ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1877 САО г.Москвы

Практико-ориентированный семинар

 «Профилактика эмоционального выгорания педагогов».

В рамках работы в ГЭП по теме: «Антропологическая модель психологического здоровья и условия ее реализации в образовательных учреждениях».

Цель: Создание условий для поддержания психологического здоровья педагогов.

Задачи:

  • Освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия.
  • Осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизация отношений к своей личности.
  • Анализ собственных источников негативных переживаний на работе, выявление ресурсов профессиональной деятельности, направлений профессионального и личностного роста.
  • Снятие напряжения за счет высказывания накопившихся негативных эмоций, получение психологической поддержки.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

 

Уважаемые коллеги!

Мы благодарим вас за то, что вы пришли на наш семинар.

Большинство – не знакомы  друг с другом.

Давайте начнем с приветствия, которым мы начинаем наши занятия с детьми.

«Валеологическое  приветствие».

       Второй год наш детский сад работает над темой созданием условий для развития антропологической модели психологического здоровья. Эта тема интересна и в то же время непроста. На наш взгляд, на этом пути может возникнуть много трудностей.

       Эти трудности связаны с требованиями, которые предъявляются к педагогу – экспериментатору.  Это достаточно высокий уровень квалификации и компетентности. Это умение видеть перспективу в собственном развитии и развитии детей.  Это творческий, креативный подход к работе.  Это умение найти подход к родителям детей и так построить работу, чтобы устранить возможные недостатки в их обучении, развитии и воспитании.

       В настоящий момент общество задумалось над тем, чтобы изменить систему образования. А как педагогу соответствовать тем требованиям, которые предъявляет к нему общество? Где найти те резервы, личные и профессиональные, чтобы выполнять свою работу и при этом получать удовольствие от нее? Как воспитать и обучить ребенка быть жизнерадостным, трудолюбивым, любознательным человеколюбом и при этом самому находиться в состоянии гармонии – сохранять психологическое здоровье?

     Вот так мы еще раз убедились в том, что: «Хочешь воспитать счастливых детей – будь счастлив сам». Тема счастья здесь не случайна. В ряде исследований зарубежных авторов отмечено,  что счастливым чувствует себя человек, который удовлетворен своей жизнью. Вероятно и вы замечали, что многие педагоги не чувствуют этого удовлетворения, так как предъявляют к себе очень высокие требования, а здесь рукой подать до эмоционального и психологического выгорания.

     Так мы подошли к теме нашего семинара: Эмоциональное выгорание педагогов. Взгляд на проблему с точки зрения антропологической модели психологического здоровья.

СЭВ - это процесс

постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах

эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.

В литературе в качестве синонима синдрома эмоционального выгорания, используется термин "синдром психического выгорания".

По данным исследований, среди психологов и педагогов СЭВ различной степени выраженности выявляется в 73% случаев; в 5% определяется выраженная фаза истощения, которая проявляется эмоциональным истощением, психосоматическими и психовегетативными нарушениями.

Согласно модели М. Буриша (Burisch, 1994),

развитие Синдрома эмоционального выгоранияпроходит ряд стадий.

        

  1. Предупреждающая фаза.
  2. Снижение уровня собственного участия.
  3. Эмоциональные реакции.
  4. Фаза деструктивного поведения.
  5. Психосоматические реакции, снижение иммунитета.
  6. Разочарование и отрицательная жизненная позиция.

Проведение самодиагностики проявления признаков выгорания. (Лист.)

       Изучив синдром эмоционального или профессионального выгорания, мы пришли к выводу, что он сходен по своим показателям с антропогениями – нарушениями психологического здоровья. Появилась гипотеза: когда у педагогов по всем 4 педагогическим позициям сформировано устойчивое поведение, то «эмоционального выгорания» может не произойти.

       Возник вопрос: как организовать развивающее пространство, в котором будет реализовываться недостающая базовая педагогическая позиция, но так, чтобы педагог получал удовлетворение, как выполняя эту позиция,

так и вступая во взаимодействие с Р., Уч., Ум, М.? 

В какой общности будет выправляться психологическое здоровье взрослого человека?

       Мы полагаем, что с близкими по духу людьми.

Где?

Как?

Что формируется в процессе взаимодействия?

Возможные формы взаимодействия.

         А теперь мы предлагаем принять участие в работе, которую возможно проводить для профилактики и преодоления синдрома эмоционального выгорания.

      Когда в коллективе создан комфортный микроклимат, педагоги обретают уверенность, стремятся учиться и творить. Тренинг – один из самых эффективных способов создания такой атмосферы.

      Игры помогут значительно усилить мотивацию участников, способствуют пониманию взаимосвязей. Однако, прежде всего, игры доставляют удовольствие – а это лучшая мотивация. 

Игра – это энергия, фантазия, коммуникабельность, готовность к импровизации, благодаря чему ЭР в коллективе становится более спонтанной, креативной, концентрированной и плодотворной.  

 «Правила работы в группе»:

  • открытое общение
  • активность
  • безоценочные суждения
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас
  • правило 3 П: принятие, признание, понимание
  • стремление к сотрудничеству

Игры, которые объединяют.

Игры на принятие и признание.

Игры на доверие вместо конкуренции.

Создание благоприятной атмосферы в коллективе.

Игры на активизацию правого полушария мозга.

 

      Представляем вам фрагмент работы нашего детского сада.

Цель работы: создание условий для развития психологического здоровья педагогов.

Для начала, давайте познакомимся. Для каждого упражнения мне нужна будет «Инициативная группа поддержки». Приглашаю 6 человек – желающих.

 

1. «Имя - ассоциация».

Цель упражнения: Познакомить участников семинара.

Участникам предлагается назвать свое имя и выразить свое эмоциональное состояние без использования слов, с помощью мимики.

Пример: Здравствуйте, я (имя), сегодня я такая…

3. Упражнение «Приятный собеседник».

Цель упражнения: Установление эмоционально – доверительного контакта.

Приглашаются 8 желающих.

Участники делятся на две команды, встают в два круга: внутренний и внешний: плечо к плечу. По сигналу вы начинаете и заканчиваете беседу с человеком, стоящим напротив вас. Внутренний круг - остается неподвижным. Члены внешнего круга, выполнив задание-беседу, делают шаг налево к следующему собеседнику для продолжения разговора. Темы беседы: о себе, своей работе, погоде, детях, любви, работе, начальнике, моде и пр..

4.Упражнение «Двери».

Цель: Самодиагностика психотравмирующего опыта, поиск ресурсов для формирования позитивных жизненных установок.

Это упражнение носит несколько шуточный характер и позволит разрядить обстановку. Закрыв глаза, поочередно представлять себе двери разного цвета, при этом отмечая:

 

 

- Какой она формы?
- Открыта или закрыта?
- Хочется в нее войти или не хочется?
- Из чего она сделана?
- Что находится за этой дверью?

 

Интерпретация:

Красная дверь – детство.
Голубая дверь – будущее.
Белая дверь – болезнь, смерть.
Черная дверь – секс.
Зеленая дверь – родные, друзья.
Оранжевая дверь – работа, учеба.

 

 

5. Упражнение «Жизнь научила меня…»

Цель: Формирование позитивного жизненного опыта, ощущения поддержки.

5-6 человек.

Не ситуация, а реакция на нее определяет качество нашей жизни. Давайте вспомним какие-нибудь неприятные моменты: конфликты, стрессовые ситуации. Какие чувства мы испытывали в тот момент? А теперь давайте извлечем из этого позитивный опыт. Попросим участников произнести вслух: «Жизнь научила меня…». А все хором ответят, выставив большой палец вверх: «Это классно!»

 

6. Медитация «Создание выразительного образа Я».

Цель: Формирование позитивного образа Я, овладение способами снятия напряжения.

5-7 человек.

Станьте прямо, закройте глаза и сосредоточьте всё внимание на своих телесных ощущениях. Представьте, что все ощущения принадлежат красивому молодому деревцу. Ощутите себя этим молодым деревцем.

Почувствуйте, как жизненная энергия питает всё ваше тело. Живительная сила, поступает через ноги, проходит через всё тело...

И заполняет тело энергией снизу доверху. Энергия наполняет каждую клеточку организма свежестью и бодростью.

Ощутите, как организм жадно впитывает эту живительную энергию.

Весь организм оживает, пробуждается от спячки. Грудь медленно распрямляется. Плечи сами собой опускаются.

Хочется сделать вдох полной грудью (глубокий вдох и свободный выдох).

Тело медленно и плавно выпрямляется. Позвоночник принимает идеальное положение. Осанка становится стройной. Шея принимает удобное положение. Плечи опускаются, голова выпрямляется.

Деревце всем своим естеством тянется к солнцу, к теплу, к радости, к насыщенной жизни.

Ощутите это состояние пробуждения и мысленно произнесите:

«Я – сильная, активная, целеустремлённая личность.

Я открыта для новой, яркой и насыщенной жизни. Я живу здесь и сейчас, каждую минуту, каждую секунду. Я ощущаю, как живительная энергия распространяется по всему телу.

Каждое мгновение я ощущаю новый прилив силы и бодрости».

Организм пробуждается от спячки! Насладитесь этим пробуждением!

Сделайте глубокий вдох, затем с выдохом потянитесь всем телом вверх.

Потянитесь с удовольствием!

 

Работа проектных мастерских.

 

Может ли данный опыт  работы помочь вам в решении ваших задач экспериментальной деятельности?

Какой замысел собственной работы можно построить, опираясь на представленный опыт?

Можно ли использовать элементы психологического тренинга в работе:

1. Работа с родителями.

2. Детско-взрослые проекты.

3. Исследовательская деятельность.

4. Творческие мастерские.

Обсуждение.