Консультации для воспитателей. Тема: " Роль воспитателя в процессе знакомства детей с цветом"

Бирюкова Наталья Юрьевна

В процессе знакомства детей с цветом воспитателю важно помнить, что дети дошкольного возраста чувствительны к малейшему различению цветов и их оттенков. И именно от воспитателя зависит правильное усвоение детьми этих различий запоминании точных названий разнообразных цветов и их оттенков.

Уважаемые господа воспитатели! Помните! Ваша не точность в наименовании цветов и оттенков, рассматриваемых с детьми предметов и явлений, заложит не точность их восприятия и называния детьми. В вашей речи должны быть только точные обозначения цветов и оттенков. Ребенок хочет узнать правильные названия цветов и оттенков. Не опасайтесь того, что ребенок не поймет, не запомнит, не усвоит. Знайте что точные наименования, постоянно относящиеся к соответствующему цвету или оттенку ребенок усвоит, запомнит и будет им пользоваться всю жизнь.

Смело вводите при знакомстве детей с цветом такие соответствующие ему названия как пурпурный, дымчатый, оливковый, кирпичный, бутылочный, бледно-, светло-, ярко-, грязно- и т.д. Используйте предметные обозначения в названии цветов: 

·       Фруктовые: персиковый, абрикосовый, лимонный, апельсиновый, сливовый;

·       Ягодные: вишневый, клубничный, ежевичный, рябиновый, кизиловый, малиновый и т.д.;

·       Цветочные: сиреневый, травяной, васильковый, фиалковый, розовый;

·       Из неживой природы: песочный, небесный, морской волны, солнечный, глинистый, земельный и т.д.;

·       Цвет камня: гранат, бирюзовый, янтарный, жемчужный, рубиновый, мраморный.

 

Дети любят определенные названия цветов легко их запоминают, правильно соотносят. Возрастающая у детей способность различать и называть цвета доставляет им удовольствие, радует их, обогащает память, речь, способствует удовлетворению потребности обращаться со знакомыми красками окружающего мира.

К средствам формирования у детей дошкольного возраста представлений о цвете относятся дидактические игры и упражнения. Ребенок не замечает что играя, он усваивает цвета и оттенки окружающих предметов, запоминает расположение цветов в спектре, обогащает словарь наименованиями новых цветов. Дидактические игры вызывают работу мысли, памяти, живой активный интерес к краскам окружающего мира.

Рекомендую использовать следующие игры:

·     «Игры парами», «Живые домино» Е.И. Тихеевой;

·     «Ваза цветов», «Викторина цветов» В.И. Хачануридзе;

·     «Найди предмет такого же цвета», «Назови цвет предмета», «Какой палочки не стало», «Превращения» Д. Альтхауз Эрна Дум;

·      «Радуга», «Окраска воды», «Лесная поляна», «Морские волны», «Пароход» З.Н. Максимовой.