Методическая копилка

Макушина Алена Ивановна

Методическая копилка - это отличный способ поделиться своими творческими наработками и находками с коллегами, а также помочь начинающим педагогам подобрать подходящий материал для своей педагогической практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал подготовил

учитель черчения, технологии и изобразительного искусства

Макушина Алена Ивановна

Использование игровых технологий в практике преподавания предметов образовательной области «Искусство»

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Василий Сухомлинский

Из множества известных педагогических технологий можно выделить педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения). Любая педагогическая технология ставит целью и обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти цели и средства составляют главную идею и являются основой эффективности результатов, именно к таким можно отнести «игровые технологии».

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Рассматривая «педагогические игры», нужно отметить особенность игровой деятельности, которая являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, в дальнейшем идет параллельно с ведущей деятельностью других возрастных периодов.

Феномен значения игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, в воспитании. В отличие от игры «педагогическая игра» обладает существенными признаками - четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.

На практике отмечается большое количество типов педагогических игр по характеру игровой методики, важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.

В технологии педагогических игр можно выделить четыре основных спектра целевых ориентации:

        Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

        Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

        Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

        Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Рассматривая место игровых технологий в практике преподавания предметов образовательной области «Искусство», можно сказать, что данные технологии стоят далеко не на последнем месте.

Введение в структуру уроков изобразительного искусства игровых технологий имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство духовно-нравственного развития обучающихся, и их социализации. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она связана положительными эмоциями, состоянием удовлетворения, игровая ситуация увлекает ребенка, что способствует его активной творческой деятельности, а следовательно и всестороннему развитию обучающегося.

Используя игровые технологии на уроках изобразительного искусства нельзя забывать о требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр:

  • Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
  • Цель игры должна быть достижимой, а используемое оформление должно быть красочным и разнообразным;
  • В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует познавательную и художественную деятельность;
  • Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся, по принципу от простого к сложному.

Немаловажным в процессе учебной деятельности является разграничение между игрой и изобразительной деятельностью школьника, носящей ярко выраженный художественный характер, а не подмена изобразительной деятельности игрой. Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия, но и эффективной формой приобретения и расширения знаний по искусству.

В своей практике  работы с учащимися  по предмету мы все больше убеждаемся, что учебно-воспитательная работа, организованная на основе игровых коллективных творческих дел, является наиболее эффективной и действенной.  Так изучая тему «Древние корни народного искусства» в 5 классе с применением элементов сюжетно-ролевой игры, обучающиеся охотно выполняют творческую коллективную работу в «Мастерских», каждая мастерская отвечает за исполнение определенных элементов работы. Включение игры в процесс уроков изобразительного искусства, строящихся с опорой на данный учебный предмет, вполне оправдано и эстетически, и педагогически.

Опыт показывает, что учащиеся активнее включаются в игровые формы работы. Здесь наряду с познавательными мотивами появляются и другие, которые в явной или неявной форме проявляются в желании соревноваться, общаться  с учителем и товарищами, показать себя перед ними с лучшей стороны, желание просто поиграть, развлечься и так далее.

Всевозможные  творческие конкурсы: тематические конкурсы рисунков, конкурсы изделий декоративно-прикладного искусства, конкурсы творческих работ по техникам исполнения (живопись, графика и др.) с последующим оформлением выставок, особенно стимулируют обучающихся, так как имеют соревновательный характер, здесь же обучающиеся наиболее явно проявляют себя и свои способности.

Интересно проходит урок-игра  «Одежда говорит о человеке» в 6 классе, где в сюжетной игре дети наглядно могут увидеть и прочувствовать главную проблему, сами сформулировать ее, когда одноклассники предстают перед ними в одежде разных эпох и сословий, разыгрывая мини-сценку.

Огромное влияние на развитие личности имеют игры художественно-творческого характера, где ребенок может проявить себя, реализовать свои потребности, так при изучении темы «Цвет. Основы цветоведения» можно создать сказочный мир цветной страны. Данное задание может выполнятся как индивидуально, так и по группам, либо коллективно. В процессе выполнения творческой работы обучающиеся учатся общению, умению принимать и выслушивать мнение других, сотворчеству, ответственности, саморазвитию.

Упражнения на развитие психических процессов обучающихся, которые целесообразно проводить в начале урока в качестве разминки, примером может служить ролевая игра, которую можно провести, изучая раздел архитектура  -  «Дом для профессионалов?». Учащимся предлагается представить город, в котором живут люди разных профессий. Каждый из них хотел бы, чтобы его дом был совершенно особенным, не похожим на другие, но при этом таким, чтобы можно было сразу догадаться о профессии хозяина. Выступая в роли архитекторов, ученики приступают к проектированию дома на бумаге. Такого рода игры направлены на развитие творческого воображения и занимают не более 2-3 минут.

Урок изобразительного искусства не может быть скучным и не интересным, поэтому игровые формы очень важны. Так в 6 классе, когда у ребят уже имеется определённый объём искусствоведческих знаний, интерес у них вызывает игра “Придумай биографию художника”, в процессе которой они должны самостоятельно придумать биографию художника, репродукции картин которого им представлены. 

Используя педагогическую игру как форму организации учебно-воспитательного процесса, учитель может решить ряд задач: привлечь учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала, выявить уровень их знаний и умений, творческих способностей, уровня сформированности творческого воображения, фантазии, формировать их потребности в реализации своих возможностей в практической художественной деятельности. Игровая форма занятий позволяет увлечь школьников, полнее выявить их смекалку, эрудицию, нестандартность и гибкость мышления, повысить интерес к изучаемому предмету.

         Примером применения игровых технологий в качестве диагностики может служить «Диагностика уровня развития творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства»  с применением следующих методик: «Вербальная фантазия», «Волшебные кляксы».

Нельзя забывать и о том, что формы игровой деятельности многообразны, и чем разнообразнее  их применение на уроках и на внеурочных занятиях, тем они интереснее для детей.  Примеры организации уроков изобразительного искусства при помощи игровых технологий многочисленны и зависят от класса, от жизненной ситуации, от времени года (проводятся занятия в помещении или на пленэре), от целей урока, но главное от желания учителя и его подхода к преподаванию.

Современная школа далеко ушла от моделей прошлого века, как по содержанию, так и по средствам, и по методам обучения. Появилось много новых образовательных технологий, улучшающих, оптимизирующих, рационализирующих отдельные аспекты образования.

Для учителя включающего игровые технологии в урок или во внеклассную работу по предмету «Изобразительное искусство» должны быть не просто данью моде, а продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения, отвечающей целям обучения и воспитания. А для учащихся игра — способ самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки.



Предварительный просмотр:

Материал подготовил

 учитель черчения, технологии и изобразительного искусства

Макушина Алёна Ивановна

Описание опыта работы

"Современные образовательные технологии на уроках изобразительного искусства"

Современная российское образование перешло на новый этап развития, представляющий собой кардинальные изменения, становление новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные  перемены в учебно-воспитательном процессе: на первый план выдвигаются новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новые требования к современному педагогу. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

В связи с этим особую важность приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, внедрение в практику передовых образовательных технологий и методов обучения. Каждый педагог в праве самостоятельно выбирать приемы и принципы  работы с детьми, образовательные технологии, применяемые на уроках, и способы развития обучающихся в зависимости от предмета, оснащенности школы и уровня развития обучающихся.

Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, открывает для педагогических коллективов широкую творческую возможность выбирать и моделировать педагогический процесс в любом ракурсе. Это направление является прогрессивным в образовании, поскольку дает дорогу для разработки различных вариантов содержания образовательного процесса, использования средств современной дидактики и современных образовательных технологий в повышении эффективности образовательных структур, научной разработки и практического обоснования новых идей и технологий, а так же дает возможность применения технологий альтернативной педагогики.

Одним из основных направлений работы учителя в современной школе, прописанных государством,  является духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья.

Целью изучения искусства в современной школе является овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности,  указано в федеральных государственных образовательных стандартах образовательной области искусство, примерных программах по предметам образовательной области «Искусство».

В своей практике с целью развития творческого потенциала обучающихся отдаю предпочтение педагогическим технологиям на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (АМО) и арттерапевтическим технологиям, конечно данные технологии перекликаются и дополняют друг друга. Идя в ногу со временем и отвечая требованиям государства нельзя не отметить и информационно-коммуникационные технологии.

На уроках изобразительного искусства активные методы обучения в наибольшей степени помогают   активизировать ребенка и создать ситуации, в которых обучаемые:

  • самостоятельно объясняют окружающие явления и процессы («Перспектива»);
  • отстаивают свое мнение («Основы цветоведения»);
  • принимают участие в обсуждениях («Русский народный костюм»);
  • рецензируют ответы товарищей («Анализ картины»);
  • занимаются обучением отстающих или оказывают им помощь (решение тестовых заданий);
  • самостоятельно выбирают посильное задание (несколько вариантов творческой работы по одной теме);
  • анализируют личные практические действия («Натюрморт»).

В свою очередь процесс восприятия искусства детьми представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе познавательные и эмоциональные моменты. Занятия художественно-творческой деятельностью способствуют сенсорному развитию детей, способности различать цвет, форму, звуки, обеспечивает понимание языка различных видов искусства (живопись, графика, скульптура и др.). Говоря о педагогических возможностях искусства, нельзя так же не отметить еще один важный аспект: терапевтическое воздействие искусства на ребенка. Влияя на эмоциональную сферу, искусство при этом выполняет коммуникативную, регулятивную функции.

Предлагаю остановиться на некоторых педагогических аспектах подробнее.

Арт-терапия в творческом развитии школьников

Остановимся на понятии «арттерапия»

Арттерапия (терапия искусством) - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Арттерапия – путь к установлению отношений. Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях. Строя отношения с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, он получает новый опыт, который может нести в жизнь, облегчая свое общение с другими людьми.

Арттерапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности, как ребенка, так и взрослого, реализуемые в процессе арттерапии - это его развитие, интеллектуальное, эмоциональное, раскрытие творческого потенциала…

Используя арт-терапию на уроках изобразительного искусства, я как учитель в наибольшей степени могу влиять на развитие ребенка.

Арт-терапия в образовании мне позволяет решать следующие задачи:

  1. Диагностика. Для диагностики творческого развития школьников в  учебной деятельности необходимо использовать психологические и педагогические тесты, которые способствуют выявлению уровня развития психической функции воображения и уровня овладения теоретическим и практическим  материалом в ходе выполнения творческих работ («Несуществующее животное»).
  2. Арттерапия  позволяет получить сведения о развитии обучаемого, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть неповторимость, личностное своеобразие. В процессе работы легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение каждого члена группы («Мой друг»).
  3. Воспитание. Участники учатся корректному общению, бережному отношениям со сверстниками. Данный способ построения занятий обеспечивает усвоение этики поведения. Вместе с тем происходит более глубокое понимание себя, собственного внутреннего мира («Витраж»).
  4. Развитие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый участник переживает успех в той или иной деятельности. Развивается чувство собственного достоинства, самоуважения.
  5. Коррекция. Рабочая атмосфера позволяет корригировать самооценку и уровень притязаний. Также групповые формы работы способствуют коррекции межличностных отношений («Реальность и фантазия»).

Основные рекомендации арттерапии, которые я взяла для основы при работе с детьми на уроках изобразительного искусства:

  1. Если в человеке (ребенке) есть агрессия или другие негативные, разрушительные эмоции – при работе следует применять лепку. Рисунок в данном случае будет только раздражать ребенка.
  2. Всегда иметь самый широкий выбор цветовой палитры – карандашей красок или фломастеров. Однако предпочитайте краски, кисть более пластична и свободна. Усилие нажима и строгость линий, которых требует карандаш, менее соответствует раскрепощению, особенно на первых порах.
  3. Для создания рисунка не разрешать пользоваться линейкой, циркулем,  лекалами и другими инструментами, и приспособлениями позволяющими получить более «красивый рисунок». Все арттерапевтические рисунки выполняются рукой.
  4. Занимаясь арттерапией,  можно создавать «программные» рисунки или же «невесть что». Если Мы хотим рисовать «программные рисунки», то пользуемся традиционной тематикой проективных тестов. Проективные тесты основаны всё-таки на общечеловеческих архетипах.
  • Работаем над созданием следующих тематических рисунков:
  • Рисунок самого себя, рисунок своей (можно воображаемой) семьи,
  • Рисунок человека вообще, рисунок «Дом, дерево, человек» (ДДЧ).
  • Упражнения арт-терапии с цветами.
  • Упражнения арт-терапии с каракулями.
  • Упражнения арт-терапии с чернильными пятнами и много, многое другое
  1. Предпочитаем рисунок наклеиванию коллажей вырезанных из журналов. Создание коллажей – это последняя самая высшая и заключительная стадия арт-терапевтической работы.

Так же на уроках изобразительного искусства обучающиеся выполняют упражнения арт-терапии, направленные

  • на снятие тревожности,
  • на развитие уверенности в себе и своих способностях,
  • на отработку любого негативного чувства: обида, гнев, страх и т.д.,
  • на управление своим эмоциональным состоянием и своими чувствами,
  • на снижение эмоциональной напряженности и др.

В результате работы в арттерапевтическом направлении на уроках изобразительного искусства  можно: получить положительный эмоциональный настрой группы, облегчить невербальный выброс негативных эмоций; проработать негативные эмоций, что позволяет снимать тревогу; отыгрывать агрессию и злость; искать ресурсы для дальнейшего развития.

Через коллективную деятельность арттерапия помогает прояснить участникам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации; позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков; даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами; исследовать и выражать чувства в социально-приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость, все так необходимое для ребенка, который не нашел, а скорее даже потерял себя в этом большом мире и окружающей его социальной среде.

Применение игровых технологий в практике преподавания изобразительного искусства.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр на уроках.

В отличие от игры «педагогическая игра» обязательно имеет четко поставленную целью обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

На практике отмечается большое количество типов педагогических игр по характеру игровой методики, важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, сюжетно-ролевые, имитационные, игры-драматизации.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Введение в структуру уроков изобразительного искусства игровых технологий имеет обучающее и развивающее значение, выступает как средство духовно-нравственного развития обучающихся, и их социализации. Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она связана положительными эмоциями, состоянием удовлетворения, игровая ситуация увлекает ребенка, что способствует его активной творческой деятельности, а следовательно и всестороннему развитию обучающегося.

Используя игровые технологии на уроках изобразительного искусства я никогда не забываю о требованиях, которые педагогическая наука предъявляет к организации игр:

  • Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
  • Цель игры должна быть достижимой, а используемое оформление должно быть красочным и разнообразным;
  • В игре обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками, что приучает к четкому соблюдению установленных правил, активизирует познавательную и художественную деятельность;
  • Игра должна строиться с учетом возрастных особенностей учащихся, по принципу от простого к сложному.

Немаловажным в процессе учебной деятельности является разграничение между игрой и изобразительной деятельностью школьника, носящей ярко выраженный художественный характер, а не подмена изобразительной деятельности игрой. Умная, творческая, эмоциональная игра может стать не только действенным средством восприятия, но и эффективной формой приобретения и расширения знаний по искусству.

В своей практике  работы с учащимися  по предмету мы все больше убеждаемся, что учебно-воспитательная работа, организованная на основе игровых коллективных творческих дел, является эффективной и действенной.  

Так изучая тему «Древние корни народного искусства» в 5 классе с применением элементов сюжетно-ролевой игры, обучающиеся охотно выполняют творческую коллективную работу в «Мастерских», каждая мастерская отвечает за исполнение определенных элементов работы. Включение игры в процесс уроков изобразительного искусства, строящихся с опорой на данный учебный предмет, вполне оправдано и эстетически, и педагогически.

Опыт показывает, что учащиеся активнее включаются в игровые формы работы. Здесь наряду с познавательными мотивами появляются и другие, которые в явной или неявной форме проявляются в желании соревноваться, общаться  с учителем и товарищами, показать себя перед ними с лучшей стороны, желание просто поиграть, развлечься и так далее.

Всевозможные  творческие конкурсы: тематические конкурсы рисунков, конкурсы изделий декоративно-прикладного искусства, конкурсы творческих работ по техникам исполнения (живопись, графика и др.), с последующим оформлением выставок («День матери», «Школа безопасности» и др.), особенно стимулируют обучающихся, так как имеют соревновательный характер, здесь же обучающиеся наиболее явно проявляют себя и свои способности.

Интересно проходит урок-игра  «Одежда говорит о человеке» в 6 классе, где в сюжетной игре дети наглядно могут увидеть и прочувствовать главную проблему, сами сформулировать ее, когда одноклассники предстают перед ними в одежде разных эпох и сословий, разыгрывая мини-сценку.

Огромное влияние на развитие личности имеют игры художественно-творческого характера, где ребенок может проявить себя, реализовать свои потребности, так при изучении темы «Цвет. Основы цветоведения» можно создать сказочный мир цветной страны. Данное задание может выполнятся как индивидуально, так и по группам, либо коллективно. В процессе выполнения творческой работы обучающиеся учатся общению, умению принимать и выслушивать мнение других, сотворчеству, ответственности, саморазвитию.

Упражнения на развитие психических процессов обучающихся, которые целесообразно проводить в начале урока в качестве разминки, примером может служить ролевая игра, которую можно провести, изучая раздел архитектура  -  «Дом для профессионалов». Учащимся предлагается представить город, в котором живут люди разных профессий. Каждый из них хотел бы, чтобы его дом был совершенно особенным, не похожим на другие, но при этом таким, чтобы можно было сразу догадаться о профессии хозяина. Выступая в роли архитекторов, ученики приступают к проектированию дома на бумаге. Такого рода игры направлены на развитие творческого воображения и занимают не более 2-3 минут.

Урок изобразительного искусства не может быть скучным и не интересным, поэтому игровые формы очень важны. Так в 6 классе, когда у ребят уже имеется определённый объём искусствоведческих знаний, интерес у них вызывает игра “Придумай биографию художника”, в процессе которой они должны самостоятельно придумать биографию художника, репродукции картин которого им представлены. 

Используя педагогическую игру как форму организации учебно-воспитательного процесса, учитель может решить ряд задач: привлечь учащихся к активному самостоятельному усвоению и закреплению материала, выявить уровень их знаний и умений, творческих способностей, уровня сформированности творческого воображения, фантазии, формировать их потребности в реализации своих возможностей в практической художественной деятельности. Игровая форма занятий позволяет увлечь школьников, полнее выявить их смекалку, эрудицию, нестандартность и гибкость мышления, повысить интерес к изучаемому предмету.

Примером применения игровых технологий в качестве диагностики может служить «Диагностика уровня развития творческого потенциала обучающихся на уроках изобразительного искусства»  с применением следующих методик: «Вербальная фантазия», «Волшебные кляксы».

Нельзя забывать и о том, что формы игровой деятельности многообразны, и чем разнообразнее  их применение на уроках и на внеурочных занятиях, тем они интереснее для детей.  Примеры организации уроков изобразительного искусства при помощи игровых технологий многочисленны и зависят от класса, от жизненной ситуации, от времени года (проводятся занятия в помещении или на пленэре), от целей урока, но главное от желания учителя и его подхода к преподаванию.

Для учителя включающего игровые технологии в урок или во внеклассную работу по предмету «Изобразительное искусство» должны быть не просто данью моде, а продуманным актом, целесообразной формой организации активного общения, отвечающей целям обучения и воспитания. А для учащихся игра — способ самовыражения, самоопределения, самореализации и самооценки.

Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства

Метод проектов я только начала внедрять в преподавание изобразительного искусства. Этот метод, применительно к моим урокам является эффективным в организации творческой среды, способствующей достижению цели — развитие человека творца с развитой индивидуальностью.

Часто урочная работа продолжается и во внеурочное время.

Проектная (исследовательская) деятельность – важный фактор повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, развитие творческого потенциала умения видеть, сформировать и решить проблему. На уроках изобразительного искусства и внеурочное время мы с детьми выполняем творческие проекты.

Творческий проект

Творчество  – процесс культурной человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности.1 

Основополагающие задачи творчества -  система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью.

В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Немаловажную роль в проектной деятельности играет вовлечение в проект  родителей ученика (к сожалению не все родители охотно работают с ребенком дома), которые могут принимать как непосредственное участие в проектной деятельности ребенка, так и оказывать моральную поддержку. В любом из случаев, помощь родителей благотворно влияет на психику ребенка и на психологический климат в семье.

Творческий проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений что характерно для изобразительного искусства.

Творческий проект позволяет школьникам самим прикоснуться к прекрасному, удивить окружающих новыми познаниями, а значит, проявить себя. Этот вид работы предоставляет возможность каждому ребенку сделать значимое и полезное дело для общества и себя, так как подразумевает разные виды деятельности. Важным считаю и то, что школьники делают, то, что умеют, а это важный момент в становлении личности ребенка.

На уроках я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, а пытаюсь помочь им почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, все это обязательно пригодиться ему в жизни.

Основные этапы проектной деятельности:

  1. Организационно-подготовительный.
  2. Исполнительный или технологический.
  3. Заключительный.

Компоненты учебного творческого проект для учащихся:

  1. Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, аргументирование актуальности проблемы.

Реализация данного компонента предполагает владение учащимися определенными умениями: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям.

  1. Выдвижение и формулировка гипотезы, раскрытие замысла.

Реализация данного компонента предполагает владение учащимися умением провести предварительный анализ имеющейся информации.

  1. Планирование и выбор необходимого инструментария.

Реализация данного компонента предполагает владение учащимися определенными умениями: планировать, готовиться к проведению исследования, анализировать имеющуюся информацию, находить решение проблемы, выстраивать стратегию поиска, выделять материал, который будет использован в работе, параметры оценки, вопросы, предлагаемые для обсуждения.

  1. Поиск решения проблемы, проведение работы с поэтапным контролем и коррекцией результатов.

Реализация данного компонента предполагает владение учащимися умениями: наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, классифицировать.

  1. Представление результатов работы, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта: умение структурировать материал, обсуждать, объяснять, доказывать, защищать результат, готовить, планировать сообщения о проведенной работе, ее результатах и защите, давать оценку полученных результатов.

Конкретный учебный продукт учащихся, как результат самостоятельного исследования творческих групп учащихся нашей школы.

Творческие проекты:

 «Искусство Древних» - творческий проект направлен на исследование декоративного искусства Древнего Египта, в процессе работы дети подбирают изобразительные элементы декора. Создают эскиз заинтересовавшего их предмета декоративного искусства, и создают свой в технике «на мятой бумаге», что придает работе вид старого пергамента.

«Золотая хохлома» - продуктивный проект, на котором учащиеся выступают в роли мастеров хохломской росписи, знакомятся с процессом создания хохломских изделий. Самостоятельно расписывают выбранный предмет, растительными мотивами, присущими «хохломской росписи». В дальнейшем данная работа может быть сувениром для бабушки или мамы.

«Одежда «говорит» о человеке». В процессе работы обучающиеся знакомятся с одеждой разных эпох и народов, выбрав страну и эпоху, изучают особенности костюма того времени, на основании имеющихся и полученных знаний создают свой образ одежды из «ненужного материала», тем самым осознавая, что мусора может пригодиться для создания творческих работ.

Коллективная работа «Моя деревенька» - творческий (практико-ориентированный) проект является итоговой работой по изучению темы «Древние корни народного искусства».

  1. Часть – «Образ деревни» выполняется живописными материалами.
  2. Часть – макетирование «Русская изба». Избы строились из самого экологически чистого материала – древесина, без применения гвоздей.

Применение проектных технологий на уроках изобразительного искусства делает уроки интересными, увлекательными, помогает поддерживать психологический комфорт и дружескую атмосферу взаимодействия.        

ИКТ и  уроки изобразительного искусства

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Поэтому информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России.

Уроки изобразительного искусства и ИКТ – это разговор особый. Уроки должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учитель и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного  изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки    воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Цели использования информационных технологий на уроке:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

Остановлюсь на некоторых положениях стандарта медиаобразования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

  • умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;
  • умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;
  • умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;
  • умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Выделение именно этих элементов стандарта медиаобразования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области «Искусство». Концепция содержания  данной области базируется на:

  • воспитании духовно богатого и эстетически развитого человека;
  • развитии способности к художественному творчеству;
  • формировании у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • воспитании учащихся как зрителей художественных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;
  • развитии воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

 Мною в наибольшей степени ИКТ используется в образовательном процессе для

  • Разработки системы уроков по изобразительному искусству с приложениями (компьютерными презентациями).  
  • Проведения компьютерного тестирования уровня знаний учащихся.
  • Работы в графических программах с условием: 1ученик-1компьютер (нетбуки).
  • Использования ЭОР,  Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.
  • Создания электронной базы кабинета ИЗО.

При объяснении нового материала на уроке мною регулярно используются предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видео-экскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели с проекцией их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – комментирование, появляющейся на экране, информации.

В нашей школе кабинет подключен к сети Интернет, поэтому неоднократно проводились уроки в форме виртуальной экскурсии. К сожалению, такая возможность есть не всегда (загруженность сети).

Интересно проходят уроки, когда обучающиеся создают творческие работы в графических программах установленных на нетбуках («Автопортрет»).

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы или повторения, обобщения, и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана и интерактивной доски. 

С использованием возможностей программы PowerPoint, были разработаны презентации некоторых тем уроков. Это позволяет разнообразить уроки.

Уроки-презентации использую:

  • на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства («Натюрморт», «Портрет» и др.);
  • при изучении таких тем по изобразительному искусству как «Живопись», «Музеи России», «Народные художественные промыслы», «Цвет. Основа цветоведения»» и др.

Современная школа далеко ушла от моделей прошлого века как по содержанию, так и по средствам и по методам обучения. Появилось много новых образовательных технологий, улучшающих, оптимизирующих, рационализирующих отдельные аспекты образования.



Предварительный просмотр:

«Воспитательные традиции МБОУ СОШУИП №3 г. Лабытнанги в патриотическом воспитании обучающихся»

Макушина Алена Ивановна,

МБОУ СОШУИП №3 города Лабытнанги

Как всем известно - патриотическое воспитатели является одним из приоритетных направлений воспитания обучающихся в школе.

 

        Наша школа существует более 30 лет, мы можем смело говорить о хороших и добрых традициях, сложившихся за это время.

        Предлагаем Вашему вниманию проект патриотического воспитания «Урок под открытым небом», связанный с экскурсиями к памятным местам города Лабытнанги, автором и идейным вдохновителем которого является директор школы, заслуженный учитель РФ, учитель истории Пастушенко В.М.

«Урок под открытым небом» является кульминационным событием ряда мероприятий, главными участниками, которых становятся ученики школы.

В течение нескольких месяцев перед Уроком дети всесторонне изучают тему. На уроках истории, географии, литературы, музыки, изобразительного искусства они совместно с педагогами и родителями готовят сообщения, оформляют информационные стенды, запускают видеопрезентации, смотрят документальные фильмы, участвуют в круглых столах и встречах с представителями общественных организаций, правоохранительных органов, инженерами и военными, ветеранами труда и тружениками тыла.

Неотъемлемой частью подготовки к Уроку под открытым небом являются встречи с непосредственными участниками событий или людьми, знавшими лично героя Урока.

Переходя из класса в класс, ученики школы знакомятся с памятными местами города Лабытнанги, погружаясь в историю региона и государства в целом. На практике для каждой параллели определено свое памятное место, где проходит Урок под открытым небом:

2 классы - Площадь Победы, танк «Т-64»;

3 классы - сквер, где установлен памятник пожарным, погибшим при исполнении служебного долга (возле здания управления ГОиЧС ЯНАО) – 30 апреля;

4 классы – Площадь Победы у Монумента Славы – 9 мая;

5 классы – Площадь В.Г. Нака у памятника Владимиру Наку, заслуженному строителю России, почетному гражданину Ямала – ноябрь;

6 классы – сквер имени В.Л. Цыбенко, у памятного знака инженеру-геофизику, организатору геофизического производства на севере Западной Сибири, открывателю многих ямальских месторождений, почетному гражданину Ямала Владимиру Цыбенко – ноябрь;

7 классы – здание Почты России, у памятного знака, установленного в честь первого космонавта Ю.А. Гагарина – 12 апреля;

8 классы – памятный знак «Хлеб нашей памяти» с капсулой земли с Бородинского поля – 7 сентября;

9 классы – памятный знак об увековечении памяти Крячкова Олега, участнику локальных конфликтов – январь;

10 классы – Аллея Славы, посвящённая памяти участников локальных конфликтов – 23 февраля;

11 классы – памятный знак об увековечении памяти Орла Владимира – февраль.

На протяжении многих лет структура образовательной практики совершенствуется. Одной из проблем в реализации практики являются климатические особенности региона, которые преодолимы желанием принять участие в мероприятии и соблюдением элементарных мер техники безопасности.

Образовательная практика «Урок под открытым небом» - это не просто экскурсия, это событие для учеников школы, к которому они готовятся и которое с нетерпением ждут.

Еще одной традиционной формой воспитательной работы патриотического направления является «Киновикторина» - просмотр кинофильмов с дальнейшим проведением киновикторины. Тематика киновикторины определяется по месяцам (так, в ноябре – это Гражданская война, декабрь – Новый год, апрель – кинокомедии, май –  фильмы о Великой Отечественной войне и подвиге народа). Безусловно для каждого уровня обучения педагогами подбирается свой материал, соответствующий возрастным особенностям детей, составляются вопросы и демонстрационный материал.

Более 15 лет в нашей школе существует музей «Зеркало истории». Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности, которая призвана комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, а также средствами экскурсионной и музейной деятельности.

В нашем музее собраны коллекции экспонатов:

  • по Великой Отечественной войне;
  • экспозиция «В блиндаже»;
  • по истории школы;
  • «Исторические деятели ЯНАО В. Нак, В. Цыбенко»;
  • экспозиция славянской культуры;
  • экспозиция спортивных достижений школы, в том числе коллекция личных вещей олимпийских чемпионов – выпускников школы.

Неотъемлемой частью музея является Комната Боевой Славы «Координаты мужества», оформленная в отдельном кабинете. В ней представлены иллюстрационные материалы о полководцах Великой Отечественной войны, о местных жителях, воевавших не только в 1941 – 1945 годах. Отдельно представлены материалы о В. Орле и О. Крячкове – жителях города Лабытнанги, героически погибших во время локальных конфликтов в Афганистане и Чечне.

Еще одним важнейшим экспонатом Комнаты является изображение плаката «Родина – мать зовет!» и переносной интерактивный макет Вечного огня, который используется для оформления экспозиций в иных локациях вне Комнаты.

Указанные экспонаты и переносные выставочные экспозиции активно используются в урочной, внеурочной деятельности и в воспитательном процессе. Музей активно занимается просветительской работой по патриотическому воспитанию не только для обучающихся нашей школы, но и для обучающихся других школ, детских садов. Экскурсоводами выступают члены клуба «Патриот» под руководством педагога дополнительного образования – руководителя музея.

Подводя итог, хочется сказать о том, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать одно из центральных мест в воспитательной системе школы. И благодаря традициям и разнообразию форм и методов работы, у нас, педагогов, есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан – патриотов России.



Предварительный просмотр:

Диалоговая площадка

«Роль классного руководителя в реализации

рабочей программы воспитания школы»

  1. Организационный момент

Добрый день уважаемые коллеги!

С целью активной работы площадки прошу Вас организовать условные группы (по цветам) в которых сегодня мы будем работать (раздаю листы)

  • БЕЖЕВЫЙ - Классный руководитель - личность: глазами детей, глазами родителей, глазами администрации школы.
  • СИНИЙ - Классный руководитель - воспитатель: глазами детей, глазами родителей, глазами администрации школы.
  • ЖЕЛТЫЙ - Классный руководитель - наставник: глазами детей, глазами родителей, глазами администрации школы.

  1. Вступительное слово

Приветствуем Вас на диалоговой площадке: «Роль классного руководителя в реализации рабочей программы воспитания школы».

Современная государственная политика Российской Федерации сегодня делает безусловный акцент на первостепенности воспитания в сфере образования. Воспитание подрастающего поколения стало общенациональным стратегическим приоритетом, который требует консолидации деятельности школы, гражданского общества, государственных структур. Пожалуй, на сегодняшний день нет ни одного документа, в котором на государственном уровне не признавалась бы важность воспитания, не определялись направления его развития, не затрагивались проблемы обновления деятельности воспитателя. Не случайно одной из двух ключевых задач национального проекта «Образование» является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Важность этой деятельности подтверждается в федеральных проектах «Успех каждого ребенка», «Социальная активность», «Патриотическое воспитание».

Безусловно стратегические ориентиры и векторы развития системы воспитания определены в региональных документах.

Кроме государственного приоритета, существует и общественная необходимость воспитания, которая вызвана многими причинами: распространение потребительской идеологии, деградация смыслов труда и трудовой этики; социальная пассивность - это лишь некоторые негативные аспекты, которые подтверждают кризисные явления в сфере воспитания и необходимость ее «перезагрузки».

С 1 сентября 2021 года школы города начали реализацию Рабочих программ воспитания и Планов воспитательной работы, которые являются неотъемлемой частью основных общеобразовательных программ на каждом уровне образования.

Амбассадором воспитания в школе в первую очередь является современный классный руководитель, в профессиональной жизни которого произошли серьезные изменения: новый статус, новая система оплаты труда, новые роли.

И так: трансформация деятельности классного руководителя в системе воспитания определяется:

  • нормативными документами;
  • мерами поддержки классных руководителей;
  • воспитательным потенциалом цифровизации образования;
  • изменением роли классного руководителя.

  1. Выступление

Как все это происходит в школах города, и какую роль играют классные руководители в реализации рабочей программы воспитания школы сейчас нас познакомят:

  • Поддубная Алла Владимировна, заместитель директора по ВР МАОУ СОШ №5.
  • Абрамова Анна Алексеевна, заместитель директора по ВР МАОУ Гимназия г. Лабытнанги.
  • Малышева Валентина Ивановна, классный руководитель 1 специализированного кадетского класса МАОУ СОШ №8.
  • Осипова Н___________А ______________, классный руководитель ______ класса МАОУ СОШ №1.

Задание для аудитории: Сегодня в завершении нашей площадки мы с вами должны составить портрет идеального классного руководителя в современной школе города Лабытнанги. Поэтому просим вашего внимания к выступающим, и надеемся на активное обсуждение выступлений.

Уважаемые выступающие, обращаемся к вам – время для выступления не более 5 минут – 2 минуты на ответ - вопросы, в случае если вы превысили время, я буду вынуждена вас остановить.

Слово предоставляется 

Спасибо нашим выступающим. Продолжаем работу.

  1. Работа в группах

Уважаемые коллеги, сейчас прошу вас поработать в группах в течение 5-7 минут. И обсудить как должна измениться роль современного классного руководителя и его функции в современной школе. И записать на листах 1 ключевую фразу какой он идеальный образ классного руководителя в современной школе города Лабытнанги, исходя из задания:

  • БЕЖЕВЫЙ - Классный руководитель - личность: глазами детей, глазами родителей, глазами администрации школы.
  • СИНИЙ - Классный руководитель - воспитатель: глазами детей, глазами родителей, глазами администрации школы.
  • ЖЕЛТЫЙ - Классный руководитель - наставник: глазами детей, глазами родителей, глазами администрации школы.

Работа в группа – 5 минут

Фразы озвучиваем и листы на магнит к доске!

  1. Подведение итогов. Резолюция.

Классный руководитель является носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников, и именно он создает условия для эффективных процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у обучающихся.

Его профессиональная компетентность является образующим элементом воспитательной системы образовательного учреждения, развитие которой должно привести к изменениям всего воспитательного пространства образовательной организации, муниципального образования, региона и страны в целом.

Резолюция:

  • Обеспечить сопровождение введения рабочих программ воспитания на муниципальном уровне. Подведение промежуточных итогов. Срок: первая половина декабря 2021г.
  • Рекомендовать Управлению образования Администрации города Лабытнанги разработать систему адресной помощи классным руководителям с возможным использованием методического взаимодействия школ в рамках педагогических сессий. Срок исполнения: 2021-2022 учебный год.

Классный руководитель XXI века − это руководитель класса, который управляет детско-взрослыми коллективами, воспитательными результатами, проектами и информацией.

Спасибо всем за работу! Всего доброго и до новых встреч!

Диалоговая площадка

«Роль классного руководителя в реализации

рабочей программы воспитания школы»

Резолюция:

  • Обеспечить сопровождение введения рабочих программ воспитания на муниципальном уровне. Подведение промежуточных итогов. Срок: первая половина декабря 2021г.
  • Рекомендовать Управлению образования Администрации города Лабытнанги разработать систему адресной помощи классным руководителям с возможным использованием методического взаимодействия школ в рамках педагогических сессий. Срок исполнения: 2021-2022 учебный год.