Для воспитателей

Ткаченко Галина Васильевна

На этой странице вы найдете много полезной информации для успешной работы с детьми дошкольниками!

Презентация проекта "Мы рисуем мир семьи"

На этом сайте можно читать онлайн журналы и газеты издательского дома "Первое сентября" http://1сентября.рф/

Отчет по самообразованию за 2013-2014 учебный год " Модели и схемы как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет в изобразительной деятельности"

Клип "Весна. Цветут сады"

http://www.youtube.com/watch?v=jmI2dpcYyhY

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Модели и схемы как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне… »

(Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем:

- изобразительная продуктивная деятельность с использованием моделей и схем является наиболее благоприятной для развития творческого воображения детей.

Я определила цель своей работы:

Создать условия для развития творческого воображения детей с использованием моделей и схем в изобразительной деятельности.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования.
  2.  Разработать перспективный план работы с детьми.
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в изостудии выставку работ.
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей», выступление на педагогическом совете по теме «Взаимосвязь театрального и изобразительного искусства в педагогическом процессе».
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре «Продуктивные виды деятельности в работе воспитателя»
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «Обучение детей рисованию красками», «Обучение детей лепке пластилином»
  9. Подготовить (провести) консультации для родителей: «Материалы для рисования дома», «Учимся рисовать по схемам», «Учим ребенка различать цвета», «Учим ребенка различать фигуры», «ИЗО игры на каждый день».
  10. Реализовать проекты: «Цвета и их значение для человека», «Превращение цилиндра»

Гипотеза представляет собой - процесс развития творческого воображения дошкольников путем использования моделей и схем пройдет успешно, если:

1). Теоретически обосновать эффективность применения моделей и схем в изобразительном творчестве дошкольников;

2). Выявить модели и схемы и научно обосновать их доступность для использования дошкольниками;

3). Разработать методики использования моделей и схем на занятиях по изобразительной деятельности;

4). Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

5). Создать педагогические условия для развития творческого воображения дошкольников.

Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

-Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

-словесные,

-наглядные,

-практические,

-игровые.

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

- Высокий – 21%

- Средний – 42%

- Низкий – 37%

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

Созданию уголка эстетического восприятия.

Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:

- это портрет;

- сказочно-былинный жанр;

- натюрморт;

- книжная графика;

- пейзаж.

Были изготовлены следующие альбомы:

- пошаговое рисование людей (схемы);

- пошаговое рисование животных;

- схемы расположения декоративного узора;

- пошаговое рисование птиц;

- пошаговое рисование рыб

- пошаговое рисование транспорта .

Приготовила для детей следующие игры:

- «Составь композицию по схеме»;

- «Цветосочетание»;

- «Составь композицию»;

- «Составь фигуру»;

- Лото «Народные промыслы»;

- Лото «Узнай элемент узора».

А так же было создано дополнительно:

- «Прием загораживания»;

- «Составь натюрморт в холодных и теплых тонах»;

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

С помощью использования моделей и схем возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Радость творчества знакома каждому малышу.

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили развить эти способности.

Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей: «Лангепас – город нефтяников», «Светофор», «Моя мамочка», «Спорт и мы», «Моя Югра», «Зима пришла» «Мой папа солдат», «Букет для мамы», «Мы рисуем мир семьи», «Зеленая планета», «Умелые ручки».

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Они участвовали в реализации нескольких проектов: «Мы рисуем мир семьи», «Цвета и их значение для человека», «Превращение цилиндра», в результате которых появились стенгазеты, выставки работ на данную тему.

Для родителей подготовила несколько консультаций: «Материалы для рисования дома», «Учимся рисовать по схемам», «Учим ребенка различать цвета», «Учим ребенка различать фигуры», «ИЗО игры на каждый день».

А так же составила конспекты занятий по рисованию с использованием моделей и схем.

В течение года были подготовлены консультации для воспитателей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

Обследование уровня развития творческого воображения на контрольном этапе показала:

- Высокий – 30%

- Средний – 70%

- Низкий – 0%

Перспектива:

Продолжать использовать модели и схемы как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет в изобразительной деятельности.

 «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В. А. Сухомлинский)



Предварительный просмотр:

Семинар

Игры-занятия с использованием схем и моделей

Введение.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый "этаж", занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом "этаже" формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему "этажу", но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный "нижний этаж" - плохая опора для следующего.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что "целью дошкольного обучения должна быть амплификация , то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив".

Итак, амплификация. Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит прежде всего: 1) развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно - умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений; 2) воображения, а именно - развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.

Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин "знаковая функция сознания" для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей.

Связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая "знаковая функция сознания". Дети оказываются в состоянии заранее "видеть" возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией.

Фантазия малыша ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение. Совершенно справедливо выражение, что "что без плана можно только бредить" и справедливо оно и по отношению к такому свободному процессу , как творческий. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели , приводит к тому, что лучшие замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображении ребёнка - это развитие направленности воображения.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Различные программы воспитания и обучения детей, а именно программа "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера, доктора психологических наук даёт такую возможность. Однако в данных условиях, по объективным причинам, это не всегда удаётся. Режим дня школы "Дарование" предполагает организацию учебной деятельности по системе М. Монтессори до 11 часов дня. В дополнение, после дневного отдыха, то есть после 15-ти часов, дети занимаются с педагогами дополнительного образования. Строить работу по программе "Развитие", полностью сохраняя все занятия по различным разделам программы , не представляется возможным. Поэтому появилась потребность ввести частично элементы программы "Развитие", трансформируя их под местные условия. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

Так же в данных условиях важно было выбрать оптимальную форму занятий, которая могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решает её успешно.

Глава I .

Изучая особенности смыслообразования, психолог В.К. Вилюнас обнаружил, что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма - это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная - её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной, эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций - ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче - условие развития его познавательных интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель , развивать познавательную мотивацию, познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмысленная ребёнком, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления. Например, изучая тему "Домашние и дикие животные" можно предложить детям ситуацию, что Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому, предлагая задание на развитие памяти предложить отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? И, наконец, даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком-либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний, ненужный признак.

В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворённость из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Следовательно, познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка, а не на сообщение ему суммы знаний, умений и навыков.

Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные, которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она становится его собственной. Как добиться того, чтобы ребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь - использование тех видов деятельности, которые привлекают ребёнка, соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомление детей с художественной литературой, ознакомление детей с природой, занятия по рисованию.

в) Занятия по рисованию .

Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, во-первых, обращалось внимание на обучение различной технике рисования (кляксография, рисование пальцами, оттиск со стекла, рисование губкой, рисование по мокрому, набрызг, набрызг с помощью трафаретов, отпечаток комка бумаги, отпечаток ладони, ступни с преобразованием отпечатков в рисунок и др.), применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе различные их виды, и, во-вторых, предлагались задания, где детям надо было анализировать внешний вид объектов, выделить характерные признаки и затем использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе предлагалось самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы.

Ещё одним видом работы было использование опорного материала (в качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур). Например, детям предлагалось нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или детям вывешивались контуры фигур и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы или "разгадать", кто "в них спрятан".

В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по своему видел конечный результат.

Так же очень помогают в развитии воображения задания на создание новых образов: "Дорисуй всё, что захочется", "Оживи камешки", "Превращения", "Какая игрушка?", "Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете" и другие. Это по сути, творческие задания, поэтому нецелесообразно давать оценки детям типа "верно - не верно". Практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным.

Стимулировать творческое воображение можно и с помощью такого упражнения. Например, детям даётся задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагается придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки, груши, сливы и так далее); того, кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравьи); того, кто поливает дерево (девочка, мальчик, мама, папа) и так далее. Объекты, которые предлагается нарисовать, можно обозначить схематично: если предлагается нарисовать фрукт - рисуется круг, если животное - фигура в виде восьмёрки, если человек - его схематичное изображение.

При рисовании сказочного домика дети могут сами придумать не только украшения для него, но и окружающую обстановку (что вокруг), и кто живёт в домике. Всякий раз дополненное детьми важно отмечать, подчёркивать разнообразие решений. Опыт показывает, что это стимулирует выдумку, фантазию детей.

Вышеназванные задания, упражнения, являются прекрасным приёмом на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности или части игр-занятий позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.

Игры на развитие воображения.

Игра "Укрась слово".

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение , ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

НАПРИМЕР:

существительное

прилагательные

платье

красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т.д.

солнце

яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т.д.

Игра "Выведение следствий".

Эта игра используется как в развитии воображения, так и словес но-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов "Что произойдёт...". Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

 "Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?"

 "Что произойдёт, если все животные начнут говорить человече ским голосом?"

 "Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?"

 "Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?"

 "Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?"

 "Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?"

 "Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?"

Игра "Рисунок в несколько рук".

Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы.

Игра "Волшебники".

Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в "доброго", а другую в "злого" волшебника. Для девочек можно заменить "волшебников" на "волшебниц".

Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать "доброго" и "злого" волшебников, а также придумать, что совершил плохого "злой" волшебник и как его победил "добрый".

Если в игре участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

Игра "Танец".

Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует "что хочет". Ребёнок должен выразить а танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам. при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы для подсказки: станцуй "бабочку", "зайчика", "кошку", "лошадку", "утюг", "конфету", "молоток" и так далее.

Когда ребёнок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.

Темы для второй части задания: станцуй "радость", "страх", "горе", "веселье", "удивление", "каприз", "счастье", "жалость".

Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

Игра "Цепочка слов".

Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.

Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово - вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: Зима (какая?) - холодная, снежная (что ещё бывает холодным?) - мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) - сильный, северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.

Заключение.

Таким образом, в процессе игр-занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

В области развития мышления основным, как уже отмечалось, в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Но понимание отдельных обозначений ещё не достаточно для решения задач. Любая задача требует анализа условий, выявления отношений между предметами. Эти отношения могут быть представлены в виде наглядных моделей. Поэтому предлагаемые задания можно использовать и для активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, образного мышления и, в целом, творчества.

Список использованной литературы.

1. О. М. Дьяченко "Чего на свете не бывает?", Москва, "Знание", 1994.

2. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание", 1994.

3. Л. Ю. Субботина, "Развитие воображения у детей", Ярославль, "Академия развития", 1996.

4. О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева, "Дети, в школу собирайтесь", Москва, "Просвещение", "Учебная литература", 1996.

5. Программа "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.

6. В.А. Милашевич, В.И. Дубрович, "Воспитатель: в чём секрет успеха", Витебск, 1995.

7.Журнал "Дошкольное воспитание", 4-94.

8. Журнал "Дошкольное воспитание", 7-97.

9. Журнал "Дошкольное воспитание", 1 - 97.

10. Журнал "Дошкольное воспитание", 6-97.

11. Журнал "Дошкольное воспитание", 8 - 98.



Предварительный просмотр:

Создание интерактивных игр для дошкольников

В последнее время к педагогу предъявляют высокие требования. Воспитатель должен владеть компьютером, изготавливать презентации и игры для детей. Программа PowerPoint предоставляет большие возможности для создания интерактивных игр. Вы наверняка имеете представление о создании обычных презентаций. А когда дочитаете статью до конца, научитесь делать и интерактивные игры. Самое главное “нажимать на кнопочки и наблюдать за результатом”. И так, начнем.

Шаг 1

1

Открыв программу презентаций, вы увидите, что можно вставить рисунок, клип или любую фигуру. Выберите и вставьте любую фигуру. Если ваш слайд с фоном и вы хотите вставить рисунок, обратите внимание на то, что рисунок должен быть на прозрачном фоне, тогда будет поворачиваться и передвигаться именно рисунок (например, яблоко), а не белый квадрат с яблоком.

Шаг 2

2
Открыв окно
“Анимации”, найдите кнопку “Настройка анимации” (слева вверху). Справа появится окно “Настройка анимации”

Шаг 3

3

Обратите внимание, чтобы добавить эффект для фигуры, она должна быть выделена. Эффект входа пригодится, когда предмет должен появиться на слайде при щелчке. Если вы нажмете на любой эффект, то сразу увидите, как будет отображаться фигура в презентации. Пробуйте и выбирайте. Эффект выделения пригодится, если при выполнении задания нужно мышкой щелкнуть на правильный ответ. В этом случае при щелчке правильная фигура увеличивается в размере, крутится вокруг себя и т.д. Переходя по меню вы можете выбрать любые варианты. Если же ребенок нажал на неправильный ответ, то фигура может исчезнуть, стать маленькой и т.д.

Шаг 4

4

После того, как вы выберите необходимый эффект, в окне “Настройка анимации” появится строка с названием этой фигуры. Когда она одна или две, трудностей не возникает, но если их много, надо внимательно смотреть на названия фигур. Это нужно для того, чтобы не запутаться дальше. При присвоении эффекта рядом с фигурой появляется единица. Если фигур больше, то цифры пойдут по порядку. Это значит, что при первом щелчке запустится анимация данной фигуры, при втором – следующей фигуры и т.д. Причем, щелчок по любому месту слайда. Но чаще всего нам надо, чтобы фигура менялась именно тогда, когда щелкают по ней.

Шаг 5

5

Для этого в конце строки с названием фигуры нажмите на стрелочку. В выпадающем меню найдите “Время”

Шаг 6

6

Перейдя дальше вы попадете на такое окно. Нажмите на кнопку “Переключатели” и выберите “Начать выполнение эффекта при щелчке”. Вот здесь надо вспомнить название фигуры и выделить именно его. Нажимаем “ОК” и все готово. Теперь около фигуры появится такой значок.

7

Шаг 7

8

Чтобы продолжить, вставьте, например, любую картинку. Бывает так, что в игре необходимо, чтобы фигура перемещалась с одного места на другое. Для этого при добавлении эффекта выбираем “Пути перемещения”. Открыв окно вы увидите куда и как может перемещаться фигура, и если эти варианты вас не устроят, выберите “Нарисовать пользовательский путь”.

Шаг 8

10

Когда вы выберите “Рисованная линия”, у вас появится карандаш. С помощью него вы сможете нарисовать любой путь.

11

Шаг 9

12

Итак, вы прописали путь для фигуры. В нашем случае цветок после перемещения окажется перед звездой и закроет его. Если нужно сделать так, чтобы цветок залетел за звездочку, выделите фигуру, войдите в “Средства рисования” и найдите кнопку “На задний план”. После нажатия на нее, цветок будет перемещаться под звезду.

Шаг 10

13

Давайте создадим ещё один слайд и узнаем, как можно переходить с одного слайда на другой, при нажатии на какую-нибудь фигуру. Выделяем фигуру и в окне “Вставка” ищем кнопочку “Действия”. Откроется окно “Настройка действий”, изучите его внимательно. При щелчке на фигуру можно перейти на любой слайд из презентации, вернуться на предыдущий и т.д.

Шаг 11

14

Через это же окно можно запустить любую программу, мультфильм и добавить звук.

Шаг 12

15

Так же можно добавит гиперссылку на любой документ или фотографию. Но  для того, чтобы перенести такую презентацию на флешку, необходимо создать архив с презентацией и добавить туда все файлы, на которые впоследствии вы сделаете гиперссылки. Но лучше всего все необходимые документы внести в презентацию и переходить внутри слайдов.

Если вы несколько раз поэкспериментируете, то обязательно поймете, как это делается. Я уверена, вы сможете сделать много увлекательных и интересных игр для детей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«КАРТОТЕКА САЙТОВ НА ОСНОВЕ КАТАЛОГА РОССИЙСКОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ»

                                                  Подготовила:

 воспитатель высшей категории

                                                                             Галина Васильевна Ткаченко

г. Лангепас, 2016 г.

Картотека сайтов на основе каталога Российского  общеобразовательного портала Министерства образования и науки РФ

Кроме самостоятельной разработки презентаций и игр к каждому занятию, можно использовать авторские публикации из сети интернет, что дает возможность сократить время для подготовки к занятию и обогащает собственный опыт. Однако и для того, чтобы найти готовые презентации и другие методические разработки для интерактивной доски, также необходим определенный опыт и достаточно много времени работы в сети Интернет. В помощь начинающему педагогу составлена картотека сайтов, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. 

№ п/п

Информация о сайте

Адрес сайта

Содержит коллекцию on-line и off-line игр, загадок, ребусов для творческого развития детей, материалов для обучения рисованию.

сайт «Теремок» http://www.teremoc.ru/

Содержит коллекцию on-line и off-line игр, загадок, ребусов для творческого развития детей, материалов для обучения рисованию.

детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/games/g1.html

Содержит коллекцию электронных детских книг

сайт «Книжный шкаф» http://www.detisite.ru/gorodok/book/index.htm#,

Содержит коллекцию on-line и off-line игр, загадок, ребусов для творческого развития детей, материалов для обучения рисованию, видео материалов.

Сайт «Kinder1. Net» http://kinder1.net/index.html

Содержит большую коллекцию аудиосказок, материалов по обучению рисованию (уроки поэтапного рисования, раскраски), стихов, песен, загадок

Сайт «Дети Онлайн»

http://deti-online.com/

Содержит большое количество авторских публикаций презентаций, энциклопедий, детских электронных книг, интерактивных авторских игр, интерактивные викторины, кроссворды, тесты, видеоматериалы (все материалы с возможностью скачивания).

Сайт «Детские электронные презентации и клипы» http://viki.rdf.ru/

Содержит большое количество мультимедийных презентаций, разделенных на темы, материалы по обучению рисованию, аудиосказки, детские стихи, музыка (некоторые материалы можно скачивать только после регистрации)

Сайт «Читарики» http://chitariki.ru/

Содержит коллекцию презентаций по различным темам, конспекты занятий.

Сайт «Играй подрастай» http://www.igraypodrastay.ru/

Содержит раздел «Дошкольное образование», в котором размещены презентации, конспекты занятий, сценарии, разработки.

Сайт «Учительский портал» http://www.uchportal.ru/

Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценность, а именно -  Интерактивность. 

LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей

.http://learningapps.org.

Содержит разработанные электронные образовательные ресурсы для дошкольного образования в соответствии с основными задачами новых федеральных государственных образовательных стандартов по разной тематике.

Сайт «Электронные образовательные ресурсы» http://eor-np.ru

Содержит образовательные программы в формате видеоматериалов по разным направлениям развития ребенка, мультфильмы, документальные фильмы и т. д.

Телеканал «Радость моя» http://radostmoya.ru/project/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Подготовила: воспитатель Ткаченко Г.В. Лепка дымковской барыни

Слайд 2

Первый шаг — это создание основы . Каждая дымковская барыня, если вы присмотритесь, состоит из основы — юбки. На которое впоследствии «надевается» всё остальное (туловище, голова, оборки юбки, руки и так далее). Основа создаётся из комка глины шарообразной формы. То есть, сначала нужно скатать шарик нужного вам размера. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни . Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм (рис б). Можно также просто деформировать этот шарик - вытянуть Чем плавнее происходит деформация, тем более хорошей получится форма, она не будет иметь выемок, сколов и прочих дефектов быстрого растяжения (рис.в). Есть еще один не популярный способ - из тонких валиков. Затем соединяем валики с наружной и внутренней стороны размазывая глину (рис.а).

Слайд 3

Второй шаг — это изготовление придатков . Вы не поверите, но основа придатков — это также шарики из глины, только меньшего, чем основа размера. То есть, нужно скатать шарик и постепенно деформировать его в сторону нужной формы.

Слайд 4

Третий шаг — соединение придатков с туловищем Для этого «конечности» прижимаются к туловищу. А потом с помощью некоторого количества глины и чуть большего, чем обычно, количества воды, создаётся плавный переход между придатками и туловищем. Теперь можно добавить всяких украшений — колечек, шариков, колбасок, канавок. И оставить заготовку игрушки высыхать.

Слайд 5

Дымковские барыни

Слайд 6

Использованные источники 1. http ://www.dymkovo.com/ 2. http ://shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-13 3. http://dymka.teploruk.ru/



Предварительный просмотр:

Перечень картин для знакомства с натюрмортом (дети с 4 лет)

  1. К.С. Петров –Водкин «Яблоки на красном фоне» (1917 г.)
  2. К.С. Петров –Водкин «Бокал и лимон» (1922 г.)
  3. П.П. Кончаловский «Сирень в корзине» (1933 г.)
  4. П.П. Кончаловский «Яблоки на столе у печки» (1947 г.)
  5. П.П. Кончаловский «Сухие краски» (1913г.)
  6. И.И. Машков «Две темные розы и тарелка с клубникой (1939 г.)
  7. И.И. Машков «Натюрморт. Синие сливы» 91910 г.)
  8. И.И. Машков «Натюрморт с самоваром» (1919 г.)
  9. И.И. Машков «Снедь московская: хлебы» (1924 г.)
  10. И.Е. Репин «Яблоки и листья (1879 г.)
  11. И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды» (1839 г.)
  12. И. Т. Хруцкий «Натюрморт (фрагмент) (1839 г.)
  13. И. Т. Хруцкий «Натюрморт со свечкой»
  14. Ф.П. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820 г.)
  15. В.Ф. Стожаров «Натюрморт. Квас» (1972 г.)
  16. В.Ф. Стожаров «Лен»
  17. Е.В. Зуев «Дары лесов» (1967 г.)
  18. И.Э Грабарь «Неприбранный стол» (1907 г.)
  19. И.Э Грабарь «Хризантемы (1905 г.)
  20. З.Е. Серебрякова «За обедом» (1914 г.)
  21. М.С. Сарьян «Осенние цветы» (1939 г.)
  22. А.Н. Якобсон «Цветы»
  23. Е.И. Волошинов «Лук»
  24. А. Миньон «Цветы в вазе»
  25. Т. Ульянов «Натюрморт с книгами»

Перечень картин для знакомства с пейзажной живописью (дети с 5 лет)

  1. И.И. Левитан «Золотая осень» (1895 г.)
  2. И.И. Левитан «Золотая осень. Слободка» (1889 г.)
  3. И.И. Левитан «Сумерки. Луна»
  4. И.И. Левитан «Весна. Большая вода» (1897 г.)
  5. И.И. Шишкин «Зима» (1890 г.)
  6. И.И. Шишкин «Дубы»
  7. И.И. Шишкин «Перед грозой»
  8. И.И. Шишкин «Сныть – трава»
  9. И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
  10. А.К. Саврасов «Грачи прилетели» (1871 г.)
  11. И.С. Остроухов «Золотая осень» (1887 г.)
  12. И.Э Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»
  13. И.Э Грабарь «Февральская лазурь» (1904 г.)
  14. И.Э Грабарь «Зимний вечер»
  15. И.Э Грабарь «Март»
  16. И.Э Грабарь «На озере»
  17. И.Э Грабарь «Вешний поток»
  18. В. И. Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» (1870г.)
  19. Г.Г. Нисский «Подмосковье. Февраль» (1957 г.)
  20. А.А. Рылов «Зеленый шум» (1904 г.)
  21. А.А. Рылов « В голубом просторе» (1918 г.)
  22. Н.К. Рерих «Гималаи» (1941 г.)
  23. И.К. Айвазовский «Волна» (1889 г.)
  24. А.К. Соколов « На луне (сер. XX в.)
  25. Ф. Васильев «Болото в лесу»
  26.  М. Башкирцева «Осень»
  27. В. Бялыницкий-Бируля «Изумруд весны»
  28. С. Жуковский «Весенняя вода»
  29. Н. Дубовской «Весенний вечер»

Перечень картин для знакомства с портретом (дети с 5 лет)

  1. В.Л. Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной» (1797 г.)
  2. В.А. Тропинин «Кружевница» (1823 г.)
  3. К.П. Брюллов «Всадница» (1832 г.)
  4. К.П. Брюллов «Портрет В.А. Перовского» (1837 г.)
  5. К.П. Брюллов «Мужской портрет» (1838 г.)
  6. И.Н. Крамской «Пасечник» (1882 г.)
  7. В. А. Серов «Мика Морозов» (1901 г.)
  8. В. А. Серов «Дети»
  9. В. А. Серов «Молодуха»
  10. В. А. Серов «Портрет художника И.И. Левитана» (1893 г.)
  11. В. А. Серов «Девушка, освещенная солнцем». Портрет М.Я. Симонович» (1888 г.)
  12. З.Е. Серебрякова «За туалетом. Автопортрет» (1909 г.)
  13. А.В. Лентулов «Автопортрет» (1915 г.)
  14. З.Е. Серебрякова «Портрет балерины В.К. Ивановой в костюме испанки» (1924 г.)
  15.  В.М. Васнецов «Автопортрет» (1873 г.)
  16. В.М. Васнецов «Аленушка» (1880 г.)
  17. В.М. Васнецов «Аленушка» (1881 г.)
  18. В.М. Васнецов «Портрет Б.В. Васнецова» (1889 г.)
  19. А.П. Антропов «Портрет детей австрийской императрицы Марии Терезии» 1760
  20. И.П. Аргунов «Портрет неизвестной в русском костюме» (1784 г.)

Перечень скульптур для знакомства детей (с 6 лет)

  1. И.С. Ефимов «Дельфин» (1937 г.)
  2. В.А. Ватагин «Пингвин с птенцом» (1960 г.)
  3. А.Г.Сотников «Лев в цирке» (1962-1966 г.)
  4. А.В.Марц «Конь» (1970 г.)
  5. В.А. Епихин «Мастер» (1994 г.)
  6. В.И. Мухина «Рабочий и колхозница»
  7. А.Опекушин «Памятник А.С. Пушкину»
  8. П. Бондаренко «Памятник Ю.А. Гагарину»

Перечень наглядно-дидактических пособий для ознакомления дошкольников с изобразительным искусством

  1. «Мир искусства. Портрет» Е.В. Краснушкин. Изд. Мозаика-Синтез. 2012 г.
  2. «Четыре времени года» Н.В. Нищева. Изд. Детство-пресс, 2007 г.
  3. «Знакомим с пейзажной живописью» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011 г.
  4. «Знакомим с натюрмортом» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011г.
  5. «Стихия воды» И.К. Айвазовский». Панжинская-Откидач В.А. Изд. Детство-пресс.
  6. «Знакомим со сказочно-былинной живописью» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011 г.
  7. «Знакомим с портретной живописью» Н.А. Курочкина. Изд. Детство-пресс, 2011 г.
  8. «Шишкин И.И. «Лесное царство». Панжинская-Откидач В.А. Изд. Детство-пресс.
  9. «Куинджи А.И. «Волшебство света» Панжинская-Откидач В.А. Изд. Детство-пресс.

ВИДЫ ИСКУССТВА

АРХИТЕКТУРА

Архитектура (греч. "architecton" - "мастер, строитель") - монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.

Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции - объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность.

Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Изобразительное искусство-группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

ГРАФИКА

Графика (в переводе с греческого - "пишу, рисую") - это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

Специфика графики - линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками - пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика - это вид живописи, а в других - это отдельный подвид изобразительного искусства.

ЖИВОПИСЬ

Живопись - плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

- монументальную - фреска (от итал. Fresco) - живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта - цветное прозрачное стекло.), керамических плиток.

- станковую (от слова "станок") - полотно которое создается на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами (Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis - род, вид) - художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.):

- Портрет - основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

- Пейзаж - воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

- Натюрморт - изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

- Исторический жанр - рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

- Бытовой жанр - отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

- Иконопись (в переводе с греческого "молитвенный образ") - основная цель направить человека на путь преображения.

-Анимализм - изображение животного, как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса, что приводит к появлению новых форм искусства - Мультимедийное искусство.

СКУЛЬПТУРА

Скульптура - пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

- горельеф - высокий рельеф,

- барельеф - низкий рельеф,

- контррельеф - врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная - используется для украшения улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

- памятники,

- монументы,

- мемориалы.

Станковая - рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

Декоративная - используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

- Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

- Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

- Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

- Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

- Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

- Миниатюрная живопись на папье-маше - Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра

- Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

- Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

- Кружевоплетение - Вологодское кружево, Михайловское кружево,

- Роспись по ткани - Павловские платки и шали

- Вышивка - Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка.



Предварительный просмотр:

Семинар

Игры-занятия с использованием схем и моделей

Введение.

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка.

Углубленное изучение особенностей дошкольного детства привело учёных к выводу, что на каждом возрастном этапе по ходу освоения детьми разных видов деятельности складывается как бы определённый "этаж", занимающий своё место в структуре целостной личности. На этом "этаже" формируются психические свойства и способности, необходимые не только для перехода к следующему "этажу", но и для всей будущей жизни, имеющие непреходящее значение. Недостроенный "нижний этаж" - плохая опора для следующего.

Крупнейший учёный А.В. Запорожец в своих работах пишет, что "целью дошкольного обучения должна быть амплификация , то есть обогащение, максимальное развёртывание тех ценных качеств, по отношению к которым этот возраст наиболее восприимчив".

Итак, амплификация. Для умственного развития детей дошкольного возраста амплификация значит прежде всего: 1) развитие образного мышления, которое выражается в овладении способностями к замещению и использовании схем, а именно - умение использовать при решении разнообразных умственных задач условные заместители реальных предметов или явлений; 2) воображения, а именно - развитие направленности воображения, в результате которого создаются новые образы.

Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. И складываться эта способность начинает, как показал выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже, именно на рубеже трёхлетнего возраста.

Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведёт к способности употреблять заместители и модели "в уме", решать задачи "про себя", то есть во внутреннем плане. Психологи часто употребляют термин "знаковая функция сознания" для обозначения такого более высокого интеллектуального уровня детей.

Связано это название с тем, что для нормального развития детям необходимо понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы. Можно объяснить ребёнку, что для того, чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, не обязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.

Постепенно такие рисунки-чертежи становятся всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могут уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая "знаковая функция сознания". Дети оказываются в состоянии заранее "видеть" возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, воображение.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача - представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Воображение часто называют фантазией.

Фантазия малыша ещё очень неустойчива, не подчинена определённой задаче, а ведь именно умение направить свои представления в нужную сторону, подчинить их определённым целям и характеризует продуктивное творческое воображение. Совершенно справедливо выражение, что "что без плана можно только бредить" и справедливо оно и по отношению к такому свободному процессу , как творческий. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного, к созданию творческого произведения. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели , приводит к тому, что лучшие замыслы гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображении ребёнка - это развитие направленности воображения.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Различные программы воспитания и обучения детей, а именно программа "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера, доктора психологических наук даёт такую возможность. Однако в данных условиях, по объективным причинам, это не всегда удаётся. Режим дня школы "Дарование" предполагает организацию учебной деятельности по системе М. Монтессори до 11 часов дня. В дополнение, после дневного отдыха, то есть после 15-ти часов, дети занимаются с педагогами дополнительного образования. Строить работу по программе "Развитие", полностью сохраняя все занятия по различным разделам программы , не представляется возможным. Поэтому появилась потребность ввести частично элементы программы "Развитие", трансформируя их под местные условия. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

Так же в данных условиях важно было выбрать оптимальную форму занятий, которая могла бы обеспечить результативность работы, главная цель которой - развитие интеллектуальных способностей детей, их умственное развитие. И основным при этом будет овладение различными средствами решения познавательных задач. Развитие будет происходить только в тех случаях, когда ребёнок оказывается в ситуации наличия - именно для него - познавательной задачи и решает её успешно.

Глава I .

Изучая особенности смыслообразования, психолог В.К. Вилюнас обнаружил, что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма - это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная - её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной, эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций - ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче - условие развития его познавательных интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель , развивать познавательную мотивацию, познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию, в которую включена познавательная задача, осмысленная ребёнком, создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

Очень важно, чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации, возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления. Например, изучая тему "Домашние и дикие животные" можно предложить детям ситуацию, что Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому, предлагая задание на развитие памяти предложить отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? И, наконец, даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 5-6 окошечками, где располагаются схематично изображённые признаки диких животных, и здесь же среди них в каком-либо окошечке один кружок лишний, относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний, ненужный признак.

В ситуации, требующей для своего решения применения новых способов, дети, испытывая неудовлетворённость из-за возникающих противоречий, направляют себя на поиск. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Следовательно, познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка, а не на сообщение ему суммы знаний, умений и навыков.

Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные, которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал, что если школьник обучается по программе, предложенной ему взрослыми, то дошкольник принимает эту программу в той мере, в какой она становится его собственной. Как добиться того, чтобы ребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь - использование тех видов деятельности, которые привлекают ребёнка, соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомление детей с художественной литературой, ознакомление детей с природой, занятия по рисованию.

в) Занятия по рисованию .

Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности, во-первых, обращалось внимание на обучение различной технике рисования (кляксография, рисование пальцами, оттиск со стекла, рисование губкой, рисование по мокрому, набрызг, набрызг с помощью трафаретов, отпечаток комка бумаги, отпечаток ладони, ступни с преобразованием отпечатков в рисунок и др.), применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе различные их виды, и, во-вторых, предлагались задания, где детям надо было анализировать внешний вид объектов, выделить характерные признаки и затем использовать анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе предлагалось самим создавать подробные, близкие с реальным изображениям образы.

Ещё одним видом работы было использование опорного материала (в качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур). Например, детям предлагалось нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или детям вывешивались контуры фигур и предлагалось изобразить предметы, которые бывают такой же формы или "разгадать", кто "в них спрятан".

В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по своему видел конечный результат.

Так же очень помогают в развитии воображения задания на создание новых образов: "Дорисуй всё, что захочется", "Оживи камешки", "Превращения", "Какая игрушка?", "Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете" и другие. Это по сути, творческие задания, поэтому нецелесообразно давать оценки детям типа "верно - не верно". Практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным.

Стимулировать творческое воображение можно и с помощью такого упражнения. Например, детям даётся задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагается придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки, груши, сливы и так далее); того, кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравьи); того, кто поливает дерево (девочка, мальчик, мама, папа) и так далее. Объекты, которые предлагается нарисовать, можно обозначить схематично: если предлагается нарисовать фрукт - рисуется круг, если животное - фигура в виде восьмёрки, если человек - его схематичное изображение.

При рисовании сказочного домика дети могут сами придумать не только украшения для него, но и окружающую обстановку (что вокруг), и кто живёт в домике. Всякий раз дополненное детьми важно отмечать, подчёркивать разнообразие решений. Опыт показывает, что это стимулирует выдумку, фантазию детей.

Вышеназванные задания, упражнения, являются прекрасным приёмом на играх-занятиях, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать воображение и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов. Такой подход к проведению занятий по изобразительной деятельности или части игр-занятий позволил избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и повысил творческую активность детей.

Игры на развитие воображения.

Игра "Укрась слово".

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение , ассоциативный процесс. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному как можно больше прилагательных. Группа детей делится на две команды. Каждой команде даётся существительное и ставится задача за определённое время набрать как можно больше прилагательных, которые подходят к этому существительному. Выигрывает та команда, которая набрала больше прилагательных.

НАПРИМЕР:

существительное

прилагательные

платье

красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное и т.д.

солнце

яркое, блестящее, лучистое, тёплое, доброе, горячее, ослепительное и т.д.

Игра "Выведение следствий".

Эта игра используется как в развитии воображения, так и словес но-логического мышления. Предлагается ряд вопросов, начинающихся со слов "Что произойдёт...". Задача ребёнка дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы.

Список примерных вопросов:

 "Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?"

 "Что произойдёт, если все животные начнут говорить человече ским голосом?"

 "Что произойдёт, если все горы вдруг превратятся в сахарные?"

 "Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?"

 "Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?"

 "Что произойдёт, если оживут все сказочные герои?"

 "Что произойдёт, если смогут читать мысли друг друга?"

Игра "Рисунок в несколько рук".

Это групповая игра, тесно связывающая воображение и эмоции и сама насыщена высоким эмоциональным потенциалом. Предлагается всем участникам вообразить про себя какой-либо образ. Затем на листе бумаги первый участник группы изображает отдельный элемент задуманного образа. Второй участник игры, отталкиваясь обязательно от имеющегося элемента, продолжает рисунок, используя работу предшественника для трансформации в свой замысел. Точно так же поступает третий и так далее. Конечный результат чаще всего представляет нечто абстрактное, поскольку ни одна из форм не завершена, но все плавно перетекают друг в друга. Но, как правило, конечный продукт мало интересует детей. Удовольствие доставляет борьба, возникающая при попытке завладеть чужими формами, навязать свои, а также неожиданности и открытия нового содержания и образа, возникающее на каждом этапе работы.

Игра "Волшебники".

Используется для развития чувств на базе воображения. Вначале ребёнку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры "волшебников". Его задача дорисовать эти фигуры, превратив одну в "доброго", а другую в "злого" волшебника. Для девочек можно заменить "волшебников" на "волшебниц".

Теперь вторая часть игры. Ребёнок должен сам нарисовать "доброго" и "злого" волшебников, а также придумать, что совершил плохого "злой" волшебник и как его победил "добрый".

Если в игре участвовала группа детей, целесообразно сделать выставку рисунков и оценить, чей волшебник лучше.

Эмоции имеют очень яркую форму выражения через мимику и пантомимику. Когда у ребёнка работает воображение, то эмоциональное отношение к воображаемым образам также можно увидеть на его лице.

Игра "Танец".

Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует "что хочет". Ребёнок должен выразить а танце какой-либо образ. Лучше, если образ он придумает сам. при затруднении можно помочь ему подсказкой.

Темы для подсказки: станцуй "бабочку", "зайчика", "кошку", "лошадку", "утюг", "конфету", "молоток" и так далее.

Когда ребёнок справился с первой частью задания, можно перейти к следующему этапу. Теперь в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства.

Темы для второй части задания: станцуй "радость", "страх", "горе", "веселье", "удивление", "каприз", "счастье", "жалость".

Необходимо следить, чтобы дети именно танцевали, в не изображали соответствующие чувства мимикой. Музыку можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Важно, чтобы это не были песни со смысловым, понятным для детей текстом.

Игра "Цепочка слов".

Слово, случайно запавшее в голову (или намерено взятое), вызывает цепную реакцию, распространяя волны вглубь и вширь, извлекая при этом образы, ассоциации, воспоминания, представления и мечты.

Детям предлагается составить длинный поезд из слов, каждое слово - вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой. Значит, каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Например: Зима (какая?) - холодная, снежная (что ещё бывает холодным?) - мороженное, лёд, снег, ветер (какой ветер?) - сильный, северный (что ещё может быть сильным?) и так далее. За каждое слово, названное детьми, выставляется вагончик.

Заключение.

Таким образом, в процессе игр-занятий при использовании заданий на развитие воображения и заданий с использованием схем, моделей происходит умственное развитие детей. В силу важности и значимости каждого из этих психических процессов необходимо помогать их развитию. Этому в значительной мере могут способствовать приведённые в данной работе методы и приёмы. Они достаточно просты в исполнении и доступны широкому кругу педагогов. Предложенные задания и упражнения интересны детям и вызывают у них положительные эмоции; их можно многократно варьировать, изменять, модифицировать при изучении разных тем. Однако, необходимо заметить, что фантазия, как и любая другая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.

В области развития мышления основным, как уже отмечалось, в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Но понимание отдельных обозначений ещё не достаточно для решения задач. Любая задача требует анализа условий, выявления отношений между предметами. Эти отношения могут быть представлены в виде наглядных моделей. Поэтому предлагаемые задания можно использовать и для активизации познавательной деятельности дошкольников, в частности, образного мышления и, в целом, творчества.

Список использованной литературы.

1. О. М. Дьяченко "Чего на свете не бывает?", Москва, "Знание", 1994.

2. Л. А. Венгер, А. Л. Венгер, "Домашняя школа", Москва, "Знание", 1994.

3. Л. Ю. Субботина, "Развитие воображения у детей", Ярославль, "Академия развития", 1996.

4. О. М. Дьяченко, Н. Ф. Астаськова, А. И. Булычева, "Дети, в школу собирайтесь", Москва, "Просвещение", "Учебная литература", 1996.

5. Программа "Развитие" под редакцией Л.А. Венгера.

6. В.А. Милашевич, В.И. Дубрович, "Воспитатель: в чём секрет успеха", Витебск, 1995.

7.Журнал "Дошкольное воспитание", 4-94.

8. Журнал "Дошкольное воспитание", 7-97.

9. Журнал "Дошкольное воспитание", 1 - 97.

10. Журнал "Дошкольное воспитание", 6-97.

11. Журнал "Дошкольное воспитание", 8 - 98.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для воспитателей « И зготовление цветов для оформления интерьера» Подготовила: воспитатель ЛГ МАДОУ ДСКВ №10 «Белочка» Ткаченко Г.В.