Эссе "Моя педагогическая философия"

 

"В наше время нужны не столько знания,

сколько умение оперировать ими".

Г.Альтшуллер

       Диплом вуза - всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность труда в том, чтобы найти подход к каждому ученику, создать условия для развития способностей.

    И самое главное в работе учителя - не навредить, то есть не отбить охоту к учению в целом и к своему предмету в частности.

     Каждый учебный предмет решает сволю специфическую задачу. Так русский язык обеспечивает овладение умением писать, литература - читать, разбираться в прочитанном, физкультура - учит искусству быть здоровым, вести здоровый образ жизни. А чему учит математика?

    В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Применение математики - это умение считать и вычислять, но если смотреть глубже, то это не главное в изучении математики. 

    Для меня научить математике - это научить детей мыслить, мыслить логически, научить анализировать, выделять главное  и отбрасывать несущественное, как при решении математических задач, так и в любой жизненной ситуации.

    Многие люди, говоря о математике, утверждают, что наука суховата, сплошные формулы и вычисления, очень трудно заинтерисовать учащихся.

   Как же сделать так, чтобы ребёнок учился, не принуждая его к этому? Вот в чём проблема. Я думаю, всё напрямую зависит от учителя, от его желания и умения.

   Я согласна, что если строить уроки таким образом: - рассказал тему, записал формулы, "вызубрил" и решаем, то конечно интереса к математике не дождёшся. Моя педагогическая философия заключена в словах Конфуция "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я, может быть, запомню. Дай мне попробовать - и я научусь".

  Поэтому на уроках я использую метод исследования, направляю мышление учащихся в нужное русло, и заставляю самостоятельно выводить формулы и закономерности. И приятно видеть, как радуются ребята, которые первыми делают правильные выводы. И не факт, что первыми будут отличники и хорошисты, ну а если ученик сам вывел формулу, например среднего арифметического, то он уже её не забудет.

    В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь "открыть": вывести формулу длины окружности или выяснить правило сложения обыкновенных дробей. 

     К.Д. Ушинский указывал, что приохотить учащихсяк учению гораздо важнее, чем приневолить. Ученика надо приобщить к радости умственного труда, дать ему испытать удовлетворение от творчества, открытия, победы. Ребёнок должен ХОТЕТЬ, МОЧЬ и УМЕТЬ  - эти три принципа, по моему мнению, могут обеспечить интерес ребёнка, а, соответственно, и его участие в работе.

    "Хотеть" - это постоянное желание ребёнка делать что-нибудь на уроке. Он приходит на урок, потому что ему интересно, комфортно; потому что он уверен, что будет непосредственным участником, а не наблюдателем. А чтобы желание быть участником не пропадало, в каждом уроке должна быть "изюминка". Именно она запоминается, и желение прийти на следующий день подогревается интересом к чему-то необычному.

 " Мочь" - это тот реальный  индивидуальный, показатель возможностей ребёнка, из которого приходится исходить учителю при построении урока на протяжении всего учебного периода в школе.

  "Уметь" - этот показатель, безусловно определяется мастерством учителя насколько он, как педагог, способен донести свои профессиональные знания до ученика, чтобы ребёнок научился применять их на практике. У каждого есть своя "планка" - тот самый личный предел, освоить который вполне по силам. И самое главное - на этих достижениях не останавливаться

  Пять "НИКОГДА" на моих уроках:

  1. НИКОГДА не идти к детям с плохим настроением.
  2. НИКОГДА не приходить на урок без подготовки к нему
  3. НИКОГДА не работать без энтузиазма.
  4. НИКОГДА не ставить отметки ученику без словесной оценки его достижений.
  5. НИКОГДА не говорить ученику: "У тебя не получится".

  Я верю в воспитание, которое складывается из простых компонентов:

  • любовь к детям;
  • учитель-ученик - единая духовная общность;
  • справедливость - основа доверия;

 

Многогранна роль учителя.

Творец, философ и актёр

Целитель душ и фантазёр

Он аналитик, дипломат -

Пытливый ум, спокойный взгляд

И с вдохновением на "ты", Он далеко от суеты...

  Это трудно, очень трудно. Порой кажется, что почти невозможно. Придёт класс, смотришь на них и думаешь: "Как же вас заинтерисовать, заставить работать с удовольствием?" И начинаешь искать к каждому классу и каждому ученику в отдельности. И постепенно, от урока к уроку, видишь, как рождается интерес, желание понять и правильно решить, чтобы получить хорошую оценку. Вот тогда и появляется уверенность, что ты правильно выбрал свою профессию - профессию учителя.

 

Учитель я - вам ли неизвестно,

Как нелегко приходится порой,

Обидно, горько, тесно

Так хочется всё сбросить с пелч долой.

И в час таких сомнений и тревоги,

Когда вагон проблем и разных дел,

Я повторяю клятву педагога,

Которую постичь уже сумел.

Три принципа, три заповеди жизни,

Проверенных и признанных душой:

Недать унынью, лени, пессимизму

Зашторить мир - прекрасный и большой.

Не допустить свой разум до корысти -

Не для того он Богом людям дан-

Ведь нет цены для чести и для истин,

Любовь и веру не сложить в карман.

 И продолжать без устали учиться,

Воспитывать и обучать детей,

И каждый день страница за страницей,

Добрее становиться и мудрей!

И верите, как будто отступают

Поблемы все, и прочь уходит грусть,

И вновь улыбка и глаза сияют,

И Я СВОЕЙ ПРОФЕССИЕЙ ГОРЖУСЬ!!!

  И закончить хочется словами Г.Галилея: "Вы ничего не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе".