Из опыта работы

Статьи, наработки, отзывы. Материалы к урокам, выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отзыв

о работе Пчёлкиной Валентины Ивановны,

учителя начальных классов МБОУ «Молчановская СОШ №1»

Валентина Ивановна работает учителем начальных классов уже более 20 лет. За это время она сделала не один выпуск учеников.

Развитие новых информационных технологий и внедрение их в жизнь за последние годы наложили определённый отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Школа – часть общества, в которой отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может  сочетание традиционных методов обучения и  современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Компьютерные технологии являются         мощным информационным средством в процессе образования. Их использование способствует повышению качества образования. А это является главной целью каждого педагога.

Использование компьютерных технологий помогает сочетать фундаментальность и практическую направленность преподаваемого материала, создаёт детям необходимые условия для повышения качества обучения, обеспечивает доступность материала и учитывает  разнообразные интересы всех детей.

Любой материал, проходя через интеллект, энергетику и душу учителя, имеет своё воздействие на ученика и даёт разные «всходы» в умах детей. Мультимедийные презентации –  индивидуальный продукт, который актуален в данное время у конкретного учителя в конкретном классе. Поэтому  творческий учитель должен сам уметь создавать свой материал.

Валентина Ивановна – творческий учитель.

Валентина Ивановна всегда руководствуется принципом целесообразности, и использует технологию только в тех случаях, когда она помогает  уплотнению материала, помогает показать яркую, красочную, доступную для исследования наглядность, ввести эффект занимательности и интригующего начала, иллюстрировать научный материал и др. В этом случае презентация становится не просто иллюстративным материалом, а самостоятельным методическим приёмом.

Валентина Ивановна использует презентации и электронные материалы на различных этапах урока: при повторении изученного, при постановке учебной проблемной ситуации, на этапе изложения новых знаний; этапе закрепления, обобщения и систематизации, для организации физминуток, для организации самостоятельной работы.

Валентина Ивановна постоянно использует в своей работе собственные электронные презентации, материалы, ролики. За последний год ею разработаны и

использованы материалы по различным предметам и на разные темы, например такие, как: «День космонавтики», «Лес – природное богатство», «Про тебя», «Дикие и домашние животные», «Культурные растения», «Самые полезные продукты»,  «Лекарственные растения», «Улицы нашего села», «Дом вести – не бородой трясти» и другие.

Валентина Ивановна активно использует авторские компьютерные продукты и во внеурочной деятельности. На её праздниках и внеклассных мероприятиях всегда используются презентации и видеоролики. («Наши имена», «Наши мамы», «Как мы лето провели», «Папам посвящается», «День мамы», «Наш гороскоп» и др.). Обучающиеся Валентины Ивановны, принимая участие в районных и областных конкурсах,  тоже используют компьютерные технологии. Так в 2011 году в областном конкурсе «Вот оно какое наше лето» две презентации, созданные детьми под руководством учителя, заняли призовые места.

Валентина Ивановна пользуется своими презентациями и в методической работе. Ею подготовлены презентации к педагогическим советам «УМК «Перспективная начальная школа», «Экологическое воспитание младших школьников», «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе», «Создание ситуации успеха на уроке», «Корпоративная этика».

В этом учебном году Валентина Ивановна занята второе место в Межрегиональном профессиональном конкурсе «Я – учитель», на который готовила презентацию о своей работе в номинации «Творческий отчёт».

        Пчёлкина В.И.делится своим опытом с педагогами школы.

Использование учителем инновационных технологий, авторских электронных материалов способствует обеспечению высокого качества образовательного процесса в её классе.

Заместитель директора по УР                        Л.А.Тимохина



Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ОБОСНОВАНИЕМ ИХ ВЫБОРА

(из опыта работы Пчёлкиной В.И.)

В президентской инициативе «Наша новая школа»  даны 5  направлений

реформирования с целью достижения «Главного результата школьного образования: его соответствия целям опережающего развития.  Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого,  но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем»:

1. Обновление образовательных стандартов, которое связано сосуществлением компетентностно –  ориентированного содержания образования, с использование современных технологий, позволяющих осуществить компетентностный подход к образованию, индивидуализацию процесса обучения,  способствующих здоровьесбережению.

2. Система поддержки талантливых детей, которая направлена на создание образовательной среды для развития одаренности обучающихся.  

3. Развитие учительского потенциала.  

4. Современная школьная инфраструктура, в которой   внимание уделено совершенствованию инфраструктуры старшей ступени обучения (осуществление предпрофильной подготовки, профильного обучения на основе индивидуальной образовательной траектории (индивидуальной образовательной программы,  индивидуальногоучебного плана.  

5. Здоровье школьника

Таким образом,  главный ориентир выбора   современных технологий в

школе -  создание условий для саморазвития,  самовыражения и самоопределения обучающихся на основе сформированных предметных и ключевых компетентностей с целью индивидуализации образовательного процесса.

Для достижения этой цели педагоги используют такие развивающие образовательные технологии,  как:  игровые, «дебаты»,  коллективный способ обучения,  технология критического мышления,  проблемное и проектное обучение,  портфолио.

В своей учительской деятельности я использую различные инновационные технологии. Особо хотелось рассказать об элементах личностно ориентированных,  здоровьесберегающих и ИКТ - технологий.

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Такое обучение ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения - создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей (отсюда происходит и название технологии). «Хороший» ученик в данной педагогической технологии понимается как инициативный, творческий деятель, способный принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор, на правах партнера сотрудничать с другими детьми и с учителем. Проблема индивидуализации обучения выступает в личностно ориентированной технологии на первый план, потому что невозможно представить подлинную творческую инициативу, самостоятельность, личностную самореализацию, проявляющуюся по заранее заданному алгоритму, безо всякой индивидуальной выразительности.

Личностно ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы для проявления познавательной активности учеников,  а постоянное обращение к опыту их собственной жизнедеятельности.

Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием и перевести в соответствующее научное содержание. Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений по различным областям знаний, и перевести этот опыт на научно-значимые образы. Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие знания по данному материалу уже накоплены учениками (как результат их предшествующего обучения и собственной жизнедеятельности).

Задачи учителя  при  проведении личностно ориентированного урока:

  1. Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  2. Оценивать деятельность учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения (форма обсуждения версий учеников по изучаемому материалу не должна быть жесткой, в виде оценочных ситуаций «правильно - неправильно»).
  3. Выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам, научному содержанию того или иного предмета.
  4. Способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего личностного опыта.
  5. Предлагать на выбор различные учебные задания, поощрять учащихся к самостоятельному поиску путей решения этих заданий.
  6. Использовать разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся.
  7. Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  8. Стремиться выявлять реальные интересы учащихся и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала.
  9. Вести индивидуальную работу с каждым ребенком.
  10. Помогать учащимся самостоятельно планировать свою деятельность.
  11. Поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  12. Учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение.
  13. Побуждать учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения.

          •             Создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу,  самостоятельность, избирательность в способах работы; предоставлять       возможности       для       естественного самовыражения ученика.

Критерии        эффективности        проведения          личностно ориентированного урока:

  1. использование проблемных творческих заданий;
  2. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму работы;
  3. создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока;
  4. сообщение в начале урока не только темы, но и предполагаемого порядка  организации учебной  деятельности;
  5. обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «нового узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
  6. оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ рассуждений использовал, почему и в чем ошибся;
  7. оценка определяется по ряду параметров: по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье обучающихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Задача здоровьесберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, сформировать культуру здоровья.

Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Сейчас для ведения здорового     образа     жизни     человеку     надо     прилагать     определенные

интеллектуально-волевые усилия, поскольку реальные условия жизни сейчас таковы, что естественным образом здоровый образ жизни не складывается. Интеллектуально-волевые усилия для организации и ведения здорового образа жизни будут прилагаться только тем человеком, у которого воспитано ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих. Медицина здесь помочь не может, поскольку эта задача целиком педагогическая. Таким образом, школа на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека, и средство это - воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

В связи с этим на своих уроках ищу наиболее оптимальные пути предъявления информации и ее усвоения. Используемые элементы педагогических технологий: технологий дифференцированного, проблемного обучения, эффективной речевой деятельности - создают благоприятный психологический микроклимат, условия для самовыражения учащихся, способствуют развитию социальных и коммуникативных умений, располагают учащихся к самостоятельному поиску, приобретению навыков решения жизненных задач, в том числе задач сохранения и укрепления здоровья.

Школа тесно сотрудничает с работниками ЦРБ. Для начальных классов мы ведём курс «Школа здорового образа жизни». В ходе работы данного проекта ребята постоянно встречаются с работниками больницы. Совместно с медицинскими работниками проводим беседы на темы об укреплении здоровья. Дети очень многое узнают о том, как сделать здоровыми свои глаза, уши. Зубы, как сделать красивой осанку, как правильно питаться, чтоб оставаться здоровым. Во время работы «Школы здорового образа жизни ребята создают альбом «Правила здорового образа жизни», содержащий памятки, правила, стихотворения, рисунки. Такая работа не проходит бесследно. У детей формируются основы здорового образа жизни, они стараются придерживаться тех правил, с которыми их знакомят.

Использование ИКТ,  собственных   медиапродуктов позволяет повысить   мотивацию обучающихся,  формирует и развивает их ключевые компетентности и самостоятельность,  способствует повышению качества обучения.  

Системное использование информационных технологий позволяют более четко

простраивать индивидуальную,  активизировать самостоятельную работу, обеспечивает  оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения.  

Во внеурочное время обучающиеся,  используя ресурсы Internet, могут подготовить необходимую информацию для доклада,  проекта или презентации,  воспользоваться виртуальными энциклопедиями,  а также разнообразными презентациями (POWER POINT) по декоративно-прикладному и изобразительному искусству.

Средства ИКТ   облегчают учителю высокоэффективное проведение как самих занятий,  так и подготовку методических,  наглядных, справочных и иных материалов, позволяющих индивидуализировать  процесс обучения и достичь высоких образовательных результатов

Вышеизложенная информация  свидетельствует о продуктивном использовании

современных образовательных технологий.



Предварительный просмотр:

Работа над проектами в 1 классе

(из опыта работы учителя начальных классов

 МБОУ «Молчановская СОШ №1» Пчёлкиной В.И.)

Социальное проектирование (СП)- особый вид деятельности, результатом которого является создание реального социального “продукта”, имеющего для участников проекта практическое значение, проектирование социальных объектов, процессов и отношений.

         Главный педагогический смысл СП – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет маленькому ребёнку решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение, устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
            Под социальным проектированием в начальной школе понимается:
- деятельность продуманная и осуществленная ребёнком, пока ещё  под руководством взрослого,
в ходе которой младший школьник вступает в конструктивное взаимодействие со взрослой культурой;
- деятельность, результатом которой является создание реального, но не обязательно вещественного «продукта», имеющего для ребёнка практическое значение; 
- деятельность, через которую формируются социальные навыки ребёнка.


            Задумываемся ли мы над тем, что видят вокруг себя наши дети, на каких примерах они воспитываются? Как правило, учителя и родители всеми силами стараются оградить своих малышей от проблем, существующих в современном обществе. Но делать это становится все сложнее. Грязь на улицах, аварии на дорогах, дети, живущие в детских домах, а не с родителями, агрессивные подростки, распивающие спиртные напитки, курящие сигареты, неблагополучные семьи и другие «болезни» современного общества, к сожалению, стали привычными явлениями нашей жизни. Ежедневно сталкиваясь с этими негативными проявлениями на улице, в общественных местах, а также на экранах телевизоров, наши дети перестают видеть в них нечто из ряда вон выходящее.
    

Как можно изменить сложившуюся ситуацию, привлечь внимание детей к факторам, «отравляющим» нашу жизнь, объяснить им, что такое хорошо и что такое плохо? 

Одним из способов решения этой проблемы являются лекции, разъяснительные беседы, анализ  поступков и т. д. 
            В нашей школе хорошо налажено сотрудничество с районной центральной больницей. На протяжении прошлого учебного года сотрудники ЦРБ приходили в класс  и беседовали с детьми  о проблемах здоровья младших школьников. По окончании этих встреч ребята выполняли рисунки на разные темы: как сохранить глаза и зубы, что делать, чтобы иметь красивую осанку, как ухаживать за кожей, вредные привычки и т.д. Моими выпускниками 4 класса собран альбом полезных памяток и привычек.

Другой способ – это вклад самого ребёнка в изменение обстановки, понимание им значимости его деятельности, признание его мнения окружающими. В начальной школе это может быть создание мини-проектов.

 Самый первый шаг в привитии навыков здорового образа жизни, формировании положительного отношения к близким и окружающим людям,  любви к природе – это мир и благополучие в семье, добрые, доверительные отношения с родными и близкими людьми, любовь к своей малой родине.  

В этом учебном году, в связи с переходом на новые образовательные стандарты работа над проектами стала важной составляющей частью учебной деятельности.

Обучающимися 1Б класса за 5 месяцев обучения в школе созданы мини-проекты по темам «Математика вокруг нас», «Моя семья», «Моя малая родина», «Мой класс, моя школа». Пока это мини-проекты, выполнять которые детям во многом помогают их родители, но во 2 классе они перерастут в более серьёзные и значимые работы. Дети научатся их правильно оформлять, освоят порядок работы над проектом, научатся его презентовать. В первом же классе дети выступают со своими работами перед одноклассниками. Они вместе с родителями подбирают фотографии, формулируют подписи к ним, составляют выступление.
 
Цели нашей  работы над мини-проектами можно сформулировать следующим образом:
- совершенствование умений и навыков самостоятельной, творческой работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
- обучение учащихся работе в рамках саморазвития и самообразования;
- поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними; 
- активизация познавательной деятельности учащихся.
    Исходя из поставленных целей, можно  сформулировать
задачи:
- воспитывать интерес к познанию мира;
- развивать навыки самостоятельной работы, умение творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- овладевать правилами работы с дополнительными источниками информации и способами её обработки;
- воспитывать положительные черты характера.


    Очень  важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своей работы, возможность её использования в практическом плане.
    Работу над проектом необходимо строить по принципу, что проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
     Для любого проекта необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы). Со второго класса в начале работы над проектом путём опроса группой учеников будем выявлять проблемы современного общества, наиболее близкие младшим школьникам. Для нас это: любовь мамы, дружба между детьми, вредные привычки, сохранение здоровья, охрана природы.
    Затем из полученного списка дети выберут тему.

В младших классах детям ещё необходима помощь с определением  выбора. Существуют правила выбора темы:
    Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Работа эффективна только на добровольной основе.
    
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
    
Правило 3. Учитывая интересы детей, стараться держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираемся, в которой чувствуем себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
    
Правило 4. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы, но и формулировки и отбора материала для ее решения.
    
Правило 5. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.


     Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
    Этот этап определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются учащимися, учитель лишь помогает им, задавая наводящие вопросы или предлагая ситуации, способствующие выявлению проблем. Ученики самостоятельно выбирают предмет деятельности, обсуждают подходящие методы решения и характеризуют «конечный продукт».
    На этапе поиска необходимо обсудить возможные методы исследования. Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Главный смысл этой работы – найти знания самостоятельно, но так как дети маленькие,то помощь учителя всё равно необходима. Учащимся можно предложить список допустимых методов поиска:
- подумать самостоятельно;
- прочитать книги о том, что используешь;
- познакомиться с фильмами по этой проблеме;
- найти информацию в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- понаблюдать, проанализировать ситуации, которые происходят с нами в классе, дома, на улицах;
- провести эксперимент.


    Вся полученная информация обрабатывается, осмысливается, принимается решение.
    Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. На этом этапе чаще всего дети индивидуально, совместно с родителями, создают эскиз собственной работы на заданную тему и защищают его.

Если готовится коллективный проект на одну тему, то из предложенных рисунков, стихотворений. Информации, доказательств и примеров, ребята выбирают материал, необходимый для оформления конечного продукта. Затем дети по группам, с помощью учителя готовят эскизы отдельных пунктов проекта, и только потом готовится окончательное его решение. После того, как оформление будет готово, ребята занимаются устной презентацией готового проекта. Затем его необходимо представить общественности. В начальной школе это могут быть выступления по классам, перед родителями, на школьной конференции.

       Перед тем, как заняться с детьми социальным проектированием, можно провести анкету «Самостоятельный ли человек?»
    Анкета состояла из вопросов для учащихся, родителей, учителя.
    Вопросы для учащихся:
    1. По твоему мнению, ты  самостоятельный человек? (да, нет, не очень)
    2. Любишь ли ты самостоятельно работать в классе?  (да, нет, не очень)
    3. Умеешь ли ты самостоятельно работать в классе? (да, нет, иногда)
    4. Если тебе учитель даёт задание самостоятельно подготовиться и рассказать в классе про животных Алтайского края, что ты сделаешь? (спрошу об этом у родителей; поищу об этом книжку дома; найду про это рассказ в энциклопедии; схожу в библиотеку; скажу учителю, что не нашёл нужного материала)
    5. Если тебе задали написать дома рассказ «Моя семья», что ты сделаешь? (напишу его вместе с родителями; сначала посоветуюсь с родителями; напишу сам, потом родители проверят; напишу сам, без помощи взрослого; скажу учителю, что не смог написать рассказ) 
    6. Тебе трудно учиться? (да, нет, иногда)
    7. Как ты думаешь, почему тебе бывает трудно учиться? (всё время отвлекаюсь; медленно читаю; не всегда понимаю, как выполнять задание; быстро устаю; очень большие задания; очень трудные задания).


    
Вопросы для родителей:
    1.Считаете ли вы своего ребёнка самостоятельным? (да, нет, не очень)
    2.Часто ли вам приходится помогать ему  при выполнении каких-то заданий? (всегда, часто, иногда, очень редко, никогда)
    3.Если ребёнок медленно выполняет какое-то задание, то в чём вы видите причину? (не усадишь за выполнение; всё время отвлекается; невнимательно читает задание; плохо (медленно) читает; быстро устаёт; очень большие задания; очень трудные задания)
    Вопросы для учителя:
    1. Считаете ли вы ребёнка самостоятельным учеником?
    2. Нужна ли ему помощь родителей при выполнении задания?
    3. Помогают ли ему родители при выполнении заданий?
    4. Владеет ли ребёнок приёмами информационного поиска  в тексте, книге? (способность отобрать книги по заданной теме; найти по оглавлению в книге нужный рассказ; найти в книге ответ на вопрос к тексту)
    5. Справится ли, на ваш взгляд, ребёнок:
        а) с репродуктивным заданием типа «Прочитай текст. Перескажи его содержание по плану, написанному на доске»  либо «Напиши изложение по готовому плану»?
        б) с аналитическим заданием типа «Рассмотри два предмета (две иллюстрации), проанализируй черты сходства и черты различия этих предметов. Дай их подробную сравнительную характеристику»?
        в) с творческим заданием типа «Напиши сочинение о своём лучшем друге»?
    6. Проявляет ли ребёнок творческую инициативу при выполнении  заданий частично-поискового характера (ответы на проблемные вопросы к тексту; изготовление рисунков; написание сообщений и т.п.)


        Для того, чтобы увидеть плюсы и минусы работы над проектами, в конце 3 класса я планирую провести с детьми выходную анкету: чему научила их работа проектами.
    
    1. В работе над социальными проектами ты учился не только искать самостоятельно информацию, перерабатывать её, но и вещам, быть может, гораздо более важным – таким, например, как…
-терпение;
-упорство;
-ответственность;
-умение работать;
-другое______________________________________________________________________________
    2. Каким именно самым важным, на твой взгляд, вещам должен научиться человек для того, чтобы прожить достойную жизнь, чтобы в нашем обществе любой человек мог  добиться определённого успеха?___________________________________________________________

 
    Безусловно, работа над социальными проектами отражается на поведении участников, способствует выработке активной жизненной позиции, повышает их сознательность, изменяет отношение к людям и окружающему миру.
    Основная польза от реализации социальных проектов заключается в гарантированном изменении ситуации и улучшения положения конкретной общественной сферы. 
    Во втором классе я планирую вынести работу над проектами во внеурочную деятельность, так как во время, отведённое на образовательный процесс в первой половине дня, с проектной деятельностью справиться сложно. Когда дети научатся самостоятельно, без помощи учителя выполнять все необходимые операции над разработкой проекта, то часть действий можно будет оставить на самостоятельное выполнение.
    Я считаю, что наш опыт работы над проектами может быть использован другими учебными учреждениями, т. к. такие проекты достаточно просты в исполнении, но эффективны по содержанию и популярны среди учеников начальной школы.  Дети занимаются этим с большим увлечением. 

 



Предварительный просмотр:

Технологии оценивания компетентностных результатов

(Выступление на заседании МО учителей начальных классов)

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.

Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:

- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;

- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;

- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.

В документе «Стратегия модернизации структуры и содержания общего образования» подчеркивается, что сложившаяся на сегодняшний день система оценки качества учебных достижений учащихся в общеобразовательной школе трудно совместима с требованиями модернизации образования.

К наиболее серьезным недостаткам относятся:

- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;

- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения.

Планируемые изменения в системе общего среднего образования не могут быть достигнуты без существенного трансформирования системы оценки качества учебных достижений учащихся и качества образования в целом.

Трудно не согласиться с тем, что в процессе модернизации системы контроля целесообразно сохранить и распространить все то положительное, что было накоплено в ряде школ страны за последние годы (введение мониторинга учебных достижений в рамках уровневой дифференциации в обучении; использование разнообразных форм контроля при итоговой аттестации учащихся, введение компьютерного тестирования и др.), и изменить то, что тормозит развитие системы образования (субъективизм оценок, преимущественная ориентация на проверку фактологического материала, недостаточное использование средств контроля, формирующих заинтересованность каждого ученика в результатах своей познавательной деятельности, несопоставимость результатов контроля по школам, недостаточная подготовленность учителей и администрации школ к использованию современных средств измерения уровня образовательных достижений и др.).

Исследования ряда работ ученых позволяют сделать вывод о том, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. В настоящее время совершенно четко проявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

Своих первоклассников я уже приучила оценивать свою деятельность по алгоритму:

- какова была цель задания

- удалось ли получить результат

- с ошибками или нет

- самостоятельно или с чьей либо помощью.

После самооценки следует оценка одноклассников и учителя. При этом детям объясняется, что не нежно обижаться на оценку ребят, а нужно прислушаться и постараться исправить результат своей работы в лучшую сторону. Уже сейчас. Ребёнок 1 класса может объективно оценить выполненное им задание, а это радует, и способствует формированию умения критически оценивать результат своего труда.

Основными условиями модернизации системы контроля и оценки учебных достижений, обозначенных в Концепции модернизации российского образования, являются:

•  открытость требований к уровню подготовки обучающихся и процедур контроля для всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, специалистов, широкой общественности;

•  создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов в процессе текущего и итогового контроля, адекватной новым образовательным целям и направленной на совершенствование системы образования; стандартизация и объективизация оценки качества подготовки выпускников школ с помощью системы внешнего контроля;

•  введение, дополнительно к традиционным, новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в учебном процессе, способствующих повышению мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся.

Результаты международного исследования PISA показали необходимость изменения не только системы оценивания учебных достижений ученика. Оцениваться должно и умение ученика решать проблемы, которые ставит перед ним школьная жизнь.

Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, ставя ученика в центр образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности – в поисках источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ. Поэтому в оценивании все больше значения придается самооцениванию.

Формой такого оценивания, ориентированного на качественное обновление оценки, на результат учебной деятельности, включающего самооценивание, является технология «портфолио».

Я использую в своей работе технологию «портфолио» уже несколько лет. В этом учебном году, на первом родительском собрании, я очень подробно рассказала родителям о данной технологии, о разделах и ведении портфолио. Дети уже имеют в своей папке достижений мини-проекты, грамоты районного и всероссийского уровня, творческие работы. В конце года мы планируем просмотреть и оценить первые наработки детей и отметить их на выпускном празднике.

 «Портфолио» – ориентир качественного обновления оценки уровня сформированности ключевых компетенций.

Конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Использование технологии портфолио школьника или «папки личных достижений», возможно, поможет в какой-то мере решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности ученика.

Портфолио не используется для сравнения учеников между собой, это документация, представляющая индивидуальное развитие за определенный отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях, способностях, силе, слабостях и потребностях ученика должны опираться на знание полного диапазона его развития.

С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:

•  проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;

•  оценить его образовательные достижения, уровень сформированности ключевых компетенций и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной творческой, исследовательской, проектной или познавательной деятельности, предназначенными для демонстрации, анализа и оценки, для развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности. Таким образом, портфолио ученика становится одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, связанных с самоорганизацией и самооценкой ученика, осознающего собственную субъектную позицию.

Разработан также механизм оценки портфолио, в соответствии с которым можно оценивать процесс и характер работы над ним, отдельные рубрики по заданным критериям. Оцениваются все разделы, окончательный вариант портфолио, презентация портфолио. В любом случае критерии оценки заранее известны, открыты и согласованы с учениками.

Однако если портфолио проектной деятельности ученика используется для формирования компетентностей, то речь идет об оценке именно этого результата образования. Компетентности как формируются, так и проявляются в деятельности и этим отличаются от других результатов образования, например, от знаний, умений и навыков, для формирования и оценки которых в российской школе накоплен огромный арсенал традиционных методик. При проектной деятельности школьники проявляют информационную и коммуникативную компетентности и компетентность решения проблем.

На основании способов деятельности, владеть которыми необходимо при работе над проектами, были разработаны требования к учащимся и критерии оценки уровней сформированности компетентностей. Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них заданы группы умений на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь.

Уровни сформированности компетентностей выделены в соответствии с возрастом учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности ученика или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать).

Объектами оценки являются портфолио ученика, его презентация, а также наблюдение за работой в группе.

Для ученика портфолио деятельности - это организатор его работы, это технология и место сбора материалов, анализа информации, инструмент самооценки и рефлексии, а для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.



Предварительный просмотр:

Технологии, обеспечивающие высокое качество образовательного процесса и эффективное использование рабочего времени (использование интерактивной доски)

 (Пчёлкина В.И., учитель начальных классов)

В последнее время вопросом качества образования занимаются многие. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях, появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.

Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

В качестве условий достижения "нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования" определены:

  1. введение в действие государственных образовательных стандартов и вариативного базисного учебного плана;
  2. оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;
  3. обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;
  4. использование нравственного потенциала искусства как средства духовного развития личности;
  5. введение профильного обучения в старшей школе;
  6. усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;
  7. развитие дистанционного образования;
  8. государственная поддержка школ для одаренных детей;
  9. создание эффективной государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы;
  10. создание государственной системы оценки качества образования и др.

Что же такое "Хорошее качество образования"?

Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:

  1. с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
  2. с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
  3. с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
  4. с глубокими прочными знаниями по всем предметам.

Для родителей хорошее качество образования связано:

  1. с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
  1. со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
  1. с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.

Для учителей хорошее качество образования связано:

  1. с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
  2. с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
  3. со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
  4. с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

Как же повысить качество образования?

Качество образовательного процесса складывается из следующих качеств:

  1. качества образовательной программы;
  2. качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  3. качества потенциала обучающихся;
  4. качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
  5. качества образовательных технологий;
  6. качества управления образовательными системами и процессами.

Одним из важнейших путей повышения качества образования является использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения - интерактивной доски.

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.

Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.

Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.

Возможности для учителей:

  1.  экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала,
  2. позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса,
  3. создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов,
  4. позволяет учителям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала,
  5. позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям,
  6. позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке,
  7. позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и  делиться ими друг с другом,
  8. возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу,
  9. использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования,
  10. вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Возможности для учащихся:

  1. предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков,
  2. всё, что ученик напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок,
  3. появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе,
  4. можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.

Работа с интерактивными досками действительно помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые с помощью современных технических и аудиовизуальных средств и интенсивных методов обучения хотят заинтересовать своих слушателей, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала. Работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися. Работать с интерактивной доской гораздо интереснее, чем просто с печатным материалом. Мультимедийный подход помогает сосредоточиться и принимать активное участие в работе.

Обучение младших школьников может стать привлекательным и захватывающим. Интерактивная доска призвана вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Пример:

На уроках интерактивную доску можно использовать с различными целями:

  1. для оптимизации процесса обучения путем разнообразия видов урочной деятельности,
  2. для обеспечения наглядности при изучении различных объектов, например, геометрических фигур (рисунок, элементы, свойства и т.д.),
  3. для сокращения временных затрат при решении различных задач (графический способ решения уравнений и систем, решение текстовых задач: схемы, рисунки, таблицы),

Самый первый шаг в использовании интерактивной доски - применение обучающих программ, которые имеются в каждой школе или мультимединого сопровождения к УМК.

Создавать мультимедийные презентации, ведь для их разработки достаточно базовых знаний компьютерного пользователя и они имеют ряд преимуществ: аккуратный выверенный текст, легко встраиваемые схемы, рисунки, фотографии, эффекты анимации. С применением интерактивной доски появляется дополнительная возможность - дописывать текст, дорисовывать схемы поверх слайдов презентации.

Применение интерактивных досок способствует повышению качества образования путём применения современных технологий.

В этом учебном году в кабинете, где обучается 1 класс, установлено современное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска. Дети с большим удовольствием составляют звуковые схемы слов, находят звуки в совах, составляют рассказы по картинкам, решают задачи и примеры, просматривают процесс изготовления поделок, знакомятся с окружающим миром. На уроках с применением интерактивной доски значительно экономится время на уроке и повышается интерес детей к учебной деятельности.

Применение современного оборудования не только обеспечивает высокое качество образовательного процесса и эффективное использование учебного времени, но и раскрывает широкие возможности при организации внеурочной деятельности, проведении внеклассных мероприятий и родительских собраний.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«4 – лишний» Нога радуга светит лиса Гном крот налим новый подумать читаю книга Пишу пить самовар лыжи Доска

Слайд 2

Слова- названия предметов Раздели слова на 2 группы: Слова- названия действия предметов Кто? Что? Что делать? пилить бегут машина лечу Катя сладкий дом

Слайд 3

Что значит работать со словами-названиями действия предметов? Учиться задавать вопросы к словам. Учиться выделять из речи слова, обозначающие действие предметов и отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?

Слайд 4

Каждому слову-названию предмета подбери слово-название действия

Слайд 5

Ноги - ласты зелены. Пруд - её "избушка". Пища - злые комары... Это же ... !

Слайд 6

Лягушки живут на болотах, в старых прудах. Они не строят себе домик. Лето проводят в воде и на кочках. На зиму лягушки зарываются в ил. Кто? Что? Что делать? Что сделать?

Слайд 7

Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше. У меня не всё получилось, но я постараюсь. Мне было трудно и я ничего не понял.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать?» А Р Ю Ш Ф Урок письма.

Слайд 2

18 марта. На овчарку он похож: Что ни зуб – то острый нож. Он бежит, разинув пасть, На овцу готов напасть. волк Была зелёной, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я – И вот теперь я спелая слива 4б., 4зв. 5б., 5зв. Не пускает за порог, Бьет, кусает, валит с ног. Это холоду подруга – Белая и злая… вьюга 5б., 5зв.

Слайд 3

Мальчик нарисовал красивый рисунок и повесил его на стену. Мальчик Что значит работать со словами, отвечающими на вопросы что делать? Что сделать? Учиться задавать вопросы к словам. Учиться выделять из речи слова, отвечающие на вопросы: что делать? Что сделать? Учиться использовать слова-названия действий предметов в речи. рисунок на стену нарисовал повесил

Слайд 4

Подберите к словам-названиям предметов слова-названия действий предметов

Слайд 5

Запиши слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? звонок большой красивая расписание звенит слон карандаш синий написал рисует

Слайд 6

На поляне ______ дети. Они ________ в салки и прятки. Мальчики ______ мячик, девочки _______ цветы. _________ вечер. Ребята _________ домой. Прочитайте текст

Слайд 7

Если вы правильно вставите подходящие слова – названия действий предметов, то сможете увидеть картинку.

Слайд 8

Слова: играли отдыхали собирали пинали Наступил отправились Работаем в парах. На поляне ________ дети. Они _________ в салки и прятки. Мальчики _______ мячик, девочки _______ цветы. __________ вечер. Ребята ____________ домой.

Слайд 9

Самостоятельная работа Проверим, что получилось. научил помогает подарил показал царапает играет лакает мяукает Оцените свою работу.

Слайд 10

Подведём итоги С какими словами мы познакомились? Словами названиями предметов Словами-названиями действия предметов Кто? Что? Что делать? Что сделать?.. С какими словами мы работали сегодня? Со словами -названиями действия предметов. Как определить, к какой группе относится слово? Нужно задать к слову вопрос. Для чего нужны в нашей речи слова – названия действия предметов? Для того, чтобы наша речь была более яркой, точной и красивой.

Слайд 11

Я доволен собой, у меня все получилось. Хочу знать больше. У меня не всё получилось, но я постараюсь. Мне было трудно и я ничего не понял.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: