Целевая направленность педагогической деятельности, её теоретические основы.

Шевченко Наталья Александровна

 

В перспективных направлениях эволюционирования, по-видимому, одно из важнейших мест займет использование эволюционно приобретенных, но чрезвычайно слабо используемых резервов головного мозга. Важнейшим адаптивным свойством человека является его способность к трудовой деятельности. Эта способность лежит в основе адаптации к новым формам двигательной активности, характерной для спорта. Совершенствование человека и человечества посредством  занятий физической культурой,  спортом – важнейшее условие прогрессивного развития умственных и физических способностей человека.
 
       Совершенствование индивидуальных природных данных и качеств личности, достигаемое средствами физической культуры, - одна из перспективных линий развития человека. Будучи тесно связанными, индивидуальные, природные данные и социально обусловленные, личностные качества в равной мере подвержены влиянию занятий спортом.
 
     Спортивная деятельность связана с непрерывными изменениями во взаимодействии организма и среды. Овладение сложной техникой физических упражнений при изменяющихся внешних условиях (например, в игровой обстановке) является примером такого взаимодействия. Выработки двигательных дифференцировок, т.е. закрепление тончайших различий между близкими по структуре движениями и является физиологической предпосылкой рационального, экономного выполнения движений. И вот перед нами уже ловкий, координированный ребенок, с совершенными движениями и пространственной ориентировкой.
 
      Одной из главных задач своей работы я считаю реализацию принципа активности, самостоятельности и творчества в обучении. Конкретные задачи каждого урока - поддержание и развитие интереса к предмету. 
      Свою педагогическую деятельность подчиняю идее обучения через системно - деятельностный подход. Как и многие учителя, я считаю главной задачей личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика. При этом опираюсь на принципы, положенные в основу данной системы: принцип воспитующего обучения, принцип ориентации на успех, принцип сотрудничества.
 
  Чтобы процесс обучения был эффективным, осуществляю постоянное осмысление различных сторон образовательного процесса, поиск и применение новых форм, методов, приёмов. На своих уроках для решения учебных и воспитательных задач применяю различные приёмы. Я  выбрала для себя одной из главных, на мой взгляд, такую функцию, как функция повышения двигательной активности, которая способствует подготовке к социально значимым видам деятельности и призвана содействовать всестороннему развитию человека, совершенствовать его физические и психические способности, расширять арсенал жизненно важных двигательных умений, повышать их надежность в сложных условиях, способствовать подготовке подрастающего поколения к трудовой и другим видам деятельности; повышение физической активности – это укрепление здоровья, обеспечение активного отдыха, формирование здорового стиля жизни, эстетических взглядов.
 
         В этом учебном году я решила уделить наибольшее внимание соревновательной деятельности, считая ее, одной из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки обучающихся. В этом виде деятельности я выделила наиболее важные направления – это различные эстафеты и спортивные игры.
 
     Спортивные игры – это универсальное средство физического воспитания на уроках. Они способствуют гармоничному развитию личности. В конце каждого урока я оставляю несколько минут для спортивных игр. Почему? Во-первых, эта форма помогает воспитанию чувства коллективизма у обучающихся – это способность жертвовать собственными интересами ради команды. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на игроков. Такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что развивает у человека соответствующие личностные качества. Происходит сплочение обучающихся, т.к. на уроках они играют по различной структуре:  между юношами и девушками, слабая и сильная команда, слабая и слабая команда и т.п. На уроке это отражается так, например, если  какой-либо ученик не может выполнить задание, то класс уже старается ему помочь. Обучающиеся становятся более ответственными, целеустремленными, заинтересованными в спортивных результатах.
 
      Для детей, отстающих в физическом развитии я ввела такое домашнее задание, как «растянутое» на несколько дней, недель (в зависимости от того, какое физическое качество воспитывается), т.е. те нормативы, в которых они отстают получают в домашнее задание, которое проверяется в назначенное время. Это помогает им улучшить свою физическую подготовленность и развить самостоятельность.
 
     И так, с этими введениями воспитываются у учеников такие качества, как ответственность, целеустремленность, коммуникабельность, чувство коллектива и лидерство, которые являются востребованными в современной жизни качествами личности. 
 
Критерием успешной работы для меня служит качество физической подготовки школьников и выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач.