Из опыта работы

Использование современных технологий

обучения и воспитания в работе

с детьми группы социального риска.

 (из опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Дом детского творчества Ершовой Э.В.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных технологий

обучения и воспитания в работе

с детьми группы социального риска.

 (из опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД Дом детского творчества Ершовой Э.В.)

Дети "группы риска" – это та категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов. К ним можно отнести всех обучащихся, разделив их на 4 группы по различным критериям:

Медицинские

- имеют хронические заболевания;

- дети, стоящие на учёте у психоневропатолога;

- дети, которые перенесли стресс.

Социальные

-  живут в асоциальной семье (пренебрежительное или агрессивное) отношение к ребенку;

-  живут в малообеспеченной семье;

-  дети, у которых проблемы адаптации при смене местожительства, школы, класса;

-  самовольный уход из дома.

Учебно-педагогические

-  имеют стойкую неуспеваемость;

-  пропускают занятия без уважительных причин;

Поведенческие

-  нарушение поведенческих норм;

-  трудности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями;

-  повышенная тревожность, низкая самооценка;

- употребление алкогольных и наркотических средств;

- воровство и др.

 «Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации» нацеливает педагогов на создание  равных «стартовых» возможностей каждому ребенку, в том числе и детям группы риска. Задача педагогов – не отталкивать таких детей, а постараться найти в них то лучшее, что уже заложено  природой. Помочь им найти себя, определиться и самореализоваться в жизни.

Работая в системе дополнительного образования 12 лет, мне часто приходилось в своей практике сталкиваться с детьми асоциального поведения. Но одно я знаю наверняка, что каждый ребёнок – индивидуальность, требующая особого подхода.

Гуманистический характер обучения в системе дополнительного образования предполагает  принятие личности и индивидуальности ребенка, защиту его права на самоопределение и выбор собственного пути, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.  Педагогика дополнительного образования,  будучи  гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся  на интересы и потребности детей, наиболее полно отвечает этим критериям.  

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка.

Работая специалистом службы «Реабилитационный досуг для детей группы риска» я провожу занятия эстрадного вокала. Пение - эффективное средство физического воспитания и развития детей. В процессе пения укрепляется голосовой аппарат, развивается дыхание и речь; певческая установка способствует воспитанию правильной осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья обучающихся.

Вокальное искусство является дополнительным компонентом в воспитании и образовании, наиболее близко и доступно детям. Оно способствует формированию эмоционально-чувственной сферы и является формой взаимоотношений. Моей задачей не является сделать из воспитанников певцов – задача приобщить к миру музыки, научить слушать, стать музыкально- образованными людьми.

Применение современных технологий в образовательном пространстве способствуют реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе. Использование СОТ дает возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и развивать способности детей.

Основополагающим принципом своей работы я считаю личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей. Личность ребёнка, его индивидуальность при таком подходе находится в центре внимания. Личностно-ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучающегося, его задатков и способностей,  особенностей психического склада, характера и темперамента.

Именно поэтому в своей педагогической практике я применяю технологии на основе личностно-ориентированного подхода, направленные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- личностно-ориентированное обучение  (Якиманская  И.С.);

- технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков,  И.П. Иванов);

- здоровьесберегающие технологии;

- игровые технологии;

Технология личностно-ориентированного обучения  (И.С. Якиманская) сочетает обучение и индивидуальную деятельность ребенка.

Личностно-ориентированное воспитание, сущность которого состоит в преодолении противоречий между воспитанием «для всех» и воспитанием «для каждого» на основе поворота к личности, ее индивидуальному сознанию, жизненному опыту, индивидуальному творческому потенциала. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике дело непростое. Как ни кто другой, дети группы риска требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей.

Важным в применении этой технологии на своих занятиях является то, что я не заставляю ребёнка учиться, а стараюсь создать условия для выбора своего пути в освоении образовательной программы. Ребенок приходит на занятия ко мне добровольно, в своё свободное время, а значит, моя задача как педагога не просто дать знания в данной области, а пробудить интерес, раскрыть творческие способности и организовать совместную познавательную и творческую деятельность каждого из них. В работе поданной технологии мне очень помогают книги Златы Королёвой «100 графических тестов».

Это сборник уникальных тестов, построенных с опорой на рисунки — один из любимых видов творчества взрослых и детей. Необычная методика тестирования помогает узнать о характере человека, его отношения с окружающим миром, способностях, личностных и деловых качествах и т. д. Тесты в рисунках — не только возможность узнать о себе что-то новое и интересно провести время, но и способ хорошо отдохнуть, избавиться от негативных переживаний.

Да" или "нет"? Моментальные графические тесты. Злата Королева. 2004
Тесты "Да" или "нет"? представляют собой схемы, по которым можно легко и быстро получить сведения об особенностях  характера, образа жизни, взаимоотношений с окружающими

.

Методическую основу технологии личностно-ориентированного обучения составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

Очень важной технологией на занятиях эстрадным вокалом, является здоровьесберегающая технология. Это:

- дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой, которая восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании, но и укрепляет весь опорно-двигательный аппарат в целом, активно включает в работу все части тела – руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д., повышая общий мышечный тонус:

- точечный массаж, который помогает организовать энергетический баланс; стимулирует или успокаивает вегетативную систему; усиливает кровоснабжение; снижает нервное и мышечное напряжение. Точечный массаж проводится по японскому методу «шиатсу» (легкое надавливание в течение 30 секунд, после чего производится массаж: девять вращений по часовой стрелке и девять – против. Продолжительность точечного массажа в каждой точке не должно превышать 3–4 минуты).

-упражнения для развития артикуляционного аппарата, которые способствуют укреплению мышц артикуляционного аппарата и развивают речевую активность;

А также в своей педагогической практике я активно применяю современные направления арттерапии:

- музыкотерапия, как психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. На занятиях дети выполняют упражнения на релаксацию под музыку Грига, Чайковского. Упражнения «мысленные путешествия» проводятся под музыку Моцарта, Шопена.

- вокалотерапия, Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.  Пропевание гласных звуков снимает любые спазмы и  улучшает работу головного мозга.

- ритмотерапия, Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях в вокальном объединении, необходимо применять музыкально – ритмические упражнения.
Дети с большим удовольствием двигаются под музыку, выполняют несложные танцевальные движения.

- драмотерапия. Это театрализация, использование метода этюдов. Разыгрывание несложных, знакомых сказок по ролям.

- изотерапия.  Так как дети очень любят рисовать, то занятия по вокалу я всегда начинаю с игры «Радуга настроения» или  «Нарисуй своё настроение». Это помогает в начале занятия определить, с каким эмоциональным настроем ребёнок пришёл на занятие, насколько активно он может включиться в творческий процесс, а так же создать у детей ощущение комфорта и безопасности. Ещё на занятиях проводятся игры: «Четыре желания», «Автопортрет», «Диалог».

- улыбкотерапия, Улыбка на занятии очень важная составляющая. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ребёнок по-другому смотрит на мир и окружающих. Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на занятиях и здоровьесберегающие технологии - вот та основа на которой строится образовательный процесс.

Использование игровых технологий, делает процесс обучения более увлекательным. Игровая форма организации занятий, значительно повышает творческую активность ребенка, расширяет кругозор, развивает познавательную деятельность, формирует отдельные умения и навыки, необходимые в практической деятельности. В играх дети могут представить себя в любом образе.

Обязательной составляющей занятий эстрадного вокала, является игровая импровизация.

Вот некоторые примеры импровизаций:

«Озвучивание» имен»      

 «Вопрос - ответ»- музыкальный диалог.       

 «Завершение мелодии» - задания на завершение мелодии, пропетой педагогом.

  «Мелодическое эхо», которое способствует  развитию внутреннего слуха.  

Ещё по данной технологии проводятся игры на коммуникативное общение. Игра «Знакомство», «Что у нас общего?», «Какие мы?»  

Мною также применяется технология, в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью. Это технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков,  И.П. Иванов), которая  предполагает организацию совместной деятельности детей и взрослых, где все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке и осуществлении любого дела, а так же коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.

В моей педагогической практике это: экскурсии и внеурочные мероприятия.

Среди внеурочных мероприятий такие, как:

«Путешествие на поезде здоровья» - игровая программа;

«В гостях у гнома Этикета»

«Путешествие в страну мечты»

«Вместе весело шагать» - праздник дружбы и другие.

Обязательной составляющей на всех занятиях являются тренажные упражнения на управление своими эмоциями, овладение приёмам саморегуляции, позитивного отношения к себе и окружающим, адекватной самооценки, уверенное поведение и общение, адекватное реагирование на критику и другие.

Современные образовательные технологии, которые используются на занятии, обогащают учебный процесс, делают его более интересным и доступным; сохраняют и укрепляют здоровье детей, помогают чувствовать ребенка успешным, активизируют творческий потенциал, прививают чувство коллективизма  и повышают результативность обучения.

От интеллектуального потенциала наших детей зависит будущее нашей страны, и основная цель работы с детьми группы риска– помочь им организовать свой досуг,  адаптироваться в социуме, мотивировать их на здоровый образ жизни, найти себя и раскрыть свои способности. А главное условие благополучного развития ребенка — это внимательная забота и  любовь взрослых — родителей и педагогов.