Опыт кружковой работы

Зилинькова Елена Викторовна

Фотоматериалы кружковой работы  «Умницы и умники»  в МБДОУ №27 «Ягодка»

Мышление – опосредованное отражение внешнего мира, которое опирается на впечатления от реальности и дает возможность человеку в зависимости от усвоенных им знаний, умений и навыков правильно оперировать информацией, успешно строить свои планы и программы поведения. .Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения, в ходе освоения общественного опыта Ребенок сталкивается с предметами, созданными руками человека, и таким образом вступает в предметно-практическое общение с другими людьми .В старшем дошкольном возрасте становятся доступными более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях.. Развивается способность рассуждать, обосновывать свои суждения, осознавать и контролировать процесс рассуждения, овладевать его общими методами, переходить от его развернутых форм к свернутым формам .Понимая важность развития интеллекта детей на дошкольном этапе углубленно, я  начала работу по проблеме «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Для этого был создан кружок «Умницы и умники» цель: повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в    школе; развивать математические представления детей 5-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения; способствовать  формированию и развитию у старших дошкольников основных сторон речи .На данный момент в дошкольном учреждении обновляется предметно-развивающая среда, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая интеллектуальному развитию дошкольников.

При обогащении предметно-развивающей среды я руководствуюсь  современными наиболее продуктивными средствами, которые заключаются в ее развивающем характере, деятельностно-возрастном подходе, информативности (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материала и игрушек), обогащенности, наукоемкости, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и развития его интеллектуальных способностей.

Содержание плана кружковой работы обеспечивает высокий уровень интеллектуального развития; методы и технологии обучения стимулируют познавательную активность, воображение м творчество. Использование технологий ТРИЗ, РТВ, компьютерных развивающих игр, занятий по логике,  головоломки, использование проектов по различным темам познавательного развития, способствуют повышению умственной активности детей, формированию аналитических навыков.

. Большое внимание уделяется развитию элементарных естественнонаучных представлений. Дети получают знания об окружающей действительности, владеют способами изучения свойств предметов.   У детей формируются начальные навыки экспериментирования в мини- лабораториях; географические представления (дети знакомятся с устройством Солнечной системы, учатся ориентироваться на карте, глобусе). В работе с детьми я использую  разнообразные методы и приемы: метод ошибки, моделирования, экспериментирования, которые способствуют интеллектуальному развитию

 

image                       image

 

Работая по развитию интеллектуальных, математических способностей детей, я использую алгоритмы, "Оригами", развиваю творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребенка .Подтвердились мои наблюдения, что наибольший эффект дети получают в интеллектуальном, математическом развитии при выполнении заданий, связанных с определенным предметным миром, с освоением приемов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностейДети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием.Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

imageimage

   Так при знакомстве детей с «отрезком», «ориентировкой на листе бумаги»…, ввожу игру «Геоконт» так как она помогает детям построению фигур на листе бумаге по координатам поля, что способствует подготовки детей к освоению простейшего программирования, находить отрезки, сравнивать их по длине. Используя игру «Геоконт» знакомлю детей с таким свойством как упругость (резинки растягиваются и возвращаются в исходное положение), применяю схемы, которые способствуют формированию символической функции сознания. С помощью координатной сетки дети учатся рисовать план игрового поля и схемы фигур по словесной формуле. Эта игра погружает детей в мир геометрии, где дети осваивают основные понятия: «луч», «отрезок», «прямая»…

Во время темы «знакомство с геометрическими фигурами», «цвет, форма, величина», применяю игру «Чудо-крестики», «2-х цветный и 4-х цветный квадратики», которые способствуют закреплению цвета, формы, величины предмета, освоению схем сложения предметов.На занятиях я учу превращать квадратики в разные фигуры, осваивать приемы конструирования, дети учатся давать характеристику геометрическим фигурам.Проводя графический диктант, штриховку на листе бумаги, использую игру «Игровизор», в которой дети сравнивают полученный результат с образцом, переносят изображение по клеточкам, закрепляют ориентировку в пространстве листа.

На занятии «Части и целое», использую игру «Прозрачный квадратик»-нетающие льдинки, где дети учатся конструированию целого квадрата. В ходе выполнения тематического плана я использовала разнообразные формы работы с детьми: КВН, малые

Олимпиады, тренинги, «Что. Где. Когда» и т    imageimage

 

Результаты работы:

Итоговая диагностика на конец года показала, что пространственное воображение увеличилось на 25%, повысилась умственная способность на 35%. Логическое мышление возросло на 30%, сенсорные познавательные способности на 35%. Увеличился словарный запас, улучшилась связная речь, ведь дети сами рассказывают, что у них получилось, развивается мелкая моторика рук, тем самым идет подготовка к письму. В сюжет сказки, которую придумали дети, вплетены задания на перевоплощение квадратика в разные предметы, которые дети последовательно конструируют по схемам, памяти в процессе игровой деятельности.

 Увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению. Внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения инновационных форм работы с детьми. Повышение качества подготовки детей к школьному обучению. Использование условий социума для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста. Рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной образовательной системе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт кружковой работы18.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                Утверждаю
                                                                                                  Зав.МБДОУ №27
«Ягодка»
                                                                                                  ______________
                                                                                                  Волосовская Н.Н.

Перспективно-тематическое планирование  занятий  кружка «Умники и умницы»     для детей старшей группы №2 на 2011-2012уч.г.

1.

 «Путешествие в математику с Мудрой Совы» Дидактические игры:«Счет до 10»,«Назови одним словом»,«Геометрические фигуры», «Знаки <,>»

2.

 «Большой  Ух»  идёт в страну речи:«Беседа по картине»,«Что лишнее?»,«Найди четвертое»

3.

  «По дороге ,которая никуда не ведёт» Речевая игра«Назови предмет»,

,«Геометрические фигуры»,«Длиннее-короче»

4.

  «Путешествие в страну Вымышляндию»  Игры  :«Скажи наоборот»,«Длинный-короткий»,«Времена года»

5.

 «В страну Шумов и Звуков» Дидактические игры:«Какой звук в словах одинаковый?»,«Исправь ошибки»,«Найди отличия»,«Найди осьминожку»

6.

   «Удивительное дело» Игры :«Назови предметы»,«Что к чему подходит?»,«Найди ошибку»

7.

 «Путешествие в Страну Точек»Дидактические игры:«Расскажи,что нарисовано»,

«Исправь ошибку»,«Геометрическая игра «Танграм»

8.

 «Путешествие в страну речи»Игры:«Составление предложения»,«Назови слово»,

«Кто быстрее»,«Назови возраст»

9.

  «Сказка про сказку»Дидактические игры:«Составь предложение»,

«Отгадай»,«Придумывание рассказа по серии сюжетных   картин»,«Подумай и ответь»

10.

 «Путешествие в страну речи 2»Игры-занятия:«Составление предложения по картинке»,«Послушай скажи»,«Сосчитай»,«Назови соседей»

11.

  «В гости к Риторику»Игры-инсценировки:«Составление предложения по картинке»,«Назови предметы»,«Геометрические фигуры»,«Назови профессию»

12.

   «В стране Вымышляндии»Игры:«Времена года»,«Назови животных и их детенышей»,«Измени числам»,Посмотри и сравни»

13.

 «Вот дом который построил…»Игры-забавы:«Посмотри и скажи»,«Загадки»,«Где что находится»,«Сначала-потом»

14.

  «Приключения Дук-Ду» Музыкальная игротека:«У кого какой инструмент»,

«Большой-маленький»,«Назови слово»,«Геометрическая игра «Танграм»

15.

  «Риторик в гостях»Словесные игры и забавы:.«Отгадай слово»,«Покажи и скажи»,«Посмотри и назови»,«Выполни задание»

16.

 «Жила-была Матрёшка»Дидактические игры:«Выполни задание»,«Посмотри и скажи»,«Беседа по картине»,«Сравни предметы»

17.

  «Путешествие в страну Шумов и Звуков»Выставка часов ,прошлое и настоящее;

игры:  «Часы»,«Посмотри и скажи»,«Снаружи-внутри»,«Многоугольники»

18.

 «Новогоднее путешествие»Дидактические игры:«Который час?»,«Отгадай»,

«Длинный-короткий»,«Назови предметы мебели»

19.

. КВН«К нам пришла Зима сама» Дидактические игры:«У кого кто»,«Назови звук»,

«Какую обувь ты знаешь?»,«Построй такую же фигуру»

20.

 «Путешествие в прошлое» Рассказ воспитателя о «Календаре»,игры «Посмотри и скажи»,«Назови гласный звук»,«Составь задачку»

21.

 «В гостях у Мудрой Совы» Логоритмическое упражнение«Посчитай»,Игра «Эрудиты»,«Составь задачку»

22.

 «Риторик в Стране звуков»Иры «Сколько слогов»,«Задачи»,«Назови предметы»,

«Поставь нужный знак»

23.

  «Путешествие в Страну Точек»Дидактические игры и упражнения: «Один-много»,

«Назови слово»,«Назови числа по порядку»,«Времена года»,«Сколько»

24.

 «В Стране Шумов и Звуков»Игры:«У кого кто»,«Твердые-мягкие согласные»,

«Расскажи по картинке»,«Рисуем по клеточкам»

25.

  «Риторик и Незнайка»Игра«Образуй слова»,проблема:«Что для кого нужно»,«Определи звук»,«Подумай и ответь»

26.

  «Удивительное дело»Игры:«Отгадай предмет»,«Назови слово с заданным звуком»,«Влево-вправо»,  «Раскрась кружки»

27.

 «Незнайка в Стране Звуков и Шумов»Дидактические игры:«Сколько слогов»,

«Подумай и ответь»,«Подумай и сделай»,«Рисуем по клеточкам»

28.

 «Удивительное Путешествие»Речевая игра « С чем что делают?»,«Беседа на тему «Весы»,«Загадки-шутки»,«Назови профессию»

29.

 «Жила-была Баклуша»Игры:«Что из чего сделано»,«Понаблюдай и скажи»,

«Разгадай ребус»,«Подумай и скажи»

30.

  «В Стране Звуков и Шумов»Речевая игра «Звуки-братцы»,«Придумай слово», 

«Беседа по картинкам»,«Рисуем сами»

31.

  КВН «Сказка про сказку».Дидактические игры:«Что изменилось?», «Кто за кем идет?»,«Расскажи, что видишь»,«Найди ошибки»

32.

  «В гости к пчёлам»Игры:«Кто что делает?».«Звуки-братцы»,«Найди ошибку», 

«Рисуем по клеточкам»

33.

 «Путешествие в Страну Точек»«Один-много», «Разгадай ребус»,«Геометрические фигуры»,«Задачки-шутки»

34.

 «Удивительное дело»«Скороговорки»,«Придумай задачку», «Сосчитай»,

«Подумай и ответь»

35.

 «Итоговое занятие «Умники и умницы»