Сайт учителя-логопеда Водопьяновой А.Н.

Бахарь Татьяна Валерьевна

На данном сайте Вы можете ознакомиться с методическими разработками, консультациями, пособиями для работы учителя-логопеда 1 квалификационной категории МБДОУ "ДС "Радуга" р.п. Усть-Абакан Водопьяновой Альбины Николаевны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье физическое - это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

Физическая активность - естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).

Здоровье психическое - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Психическая активность - потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы.

Инструктор по физической культуре

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка.

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог ДО

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей.

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп.

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса.

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Воспитатели, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Все педагоги ДОУ

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Все педагоги ДОУ

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Воспитатели

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Воспитатели, инструктор по физической культуре

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Воспитатели, инструктор по физической культуре

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом.

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Воспитатели, психолог

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели, психолог

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста.

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, педагог-валеолог

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Воспитатели, медсестра, инструктор по физической культуре

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста.

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.

Воспитатели, медсестра, инструктор по физической культуре

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста.

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников.

Педагог-валеолог, специально обученный педагог

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы.

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий.

Воспитатели, психолог

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей.

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Все педагоги ДОУ

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Воспитатели, психолог

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Воспитатели, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста.

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку -дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий.

Воспитатели, психолог

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам.

Воспитатели, психолог

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Младший возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений.

Воспитатели, инструктор по физической культуре, логопед

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей. 

Формы организации здоровьесберегающей работы:

1. Физкультурные занятия.

2. Самостоятельная деятельность детей.

3. Подвижные игры.

4. Утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая).

5. Двигательно-оздоровительные физкультминутки.

6. Физические упражнения после дневного сна.

7. Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами.

8. Физкультурные прогулки (в парк, на стадион).

9. Физкультурные досуги.

10. Спортивные праздники.

11. Оздоровительные процедуры в водной среде.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.



Предварительный просмотр:

Тема выступления

«Клуб как форма организации работы с родителями детей с ОВЗ»

Закон «Об образовании» (ст.44) определяет основные принципы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, выстроив четкие приоритеты: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»

Современные родители знают свои права, но при этом зачастую наличие у них обязанностей, что и порождает недопонимание в общении с педагогами.

Федеральные государственные образовательные стандарты также ориентируют педагогов на взаимодействие с родителями: они должны участвовать в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

Родители являются активными участниками коррекционно-образовательного процесса, включатся во все проекты ДОУ, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, и не быть сторонними наблюдателями.

Учитель-логопед, реализующий сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, осуществляет коррекционную работу , направленную на преодоление возможных трудностей при усвоении образовательной программы, связанных с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями.

В связи с этим, в создании родительского клуба, одним из приоритетных направлений стало вовлечение родителей в коррекционный процесс родителей детей, имеющих различные речевые нарушения.

Согласно точке зрения Т.Б. Филичевой, в зависимости от восприятия дефекта ребенка, выделяют две группы родителей.

  1. С адекватной позицией: родители осознают нарушения в речи ребенка как дефект, но дефект устраняемый, требующий специальной работы как со стороны педагогов, так и самих родителей.
  2. С неадекватной позицией, проявляющейся в следующих вариантах: родители считают, что речь ребенка не нарушена, и не видят проблему вовсе; преувеличивают серьезность дефекта; придерживаются того мнения, что и речевым нарушением можно прожить без особых проблем

 Неадекватные позиции родителей затрудняют понимание ими реальных проблем ребенка. Поэтому важно убедить родителей детей, посещающих логопедическую группу детей с ОВЗ, в необходимости  повышения эффективности и качества результата логопедической работы.

Тщательно продумывая аспекты взаимодействия с родителями детей с ОВЗ, учителю – логопеду важно сформулировать для себя соответствующие цели и задачи в создании родительского клуба «АБВГДейка»

Цель  - вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс через использование активных форм взаимодействия с ними для повышения психолого-педагогической компетентности.

Задачи

1.Выявить степень готовности семьи к активному взаимодействию с учителем логопедом в процессе устранения речевых нарушений.

2.Определить запросы родителей по проблеме речевого развития детей.

3.Формировать стремление родителей к саморазвитию и самореализации полученных знаний и умений.

4.Пропагандировать логопедические знания среди родителей.

5.Расширять формы работы с родителями для обучения доступным им методам и приемам коррекции речи.

Формы работы делятся на три группы:

-индивидуальные;

-коллективные;

-наглядно-информационные.

Клуб для родителей является популярной формой организации взаимодействия с семьями воспитанников, затрагивающей весь педагогический коллектив. Важно, чтобы логопед активно включался в эту деятельность и, в рамках командного подхода. Необходимо  активизировать родителей, воспитывающих детей с ОВЗ с речевыми нарушениями. И, несмотря на все созданные условия, без тесного контакта с родителями не достигнуть положительного результата. Допустим,  изготовление и применение дидактического материала для автоматизации, дифференциации звуков, лексико-грамматических категорий, связной речи в домашних условиях,  приносит ощутимый результат. Совместно с детьми и родителями мы на наших встречах проигрываем разные ситуации. Тесная связь между родителем и ребенком четко прослеживается в их совместных действиях. Родители всегда с большим удовольствием посещают наши мероприятия, вносят свои предложения, делятся опытом.

Таким образом, вовлечение  родителей в коррекционно-образовательный процесс, мы достигнем поставленную цель и выполним поставленные задачи в оказании помощи детям с ОВЗ в речевом развитии.

Я.Корчак: «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты этого хочешь. Помоги ему стать не тобой, а самим собой»

Выступление подготовила учитель-логопед Водопьянова А.Н.



Предварительный просмотр:

Я - мастер своего дела

«Обучение детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений»

Проблема раннего обучения грамоте дошкольников с речевыми нарушениями обсуждается на протяжении последних лет и на сегодняшний день остается актуальной. Эта проблема имеет как сторонников, так и противников даже тогда, когда социальные запросы общества, школы, семьи говорят в пользу такого обучения.

Дети с ОНР, имея нарушения всех компонентов языковой системы, нуждаются именно в раннем обучении грамоте. Чем раньше ребенок овладеет грамотой, тем меньше проблем у него будет с обучением в школе, тем успешнее оно будет, даст положительные эмоции. Поэтому обучение грамоте детей с ОНР нужно начинать именно в дошкольном возрасте, сделав усвояемое интересным.

Подготовка к обучению грамоте ребенка с ОНР, начинавшаяся в раннем возрасте, успешно повлияет на развитие всех компонентов языковой системы ребенка. Главное - сделать усвояемое нужным и интересным, тесно связать обучение грамоте с актуальными потребностями ребенка, прежде всего с игрой, правильно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи.

Задачи, позволяющие повысить качество и эффективность коррекционной работы:

  • создать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей;
  • снять речевой негативизм, воспитывать у детей потребность в речевом общении;
  • обучать правильному произношению, умение говорить внятно, отчетливо, неторопливо, выразительно;
  • формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
  • формировать словарный запас, грамматический строй речи. Навыки связной речи в соответствии с возрастной нормой;
  • осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ;
  • осуществлять всестороннюю подготовку к обучению в школе, формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.

Обучение грамоте выступает не как самоцель, а как необходимое звено в общей единой системе работы по формированию правильной речи у детей. Поэтому необходима тесная взаимосвязь между обучением грамоте, формированием правильного произношения и развитием речи.

Обучение в этом возрасте – игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное чтобы ребенок был «недокормленным» и встал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы у него не иссякала жажда познания.

Все игры и игровые упражнения: дидактические, подвижные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др. направлены на развитие, совершенствование речевой деятельности  ребенка дошкольного возраста.

В своей работе мы стараемся таким образом выстроить ООД, свободную деятельность, чтобы используемые дидактические игры и упражнения были не в тягость, а средством познания того материала, который необходимо ребенку для усвоения. Чтобы используемый материал отвечал особенностям детей и включался во все системы дошкольного образования. Игры проводятся как индивидуальные, так и на групповых занятиях, в свободное от занятий время.

Для детей с ОНР очень полезны игры, развивающие артикуляционный аппарат, высоту голоса, культуру речевого общения, закрепляющие звукопроизношение, способствующие обогащению словаря, подготавливающие ребенка к обучению грамоте.

Нами разработана картотека дидактических игр и упражнений, направленные на подготовку к обучению грамоте:

  • «Украсим ёлку»

Задачи: развивать фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги.

  • «Поезд»

Задачи: определять наличие указанного звука в словах; упражнять в определении количества звуков словах, слогов в словах.

  • «Пирамида»

Задачи: упражнять детей в определении количества слогов в слов.

  • «Постой домики»

Задачи: тренировать детей в составлении слогов и слов.

  • «Бусы»

Задачи: упражнять детей в подборе слов разного слогового состава.

  • «Кубик»

Задача: упражнять детей в определении количества звуков в слове.

  • «Найди ошибку»

Задача: упражнять детей в определении количества слогов в слове.

Картотека словесных игр:

  • «Добавь слог»

Задачи: закрепить умения делить слова на слоги, добавлять недостающий слог, читать; обогатить словарный запас.

  • «Составь предложения со словами»

Задачи: учить детей составлять предложения с определенным количеством слов и определять последовательность в предложении; ознакомить со слово различительной функцией ударения; обогатить активный словарь детей.

  • «Придумай слова со звуком»

Задачи: учить детей подбирать слова с заданным звуком, интонационно выделять звук в слове, называть звук изолированно; развивать аналитическое мышление.

  • «Назови пару»

Задачи: учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки.

  • «Звук заблудился»

Задачи: учить подбирать подходящие по смыслу слова, заменяя в нихзвук; развивать чувство юмора.

  • «Гастроном»
  • Задачи: учить детей ориентироваться в звуковой структуре слова; из имеющихся букв составлять новые слова.
  • «Одна буква, марш!»

Задача: учить детей преобразовывать слова, исключая одну букву.

Картотека дидактических игр и упражнений для автоматизации и дифференциации звуков:

«Оркестр»

Задача: учить детей правильно произносить звуки [Р], [Р’] в слогах.

«Теремок», «Лягушки», «Разведчики», «Магазин», «Включи телевизор», «Как их зовут» и др.

Картотека дидактических игр и упражнений  по формированию грамматического строя речи:

«Маша обедает»

Задача: учить детей образовывать глаголы, отталкиваясь от звукоподражательных слов.

«Чей голос?», «Они не умеют читать», «Лесенка», «Оркестр», «Профессии», «Подарки», «Подскажи словечко», «Что было бы, если бы…», «Вечер загадок», «Шуточное письмо», «Путешествие Буратино», «Что ты слышал?», «Как живете, что жуете?», «Гуси».

Важную роль в воспитании и обучении детей играет семья. Родители не являются сторонними «наблюдателями» - они непосредственные участники образовательного и воспитательного процесса.

Для того,  чтобы родители были в курсе всех мероприятий, проводимых в группе, нами был создан детско-родительский клуб «АБВГДЕЙКА»

Цель  - вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс через использование активных форм взаимодействия с ними для повышения психолого-педагогической компетентности.

Задачи:

1.Выявить степень готовности семьи к активному взаимодействию с учителем логопедом в процессе устранения речевых нарушений.

2.Определить запросы родителей по проблеме речевого развития детей.

3.Формировать стремление родителей к саморазвитию и самореализации полученных знаний и умений.

4.Пропагандировать логопедические знания среди родителей.

5.Расширять формы работы с родителями для обучения доступным им методам и приемам коррекции речи.

Совместно с родителями мы проводим различные форумы, мастер классы по изготовлению практического дидактического материала для использования его в домашних условиях. Регулярно пополняя уголок для родителей новой информацией: буклеты, памятки, консультации, открытые занятия, круглые столы, семинары. На этих мероприятиях, в игровой форме доносим до родителей нужную информацию.  Мы научаем их быть в курсе всех происходящих событий, чтобы они шли в «ногу» и включались ритм жизни группы, выводя порой на совместные обсуждения – мы называем их «Пятиминутки».

Вовлечение родителей в коррекционный процесс, мы достигнем поставленную цель и выполним поставленные задачи в оказании помощи детям с ОВЗ в речевом развитии.

Таким образом, игра – как ведущий вид деятельности, способствует обучению детей элементам грамоты через систему дидактических игр и упражнений и имеет большое значение для развития целого комплекса речеведческих умений и навыков в предшкольной подготовки дошкольников.

Выступление подготовила учитель-логопед Водопьянова А.Н.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Лечебные озера Республики Хакасия. Вред и польза применения лечебных грязей.

Проектно-исследовательская работа

Выполнила:

Арзуманьянц Влада

Воспитанница  группы

МБОУ «Детский сад «Радуга»

р.п. Усть-Абакан

Республика Хакасия

Руководитель: Водопьянова А.Н.

Учитель-логопед

МБОУ «Детский сад «Радуга»

р.п. Усть-Абакан

Республика Хакасия

 

р.п. Усть-Абакан, 2017 год

Содержание

Введение …………………………………………………………………...….…3

I Основная часть ………………………………………………………………...4

  1. О лечебных озерах Республики Хакасия …………………………….…4
  2. Из чего состоит лечебная грязь и как она работает ..……………….….6

II Практическая часть……………………………………………………………7

2.1 Социологический опрос………………………………………………… .....7

III Заключение …………………………………………………………………...8

IV Используемая литература ………………………………………………...…8

Приложения ……………………………………………………………………..9

Введение

Республика Хакасия – это драгоценная нить с жемчужинами голубых озер, которые на протяжении многих десятков лет улучшают и сохраняют здоровье не только жителей нашей славной республики, но и гостей из соседних регионов и даже стран! Наши края богаты на озера, имеющие уникальный минеральный состав с целым рядом полезных свойств оказывающих благоприятное влияние на человеческий организм.

Но почему же тогда отдыхая летом с родителями на озере Тус и намазавшись грязью, мама всегда повторяет: «Иди, прими душ! Долго намазанной грязью ходить вредно!». Как же грязь, которую называют лечебной, может быть вредной, как говорит моя мама!? Я решила в этом разобраться.

Актуальность исследования: так как озера нашей республики имеют не только огромную туристическую ценность, но и оздоровительную, важно знать, как часто и для чего ездить на лечебные озера. Чем ценен тот или иной водоем и почему очень важно консультироваться с врачом, прежде чем использовать целебные свойства грязи в некоторых озерах.

Стоит отметить, что я обратила внимание, что взрослые и дети намазываются чёрной  грязью с ног до головы и лежат под прямыми лучами солнца длительное время. Мне стало интересно, а знают ли взрослые, что такая забава, как намазаться грязью, может принести вред здоровью?

Так началось моё исследование.

Гипотеза: возможно, грязелечение является сильнодействующей терапией и при неумелом применении может навредить здоровью.

Цель:  изучение информированности туристов  о пользе и вреде грязелечения без наблюдения врача, а также популяризация лечебного туризма в нашей республике.

Задачи:

  • изучить  литературу об озерах и их полезных лечебных свойствах;
  • изучить  литературу о структуре  лечебной грязи;
  • выяснить факторы воздействия грязи на организм;
  • разработать памятку о применение грязей для туристов и рассказать о них своим сверстникам и их родителям посредством проведения родительских собраний.

Объект исследования: лечебные свойства грязелечения на соленых озерах Республики Хакасия.

Предмет исследования:  правила грязелечения на соленых озерах Республики Хакасия.

Методы исследования: работа с литературой, анкетирование, математические подсчёты, наблюдение.

Практическое применение исследования: материал может быть использован на занятиях по знакомству с окружающим миром, а также в виде раздаточного материала для родителей.

  1. О лечебных озерах Республики Хакасия.

В чем же ценность купания в озерах республики Хакасия? Большинство хакасских озёр отличается повышенной минерализацией. 24 водоёма используются для ванн и купаний в лечебных целях. На дне некоторых озёр, наряду с солью, имеются слои целебной грязи. В этом отношении особенно выделяется озеро Шунет (вблизи курорта «Шира»). Также имеются свидетельства о наличии лечебных грязей в озёрах Ханкуль, Тус, Власьево, Горькое, Джирим и др.

        Для того, чтобы сложить так называемую карту озерных Царей и Цариц Хакасии, расскажем об их главных свойствах и преимуществах!

Целебное озеро Шира 

На протяжении длительного времени является известным лечебным центром Сибири. В настоящее время на оз. Шира работают одноименные курорт и детский санаторий. Основными видами лечения являются грязи и лечебно-питьевая минеральная вода. Здесь лечат заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни печени, желчевыводящих путей и хронических заболеваний поджелудочной железы, травмы, болезни костносуставной и мышечной системы.

Озеро Баланкуль

Является жемчужиной Хакасии. Находится в красивейшем месте, расположенном среди лесного горного массива. Является любимым местом отдыхающих. Здесь расположены детские лагеря, спортивные базы отдыха.

Целебное озеро Белё

         Самый большой минеральный водоём Хакасии. Местность вокруг озера холмистая, разделенная долинами. Вдоль северного побережья небольшие участки леса. Озеро бессточное, состоит из двух, плесов; Большого и малого, соединенных проливом. В настоящее время озеро используется в основном, для промышленного и любительского улова рыбы. Здесь разводят форель, кетовых и др. рыб. 

Целебное озеро Дикое

         В 3 км от озера находится Центр медицинской реабилитации "Туманный". Природа наделила этот уголок не только необыкновенной красотой, но и целебными свойствами радоновых источников. Здесь лечат сердечнососудистые, нервные, гинекологические заболевания, кожные, болезни суставов костей и мышц.

Озеро Ивановское

Природный памятник близ озера  организован для сохранения экзотических горных ландшафтов (пихтовое редколесье, субальпийские и альпийские луга, горные тундры, уникальные рощи из березы извилистой, каскад озер с водопадами). В районе озера имеется большой снежник (до 1 км), который является местом тренировки горнолыжников в летнее время.

Целебное озеро Тагарское

Расположено в живописной местности и является популярным местом лечения и отдыха. Многие века здесь лечили от хронических болезней костей, суставов, золотухи, рахита, радикулита и кожных заболеваний. Большой популярностью пользуется местный санаторий, где применяется грязь и минеральная вода. Здесь лечат нелегочный туберкулез, болезни костей, последствия травм, хронические заболевания печени, гастрита, геморроя.

Озеро Тус

Озерная вода сульфато-хлоридная, магниево-натриевая, очень высокий уровень минерализации - это практически рассолы. Озеро популярно как лечебное. Для лечения применяются также донные иловые отложения. При этом исцеляются самые различные заболевания. На северном берегу находится подземный источник, вода которого используется для питья.

Помните сказку про живую и мертвую воду. Если вы искупались в озере Тус – в соленой «мертвой» воде, то после этого можно поехать на небольшое озеро Киприно. Вода в Киприно почти пресная – «живая». Искупаешься сначала в мёртвой воде, потом живой – и как будто заново родился.

Целебное озеро Шунет

Озеро является грязевым источником лечебного сырья и прекрасным местом отдыха. Этот небольшой водоем, имеющий длину девятьсот метров, расположен в восьми километрах южнее Шира. Глубина его достигает трех метров.

1.2. Из чего состоит лечебная грязь и как она работает

Структура лечебных грязей состоит из двух фаз - твёрдой и жидкой. Кристаллический скелет грязи состоит из глинистых и песчаных частиц, солей кальция, магния. Есть жирные кислоты, железо, калий, натрий и другие элементы в ионизированном состоянии. Жидкую фазу (раствор) составляет вода (рапа) с растворёнными в ней солями.

В такой воде-рапе живут подвижные ярко-красные существа из семейства жгутиковых , имеющих название рачок Artemia . Рачки способны в себе концентрировать жировые капли и химические элементы : железо, медь, марганец, свинец, серебро и др. Жизнедеятельность и отмирание рачков  способствует  формированию иловой сульфидной грязи  в соленых озерах нашей местности.

Также за формирование лечебной грязи отвечают водоросли. Иногда они опускаются и устилают дно озера, образуя мягкий ковёр. Скопления этих водорослей часто срываются со своих мест, ветер и волны перегоняют их по всему озеру, затем выбрасывают на берег. Ил после отмирания участвует в образовании грязей.

Грязевая процедура оказывает своё действие на организм человека через нервные окончания в коже, на которую накладывается грязь при местных процедурах. Грязи оказывают различные по своему виду действия.

В лечебном действии грязей  выделяются  следующие факторы :

Фактор тепловой

Высокая температура грязей (44-46градусов) способна повысить температуру тела, вызвать  изменения в жизненных процессах организма.

Фактор механический

Заключается в массирующем эффекте грязи на поверхности тела. Особенно это  ощущают капилляры. При этом кровь прогоняется из капилляров в сосудистое русло, повышается деятельность сердечно-сосудистой системы.

Электрическое действие

При контакте тела с грязевой массой возникает ряд токов различного направления. Эти токи проникают в организм больного через кожу, доставляя туда содержащиеся в грязях ионы йода, брома, калия, кальция, натрия. Кроме того, эти токи способствуют выделению из организма различных ядовитых веществ ртути, свинца, мышьяка и др

Фактор химический

Присутствующие в грязи соли и кислоты могут  очищать кожу и увеличивать тем самым её всасывательную способность.

Вывод: применение грязей является высокоактивным способом лечения, поэтому без консультации врача им нужно пользоваться с осторожностью.

 II Практическая часть

 В результате работы с литературой, я выяснила, что методика грязелечения легко выполнима технически, эффективна. Приступая самостоятельно к грязелечению, т. е. «диким способом», как это делают многие туристы посещающие соленые озера Республики Хакасия,  эта методика может отрицательно сказаться на состоянии здоровья, так как является  чрезмерной нагрузкой для сердечнососудистой и нервной системы.  

Большую часть времени отдыхающие с грязевой аппликацией проводят под лучами солнца. Существуют объективные медицинские доказательства положительного воздействия солнечного света на тело и мозг человека.

Вред, который может быть причинен коже, прямо пропорционален времени нахождения на солнце. В небольших дозах (до десяти минут) солнце лишь слегка раздражает кожу с грязью, вызывая легкое покраснение. При больших дозах она воспаляется, припухает. Несоблюдение простых правил пребывания на солнце может привести к солнечным  ожогам.

Для того, чтобы узнать, осведомлены ли жители нашей республики о возможном вреде

2.1. Социологический опрос

В период с 01.03.2017 года по 20.03.2017 года я вместе с родителями и с руководителем моей научно - практической работы провели опрос жителей нашего района с целью  изучить их информированность о  правильном применении  лечебных грязей.

В нём  добровольно  приняли участие 94 человека. Им были заданы следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, опасны ли  грязевые процедуры для  здоровья человека?
  2. В какое время суток  вы применяете грязи чаще всего?
  3.  Соблюдаете ли вы время пребывания с грязью на солнце 15-20 мин?
  4. Применяете ли контрастный  холодный душ  после лечебных грязей?
  5. Используете ли вы кремы   до или после грязевых процедур?
  6. С какого возраста можно применять грязь детям?

Результаты оказались следующими:

Вопрос 1 –считают грязелечение  опасной для здоровья процедурой 3%, не опасной -97%.

Вопрос 2- грязевые процедуры в любое время применяют 19%, с 14ч-16ч-63%( а это самое жаркое время!), с 17-19ч – 18%

Вопрос 3: соблюдают время пребывания с грязью 64%, нет-8%, редко -28%

Вопрос 4: не стоят под холодным душем 74%, используют- 16%, редко-10%.

Вопрос 5: используют кремы -36%, нет- 64%

Вопрос 6: считают, что с 1года можно применять детям грязь 5% , с 3лет- 51%, с 5 лет- 44%

Социологический  опрос жителей нашего района показал,  что отдыхающие не все знают о том, как не навредить своему здоровью и допускают ошибки в самостоятельном  применении  лечебных грязей  (приложение 1)

Основываясь на результаты нашего социологического опроса, мы составили «Памятку для отдыхающих». Эту памятку мы обсудили на общем собрании родителей в нашем детском саду.  (Приложение 2).

В санаториях, прилегающих к соленым озерам, на которых используются лечебные грязи созданы все необходимые условия для правильного грязелечения.  Грязевые ванны и аппликации отдыхающие могут принимать с четкими предписаниями и в комфортных условиях.

Проведя  исследовательскую работу,  я сделала вывод:  грязевые процедуры   приносят пользу для человека, а также вред, если    не  соблюдать правила их применения.

III Заключение

Мы теперь с уверенностью можем сказать, что грязелечение получило  должное научное обоснование, зарекомендовало себя на практике. К основным свойствам  лечебной грязи можно причислить способность снимать воспаления. Сегодня грязелечение на соленых озерах наших краев пользуется заслуженной популярностью среди жителей и гостей Республики Хакасия.

Всегда нужно помнить, что семейный отдых на озерах Хакасии - это в первую очередь вклад в здоровье старшего и младшего  поколений, а не только приятное времяпрепровождение!

Прививайте в своих семьях традиции здорового образа жизни и лечебного туризма и не забывайте о главном: везде, где есть слово «лечение» и «профилактика» имеет место быть консультация врача! Грамотный специалист всегда даст Вам рекомендации, куда Вам лучше отправиться этим летом и в каких дозах принимать грязевые, соленые и солнечные ванны!

IV. Используемая литература.

  1. Корзунова А.Е. «Целебные глины и грязи». Москва, 2003 г.
  2. Лагунова, Е.Г. Флора и растительность Хакасии. – Абакан, 2005.
  3. Прокофьев, С.М. Природа Хакасии. Пособие. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 1993.
  4. Рассказы по истории Хакасии. Учебное пособие по историческому краеведению для 4 кл. Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1987, 96 стр.
  5. Султуреков, С.Н. Родная Хакасия. Учебное пособие для учащихся 4 кл. по природоведению. Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1995.
  6. Султуреков, С.Н. Родная Хакасия. Учебное пособие для 5 класса. -Абакан: Хакасское книжное издательство, 1995.

Интернет-ресурсы:

  1. Википедия:

https://ru.wikipedia.org

  1. Путеводитель по озерам Хакасии. КП: http://www.krsk.kp.ru/daily/25704/905830/
  2. Санкуртур:

 http://sankurtur.ru/russia/zone/2712/

Приложение 1

АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА.

Приложение 2

Памятка  по применению грязевых процедур

Дорогой друг! Если ты решил самостоятельно применять грязи соленых озер, соблюдай правила и ты не навредишь своему здоровью!

- Принимайте грязевые  процедуры после легкого завтрака и не ранее как через два часа после обеда.

- Ссадины и раздражения на особо чувствительных участках кожи смазывайте вазелином перед процедурами и после них.

-При солнечных ожогах прекращайте прием грязевых процедур до полного заживления кожи.

-При плохом самочувствии (сердцебиение, одышка, тошнота, головокружение) немедленно вызывайте врача или медсестру.

-Продолжительность процедуры  с грязью — 15-20 мин.

-По окончании процедуры грязь смывают теплой  пресной водой.

-Не стойте под холодным контрастным душем.

-Оботритесь простыней или полотенцем тщательно и досуха.

-При появлении неприятных ощущений, сухости кожи и зуда немедленно вымойтесь с мылом под душем.

-Употребление спиртных напитков в период приема грязей  категорически запрещается.

-Детям до 2 лет прием грязей противопоказана.

Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

День открытых дверей.

Открытое занятие для родителей подготовительной группы «Зайчики»

Тема «В гости к звукам [Щ]-[Ч]»

Цель: создание условий для закрепления и различения звуков [Щ], [Ч] на слух и в произношении.

Задачи:

  • коррекционно-образовательные:

-учить детей различать звуки [Щ],  [Ч] на материале слогов, слов и предложений;

-формировать навыки словообразования;

-формировать номинативный словарь;

  • коррекционно-развивающие:

-развивать у детей фонематический слух и восприятие;

-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

-расширять и уточнять словарь;

-развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

-развивать звонкость голоса;

  • коррекционно-воспитательная:

-воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование:

Предметные картинки со звуками [Щ] ,[Ч] в названии, наборы для составления схем, разрезные азбуки, зеркала, картинки с изображением животных, рыб.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Игра «Закончи слово». Сядет тот, кто закончит слово, добавив слоги «ча» или «ща».

(пища, свеча, роща, встреча, куча, задача, чаща, удача, подача, дача, передача, гуща)

  1. Развитие общей, мелкой моторики и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1.Общее расслабление. Движения по тексту.

Руки не напряжены

И расслаблены…

Наши руки так стараются

Пусть и ноги расслабляются.

2. Развитие общей моторики. «Два щенка»

(см. приложение 1)

3. Развитие мелкой моторики «Пять телят»

(см. приложение 2)

4. Массаж лица.

(см. приложение 3)

5. Развитие мимических мышц.

(см. приложение 4)

6. Артикуляционная гимнастика.

(см. приложение 5)

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

- Вдох через нос – выдох через рот;

Вдох через нос – выдох через рот;

Вдох через рот – выдох через рот.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1.Объявление темы.

Логопед:

-Сегодня к нам в гости пришли два звука [Ч], [Щ] и мы узнаем, чем они похожи, и чем отличаются друг от друга.

 2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед:

 -Ребята, назовите картинки, которые вы видите (мяч, лещ), вам нужно выделить последний звук.

-Молодцы! А сейчас дайте характеристику звуку [Щ] – согласный, мягкий, глухой.

Звук [ч] – согласный мягкий, глухой.

- Давайте сравним эти звуки:

- Чем похожи? (оба согласные, оба мягкие, оба глухие).

- Чем отличаются? (Звук [Ч] произносится отрывисто, а звук [Щ] протяжно.

3. Связь буквы и звука.

Логопед: Ребята, какого цвета фишкой мы будем  с вами обозначать  звуки [Ч], [Щ]?

-Звук [Ч],[Щ] какой обозначается буквой?

4. Развитие фонематического слуха.

Игра «Найди общий звук»

- Щенок, плащ, овощи, лещ. – [Щ].

-Часы, чайник, очки, обруч. – [Ч].

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

Игра «Закончи слово»

(Логопед начинает слово и бросает мяч ребенку, который заканчивает его, добавляя слог ЧИ, ЩИ.)

 -Закончи слово слогом ЧИ, ЩИ.

(Товарищи, клещи, вещи, овощи, лещи, грачи, трубачи, мячи, врачи, обручи.)

- Называние предметных картинок, выставленных на доске. Деление слогов на слоги.

Игра «Прошагай слово»

(Дети делают столько шагов, сколько слогов в слове).

(Лещ, чаща, товарищи.)

Логопед: Игра «Слушай  внимательно и повторяй за мной» Проговорите четко за мной скороговорки: «Щипцы и клещи – это папины вещи», «В горячей печи пекарь пек калачи».

-А сейчас обе скороговорки  мы проговорим следующим образом:

-Я проговорю в вопросительной форме, а вы мне ответите в утвердительной форме.

- Определение места звуков в словах.

(Щука, перчатки, клещ.)

-Составление слов из букв разрезной азбуки и выполнение звуко-слогового анализа слов.

(Врач, щипцы.)

- Составление предложения  «Наш щенок», «Бычок мычит». Выполнение схемы предложения.

- Игра « Звонко, громко говори!»

Логопед: Я прочту стихотворение, а вы послушайте внимательно, а затем с такой же интонацией как и у меня проговорите за мной.

Пёс ворчит, ворчит, ворчит.

Пёс какой? Ворчащий.

Бык мычит, мычит, мычит.

Бык какой? Мычащий.

А петух кричит, кричит.

 Он какой? Кричащий.

IV.Физкультминутка «Чудовищная загадка»

Живет в пещере чудовище (Приседают.)

Хранит в лапищах сокровище. (Обнимают себя.)

У чудовища длинный хвостище, (Тянут руки назад.)

Крепки у него лапищи, (встаем с подскоком.)

Кривы на лапищах когтищи, (Сгибают пальцы на ногах и переступают с ноги на ногу.)

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи. (Садятся на свои места.)

Да ты не бойся малышка!

Чудовище это -  мышка!

Пещера – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка!

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Игра «Большой – огромный»

- изменить слова по образцу.

Бык – бычище.

Свинья – свинище.

Кот – котище.

Лошадь – лошадище.

Корова – коровище.

Собака – собачище.

Осел – ослище.

Кролик – крольчище.

Медведь – медведище.

Волк – волчище.

Заяц – зайчище.

VI. Итог занятия и оценка работы детей.

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Есть ли у этих звуков твердые братцы?

- Кого мы учились называть огромными словами?

- Найдите для них обобщающее слово.

Приложение №1.

«Два щенка»

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке

А у щетки половой

Палка есть над головой

Палка – щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли пища.

Приложение №2

«Пять телят»

Этот теленок пьет молоко.

Этот теленок ушел далеко.

Этот теленок травку жует

Этот теленок копытами бьет;

Этот теленок мычит «Му – му – му!

Все разошлись! Скучно мне одному!»

Приложение №3

Массаж лица.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока –

Вот так радость для щенка.

Приложение №4

Эмоции.

До чего красив венок:

Ромашки, незабудки!...

На цепи сидит щенок

У собачьей будки.

Приложение №5

Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Сегодня с нами артикуляционную гимнастику будут выполнять два щенка – одного зовут Щепа, а другого Чапа. Однажды два друга Щепа и Чапа играли и оба измазались вареньем. Вот посмотрите как они облизывались (упражнение  «Вкусное варенье».)

За это хозяйка прогнала их и они убежали в лес. По дороге они чуть не наступили на семейку опят (упражнение «Грибок»).

Но тут они услышали странный звук: (упражнение «Гармошка), что было очень похоже на гармошку, и побежали на этот звук.