«Родной свой край - люби и знай! »
Предварительный просмотр:
«Родной свой край - люби и знай! »
МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое Саратовской области»
Стекленёва Светлана Юрьевна
учитель географии высшей категории
АННОТАЦИЯ
Изучение родного края - это одна из важнейших задач школьной географии. Ребенку свойственно открывать мир с порога своего дома. Именно знания о своем крае вызывают у школьника интерес ученого-натуралиста, воспитывают патриота, гражданина. Воспитание патриотизма, любви к своей стране невозможно, если ребенок не знает истории своего рода, своей малой родины. Краеведческий подход в обучении предлагает использовать знания, которые непосредственно получают учащиеся при изучении своего края.
Краеведческие знания носят межпредметный характер, но их основой является учебный предмет география. Она, как никакой другой предмет, концентрирует в себе знания не только физико-географических особенностей территории, но и исторические, этнические, демографические знания.
Материал программы опирается на знания учащихся по природоведению, географии, истории, литературе и соответствует возрастным особенностям учащихся. Освоение разделов программы также включает изучение местных объектов и явлений во время экскурсий, выполнение творческих заданий. Изучение экологического состояния окружающей среды учит учащихся любить и беречь природу родного города, края, страны. Знакомство с историей города вызывает чувство гордости за свою малую Родину.
При изучении данного курса «Родной свой край – люби его и знай!» школьники знакомятся с такими основными географическими понятиями, как «географическое положение», «природные условия», «климат», «хозяйство», что поможет учащимся, с одной стороны, лучше усвоить их на примере знакомых им местных объектов, а с другой – даст возможность плавно перейти к изучению географии в следующих классах. Учащиеся по окончании изучения теоретической части ведут исследовательскую деятельность, используя знания и умения, полученные при изучении материала кружка.
У школьников создаются условия для формирования и развития:
* интереса к географии и смежным наукам;
* умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания;
* творческого подхода к выполнению самостоятельных и исследовательских работ.
Программа рассчитана на обучение детей в течение года. В объединение набираются все желающие учащиеся от 11 до 12 лет независимо от их уровня обученности. Именно этому возрастному контингенту свойственна познавательная активность и любознательность. Количество учащихся составляет от 12 до 20. Группа занимается 2 раза в неделю по 2 академическому ч. (по 45 минут каждый). Программа предполагает групповую, индивидуальную форму обучения. Всего в году - 68 ч. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Цель: развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности, способствующей решению задач патриотического, нравственного и эстетического воспитания.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников.
- Теоретическое и практическое обучение школьников основам исследовательской деятельности в полевых и лабораторных условиях.
- Обучение основам экологических знаний и понимания их взаимосвязи с основными естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.
- Формирование у учащихся навыков информационной культуры с использованием интернет – ресурсов в изучении родного края.
Развивающие:
1.Личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, опирающиеся на способности и дарования детей.
Воспитательные:
- Совершенствование нравственных основ культуры учащихся: экономической, экологической, художественной, культуры жизненного определения.
- Воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.
- Воспитание ответственности за слова, дела, поступки.
- Включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.
Методы работы
- Поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе в презентации, проекте)
- Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, олимпиадах
- Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
- Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы реализации программы разнообразны: теоретические занятия, экскурсии, практические занятия на местности и в камеральных условиях, различные акции экологического содержания, праздники и мероприятия, конкурсы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение, вводный урок | 1 | 1 | |
2 | План и карта Саратовской области, Духовницкого района. | 9 | 6 | 3 |
3 | Особенности географическое положение Саратовской области. Духовницкого района. | 4 | 3 | 1 |
4 | Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые Саратовской области. | 9 | 6 | 3 |
5 | Климатические особенности и внутренние воды области, Духовницкого района. | 16 | 14 | 2 |
6 | Почвы. Растительный и животный мир Саратовской области, Духовницкого района. | 8 | 7 | 1 |
7 | Население Саратовской области, Духовницкого района. | 7 | 6 | 1 |
9 | р.п. Духовницкое. ФГП. | 10 | 8 | 2 |
10 | Повторение. | 4 | 4 | |
Итого | 68 | 55 | 13 |
Содержание программы
1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «Родной свой край – люби его и знай!». Инструктаж по технике безопасности
Тема 2. План и карта Саратовской области, Духовницкого района (9 часов)
Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет.
Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)
Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.
Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.
Тема 3. Особенности географического положения Саратовской области, Духовницкого района. (4 ч.)
Основные понятия: географическое положение, географические координаты.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов.
Содержание темы: Расположение области, района на материке, части света, Восточно – Европейской равнине.
Географическое положение Саратовской области. Духовницкого района.
Географические координаты.
Решение задач по географическим координатам
Практические занятия: Анализ административной и физической карты Саратовской области.
Тема 4. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые Саратовской области, Духовницкого района. (9 ч)
Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия.
Содержание темы: предмет изучения минералогии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.
Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки.
Тема 5. Климатические особенности и внутренние воды области, Духовницкого района. (16 часа)
Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.
Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки области, озера в окрестностях города и их происхождение. Опасные природные явления.
Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. Определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке. Работа над фотовыставкой « от Капельки до водоёма»
Тема 6. Почвы. Растительный и животный мир Саратовской области, Духовницкого района. (8 часа).
Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные окрестностей Саратовской области
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.
Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности.
Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе . Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.
Тема 7. Население Саратовской области, Духовницкого района. (7 ч)
Основные понятия: миграция, национальный состав.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: История заселения. Численность населения Саратовской области. Национальный состав города. Миграции населения.
Практические занятия: изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.
Тема 8. Р.п. Духовницкое. ФГП. (10 ч)
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности посёлка.
занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Улицы моего посёлка». Отработка навыков работы над проектами.
Повторение (4ч)
Анализ карт Саратовской области.
Повторение. Географическое положение области.
Повторение. Природа области.
Повторение. Население области.
Планирование исследовательской деятельности учащихся
№ | Направления | Исследовательская деятельность |
1 | Геология |
|
2 | Улицы и учебные заведения Саратовской области, р.п. Духовницкое |
|
3 | Состояние природной среды города |
3. конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». 4. создание мини-проектов «Школьная клумба», «Цветочный островок на этаже» |
Средства обучения
- Видеозаписи
- Презентации
- Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение
- Коллекция гербария
- Коллекция горных пород и минералов
- Карты (настенные, атласы)
- Схемы и таблицы
- Портреты путешественников
- Энциклопедии
- Наборы фотографий животного мира
Способы проверки результатов работы
-выставки
-учебно-исследовательские конференции, конкурсы
-олимпиады
Ожидаемые результаты и их проверка
- ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
- применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
- повысить свой кругозор;
- применять компьютерные технологии в обучении;
- знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
- Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
- повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Учащиеся должны знать
- основные термины и понятия минералогии, петрографии;
-основные виды туризма;
-основные методы ориентирования на местности;
-основные виды растений и животных родного края;
-правила ведения наблюдений, полевых исследований;
-особо охраняемые территории и памятники природы родного края;
-историю образования и развития города;
Должны уметь
-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в городе;
-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
-различать памятники природы;
-ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;
-различать охраняемые растения и животных Саратовской области;
-работать с литературой;
-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родин
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
- Образовательная область
География
- Направление деятельности
Естественно - научная
- Способ освоения содержания образования
Эвристическая, исследовательская
- Уровень освоения содержания образования
Углубленный
- Продолжительность реализации программы
Одногодичная
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. –Саратов: Лицей, 2008. – 64 с.
- Макарцева Л.В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6 класс. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей, 2008. -32 с.
- Дёмин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005. – 336 с.
- Куртасов А.П. Здесь наши корни: Очерки по истории Духовницкого района Саратовской области. – Саратов: Регион. Приволж. из –во « Детская книга», 1998. 240 с.
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Горные породы и минералы. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова.- Москва, «Глобус», 2009г.
- Игры в походе, на местности. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы. Составитель: С.Г. Зубанова. Москва, «Глобус», 2009г.
- Низовцев В.А.школьные олимпиады. География. 6-10 классы, М.: АЙРИС - ПРЕСС, 2010.
Итоги работы: В течение года проведены теоретические и практические занятия. На занятиях кружка ребята учились выполнять проекты, создавать презентации, вести беседу, умению отбора словесного материала и целесообразно его использовать в своих творческих работах , а также умению работать с различными источниками информации (интернет, книги, газеты и т.д.). Занятия кружка способствовали активному и успешному участию членов кружка в конкурсах, мероприятиях, олимпиадах различного уровня.
Календарно – тематический план
«Родной свой край – люби его и знай»
6 классы
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Практические работы | Использование ИКТ | Примечание |
1 | Введение. | 1 | ||||
2 | План и карта. Условные топографические знаки. | 9 | ||||
3 | Определение направлений по карте Саратовской области, Поволжья. | |||||
4 | Определение расстояний на карте Саратовской области. | |||||
5 | Определение азимута по карте | |||||
6 | Топографическая карта. | Чтение топографических карт | ||||
7 | Ориентирование по плану своего населённого пункта. | Знакомство с памяткой «Если ты заблудился» | ||||
8 | Составление плана местности | Составление плана местности | ||||
9 | Подготовка к конкурсу «Край ты мой любимый» | |||||
10 | Изучение природы нашего края. Метод наблюдения. | |||||
11 | Особенности географического положения Саратовской области, Духовницкого района. Расположение области, района на материке, Восточно – Европейской равнине. | 4 | ||||
12 | Географическое положение Саратовской области. Духовницкого района. | Анализ административной и физической карты Саратовской области. | ||||
13 | Географические координаты. | |||||
14 | Решение задач по географическим координатам. | |||||
15 | Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые Саратовской области, Духовницкого района. Строение земной коры. Горные породы. | 9 | ||||
16 | Различия в геологическом строении правобережья и левобережья. | |||||
17 | Определение горных пород по образцам. | Горные породы и их определение | ||||
18 | Создание коллекции из минералов. | Создание коллекции минералов и полезных ископаемых Духовницкого района. (р.п. Духовницкое) | ||||
19 | Составление поделок из минералов | Составление поделок из минералов | ||||
20 | Рельеф Саратовской области, Духовницкого района. | |||||
21 | Формы рельефа. Особенности рельефа правобережья и левобережья. | |||||
22 | Оценка рельефа Саратовской области. | |||||
23 | Анализ карт Саратовской области | |||||
24 | Климатические особенности и внутренние воды области, Духовницкого района. Атмосфера. Климат области | 16 | ||||
25 | Метеорологические элементы. Местные признаки погоды. | |||||
26 | Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха. | |||||
27 | Ветры, господствующие в области. Роза ветров. | . | ||||
28 | Климат Духовницкого района. | |||||
29 | Метеорологические наблюдения. | |||||
30 | Температура воздуха по сезонам. Годовой ход температуры воздуха. | |||||
31 | Ветры, господствующие в области. Роза ветров. | |||||
32 | Метеорологические наблюдения. | Составление характеристики климата Духовницкого района. | ||||
33 | Внутренние воды области | |||||
34 | Реки области | |||||
35 | Водоёмы области | |||||
36 | Озёра области | |||||
37 | Волга – великая река | |||||
38 | Подземные воды | |||||
39 | Фотовыставка «от Капельки до водоёма» | Фотовыставка | ||||
40 | Почвы, растительный и животный мир Саратовской области. Духовницкого района. Почвы. Структура почв. | 8 | ||||
41 | Типы почв Саратовской области. | |||||
42 | Растительный и животный мир Саратовской области, Духовницкого района. | |||||
43 | Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». | Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». | ||||
44 | Ядовитые и лекарственные растения области. | |||||
45 | Природные зоны Саратовской области, Духовницкого района. | |||||
46 | Экологические проблемы. | |||||
47 | Экскурсия в природный комплекс. | |||||
Население Саратовской области, Духовницкого района. | 7 | |||||
48 | История заселения. Численность населения Саратовской области. | |||||
49 | Размещение населения области | |||||
50 51 | Национальный состав. Миграции населения. | Изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам | ||||
52 | Плотность населения. | |||||
53 | Типы населённых пунктов | |||||
54 | Крупные города | |||||
55 | р.п. Духовницкое. ФГП. р.п. Духовницкое на карте Саратовской области.
| 10 | ||||
56 | История возникновения названия р.п.Духовницкое. | |||||
57 | Рельеф Духовницкого района. | |||||
58 | Климат и внутренние воды Духовницкого района. | |||||
59 | Растительный и животный мир Духовницкого района. | |||||
60 | Маршрутом по р.п.Духовницкое. | |||||
61 | Достопримечательности посёлка. | Создание мини-проекта «Улицы моего посёлка». | ||||
62 | Улицы р.п. Духовницкое. | |||||
63 | МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука». | История школы в лицах | ||||
64 | Создание мини-проекта «История школы в лицах». | |||||
65 | Повторение. Анализ карт Саратовской области. | 4 | ||||
66 | Повторение. Географическое положение области. | |||||
67 | Повторение. Природа области. | |||||
68 | Повторение. Население области, Духовницкого района. |