Функциональная грамотность

Попова Елена Васильевна

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

 

Виды функциональной грамотности.

  • Читательская грамотность
  • Математическая грамотность
  • Естественнонаучная грамотность
  • Финансовая грамотность
  • Глобальные компетенции
  • Креативное мышление

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 143 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА “ Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе” Подготовила учитель начальных классов : Попова Е. В .

Слайд 2

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву).

Слайд 3

Прием «Лови ошибку» Спишите, исправив ошибки. выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам! Спишите, исправив ошибки . Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.

Слайд 4

Прием «Проблемная ситуация» Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова: Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…

Слайд 5

Прием «Ассоциации» Б е рёза - л е то М о роз – х о лод Р е бята – д е ти П е тух – П е тя Уч е ник – уч е ние Р я бина - я года

Слайд 6

Прием «Отсроченная отгадка» Изучая тему «Словообразование», читаю стихотворение: Чудак-математик в Германии жил. Он булку и масло случайно сложил. Затем результат положил себе в рот. Вот так человек изобрёл бутерброд.

Слайд 7

Прием «Удивляй!» и «Яркое пятно» Урок русского языка 1 класс «Звуки и буквы» Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни. Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы. А И Ж М Н Щ Ы У Д О Одни в группу сестры, вторые - брата. Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата? Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата? Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?

Слайд 8

Приём « Да - Нет» На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Это самостоятельная часть речи? - да; Она обозначает признак предмета? – нет; Эта часть речи склоняется? – да; Это самая многочисленная часть речи? – да. Ребята делают вывод, что это существительное.

Слайд 9

Приём «Ложная альтернатива» Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например: Сколько будет 8 + 4: 11 или 13 ? Что растет не березе - яблоки или груши? Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"? Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок? Столица России - Париж или Минск? Какие звери живут в Африке – мамонты или динозавры?

Слайд 10

Прием «Добавь следующее» Дети придумывают слова на тему «Школа» 1.Парта. 2.Парта, доска. 3. Парта, доска, мел и т.д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.

Слайд 11

Приём «Рюкзак» Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило. Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

Слайд 12

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

по математике Составитель: учитель начальных классов Попова Е. В. «Таблица расстояний»

Слайд 2

Единицы измерений Задачи Геометрические фигуры Логические задачи Ребусы 10 10 10 10 10 20 20 20 20 20 30 30 30 30 30 40 40 40 40 40 50 50 50 50 50

Слайд 3

Единицы измерений 10 Какова длина трёхзвенной ломаной, если длина её звеньев 7 см, 4 см и 5 см?

Слайд 4

16 см

Слайд 5

Единицы измерений 20 В клетке находятся три кролика. Три девочки попросили дать им по одному кролику. Каждой девочке дали кролика. И все же в клетке остался один кролик. Как это случилось?

Слайд 6

Нужно отдать одной девочке клетку вместе с кроликом.

Слайд 7

Единицы измерений 30 Сколько отрезков изображено на рисунке?

Слайд 8

6 отрезков

Слайд 9

Единицы измерений 40 Сколько будет сантиметров? 5 м 40 мм 2м 8дм

Слайд 10

500 см 4 см 280 см

Слайд 11

Единицы измерений 50 Врач дал больной девочке 3 таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Она строго выполнила указание врача. На сколько времени хватило прописанных врачом таблеток?

Слайд 12

на 1 час

Слайд 13

Задачи 10 Гусь весит 12 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?

Слайд 14

12 кг

Слайд 15

Задачи 20 Лестница состоит из 7 ступенек. Какая ступенька находится на середине?

Слайд 16

четвёртая

Слайд 17

Задачи 30 На полке стоят 19 книг. Из них 5 сборников рассказов, 3 сборника стихов, а остальные - учебники. Сколько учебников на полке?

Слайд 18

Решение 1) 5 + 3 = 8 (к)- рассказы и стихи 2) 19 - 8 = 11 (уч) Ответ: 11 учебников.

Слайд 19

Задачи 40 Составь по краткой записи задачу и реши её - 12 м - ?, на 5 м. меньше, чем - ?, на 8 м. больше, чем

Слайд 20

1) 12 – 5 = 7 (м.) – футбольные. 2) 7 + 8 = 15 (м.) Ответ: 15 резиновых мячей. (12 – 5) + 8 = 15 (м.)

Слайд 21

Задачи 50 Три подружки - Вера, Оля и Таня пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзина, лукошко и ведерко. Известно, что Оля была не с корзиной и не с лукошком, Вера - не с лукошком. Что с собой взяла каждая девочка для сбора ягод?

Слайд 22

Вера была с корзинкой, Оля - с ведерком, Таня -с лукошком.

Слайд 23

Геометрические фигуры 10 Назови данные фигуры одним словом. Сможешь ли ты назвать каждую из фигур правильно?:

Слайд 24

Мноугольники: прямоугольник треугольник шестиугольник квадрат

Слайд 25

Геометрические фигуры 20 Сумма длин сторон квадрата 40 см. Чему равна длина каждой его стороны?

Слайд 26

У квадрата все стороны имеют равные стороны. У квадрата таких стороны 4. Следовательно, нужно 40 см. разделить на 4. Считаем: 40 : 4 = 10 (см).

Слайд 27

Геометрические фигуры 30 Найдите длину ломаной

Слайд 28

15 см

Слайд 29

Геометрические фигуры 40 Геометрические фигуры 40 Каких геометрических фигур нет на рисунке?

Слайд 30

Задание на знание геометрических фигур и внимание. Найдём геометрические фигуры, вспомнив их определения. Прямоугольник - это геометрическая фигура, четырёхугольник с прямыми углами. На рисунке он представлен в виде основы светофора. 1 прямоугольник кстати, квадраты - это тоже прямоугольники(!) Квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны. На рисунке глаза светофора выполнены в виде квадратов. 6 квадратов Треугольник - это геометрическая фигура, многоугольник с тремя углами. 6 треугольников Круг - это геометрическая фигура. На рисунке мы видим только дугу, а не весь круг. Значит, круги на изображении отсутствуют. 0 кругов На рисунке отсутствует геометрическая фигура - круг.

Слайд 31

Геометрические фигуры 50 Какую геометрическую фигуру носят на голове мужчины?

Слайд 32

Цилиндр

Слайд 33

Логические задачи 10 3 3 3 = 3

Слайд 34

3 + 3 - 3 = 3

Слайд 35

На лугу паслись 10 овец. Всех, кроме девяти, съел волк. Сколько овец осталось на лугу? Логические задачи 20

Слайд 36

9 овец

Слайд 37

Тетрадь дешевле ручки, но дороже карандаша. Что дешевле ? Логические задачи 30

Слайд 38

Карандаш

Слайд 39

Логические задачи 40 У Кати вчера был день рождения. Завтра будет пятница. В какой день недели был день рождения Кати ?

Слайд 40

Среда

Слайд 41

Логические задачи 50 Продолжи ряд чисел: 20, 18, 19, 17, 18, 16, 17, ...., ...., ....

Слайд 42

15, 16, 14

Слайд 43

Ребусы 10

Слайд 44

МИНУС

Слайд 45

Ребусы 20

Слайд 46

Семья

Слайд 47

Ребусы 30

Слайд 48

стоянка

Слайд 49

Ребусы 40

Слайд 50

восемь

Слайд 51

Ребусы 50

Слайд 52

крот

Слайд 53

Подведем итоги

Слайд 54

Поздравляем победителя! До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила Учитель начальных классов Попова Елена Васильевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 143 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Слайд 4

Использование кроссвордов, ребусов на уроках активизирует познавательную активность учащихся лиса

Слайд 5

Использование информационно – коммуникационных технологий на различных этапах урока позволяет: овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств; активизировать познавательную деятельность учащихся; индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Слайд 6

В современных условиях в школе появляется возможность выйти за пределы окружающего социума, это участие в различных проектах, которые позволяют заниматься учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельностью, организованной на основе компьютерных технологий .

Слайд 7

Учебный проект совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся –партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта

Слайд 8

ПРОЕКТ роблема азнообразные способы её решения сновополагающий вопрос динство целей и задач онкретные результаты исследования ворческий подход Ключевые моменты

Слайд 9

Проект - это 6 "П" Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация Портфолио Проблема

Слайд 10

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся - практико-ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые; по продолжительности - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные ; по количеству участников – индивидуальные, парные и групповые; по форме продукта - газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, научная статья, пакет рекомендаций, поделка, серия иллюстраций, мультимедийный продукт и т.д.

Слайд 11

один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: коммуникативные, образовательные, воспитательные, развивающие.

Слайд 12

Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире. Все методы, используемые на уроках окружающего мира, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 17

Животные и растения, численность которых всегда была невелика!

Слайд 23

По страницам Красной Книги


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентацию подготовила Учитель начальных классов Попова Елена Васильевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 143 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. Учебный предмет “Математика” предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости , практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Слайд 4

Логические задания на уроках математики

Слайд 5

Логические задачи

Слайд 6

Задания по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики В магазине Совунья купила кашу. Каша изображена на рисунке. Вопрос А: Из какой крупы приготовлена эта каша? Подчеркни номер верного ответа. А. из овсяных хлопьев Б. из овсяных хлопьев с клюквой В. из овсяных хлопьев с клюквой и со сливками Г. из овса Вопрос В: Как правильно сказать? А. эта каша из фруктов Б. эта каша из злаков и фруктов Грамотность при решении бытовых проблем Выбирать продукты, товары и услуги

Слайд 7

Друзья помогли Кар-Карычу расставить цветы под систему освещения. Чтобы специальные лампы стали освещать цветы, нужно чтобы нагрелась обычная лампа. Кар-Карыч заметил, что специальная лампа не освещает цветы. Помоги ему понять, в чём проблема. Обведи букву выбранного ответа. А. Кар-Карыч не ввернул обычную лампу Б. Шнур к лампе порвался В. Кар-Карыч забыл включить вилку в розетку Г. Кар-Карыч отсоединил специальную лампу Д. Шнур от розетки порван Грамотность при решении бытовых проблем

Слайд 8

Копатыч хочет навестить своего приятеля. Он проплывёт мимо нескольких островов. Копатыч решил посмотреть данные о погоде на островах на предстоящую неделю. Помоги ему определить остров, на котором жители будут носить меньше всего одежды. Обведи букву выбранного ответа. А. 1-й остров Б. 2-й остров В. 3-й остров Г. 4-й остров Информационная грамотность: читать чертежи, схемы, графики, диаграммы

Слайд 9

Диагностика формирования функциональной грамотности по математике 1 полугодие 2 класс 1.Пин нанимает повара по имени Кок на свой корабль. Он решил составить для Кока памятку на карточках. В первой памятке Пин написал о времени приготовления блюд в микроволновой печи (памятка 1). Помощник Пина решил тоже помочь новому повару. Он повесил свою памятку (памятка 2). Памятка 1 Памятка 2 суп 4 мин курица 3 мин каша 2 мин чай 1 мин Помоги повару Коку определить, что обозначает круг в центре? Обведи букву выбранного ответа. А. суп Б. чай В. каша Г. курица 2. Пин поручил повару Коку сходить в магазин за продуктами. Пин попросил купить колбасы. Какие единицы измерения понадобятся повару для покупки колбасы? Обведи буквы выбранных ответов. А. килограмм Б. дециметр В. Сантиметр Г. грамм

Слайд 10

Основная задача школы - стремиться подготовить ученика, человека способного быть успешным в постоянно меняющемся мире. Все методы, используемые на уроках математики, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.