Портфолио педагога-психолога В.А. Свиридовой

Свиридова Виктория Александровна

 

Портфолио педагога-психолога

МБДОУ МО «Детский сад № 208»

г. Краснодара

Свиридовой Виктории Александровны

 


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (ЭССЕ)
Раздел 1. Общие сведения о педагоге - психологе
• ФИО
• Образование
• Трудовой и педагогический стаж
• Повышение квалификации
• Награды, грамоты, благодарственные письма
• Копии документов
• Фотоальбом

Раздел 2.Научно-методическая деятельность
Раздел 3. Внеурочная деятельность

Раздел 4. Анализ работы

Раздел 5. Семинары, выступления, открытые уроки

Раздел 6. Авторские разработки

(Эссе на психологическую тему…)
         
Моя основная функция, как психолога в детском саду: сопровождение психического развития детей, отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.

Основные направления моей работы:                                                           

1. Психопрофилактика

2. Психодиагностика

3. Консультирование

4. Коррекционно-развивающая работа

5. Просветительская работа

6. Методическая работа

Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.

Хочется сразу разъяснить ситуацию:психолог и психиатр (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.

Психиатр - врач, занимающийся отклонениям и нарушениями) в психической сфере человека. Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикоментозное лечение, дать направление в специализированный сад.

Я, как педагог-психолог занимаюсь с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере. Я не ставлю диагноз, а могу сделать условно-вариативный прогноз на будущее. При необходимости могу предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.

Основным методом моей работы является -наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах, отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка. При необходимости, провожу индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность. Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры, психогимнастические этюды, элементы арт-терапии(творческая деятельность). Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.

К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.

Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.

Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат. Для этого я организовала тренинговую работу с родителями совместно с детьми.

Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать. Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.

Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное мое внимание, сопровождаю процесс адаптации ребенка к детскому саду. Находясь в группе выделяю детей со сложной адаптацией, наблюдаю за особенностями его нервно-психического развития, всячески поддерживаю его, провожу развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр, пальчиковой гимнастики, логоритмической гимнастики.

Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, я рекомендую пройти индивидуальную консультацию, чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.

Беседа, наблюдение, анкетирование – методы,

которые помогают мне  на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка, подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей. Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.

«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед»,- сказал Эмиль Золя. Эти слова французского писателя, мне кажется, характеризуют меня как психолога современности.
          …Завтра будет новый  день, и вот уже завтра в детском саду на меня опять будут смотреть глаза моих воспитанников.

Фамилия, имя, отчество: Свиридова Виктория Александровна
Дата рождения: 02 июня 1975 года
Наименование образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида № 208 «Солнышко»
Должность: педагог-психолог
Нагрузка: 1,5 ставка
Общий стаж работы: 15 лет; педагогический – 13 года; стаж работы педагогом-психологом – 9 лет ( в данном учреждении)
Квалификационная категория: высшая

Сведения об образовании:  высшее; 2000 г. Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления  К.В. Россинского

Специальность: психология. Квалификация: педагог-психолог.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ к портфолио Свиридовой В.А.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1- Сертификат «Введение в сказкатерапию»
 Центр социально-психологической и медико-педагогической помощи населению «АКМЕ» 1996 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 - Сертификат «Введение в гештальттерапию»
 Центр социально-психологической и медико-педагогической помощи населению «АКМЕ» 1997 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 -  Курсы повышение квалификации ККИДППО 2005г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 -  Сертификат посещения курсов повышения квалификации по теме: «Широкий взгляд на детские проблемы: тенденции и перспективы образования. Организация работы с детьми, имеющими комплексные нарушения» 2011 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 - Сертификат семинар-практикум "Театрализованная деятельность по программе Кукляндия" 2012г.

Методический раздел

Тема: «Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, с использованием различных психотехник».

1)       В связи с тем что, все чаще встречаются дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, необходимо чтобы его адаптация в коллективе  была  комплексной. Для этого разработаны перспективный план работы с детьми, имеющими СДВ и гиперактивностью, а так же конспекты занятий. Которые проводятся два раза в неделю по 30 минут.

2)       Чтобы работа давала результат,  необходима совместная работа с педагогами,  которые работая в тесном контакте с ребенком, могут научить его эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.  Для этого проводятся консультации, семинары, тренинги для воспитателей по данной теме.

- консультация: «Практические рекомендации воспитателям гиперактивного ребенка »;

- практикум: «Использование двигательно-оздоровительных моментов для снятия психоэмоционального напряжения».

- консультация: «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»;

- рекомендации: «Правила общения с гиперактивным ребенком»;

- практикум: «Психогимнастика; йога в игре»;

- практикум: «Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с гиперактивными детьми».

3)       Родители гиперактивных детей часто используют трудности в их воспитании. Для получения нужной информации оформляется стендовая информация; консультации в папках-передвижках. Конечно, для того чтобы заинтересовать родителей, привлечь их внимание материал подбирается доступный, немногословный. Организованы встречи с родителями «Школа для родителей» - работа предусматривает одну встречу в два месяца, которые проходят в разных формах – это консультации, вечера вопросов и ответов, совместные досуги детей и родителей, тренинги. Эти формы важны, эффективны и интересны.

4)       Опыт работы пропагандируется среди воспитателей, студентами педагогического колледжа №1, проводятся открытые занятия для родителей, воспитателей.

Инструментарий используемый в работе:

1.      Метод А. Остроуховой  адаптация ребенка к условиям ДОУ;

2.      Психические процессы и речь:подборка диагностических методик и тестов различных авторов по изучению особенностей мышления («Воспроизведи рисунки», «Исключение понятий»), внимания («Найди и вычеркни», «Запомни и расставь точки»), восприятия («Узнай, кто это», «Какие предметы спрятаны в рисунках»), памяти («Запомни цифры», «Запомни фразы»), воображения («Придумай игру», «Нарисуй что-нибудь»)и речи («Определение активного словарного запаса», «Расскажи по картинке»)дошкольников и младших школьников –авторы С.В. Забрамная, О.В. Боровик.

3.       Развитие мелкой моторики: методикаМ. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским,  Ф. Кречмераи М. Озьяс - по определению ведущего полушария мозга.

4.     Рисуночные тесты:

a.     –«Несуществующее животное»;

b.     –«Рисунок семьи»;

c.      –«Дом –дерево –человек».

d.     –тест «Человек под дождем»;

e.      –тест диагностики интеллекта Гудинаф-Харриса;

f.       –графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус» для детей 3–7 лет;

g.      –методика «Нарисуй себя».

5.      «Диагностика эмоционального состояния ребенка младшего дошкольного возраста» - подборка методик, тестов, опросников, анкет по изучению эмоционального состояния ребенка; определение уровня тревожности (автор методики М.Дорки, В.Амен); методика Рене Жиля.

6.     Диагностика по определению психологической готовности детей 6-7 лет школьному обучению (мотивационная сфера) (автора Гуткиной Н.И. “сказка” и “внутренняя позиция школьника”);

7.     Диагностика  выявление готовности к обучению в школе (Венгер А.Л., Бугрименко С.А.)

Темы проведенных консультаций:

1.     Адаптация к детскому саду. Идем в детский сад: новые проблемы и новые трудности (родители)

2.     Самоуважение. Как его воспитывать? (родители)

3.     Гиперактивность (родители)

4.     Стадии развития ребенка (родители)

5.     Поиграйте дети с нами! (родители)

6.     Нужен ли малышу детский сад? (родители)

7.     Как воспитывать детей без наказаний (родители)

8.     Зарядка для ума (педагоги)

9.     Правильное общение (педагоги)

10.                 Формируем предметно-развивающую среду «Психологический уголок» (педагоги)

11.                 Синдром психоэмоционального выгорания у воспитателей (педагоги)

12.                 Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста (педагоги)

13.                 Агрессивные дети. Как устранить агрессию у детей (педагоги)

14.                 Стресс (педагоги)

15.                 Эмоции, движение и речь – их взаимосвязь в развитии ребенка раннего возраста (педагоги)

16.                 Развитие эмоциональной устойчивости детей (педагоги)

17.                 Память (педагоги)

18.                 Эмоциональное благополучие ребенка (педагоги)

19.                 Особенности развития ребенка дошкольного возраста (педагоги)

20.                 Ребенок говорит неправду (педагоги)

21.                 Эгоизм, жадность (педагоги)

22.                 Мелкая моторика (педагоги)

23.                 Тревожные дети (педагоги)

24.                 Мышление, речь (педагоги)

25.                 Робость, тревожность, барьеры в общении (педагоги)

26.                 Детский страх и его возниновение (родители)

27.                 Развивающие игры и упражнения для детей (родители)

28.                 Формирование у ребенка  уверенности в себе  и своих возможностях (родители)

29.                 Развиваем игровую деятельность (родители)

30.                 Гиперактивный карапуз (родители)

31.                 Чем мы можем помочь левше? (родители)

32.                 Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой (родители)

33.                 Шесть рецептов избавления от гнева (родители)

34.                 «Изящные» выражения в детском лексиконе (родители)

35.                 Невинные фантазии или?.. (родители)

36.                 Ваш лучший помощник (родители)

37.                 «Система работы педагога-психолога по развитию коммуникативных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста ".

38.                 Психолого-педагогические технологии работы педагога-психолога в детском саду по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников.

39.                «Формирование межличностных отношений дошкольников в инклюзивной группе».

40.                 Пихологическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ.

 

Авторская программа

родительского клуба "Моя Счастливая семья"

Цель программы: Создание условий для развития благоприятных взаимоотношений в семье, развитие личностной зрелости родителей.

Задачи:

1.     Повышение компетентности родителей в области психического развития ребёнка на определённых возрастных этапах и его индивидуальных особенностей.

2.     Повышение культурного уровня семьи и формирование навыков бесконфликтного детско-родительского общения.

3.     Создание условий для совместной игровой и развивающей деятельности родителей и детей.

Организация и содержание деятельности.

Программа родительского клуба  «Счастливая семья» рассчитана на 3 года для родителей детей, посещающих дошкольное учреждение. Комплектация групп для занятий в клубе происходит в сентябре.

Группы объединяют родителей:

  • 1 группа – родители, имеющие детей четырёхлетнего возраста;
  • 2 группа – родители, имеющие детей пятилетнего возраста;
  • 3 группа – родители, имеющие детей шестилетнего возраста; родители и дети шестилетнего возраста.

Занятия проводятся 1 раз в 2 недели с каждой группой родителей, по времени занятия совпадают с временем когда дети посещают дошкольное учреждение. Это позволяет родителям с пользой использовать своё личное время на посещение клуба, не испытывая волнение, где находится и чем занимается их ребёнок.

В сентябре каждого года с родителями проводится вводное занятие, на котором определяется расписание и режим работы клуба, а в конце года на итоговом занятии проводится беседа о работе клуба за год и определения планов на следующий учебный год.

В программе родительского клуба «Счастливая семья» сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога: просветительское, тренинговое, консультативное и методическое направления. Диагностическое направление не выделяется как отдельный блок, диагностика сопровождает каждое направление, давая возможность раскрыть практическую сторону определённых тем, получить информацию необходимую для освещения возникающих вопросов у родителей, выявить наиболее интересные и эффективные формы организации занятий в группах, определить уровень заинтересованности родителей для дальнейшего планирования работы родительского клуба-лектория.

Просветительское направление. Лекции и семинары включают теоретические основы на темы о психическом развитии детей, подтверждённые мнениями отечественных и зарубежных психологов. Лекции построены таким образом, чтобы у родителей имелась возможность записывать интересующую их информацию, получать ответы на вопросы, возникающие при освещении конкретной темы, выражать своё мнение на групповое обсуждение.

Тренинговое направление.

I этап – тренинги для родителей.

Тренинги проводятся с группами родителей - это комплекс игр, упражнений, бесед. Зачастую родители пользуются стереотипным подходом к воспитанию детей, в процессе тренинговой работы происходит изменения стереотипов воспитания, то есть обретение нового подхода к проблемам. Отправной точкой в тренингах является формула: “Хочешь изменить другого человека - изменись сам!” В процессе тренингов у родителей сначала меняются взгляды и подходы к семейным ситуациям и взаимоотношению с ребёнком, которые в дальнейшем рефлексируются. Содержание тренингов основывается на следующих положениях:

- воспитание - это самовоспитание родителей;
- воспитание - это умение слышать и видеть, понимать и чувствовать переживания и особенности поведения ребёнка;
- родители имеют право на равенство и защищённость;
- умение родителей говорить на языке своего внутреннего Я.

II этап – совместные занятия родителей и детей.

Совместные занятия родителей и детей объединены в комплекс занятий и организованы следующим образом: 1 часть занятия - это игры и упражнения, в которых дети и взрослые взаимодействуют как партнёры, объединяясь общими эмоциональными переживаниями.

2 часть занятия – обсуждение каждого упражнения или игры с родителями, акцентируя на чувствах и эмоциях, которые испытывали взрослые и дети в определённый момент. Поиск сходства и различия в интересах, переживаниях, проявлениях, действиях.

Публикации:

  1. "На встречу друг другу" журнал Обучение дошкольников № 3/2012г, г. Москва
  2.  Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания - Доверие" Современное образование № 1/2013, г. Краснодар
  3.  Школа для родителей Современное образование № 3/2013, г. Краснодар    Оформление информационных стендов.
  4. Консультация: «Первый раз в детский сад». Консультирование родителей об особенностях поведения ребенка  во время адаптации к детскому саду. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка.
  5. Сайт МБДОУ Страничка психолога на сайте «Страничка психолога».:  - Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

                                        - Детский рисунок. Психологический взгляд.

                                        - «Сюжетно-ролевая игра, как способ развития коммуникативных способностей и создание благоприятного эмоционального фона»;

                                        - «Значение закаливания в развитии психических процессов».

                                        - «Развитие эмоциональной устойчивости детей»

                                        - «Эмоциональное выгорание у педагогов».

                                        - «Психологические минутки в детском саду».

                                        - «Летний оздоровительный период игры и упражнения».

6. Публикации в журнале «Мир детства». Психологическая страничка.

            7.  «Портфолио педагога-психолога Свиридова В.А.»  на сайте.

Результаты работы:

За период работы в МБДОУ «детский сад № 208» составлена картотека с различными упражнениями для снижения психоэмоционального напряжения; релаксационными упражнениями; а также упражнения и игры на развитие познавательных процессов. Приобретены настольно-печатные игры для развития эмоций и психических функций.  Изготовлены дидактические игры и пособия для развивающей среды:

- «Необычные дощечки» - дощечки с наклеенными различными материалами. Цель: развитие сенсорной чувствительности и активизацию сенсорного аппарата.

     - «Волшебный мешочек» - мешочек из материала с яркими аппликациями. Цель: развитие восприятия, сенсорной чувствительности.

- «Мешочки» - маленькие мешочки из материала наполненные различными крупами. Цель: развитие восприятия, мелкой моторики.

- «Сенсорная доска» - разделенная на 25 квадратов с различными фактурными содержаниями. Цель: развитие памяти, восприятия, мелкой моторики.

- «Волшебный шнурок» - доска с прикрепленными на ней разноцветными кнопками. Цель: учить детей натягивать шнурок по схеме вокруг фишек; развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, мелкие движения рук, зрительное восприятие, внимание, мышление; воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

- Коврограф  с различными сюжетными картинками. Цель: развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного мышления.

- «Черепаха» - мягкая черепаха с  накладными карманами, имеющие различные способы застежек. Цель: развитие мелкой моторики, восприятия, сенсорной чувствительности.

- «Сюжетные подушечки» - 4 плоские подушечки с различными сюжетами. Имеющие: шнуровку, пуговицы, молнии, кнопки, крючки, карабины, липучки. Цель: развитие мелкой моторики, восприятия, активизация сенсорного аппарата.

- «Шатер» - изготовлен из тонкого материала с креплением к потолку. Цель: создание уединенного места, зоны релаксации, снятие психоэмоционального напряжения.

- Подушки – разноцветные подушки имеющие различные геометрические формы. Цель: создание комфорта, релаксационного места.

- Пальчиковый театр -  развитие мелкой моторики; творческого мышления; воображения; ЭВС.

 В результате целенаправленной работы удается наладить взаимоотношения: педагог-родитель-ребенок; вырабатывается индивидуальная линия поведения с детьми. Ребенок с синдромом дефицита внимания учится жить в мире и сотрудничать с ним.  Наблюдается динамика в развитии эмоционально-волевой сфере.

По результатам  диагностики познавательной и эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет), формируются группы «Развития» и  «Риска». Ведется систематическое наблюдение в период адаптации детей поступивших в дошкольное учреждение. Использование различных диагностических методик в соответствии с возрастом ребенка. Проводится диагностика готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. Проведение коррекционно-развивающих занятий: подгрупповые занятия: работа с гиперактивными детьми, дефицитом внимания, тревожностью, агрессией, аутизмом, страхами. Индивидуальные занятия: по развитию познавательной сферы (внимание, память, мышление, логические операции, моторика). Проведение индивидуальных консультаций по вопросам развития детей (с родителями и воспитателями). Обеспечение благоприятной психологической атмосферы для развития детей. Достижения: За семь лет наработан значительный методический опыт по диагностике, коррекционному развитию детей, консультативный материал.

 

                        РЕЗЮМЕ:          Свиридова Виктория Александровна

Личная информация:

  • Дата рождения:     02.06.1975 года.
  • Проживание:         г.Краснодар, Краснодарский край.
  • Моб. тел. :               8-928-8411-417
  • E-mail:                    viktorya.sviridova208@yandex.ru

Должность:

Педагог-психолог.

Образование:

г. Краснодар Институт международного права, экономики гуманитарных наук и управления имени К.В. Россинского Диплом БВС 0953699,

от 26 июля 2000 г.

Факультет: педагогика.

Специальность:  психология.
Профессиональный опыт:

09.1995 – 09.1996 среднеобразовательная  школа № 34 г. Тихорецк, должность: педагог-психолог.

  09.1996 – 05.1997 Детский сад общеразвивающего вида № 28 г. Тихорецк, должность: педагог-психолог.

09.1997 – 10.2001 Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ №5 г. Югорс, должность: педагог-психолог.

09.2004 – по н.в.  МБДОУ «Детский сад № 208»   г. Краснодар, должность: педагог-психолог.          

Обязанности:  Диагностика познавательной и эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста (с 2 до 7 лет). Наблюдение в период адаптации детей поступивших в дошкольное учреждение; Использование различных диагностических методик в соответствии с возрастом ребенка; Диагностика готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. Проведение коррекционно-развивающих занятий: Групповые занятия: работа с гиперактивными детьми, дефицитом внимания, тревожностью, агрессией, аутизмом, страхами; Индивидуальные занятия: по развитию познавательной сферы (внимание, память, мышление, логические операции, моторика). Проведение индивидуальных консультаций по вопросам развития детей (с родителями и воспитателями). Обеспечение благоприятной психологической атмосферы для развития детей. Достижения: За шесть лет наработан значительный методический опыт по диагностике, коррекционному развитию детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svoimi_rukami.doc629 КБ

Предварительный просмотр:

- «Сюжетные подушечки» - 4 плоские подушечки с различными сюжетами. Имеющие: шнуровку, пуговицы, молнии, кнопки, крючки, карабины, липучки. Цель: развитие мелкой моторики, восприятия, активизация сенсорного аппарата.

- «Карманы» - накладные карманы, имеющие различные способы застежек. Цель: развитие мелкой моторики, восприятия, сенсорной чувствительности.

- «Настольный театр» - исполнение ролей и диалоги между персонажами способствуют обогащению и активизации словаря ребенка, формированию его грамматического строя, развитию навыков и умений диалогической речи.

  - «Сенсорная доска» - разделенная на 25 квадратов с различными фактурными содержаниями. Цель: развитие памяти, восприятия, мелкой моторики.

     - «Волшебный мешочек» - мешочек из материала с яркими аппликациями. Цель: развитие восприятия, сенсорной чувствительности.


        - Пальчиковый театр -  развитие мелкой моторики; творческого мышления; воображения; ЭВС.



- «Коврограф»  с различными                          - «Мешочки» - маленькие мешочки                  

сюжетными картинками.                               из материала наполненные различными Цель: развитие восприятия,                           крупами

внимания, памяти,                                           Цель: развитие восприятия

наглядно-образного мышления.                     мелкой моторики.


 
-

«Необычные дощечки» - дощечки с                                                                              

наклеенными различными  

материалами.                                                        Цель: развитие сенсорной                                                                                                

чувствительности и активизацию                                                                                      

сенсорного аппарата                                                                                              

                                                             

«Волшебный шнурок» - доска с

-

прикрепленными на ней разноцветными кнопками. Цель: учить детей натягивать шнурок по схеме вокруг фишек; развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, мелкие движения рук, зрительное восприятие, внимание, мышление; воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

- «Шатер» - изготовлен из тонкого материала с креплением к потолку. Цель: создание уединенного места, зоны релаксации, снятие психоэмоционального напряжения.

В кабине психолога дети работают над развитием эмоционально-волевой сферы, обучаются приемам саморасслабления, саморегуляции для сброса психоэмоционального напряжения.