Всё для воспитателей

Спиридонова Анжелика Евгеньевна

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Тема: «Безопасность детей младшего дошкольного возраста»

           Цели:

  1. Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».
  2. Активизировать знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения.
  3. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

     Оборудование и материалы:

  1. карточки с заданиями для игр с родителями.
  2. Дидактические игры по ОБЖ: «Распорядок дня», «Живая природа», «Валеология», «Дорожные знаки», «Азбука маленьких пешеходов», «Инструменты».

Ход собрания:

Выступление воспитателя  

   Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения.

   Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с правилами обращения с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведениями при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока еще они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением?

   Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручкой с мамой, а завтра он станет самостоятельным.

   Итак, работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

   И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое проявление целиком ложится на ваши плечи.

   В нашей группе работа по этому вопросу ведется ежедневно и выступает как составная часть комплексной программы. В основном это касается занятий по ознакомлению с окружающим миром, ознакомлению с художественной литературой, развитию речи и т.д., а так же нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов, например гигиенические и оздоровительные процедуры.

   Работа ведется по нескольким разделам, а именно:

  1. «Ребенок и другие люди», в котором дается объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми;  что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.
  2. «Ребенок и природа». Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.
  3. «Ребенок дома» - пожароопасные предметы, острые и тяжелые предметы, балкон. Открытое окно и другие бытовые опасности. А так же, умение пользоваться телефоном в экстренных ситуациях.
  4. «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка» - изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, о роли лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также детские страхи, конфликты между детьми и т.д.

5. «Ребенок на улице» - правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, если ребенок потерялся, ориентирование на местности.

   Для лучшего усвоения материала в своей работе мы используем различные дидактические пособия и игры (предлагаются родителям для ознакомления). В дальнейшем мы планируем расширить объем дидактического материала, а также углубить работу с детьми по заданной теме.

   Блиц – опрос для родителей

   А сейчас мы предлагаем вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом. Для этого нужно разделиться на 3 группы.

   Попробуйте ответить на мои вопросы.

   Вопрос № 1

Назовите правила поведения при обнаружении запаха газа в квартире.

   Ответ: не включать свет и электроприборы, не зажигать спички, открыть окна и форточки, звонить в газовую службу от соседей по телефону 04, оповестить других соседей о случившемся.

   Вопрос № 2

Назовите правила поведения при пожаре в квартире.

   Ответ: не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться. Пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону 01, сообщите о пожаре соседям.

   Вопрос № 3

Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.

   Ответ: не гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку. Когда она ест или кого-то охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированным лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «ФУ! Или «нельзя!».

А сейчас мы предлагаем вам решить проблемные ситуации.

(каждая группа родителей выбирает себе карточку с ситуацией, прочитывают, разыгрывают и предлагают возможные ответы).

   Ситуация № 1: Молодая женщина приятной наружности говорит девочке (мальчику): «Здравствуйте, девочка! Как тебя зовут? А где ты живешь?» как должна ответить девочка незнакомке?

   Возможные ответы: «Вот я сейчас милиционера позову!»; «Простите, но я очень спешу!».

   Ситуация № 2: Лежит на земле пьяный мужчина. Его шапка и ботинок валяются в стороне. Человек просит: «Мальчик, помоги мне, пожалуйста!» как должен повести себя ребенок?

   Возможные ответы: «Я позову сейчас кого-нибудь из взрослых»; «Пройду мимо, сделаю вид. Что не замечаю лежащего человека»; «Подниму шапку».

   Ситуация № 3 Ребенок потерялся. Что он будет делать?

   Возможные ответы: «Везде бегать и искать маму», «Стоять на месте, где потерялся», «Обратиться к милиционеру за помощью, если уж очень долго стоишь», «пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму. А мама плачет, ищет тебя», «попросить прохожего позвонить в милицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте».

   Подведение итогов собрания.

   Подводя итоги собрания, хочется подчеркнуть, что задача взрослых (нас, педагогов, и вас, родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

   Просьба к родителям высказаться (написать) о том, насколько полезна была для вас встреча.  

Приложение

Анкета для родителей

Уважаемы родители!

Просим Вас заполнить анкету и откровенно ответить на вопросы.

   Ваши ответы позволят оценить актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности вашего ребенка и целесообразность проведения специально организованных занятий по ОБЖ.

  1. Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе? (приведите пример)
  2. Если бы ребенок заранее знал о последствиях своего поведения, смог бы он избежать опасности?
  3. Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? (пример)
  4. говорите ли вы с ребенком о правилах поведения при контактах с незнакомыми людьми?(пример)
  5. как вы воспитываете бережное отношение к природе?
  6. Занимаетесь ли вы физическим развитием своего ребенка (каким образом?)
  7. Знает ли ваш ребенок некоторые правила дорожного движения (какие?)

Формируя безопасное поведение ребенка, вы действуете:

а) путем прямых запретов: «не трогай», «отойди», «нельзя»;

б) пытаетесь подробно объяснить ситуацию;

в) поступаете иначе

8. Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Чем?

9.придерживаетесь ли вы сами данных правил? (всегда, часто, иногда, редко, никогда)

10.целесообразно ли проводить специально организованные занятия по основам безопасности жизнедеятельности в детском саду?

11.какие темы занятий по ОБЖ вы считаете наиболее актуальными?

12.ребенок и другие люди

13. Ребенок дома

14. Ребенок и природа

15. Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка

16. Ребенок на улице

17. готовы ли вы принимать участие в обсуждении данной темы, проведении различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения вне детского сада?

18. ваши пожелания.

 На этом собрание закончено.

   

Список используемой литературы: ОБЖ – Основы безопасности жизнедеятельности 2001года № 3 стр.20-23; Патриот Отечества 2003 года № 7 стр.17-22.



Предварительный просмотр:

Будь хорошим педагогом!

Памятка современного педагога-дошкольника

Хороший педагог отдает работе все – даже то, чего у него нет.

Хороший педагог никогда не болеет, а если болеет, никогда в этом не признается.

Хороший педагог любит родителей своих воспитанников, как самого себя.

Хороший педагог знает нечего на администрацию пенять, если у  самого  все криво.

Хороший педагог  со временем обучается гордиться не только своими достижениями, но и ошибками.

Хороший педагог всегда шутит – так долго пока не научится

И главное хороший педагог и деньги почти никогда не совместимы.



Предварительный просмотр:

Десять ключей успешного воспитания

1. Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех нас научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на том, что нам сбивчиво рассказывает ребенок, мы слушаем рассеянно, думая о своем. Между тем научно доказано, что дети «скупых» и неумелых в общении родителей плохо себя ведут и чувствуют себя потерянными. Поэтому даже отрицательное внимание (неодобрение, осуждение) лучше, чем холодность и безразличие.

2. Поменьше говорите, побольше делайте. Статистика утверждает: мы даем своим детям до 2000 (!) советов и замечаний в день. Поэтому неудивительно, что наши дети становятся «глухими». Если ребенок, несмотря на ваши просьбы, с завидным безразличием бросает в стирку носки, вывернутые наизнанку, однажды выстирайте их такими, какие они есть. Пусть сам убедится, что в таком виде их невозможно отстирать и высушить. Дела убедительнее и громче слов.

3. Дайте детям почувствовать, что они сильны, легальными способами; иначе они сами найдут нелегальные. А для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, считать деньги, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам вымыть пластиковую посуду, фрукты и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у вас это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если вы будете обходиться без помощи детей, вы лишите их возможности чувствовать себя нужными и сильными.

4. Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Спрашивайте себя так:

– Что случилось бы, если б я не вмешался?

Если мы вмешиваемся, когда в этом нет необходимости, мы лишаем детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. И тем самым подменяем живую жизнь ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ваш ребенок забывает взять с собой завтрак – не кладите его изо дня в день в портфель. Дайте ему забыть его, проголодаться и запомнить, что по утрам нужно класть завтрак в портфель самому.

5. Все ваши правила и требования должны быть логически обоснованы и понятны ребенку. А для этого в следующий раз, когда он забудет сдать фильм в видеотеку, не спешите отчитывать – он обидится, и урок не пойдет впрок. Не бегите сами, не отдавайте его долги. Пусть он сам решает эту проблему и думает, где взять денег в долг. Последствие для ребенка должно быть логически связано с его собственным поведением. И только тогда, когда он вернет весь свой долг, ребенок увидит логику в вашей дисциплине.

6. Избегайте конфликтов. Если ребенок проверяет вас истерикой, обидой, злостью или говорит с вами непочтительно, лучше уйти и сказать, что вы его ждете в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Не поддавайтесь на провокации и храните невозмутимость изо всех сил. Если вы обиделись или разозлились – вы проиграли.

7. Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно: «Будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?»

8. Нужно уметь быть добрым и твердым одновременно. Предположим, вы сказали дочери, что нужно одеться за пять минут, иначе посадите ее в машину в ночной рубашке. По истечении указанного срока имеете полное право спокойно и бережно отнести ее в машину. И смею вас уверить: в следующий раз у вас не будет проблем по утрам с одеванием. Только в этот момент вы должны быть добрыми и справедливыми.

9. Нужно всегда помнить о вечности и о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года, когда наши дети будут воспитывать наших внуков. Исходя из этих соображений, иногда приходится отказываться от простых и быстрых решений проблемы, предпочтение отдав сложным и трудоемким, если это в будущем принесет большую пользу нашим детям и внукам. Если мы можем ударить ребенка, то, пытаясь решить сиюминутную проблему, мы заодно учим его агрессивным действиям в ситуациях, когда чего-то хочешь добиться от другого человека или ребенка.

10. Будьте последовательны. Если вы договорились, что не будете покупать в магазине конфеты, держите свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы, как бы ни было жаль ребенка и как бы ни хотелось пойти на попятную. Ребенок будет больше уважать вас, если увидит, что вы умеете держать обещания.

Дети учатся жить у жизни

        - Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

        - Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

        - Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

        - Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

        - Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

        - Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;

        - Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

        - Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

        - Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;

        - Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

        - Если ребенка понимают  и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.



Предварительный просмотр:

      КАК ПОДГОТОВИТЬ И ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЕ?

              Шпаргалка для воспитателя.

       Занятие пройдёт правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, всё подготовит, организует.

                               

                           КАК ПОДГОТОВИТЬ ЗАНЯТИЕ.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ И ВЕДУЩИХ ПОНЯТИЙ.

     

  • Чётко определить и сформулировать тему.
  • Определить место темы в учебном плане.
  • Определить ведущие понятия, на которые опирается данное занятие.
  • Обозначить для себя ту часть материала, которая будет использована в дальнейшем на других занятиях.

2.  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.

           Определить целевую установку занятия- для себя и для детей, понять, зачем данное занятие вообще нужно. Обозначить обучающую, развивающую и воспитывающую функцию занятия.

3.   ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

  • Подобрать литературу по теме. Отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
  • Подобрать учебные задания, целью которых является:

           - узнавание нового материала,

           - воспроизведение, применение ЗУН (знаний, умений, навыков детей) в знакомой и незнакомой ситуации,

            - творческий подход к заданию.

*   Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом « от простого к сложному». Составить три набора заданий:

        - подводящие детей к воспроизведению материала,

        - способствующие осмыслению материала,

        - способствующие закреплению материала.

4.   ПРОДУМЫВАНИЕ «ИЗЮМИНКИ»  ЗАНЯТИЯ

           Каждое занятие должно содержать что- то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить, когда, возможно и такое, всё забудут. При этом важно учесть возраст детей, причём, который подходит для средней, но не подходит для ясельной или подготовительной группы.

         Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.   ГРУППИРОВКА ОТОБРАННОГО МАТЕРИАЛА

            Для этого продумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности.

            Главное при группировке- умение найти такую форму организации занятия, которая вызовет повышенную активность детей, а не пассивное восприятие нового.

6.  ПЛАНИРОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

             Продумать:

  • что контролировать,
  • как контролировать,
  • как использовать результаты контроля.

Не забывать: чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, показать дошкольникам подлинный интерес педагога к их работе.

7.    ПОДГОТОВКА ОБОРУДОВАНИЯ

            Составить список необходимых учебно- наглядных пособий, приборов, ТСО. Проверить, всё ли работает.

         

                            ПРОВЕДЕНИЕ САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

1.     Определить место занятия в теме и общем курсе, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после занятия.

2.      Соотнести поставленные цели для детей и педагога с достигнутыми на занятии и определить причины успеха или неудачи.

3.    Определить уровень формирования знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).

4.    Ответить на вопрос, что нового дало занятие для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарища, высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, для формирования интересов к данному занятию.

5.   Подумать, насколько оптимально было выстроено занятие: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития детей? Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?

6.  Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию? Оценивать необходимо деятельность ребёнка, а не его личность.

7.   Каким был темп занятия? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых знаний, а до чего додумались сами дети?

8.  Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал?»

9.   Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?

10.   Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимозаинтерисованность всех участников процесса.

11.   Эмоциональное состояние педагога до занятии и после него: изменилось ли оно? В чём причина? Что целесообразно было бы изменить в занятии? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?

            При анализе необходимо учитывать тип, структуру и логику занятия в соответствии с задачами психологического развития личности данного возраста. Что было важным: передача готовых знаний, самостоятельная умственная деятельность детей, получение практических навыков, обучение обобщению при повторении. Какова форма проведения занятия? (комбинированное, занятии- отчёт, КВН и т. д.) Обоснуйте выбор формы занятия.

           При анализе деятельности детей и педагога пп. 5 и 7 необходимо выделить, что было важным по содержанию, какие активные методы использовались, какова форма работы детей на занятии (коллективная, групповая, индивидуальная).

          На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из занятия, подтверждающий его использование. Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведённые педагогом по ходу занятия, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп занятия, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения.

                                             АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

1.   Как воспитатель выполнил поставленные задачи?

2.   Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.

3.   Какой характер имеет занятие: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?

4.   Способствует ли занятии развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?

5.  Какой психологический микроклимат в группе?

6.  Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?

7.  Формы работы (традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально, драматизация, КВН, викторина и др.).

8.  Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, грамзапись, видео, картинки, опорные таблицы и т. д.).

9.  Приёмы обучения и воспитания (игровой, художественное слово и др.), оценка деятельности детей, приёмы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.

           



Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребёнка

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки

4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

5. Посадить ребёнка во время занятий рядом со взрослым

6. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания)

7. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее

8. Давать короткие, четкие, конкретные инструкции

9. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний

10. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее

11. Предоставлять ребёнку возможность выбора

12. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества!        

ПРАВИЛА РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ

1.Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения

3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки

4. Наказание не должно унижать ребёнка

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева

6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей

8. Развивать способность к эмпатии

9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка

10. Отрабатывать навыки реагирования в конфликтных ситуациях

11. Учить брать ответственность на себя

 ПРАВИЛА  РАБОТЫ  С  ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

1.Избегать состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2. Не сравнивать ребёнка с окружающими                                                                                                                                                        

3. Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствовать повышению самооценки, чаще хвалит ребёнка, но так, чтобы он знал за что.

5. Чаще обращаться к ребёнку по имени.

6.Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всём примером ребёнку.

7.Не предъявлять ребенку завышенных требований.

8.Стараться делать ребёнку как можно меньше замечаний.

 



Предварительный просмотр:

 

1. Использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному!

2. Выстраивать систему правил. «В рамках правил ребенок учится отличать себя от других, они (правила) развивают чувство уверенности и собственной полноценности, таким образом, укрепляется Я ребенка». Больше внимания уделять игре, ритуалам, символам (решение проблемы поведения и агрессивности).

3. Сделать каталог в группах «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге может быть перечислено, например, то, чего нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

4. Использовать идею Гельмута Фигдора о создании в группе «Уголка ярости», где дети могли бы выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувства гнева.

5. Ввести в режим дня «часы тишины» и «часы можно» (как ритуал).

6. Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на занятия).

7. Использовать в течение дня игры-правила: «Обзывалки», «Кри-чалки—шепталки—молчалки», «Поем и молчим» (для выплеска накопившейся отрицательной энергии у детей и обучения взрослых управлению их поведением).

8. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия, самомассаж  и т.п.

9. Сглаживать по возможности конфликтные ситуации при общении с родителями, используя основные правила:

• Говори с собеседником не о своих проблемах, а о том, что его интересует!

• Не отвечай на агрессию встречной агрессией!