  следующий  маршрут, представленный на слайде:

СЛАЙД 12:

Этапы индивидуальной программы профессионального

развития педагога ДОО

×          заполнение  индивидуальной  карты  с  учетом  образовательных  потребностей;

×          составление  индивидуальной  программы  самообразования;

×          определение  степени  личного  участия  в  коллективных  формах  внутрифирменного  профессионального  обучения;

×          выбор  видов  и  направлений  дополнительного  профессионального  образования.

Организация внутрифирменного повышения квалификации позволяет  развивать  профессиональные умения педагогов (аналитические,  проектировочные, исследовательские,  информационные,  коммуникативные, организационные), которые можно сформировать только в процессе деятельности.  Поэтому  обучение  педагогического  коллектива  строится  примерно  по  одинаковому  алгоритму, представленному на слайде.

 

СЛАЙД 13:  Алгоритм внутрифирменного обучения педагогов

×          индивидуальная  работа  с  различными  источниками  информации; 

×          организация теоретического  семинара; 

×          проведение практического  семинара;

×          проведение «круглого  стола».

 

Это индивидуальная  работа  с  различными  источниками  информации  по  намеченной  проблеме  через  изучение  и  обзор  информации  с  оценкой  собственного  мнения. Проведение теоретического  семинара,  требующего обязательного  участия  в  беседе,  дискуссии,  обобщении  результатов  деятельности. Проведение практического  семинара,  обязательным условием которого является погружение  в  работу  по  выполнению  конкретных  заданий. Участие в «круглом  столе»  с  целью  организации  практического выступления,  творческого  отчета,  методической  разработки,  презентации  «портфолио»  и  обобщении  результатов  работы через  «свободный  микрофон».

Главное при выборе форм  работы сделать так, чтобы каждая  принесла  конкретную  пользу для педагога,  а  полученные  знания,  умения  нашли  отражение  в  педагогической  деятельности. 

И в заключении. Так как внутрифирменное обучение проходит на базе дошкольной организации, нужно сделать так, чтобы обучение было максимально эффективным. А для этого необходимо подобрать такого преподавателя (педагога-практика), который не только бы имел за плечами определенный опыт работы, но и владел новыми методиками, подходами, информацией, а также обладал умением взаимодействия с аудиторией.

Если после лекции педагоги скажут, что «лектор очень умный, но мы ничего не поняли»,  можно считать, что время потрачено впустую. Если лектор рассказывает только чистую теорию, то возникает вопрос: «Как это сделать практически?» Такая подача материала не только не интересна, но и вызывает у людей раздражение, негативно влияющее на мотивацию. Именно поэтому значительная часть всех занятий, семинаров и тренингов, должна проводиться специалистами, знакомыми с потребностями и проблемами обучающихся педагогов, способными подкрепить теорию понятиями и близкими примерами из практической деятельности. Личный авторитет, практический опыт, близость к слушателям и, как следствие, высокая доступность передаваемой информации – вот залог успеха обучения, осуществляемого своими силами посредством внутрифирменного обучения.

И, наконец, что же будет являться результатом  организации внутрифирменного обучения?

В первую очередь, это приобретение педагогами:

×          умения работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся  информаионным потоком в разных областях знаний; 

×          использование различных способов интегрирования информации; 

×          умение самостоятельно формулировать  гипотезу; 

×          возможность находить пути решения проблемы; 

×          вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного  опыта, идей  и  представлений; 

×          выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, четко, уверенно; 

×          аргументировать  свою  точку  зрения  и  учитывать  точки  зрения  других; 

×          сотрудничать и работать в группе;

×          самостоятельно  заниматься  своим  обучением; 

×          брать на себя ответственность за принятое решение; 

×          уметь  выстраивать  конструктивные  взаимоотношения  с  другими людьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В ДОО: СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ Анжеро-Судженский городской округ Ищенко Инна Юрьевна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 41 с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников»

Слайд 2

Внутрифирменное повышение квалификации -

Слайд 3

Преимущества внутрифирменного образования: Гибкое реагирование на меняющуюся ситуацию Учет образовательных потребностей педагогов Обучение без отрыва от производства Определение содержания, форм, методов обучения и необходимых ресурсов Самоконтроль за ходом обучения Распространение ценного опыта по приоритетным направлениям развития системы дошкольного образования Обучение в деятельности, выращивание новых знаний в себе

Слайд 4

Основные компоненты внутрифирменного обучения педагогов ДО:

Слайд 5

Принципы внутрифирменного обучения:

Слайд 6

Распределение педагогов на группы с учетом стажа педагогической деятельности Стаж работы Характеристика профессиональной деятельности Психологическое сопровождение Рекомендуемые формы методической работы от 1 до 5 лет -Адаптация выпускника среднего или высшего учебного заведения к условиям работы в ДО. -Знает достаточно много, но на практике не всегда может использовать. -Не уверен, сосредоточен на себе, на своих возможностях. -Не владеет личностно-ориентированными подходами. Основные задачи: -Предупредить в процессе адаптации разочарования и разногласия. -Поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Наиболее эффективные методы: - Видеотренинги профессионально-педагогического общения. -Беседы с педагогом-психологом о предстоящей деятельности. Посещение и анализ деятельности более опытных педагогов. Индивидуальное консультирование. Анкетирование и обсуждение результатов. от 5до 10 лет -Стабилизация профессиональной деятельности, формирование профессиональной позиции. - Совершенствует арсенал методов и приёмов обучения, воспитания, развития и коррекции. - Возрастает потребность самоутвердиться в глазах коллег. Основные задачи: -Помочь педагогу в осмыслении своих ресурсов (позитивных возможностей) и ограничений. -Наметить методы совершенствования профессионального мастерства. Наиболее эффективные методы: -Тренинги личностного роста. -Индивидуально-консультативная помощь. Открытый показ и самоанализ. Семинары – практикумы. Метод проектов. Психолого-педагогические тренинги. Консультации. Собеседования.

Слайд 7

Распределение педагогов на группы с учетом стажа педагогической деятельности Стаж работы Характеристика профессиональной деятельности Психологическое сопровождение Рекомендуемые формы методической работы от 10 до 15 лет «Педагогический кризис», связанный с осознанием противоречия между желанием что-то изменить (методы работы, стиль общения с людьми и др.) и возможностями. - Проявляет большой интерес к деятельности. - Строит личностно-ориентиро-ванное взаимодействие. -В профессиональной деятельнос-ти пользуется стереотипами. Основные задачи: Предотвратить стереотипизацию профессиональной деятельности. -Формировать способность к восприятию нового. -Развивать творческий потенциал. Наиболее эффективные методы: -Рефлексивные тренинги; -Организация педагогических мастерских; работа в творческих проектных группах Обобщение собственного опыта. Выступление на педагоги-ческих советах. Участие в педагогических чтениях. Разработка практических рекомендаций для коллег. Работа в профессиональ-ных объединениях. Привлечение к контролю за педпроцессом . от 15 до 20 лет Кризис «середины жизни» (предварительных итогов жизни). - Возникает несоответствие между «я-реальным» и «я-потенциальным». - Возможно снижение профессионализма или его расцвет, увлечённость делом. Основная задача: -Смягчить кризис «середины жизни». Наиболее эффективные методы: -Коммуникативные тренинги. -Групповые формы организации досуга по интересам. Собеседования. Обобщение опыта работы. Подготовка статей, буклетов. Наставничество Работа в профессиональ-ных объединениях.

Слайд 8

Распределение педагогов на группы с учетом стажа педагогической деятельности Стаж работы Характеристика профессиональной деятельности Психологическое сопровождение Рекомендуемые формы методической работы от 20 до 25 лет «Пик» профессиональной деятельности: педагог-мастер. - Высокий уровень профессионально значимых качеств. - Стабильность в социально-экономическом плане. Основная задача: -Презентация достижений педагога. Наиболее эффективные методы: -Индивидуальное консультирование у педагога-мастера по вопросам проблем развития и воспитания дошкольников. -Организация мастер-классов. Мастер-классы. Обобщение ППО. Выступления на педагоги-ческих советах. Участие в педагогических чтениях. Разработка рекомендаций Работа в профессиональ-ных объединениях. Свыше 25 лет «Синдром педагогического выгорания»: -Биологическое и профессиональное старение (невосприимчивость к новому), психоэмоциональное перенапряжение Основные задачи: -Смягчить «синдром выгорания» Наиболее эффективные методы: -Поддерживание статуса «ветерана». - «Озвучивание» уникальных моментов педагогической биографии мастера на общих собраниях педагогического коллектива. Подготовка методической копилки мастера. Проектирование . Собеседование.

Слайд 9

Признаки внутрифирменного обучения: Наличие единой цели , формирующей личностно ‐ профессиональную компетентность педагогов; Общая мотивация , связанная с достижением педагогами уровня профессионального и личностного развития; Интеграция и координация индивидуальных деятельностей участников для построения целостного процесса повышения профессиональной квалификации; Выделение в совместной деятельности индивидуальных действий и функций , реализующих задачу профессионального развития специалистов; Согласование деятельности участников процесса с целью формирова - ния показателей повышения уровня профессионализма; Единый результат , представленный совместным продуктом; Единое пространство и объединение участников педагогического процесса , совместно выполняющих работу в целостном образовательном процессе, а затем и в деятельности с детьми.

Слайд 11

Методы обучения для решения проблем Метод ситуационного анализа Метод анализа кейсов, казусов Метод инцидента Информационный лабиринт ( баскет-метод ) Метод проектов

Слайд 12

Этапы индивидуальной программы профессионального развития педагога ДОО

Слайд 13

Алгоритм внутрифирменного обучения педагогов

Слайд 14

Спасибо за внимание