В помощь родителям

Биктагирова Зиля Ядкаровна

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Арский детский сад №8» МО РТhttp://3.bp.blogspot.com/-pt9oEposVbw/T6QTiVQEvHI/AAAAAAAAOo4/fV9KXKm9CvQ/s1600/%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B0_5.jpg

Учитель-логопед

Биктагирова Зиля Ядкаровна

Как развивать у детей умения слушания

Выступление перед родителями

Арск, 2018 г.


До шести лет у всех детей более развито правое полушарие, которое воспринимает лишь неречевые шумы. Поэтому ребенку не нужно сидеть дома за телевизором, а нужно общаться с природой, слушать пение птиц, звуки животных, лай собаки, разные техногенные звуки, которые нас окружают. Если невозможно услышать шум моря вживую, можно послушать этот звук в записи, затем нарисовать представленное. Изображать как мычит корова, как шумит прибой, как едет поезд. После того, как ребенок приобрел слуховой опыт, рано и качественно начинает формироваться механизм распознавания речи уже в левом полушарии. Чтобы появилось речевое , необходимо неречевое. 50-100 слов  должен понимать в один год. 1500 слов к трем годам. Проблема современности -Недостаточность АУДИРОВАНИЯ. Что включает в себя аудирование? Слушание без зрительного подкрепления радиопередач, чтение книг, прослушивание пластинок.  

C:\Documents and Settings\Anton\Рабочий стол\ОЛЯ\НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ\разные картинки\Копия ПОЛЯ КОРЫ рис из ЛУРИИ А.Р. МОЗГ ЧЕЛОВЕКА.jpg

На схеме изображены нейроны. Крупные точки (первичные поля) – скопление особых высоко специальных нейронов, которые отвечают за физическое зрение, физический слух,   т.е. они отвечают за зрительные, слуховые, тактильные ощущения. Если нейроны предположим, слуховой зоны, не будут перерабатывать информацию в коре, то даже при сохранном слуховых органах физический слух не разовьется. Вокруг них расположены очень важные и значимые специализированные нейроны, это вторичные поля, распознающие громкость, тембр, отвечают они за слуховое внимание и память. Связи между этими нейронами формируются до 12 лет.  Во вторичных полях к трем годам  75 % связей уже сформированы. Если ребенок мало слушал, плохо слушал, или операцию на ухо произвели только в 3 годика, то у него практически нет связей и больше не будет, т.к. из всех возможных уже 75 % есть, а, затем, к пяти годам появятся уже 90 %. На чувственное распознавание речевого потока до 12 лет остается всего лишь 10 %. Если связи сформированы, тогда вам не нужно думать, на что похоже «с» на свист, на шорох, вы просто слышите и  сразу знаете, что это «с» а это «сь», а это «ц». Потому что это у вас уже записано во вторичных, чувственных полях, как именно звучит этот речевой звук. Если дети мало слушают, то к 5ти годам им помочь достаточно проблематично.

Третичные поля обеспечивают нам абстрактную, языковую переработку, фонематический анализ, синтез развивается до 16 лет. Если ребенок не успел за первые 5 лет жизни услышать все, что ему нужно, то теперь ему будет нужно заниматься с логопедом, чтобы тот объяснил, как произнести правильно с или ш. Учитель на своих занятиях должен будет произвольно привлечь внимание ребенка на то, куда ставить язычок при произнесении звука ш, и что этот звук похож на шипение змеи или шорох листьев и т.п.. И дальнейшее развитие все равно даст знать о недостаточном слуховом опыте при письме и чтении.

Как проверить уровень слуховой памяти?

  • Произнести несколько слов подряд, попросить  их произнести.
  • Дать послушать различные неречевые звуки, попросить их назвать.
  • Назвать несколько знакомых цифр, попросить их назвать.

«Бабушка вязала шерстяные чулки». Повтори! Если он повторит таким образом:  «бабушка шила носки», это говорить о том, что объем слуховой памяти узок

«Черный щенок сидел на цепи около будки  вызывает затруднение в произнесении, то это говорит о низком объеме слуховой памяти. Это приведет в дальнейшем также к трудностям письма под диктовку в школе. Такие дети, обычно, многократно переспрашивают учителя, просят повторить продиктованное предложение.

Если вы начинаете читать ребенку книгу, а ему это неприятно, он настойчиво просит прекратить чтение, то это  говорит о том, что в нем не развито умение слушать.  Тем самым объем слуховой памяти у него не будет развит. Надо давать слушать ребенку по одной сказке в неделю, не больше. Причем, не однократно, а постоянно, в течение недели. Использовать лучше не компьютер, а колонки, которые работают от аккумулятора, в них  вставляется флешка с одной сказкой, которая периодически повторяется. Слушать через наушники до 12 лет запрещено.

Упражнение для концентрации внимания и развития слуховой памяти

Вечером, перед сном, приняв удобное лежачее положение и настроившись на сон, попросите ребенка сконцентрироваться на окружающих звуках. Несмотря на то, что перед сном все шумы нами исключены, но, если прислушаться, какие-нибудь звуки есть всегда. Обратите внимание, например, на завивание ветра за окном, дыхание или работу бытовой техники. При регулярной практике этого упражнения улучшиться слуховая память и концентрация внимания, в целом.

Упражнение со сказкой

Задача заключается в том, чтобы, начав прослушивать какую-либо знакомую сказку, поставить ее на паузу и продолжить воспроизведение. Здесь также нужна регулярность (в идеале, проводить упражнение каждый день).

Как выработать чуткость к речи и разнообразить приведенные выше упражнения? Например, говорим слова: ма-шина, ру-ка, дом. Дальше стучим ритм и просим ребенка угадать, какое слово я простучала?

Человеческий мозг состоит приблизительно из 100 млрд нейронов, каждый из которых вступает в тысячи связей с другими. В конечном в головном мозге формируются около 100 трлн связей. Передача информации осуществляется за счет синапса — точки специализированного контакта нейронов. Когда два взаимодействующих участка нейронов одновременно активизируются, синапс становится более прочным. Выступающее образование на дендритах (ветвящийся отросток нейрона, необходимый для получения информации) — дендритный шипик — также увеличивается в размерах. Шипик обеспечивает контакт с другими клетками, а увеличивается для восприятия большего количества поступающих сигналов.

человеческая память может хранить информацию объемом около одного квадриллиона байт

Картинки по запросу дендритный шипик