Методическая разработка открытого урока по сольфеджио

Замалетдинова Диляра Джаудатовна

1. Методическая разработка открытого урока по сольфеджио в 3 классе на тему: "Использование метода создания игровой ситуации на этапе проверки, оценки знаний учащихся".

2. Приложение 1, 2 к открытому уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Вопросы к 4 заданию II этапа конкурса в 3 классе

Игра с мячом «А знаешь ли ты…» - проверка знаний по теории. Преподаватель кидает мяч ребятам по очереди и задаёт вопрос, учащийся ловит его, думает и с ответом кидает мяч преподавателю.

Примерные вопросы:

1) что получается, когда звуки следуют по порядку, друг за другом ↑ и ↓ от одной ноты до её повторения;

2) как называется 1 ступень лада;

3) что образуют три ноты, построенные по терциям от 1 ступени лада;

4) чем отличается мажорная от гамма от минорной;

5) 1, ½, 1, 1, ½, 1, 1 – это строение гаммы, какого лада;

6) 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½ – это строение гаммы, какого лада;

7) что общего у параллельных тональностей;

8) 1,  3, 5 являются какими ступенями мажора и минора;

9) 2, 4, 6, 7 являются, какими ступенями мажора и минора;

10) 2 и 7 являются, какими ступенями мажора и минора;

11) повышает ноту на ½ тона, какой знак альтерации;

12) понижает ноту на ½ тона, какой знак альтерации;

13) какой знак отменяет # и ь;

14) как называется расстояние между двумя нотами;

15) минор с повышенной 7 ступенью;

16) минор с повышенными 6 и 7 ступенями ;

17) б.3+м.3 – строение, какого трезвучия;

18) м.3+б.3 – строение, какого трезвучия ;

19) что означает крещендо;

20) что означает диминуэндо;

21) сколько восьмушек в четверти;

22) сколько шестнадцатых в четверти;

23) сколько четвертей в целой;

24) сколько половинок в целой.

1. «Забей мяч в нужные ворота» - проверка знаний в построении интервалов.

     

                                                                                                               

                       

                                                                                                           

  1. «Укажи путь тональностям к их знакам» - проверка знаний знаков в пройденных тональностях.

                                                                                Ре мажор

                                      фа-диез минор                                             

                                           Фа Мажор

                                          Си Ь Мажор                                         

                                                                                ми минор

3. Послушай разные музыкальные произведения, записанные на этих дисках. Подпиши, в каком размере и ладу они звучат.  И так, произведение, в каком размере и ладу звучит на диске под номером 1? И т. д.

               

                 

                                            

                                                          

  1. «Какой шарик лопнул» - определение на слух интервалов. Задание: указать очерёдность лопнувших шариков.

                                                      

  1. «Собери правильно вагоны паровоза» - проверка метроритмических знаний.

 



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока сольфеджио для 3 класса на тему: «Использование метода создания игровой ситуации на этапе проверки, оценки знаний учащихся» преподавателя ДМХШ № 16 Ново-Савиновского района г. Казани Замалетдиновой  Д.Д.

от 16 апреля 2013 года

Сольфеджио - учебная дисциплина, которая требует комплексного подхода в работе. Она объединяет в себе разные виды и формы деятельности.

Цель урока сольфеджио как учебной дисциплины в музыкальной школе состоит в развитии вокально-интонационных навыков, воспитании формировании музыкально-слуховых представлений, творческих способностей, навыков активного восприятия музыкального материала учащихся, а также овладении теоретической базой.

Задачи

Качество музыкального слуха я рассматриваю как совокупность трех параметров: развитости слуховых представлений, интонационной и метроритмической чистоты исполнения. Теоретические знания, получаемые в процессе занятий, должны быть связаны с практическими навыками. На уроках  я использую различные формы работы, в том числе интонирование, воспитание чувства метроритма, слуховой анализ на примере музыкальных фрагментов,  диктант, знакомство с музыкальными элементами музыкального языка. В целях активизации внимания учащихся считаю необходимым включать методы, направленные на стимулирование интереса учащихся.

Форма урока

Форма дидактическая игра является эффективным методом в работе. Создания игровой ситуации  наиболее применимо на этапе закрепления нового материала,  а также в ходе оценки внимания, памяти.

Игра-конкурс по сольфеджио «Музыкальная эстафета» проводится с учениками 3 класса в начале 4 четверти. Конкурс представляет собой вид фронтальной проверки и одновременно подведение итогов по пройденному материалу.

Жюри оценивает выполнение заданий по 5-ти бальной шкале. В заключении подсчитываются голоса и определяются победители.

При выборе материала для урока я руководствовалась такими дидактическими принципами, как комплексность, доступность, наглядность. В своей работе я использовала материал учебных разработок Первозванской Т.А. «Мир музыки»,  Зиятдиновой Л.М. Сольфеджио.

Музыкальный материал к прослушиванию: Глинка Полька, Прокофьев Марш, Шуберт Вальс Фа Мажор, Чайковский «Старинная французская песенка» из «Детского альбома». Дидактические средства: интерактивная доска, CD проигрыватель, синтезатор, грамоты, сувениры.

Ход урока.

Конкурс проводится в 2 этапа:

1 этап - письменный  

2 этап – устный. Командная эстафета.

Задания первого этапа конкурса включают: вокальное интонирование, слуховой анализ ладов, интервалов, ритма во фрагментах, а также слуховой анализ интервалов на слух, диктант мелодический, проверку на знание музыкальной терминологии (приложение 1).

2 этап представляет собой командную эстафету учащихся с использованием интерактивной доски. Включает следующие задания: (приложение 2)

  1. Вокально-интонационные упражнения:

На интерактивной доске показаны четыре четверостишия. Преподаватель интонирует две строки в указанной мажорной тональности (Т53 играет), ученик - продолжает. Задача: привести к I ступени.

  1. Проверка теоретического материала:

Аккордовые последовательности в тональностях до четырех знаков. Задание: найти и отметить обращения Т53, S53, D53.

  1. Слуховой анализ:

На доске показывается слайд с иллюстрациями средств музыкальной выразительности (лады, жанры, размер, инструменты). Задание: определить средства выразительности во фрагменте.

  1. Проверка на знание музыкальных терминов:

Игра с мячом в форме вопрос-ответ. Ведущий преподаватель. Приложение 3.