Тематическое планирование по литературе 8 класс (к учебнику В.Я. Коровина). Тематическое планирование по русскому языку 10 класс ( к учебнику Грекова)

Тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

«Литература»

8 класс

Рабочая программа учебного курса «Литература» для 8 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 12-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2010.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на базовом уровне в 8 классе в объеме 70 часов. Программа рассчитана на 105 часов (35  учебных недель): 3 часа в неделю  по Учебному плану.

Рабочая программа полностью соответствует авторской программе.

В целях и задачах.

  1. Последовательностью разделов.
  2. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе.

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода.  Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы  от фольклора  к древнерусской  литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора в средних классах к проблеме «Фольклор и литература» в старших классах; от сказок, стихотворных и прозаических произведений Пушкина в средних классах к изучению творчества поэта в целом; от знакомства с отдельными сведениями по истории создания и восприятия его обществом до начальных представлений об историзме литературы как искусства слова.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Программа  включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы.

Преобладающей формой текущего контроля выступают письменный (классные и домашние сочинения) и устный опрос (собеседование).

                Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения литературы:

воспитание духовно развитой личности, формирование  гуманистического

 мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста , образного и

 аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и

 содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с

привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания,  грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,  личностно-ориентированный,  деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:

  • приобретение основных историко-литературных сведений о русской литературе 19 века и 20 века;
  • овладение теоретико-литературными понятиями;
  • формирование способности к анализу художественных произведений; умения пользоваться литературоведческими справочниками, словарями и другими источниками информации;
  • освоение коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной компетенций.

Компетентностный подход определяет следующие  особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование  навыков речевого общения. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории использования языковых средств. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие  развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно- тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.    Изучение русской литературы включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной д
еятельности.  
     
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития литературных  процессов открывает возможность для осмысленного восприятия русской классической литературы как части мировой культуры.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
         
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет  адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному  взаимодействию с людьми.
         Проектная деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Формы, методы, технологии обучения

- использование элементов причинно-следственного анализа;

-  определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- обучение умению обоснованно развёртывать суждения, давать определения на самостоятельно подобранных конкретных примерах публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);

 - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

- учить понимать язык художественного произведения;

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценирование произведения;

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста на всех этапах изучения литературы;

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с изменением лица рассказчика), ответов на вопросы;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной учебной  программе

- написание сочинений по литературным произведениям;

- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);

- составление планов  будущего сочинения;

-  написание отзывов о произведениях;

- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;

- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…)

- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- тестирование;

- контрольные вопросы;

- самостоятельные работы.

Учебно-методический комплекс: В.Я. Коровина. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010г.

Основное содержание курса литературы в 8 классе

   

№ п/п

Содержание курса

Количество часов,

отведённых на изучение темы

Практические

1

Литература как искусство слова

1

2

Русский фольклор

1

3

Древнерусская литература

3

1ч. сочинение

4

Литература 18 века

6

1ч. сочинение

5

Литература 19 века

31

4ч. сочинение

6

Литература 20 века

19

3ч. сочинение

7

Зарубежная литература

17

Содержание учебного курса

Введение 1ч.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество 2ч.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы 2

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.

Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы XVIII века 6 ч.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Н.М.Карамзин. «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести.

Из литературы XIX века 31ч.

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

И.С.Тургенев. Личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася»    

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочиненияТеория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы XX века 19 ч.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ».  Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мас терство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

М.Горький «Челкаш». Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) Писатели улыбаются

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев. Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.

Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа. Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы 7 ч.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера».  Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Резерв 2ч.

На развитие речи – 7 часов

Поурочное планирование по литературе 8 класса

Тема урока

Кол. часов

Оборудование

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные, экскурсии)

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Дата проведения

По плану

фактически

Введение 1 ч.  Устное народное творчество 2ч.

1

Введение. Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

1

Лекция учителя, план, учебник

Знать образную природу словесного

искусства.

Уметь составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

2-3

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические и исторические песни. Частушка.

2

Пересказ, слово учителя, иллюстрации

Знать жанры фольклора, особенности художественной формы фольклорных произведений.

Уметь воспринимать и анализировать художественный текст; определять род и жанр произведения.

Древнерусская литература 3 ч

4

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «0 Пугачеве», «0 покорении Сибири Ермаком».

1

Презентация

Лекция, иллюстрации, работа по вопросам. Проверка и оценка сообщений учащихся. Оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения.

Знать закономерности развития ДРЛ, жанры.

Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир.

5-6

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского».

2

Фронтальный опрос

Знать закономерности развития ДРЛ, жанры.

Уметь отбирать определения, характеризующие тональность литературы Др. Руси, ее художественный мир.

Литература ХVIII века 5 ч. +  2 ч. сочинение=7ч.

7-8

Вн. чтен. «Суд Шемякин» - сатирическое произведение XVII в. Действительные и вымышленные события, новые герои

2

Иллюстрация к повести, пересказ близко к действию, сценическое мастерство.

Знать определение сатирической повести, её содержание, жанровые особенности; уметь находить приёмы сатирического изображения и жанровые особенности

9-10

Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.

2

Презентация

Ответы на вопросы, рассказ учащихся, Запись тезисов лекции учителя выборочно

Знать основные этапы жизни и творчества драматурга, содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения, обосновывать осн. идею пьесы на основе анализа текста

11



Анализ эпизода комедии Фонвизина «Недоросль». Основные правил классицизма в драматическом произведении

1








Вопросы, словарная работа (подбор синонимов)

Знать  содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения, обосновывать осн. идею пьесы на основе анализа текста

12-13

Р.Р.  Подготовка к домашнему сочинению на тему «Человек в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)

2

сочинение

Знать содержание прочитанного произведения.

Уметь  составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, писать сочинение

Литература ХIХ века 47ч. (из них на соч. 5 ч.)

14-15

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа.

Мораль басен.

2

Презентация

Знать биографию писателя, содержание басен. Умение устно анализировать басню.

Умение выразительного чтения басен, выделение морали

16

Вн.чт. И.А.Крылов – поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа.

1

Тест

Уметь устно анализировать басню, выразительно читать басни, выделять морали

17-18

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича.


2

Диалог между учителем и учеником

Биографию и творчество писателя. Понятие о жанре думы. Образ Ермака. Анализировать произведение

19-20

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения  «Туча». Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина. «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Их основные темы и мотивы.


2

Презентация

Экскурсия (использование ИКТ) в музей

Ответы на вопросы. Выр. чтение, чтение наизусть

Знать основные факты жизни и творческого пути А. С. Пушкина; исторические источники; содержание изучаемого произведения; этапы формирования  характера героя. Уметь определять тему, идею, жанр пр-ия; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.


21








22

А.С. Пушкин. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6-7 классах)




А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки). История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачёву народа.

1








1

Работа с текстом, составление вопросов, рецензия учеников на информационное сообщение

Знать содержание изучаемых глав в тексте; систему художественных образов; исторические сведения о Пугачевском восстании;  проблематику изученного произведения; позицию автора к проблеме народного восстания.

Уметь определять тему, идею, жанр пр-ия; владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

23








24

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания. Герои и их исторические прототипы



Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин.

1








1

Составление хронологической таблицы событий ( 3 столбика: события, факты; поведение героя; реплики, фразы).

Уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию.

Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному.

25

Семья капитана Миронова. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

1

Графическое изображение становление характера героини.

Уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию.

Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

26




Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина.


1










Тест

Работа с толковым словарём и справочной литературой,

Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

27-28







Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Р.Р. подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».





2










Сочинение

Работа над текстом.

Анализ эпизодов. Сост. плана

Уметь выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное.

29-30











31

 Вн.чтение. Повесть «Пиковая дама».  Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести





Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

2












1

Раскрыть композицию повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога

Уметь сопоставлять эпизоды текста и сравнивать героев; выражать свое отношение к поступкам героев; выявлять авторскую позицию.

Уметь характеризовать особенности сюжета, композиции; выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному

32

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе.  Воплощение исторической темы в творчестве Лермонтова (с сообщением изученного в 6-7 классах).

1

Презентация

Экскурсия (использование ИКТ) в музей

Выразительное чтение. Сообщение «История в восприятии М.Ю.Лермонтова» (учебник литер. 8кл. стр.191).

Знать основные факты жизни и творчества М. Ю. Лермонтова.

Знать содержание изучаемого произведения.

33-34

 М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.  

2

Тест

Работа над вопросом: что делал Мцыри на свободе?

Знать содержание изучаемого произведения; оценку образа Мцыри В. Г. Белинским.

Знать содержание поэмы; наизусть отрывок.



35-36
















37

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме.













 РР  Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Мцыри как романтический герой», «Природа и человек в поэме». (по выбору учащегося)

2

















1



































Сочинение

Сообщение учащихся (реализация дом, задания). Составление характеристики Мцыри











Индивидуальный: составление плана

Знать образную природу словесного искусства; художественную трактовку образа.

Уметь определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение, в том числе выученные наизусть отрывки.

Уметь анализировать поэтический текст; характеризовать особенности сюжета, композиции; выразительно читать стихотворения.

Уметь владеть различными видами пересказа

Строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.

38

Н. В. Гоголь – писатель-сатирик. Его отношение к истории, исторической теме в творчестве (с сообщением изученного в 5-7 классах)

1

Презентация

Индивидуальн. сообщение о Гоголе

Знать особенности драматического произведения; литературного жанра; определение понятия “комедия”.

Знать основы сценического поведения; содержание комедии.

39

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки

1

Индивидуальн. сообщение «История создания комедии «Ревизор».

Знать содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев.

Знать содержание статьи Белинского; пути и приемы раскрытия образов комедии.

Уметь выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции,

40-41

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приёмы сатирического изображения чиновников.

 

2

Тест

Текстуальное подтверждение мыслей, подбор цитат

Уметь выразительно читать фрагменты, перевоплощаться в героев; характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС в создании образов; владеть различными видами пересказа.

42

Хлестаков. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление

1

Проверка домашнего задания

Использование  различных видов чтения; владение монологической и диалогической речью.

Умение  перефразировать мысль; владение монологической и диалогической речью; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.

Поиск   мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации.

Уметь самостоятельно делать выводы.

43-44

Р.Р. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».


2

сочинение

Набор текстуального материала для подтверждения мысли

Знать содержание действий; позицию автора по отношению к каждому из героев. Уметь строить устные и письменные высказывания в связи с изучением произведения; участвовать в диалоге по содержанию и сопоставлению характеров; аргументировано отстаивать свою точку зрения. Уметь анализировать эпизод драматического произведения.


45-46

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

2

Ответ на вопрос: Каково ваше представление о герое? Выступление учащихся: рассказ о вещах, которые дороги.

Решение проблемного вопроса: почему Н.В.Гоголь даёт два финала повести?

Содержание произведения, уметь анализировать образы

47

Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании

1

48-49

М.Е.Салтыков-Щедрин: писатель, редактор, издатель. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличие строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония и сатира


2












Работа со статьёй в учебнике.

Работа с текстом произведения, анализ отрывка.

Составление таблицы «Сатирические приёмы С.-Щ»

Знать основные страницы жизни и творчества писателя,  содержание и историческую основу повести.

Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Знать содержание и историческую основу повести.  Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению.


50



Р/Р. обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению

1

Сочинение



Знать произведение, уметь составлять план, уметь отвечать на вопросы письменно

51

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина

1

Контрольная работа

52-53

Н.С. Лесков. Слово о писателе.

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» Н.С.Лескова.

Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

2

Аналитическая беседа.

Определение особенности характера героев рассказа

Знать основные страницы жизни и творчества писателя,  содержание и историческую основу повести.

Уметь самостоятельно работать участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

54-55

Л. Н. Толстой. Слово о писателе.  “После бала”. Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа

2

Инд. зада в начале урока: провести наблюдение над языковыми средствами. Выписать эпитеты в обрисовке праздника у губернаторского предводительства; выписать эпитеты, используемые в сцене наказания

2.Сопоставить полковника и наказываемого.

Знать основные факты жизни и творческого пути Л. Н. Толстого; содержание рассказа; прием “контраста”; приемы анализа текста

56







Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего сознания героев. Психологизм рассказа

1

Тест

Чтение материала в учебнике и ответить на вопросы

Знать понятие художественной детали. Уметь воспринимать и  анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему

57

Вн. чт. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

1

Знать содержание текста.Уметь воспринимать и  анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему

Поэзия родной природы

58

Вн. чтение. Поэзия родной природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова


1

Выразительное чтение учащихся, анализ стих-ий.

Знать содержание стихотворений, уметь анализировать, выразительно читать

59-60

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье (из трилогии). Психологизм рассказа

2

Комментированное чтение эпизодов

Знать основные факты жизни и творческого пути. Уметь анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею.

Литература ХХ века 29ч.  (из них 5ч. соч.)

61-62







И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ».

Мастерство Бунина-прозаика.




2







Презентация






1.Выразительное чтение отдельных эпизодов рассказа.

2.Составление цитатного плана по рассказу. Анализ произведения, работа над вопросами

Знать основные факты жизни и творческого пути;  Уметь анализировать художественный текст; Уметь анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею. Знать в чём заключается мастерство Бунина; Уметь анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею

63-64

А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле

2

Наблюдение над сюжетом, героями произведения. Работа с текстом. Сжатый пересказ. Проверка дом. задания. Инсценировка понравившегося эпизода

Знать основные факты жизни и творческого пути А. И. Куприна; содержание рассказа.

Уметь анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею.

65-66

Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Р/Р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, М. Горького.

2

Сочинение

Сост. плана анализ эпизодов

Знать содержание изученных произведений; уметь составлять план сочинения.

67

А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и её истории. Обучение выразительному чтению


1

Работа с текстом.

Выразительное чтении с комментариями

Знать основные факты жизни и творческого пути;  Уметь анализировать художественный текст; Уметь анализировать художественный текст; выделять смысловые части рассказа; формулировать тему, идею.

Уметь определять нравственную проблематику произведения.



68






С.Есенин. Слово о поэте.

«Пугачев – поэма на историческую тему». Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме

1











сочинение

Устные ответы на вопросы, составление плана о творчестве, сравнительная характеристика Пугачёва.

Знать основные факты жизни и творческого пути; историю создания поэмы; уметь объяснять роль эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор, сопоставлять образ предводителя в разных произведениях

69-70

Р/Р.Урок-конференция. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Подготовка к домашнему сочинению



2

71-72

И.С. Шмелев.

Слово о писателе. «Как я стал писателем» -  воспоминание о пути к творчеству


2

Работа с текстом. Устный (вопросно-ответная форма)

Знать основные факты жизни и творчества писателя; уметь определять жанр произведения.

73-74

Вн. чтение. Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»;

М.Зощенко

«История болезни»

2

Ответы учащихся на вопросы.

Выразительное чтение фрагментов текста

Знать основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.

75-76







77

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне».





Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Блока, Есенина


2








1

Тест








Конт. работа

Чтение текста

Анализ сатирического произведения

Знать основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.

Уметь определять реальное и фантастическое в рассказе, анализировать изобразительно-выразительные средства языка.

78

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

1

Выразительное чтение, характеристика героев, сообщение о писателе. Обсуждение прочитанного, анализ эпизодов

Знать образную природу словесного искусства; содержание изучаемого произведения, как автор создаёт народный характер.

Уметь анализировать.

79

Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина.

1

Анализ глав, монологические выступления, чтение наизусть, сопоставление со сказочным персонажем

В чём заключается новаторство образа. Уметь анализировать

80

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин».  Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Т. Твардовского.

1

Анализ глав

Уметь находить в поэме сочетание героики и юмора, объяснять, что даёт законченность поэме, роль авторских отступлений

81

Вн. чтен. Судьба А.Платонова. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа  

1

Тест

Раскрыть смысл эпизода с женщиной в ватнике, которой хотел помочь Иванов. Пересказ отдельных эпизодов.

Знать основные факты жизни и творчества писателя, содержание рассказа его сюжет; определять смысл названия рассказа; анализировать текст, объяснять состояние человека, вернувшегося с войны.

Стихи и песни о ВОВ 1941-1945 годов

82-83

Урок-концерт. Р/Р. стихи и песни о ВОВ. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М.Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А. Фатьянова, Л. Ошанина

2

Выразительное чтение стих-ий. Выявление худ. изобразит. средств

Знать автора стихотворений композиторов, проложивших стихи на музыку; объяснять тематику стих., их музыкальность, простоту сюжета.

84-85

В.П.Астафьев.

Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе



2

Сообщение учащихся.

Знать основные факты жизни и творчества писателя; содержание рассказа.

Уметь определять основную мысль рассказа, художественную роль отступлений, понимать человеческие характеры

86-87

Р/Р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века» (произведение по выбору учащегося)


2

Сочинение

Сбор материала, составление плана сочинения

Знать основные факты жизни и творчества писателя; уметь определять тему и идеи произведения, объяснять как тема раскрывается через сюжет

88-89

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими  Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды


2

Тест

Выразительное чтение стих-ий. Выявление худ.-изобразит. средств

Знать основные факты жизни и творчества писателя; уметь анализировать произведение, находить и определять роль литературных приёмов и средств

Литература зарубежная 11 ч.

90-92

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы трагедии Шекспира». Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагидии «ромео и Джульетта»

3

Просмотр фильма

Чтение по ролям (трактовка персонажа), составление словесных портретов героев

Знать основные этапы жизни и творчества писателя, содержание трагедии, сонетов, роль монологов – исповеданий, метафоричность.

Уметь различать эпические, лирические и драматические произведения;

 выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения.

93

Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии

1

Инд. выразительное чтение сонетов, размер стих-я , рифма.

Сообщения учащихся:

1.Сонет-как форма лирической поэзии

2.Русский сонет

Определять темы прочитанных сонетов, роль метафор и сравнений в художественном тексте, определять стихотворный размер, понимать иносказательность сюжетов

94-96

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

3

Чтение произведения, ответы на вопросы.



Характеристика  героев, ответы на вопросы, дискуссия.

Знать основные этапы жизни и творчества драматурга, содержание пьесы, черты классицизма.

Уметь анализировать образы комедии, определять тематику и проблематику произведения, основной конфликт


97-99

Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества

3

Чтение отрывков, Конспектирование, сопоставление фактов.

Знать автора, факты его биографии, содержание произведения; уметь пересказывать, объяснять отношение автора к изображаемому.


100-102














В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как сатирический роман

3

Просмот. фильм

Тест

Сопоставления романа «Айвенго» с романом Пушкина «Капитанская дочка» (история, литература). Работа с текстами произведений.

Работа с текстом произведения

Знать автора, факты его биографии, содержание произведения; уметь выявлять своеобразие исторического романа.


103-105

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

3

Планируемые образовательные результаты обучающихся

Учащиеся должны знать:

Авторов и содержание изученных  художественных произведений.

Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы; мораль, аллегория, дума; понятие о классицизме, историзм художественной литературы; поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор; прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, герой-повествователь.

Учащиеся должны уметь:

Владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе произведения.

Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка.

Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

Различать эпические, лирические и драматические произведения.

Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

 Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

Давать анализ отдельного эпизода.

Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

выделение характерных причинно-следственных связей;

 сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:

1. В.Я. Коровина. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010г.

2. В.Я.Коровина. "Литература: 8 класс: Методические советы" - М.: Просвещение, 2010г.

  • тестовые задания (Литература. 8 класс. М. АСТ - Пресс, 2011 г. Автор-составитель И.А.Михайлова);
  • дидактические материалы. 8 класс. «Читаем, думаем, спорим…», М. Просвещение, 2011г.;
  • М. Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе М., 2011;
  • видеоподдержка;
  • выставочный материал по творчеству русских писателей 19 века, 20 века;
  • таблицы;
  • литературные справочники и словари.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  • Энциклопедия Кирилла и Мефодия;
  •  мультимедийные проекты по творчеству русских писателей.

Объекты экскурсий (использование интернета)

  1. Государственный мемориальный музей - заповедник А.С.Пушкина «Михайловское». http:pushkin.
  2. Дом-музей Лермонтова в Москве
  3. Музей-заповедник И.С.Тургенева
  4. Государственный имемориальный и  природный музей – заповедник Л.Н.Толстого
  5. Музей-квартира М.Горького


Предварительный просмотр:

Программа среднего (полного) общего образования

по русскому языку(10-11 классы)

Пояснительная записка

   Рабочая программа среднего (полного) общего образования по русскому языку(10-11 классы) составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён приказом МО РФ от 17.05.2011 г., №413).
  2. Русский язык. 10-11 классы: рабочие программы по учебнику В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко. – Волгоград: Учитель, 2011.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования в объеме 105 часов. В том числе: в Х классе – 35 часов, в 11 классе – 70 часов.

Используемый учебно-методический комплекс

Греков В.Ф., Крючков,  С.Е.,Чешко,  Л.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2010.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих  умений и навыков, а как процесс  речевого, речемыслительного, духовного   развития   школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.  Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Концептуальная новизна курса русского языка в 10 - 11 классах состоит в том, что  на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Данная рабочая программа  обеспечивает в процессе изучения русского языка  формирование и  совершенствование  общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих  развитие речемыслительных способностей.

                           

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.

        Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка в старших классах.

В 10 – 11 классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Таким образом, школа обеспечивает общекультурный уровень человека, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

В содержании программы предусматривается интегрированный подход к совершенствованию лингвистических и коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное овладение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

Цели обучения

        Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

        В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Формы организации образовательного процесса

  • урок-консультация
  • урок-практическая работа
  • уроки-«Погружения»
  • уроки-деловые игры
  • уроки-соревнования
  • уроки-консультации
  • компьютерные уроки
  • уроки с групповыми формами работы
  • уроки взаимообучения учащихся
  • уроки творчества
  • уроки, которые ведут учащиеся
  • уроки-зачеты
  • уроки-конкурсы
  • уроки-общения
  • уроки-игры
  • уроки-диалоги
  • уроки-конференции
  • уроки-семинары
  • интегрированные уроки
  • межпредметные уроки
  • уроки-экскурсии

Технологии, используемые в образовательном процессе

  Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
  • Технология индивидуализации обучения
  • Информационно-коммуникационные технологии

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

  • проектная деятельность
  • исследовательская деятельность
  • применение ИКТ

Виды и формы контроля

  • Формы контроля
  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный

  • предварительный
  • текущий
  • тематический
  • итоговый

                                 Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

-  выполнение практических заданий из КИМов;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   определение проблемы текста;

   аргументация своей точки зрения;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

                                   

 Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора (лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста  на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;

 - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

  Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка обучающийся должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Содержание рабочей программы 10-11 классы

10 класс

Общие сведения о языке  

 Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

 Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Лексика и фразеология

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

      Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

      Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

      Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

      Лексические и фразеологические словари.

      Лексико-фразеологический разбор.

Орфоэпия

Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы современного русского языка.

Морфемика (состав слова) и словообразование

      Обобщающее повторение ранее изученного.

      Выразительные словообразовательные средства.

      Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография

      Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

      Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

      Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

      Морфологический разбор частей речи.

Самостоятельные части речи.

Служебные части речи.

Содержание программы 11 класс

Синтаксис и пунктуация

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы  сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи . Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном обращении. Факультативные и альтернативные знаки препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Публицистический стиль речи

Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи.

     Очерк, эссе.

     Устное выступление. Дискуссия.

     Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

 Художественный стиль речи

Общая характеристика художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка.

     Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

     Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

     Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русого синтаксиса.

     Анализ художественно-языковой и современной формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения.

Сложное предложение

Принципы русского правописания Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в ССП.

Пунктуация в ССП.

Пунктуация в предложениях с союзом и.

Проверочная работа и ее анализ.

Основные группы СПП.

СПП с придаточными изъяснительными.

СПП с придаточными определительными.

СПП с придаточными обстоятельственными.

Знаки препинания в СПП с одним придаточным.

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.

Знаки препинания при сравнительных оборотах с союзами как, что, чем, и СПП.

Разговорный стиль речи

Разговорный стиль речи.

  Повторение

Систематизация знаний, умений по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

 Морфология и орфография

Словообразование и орфография

Словообразование и орфография.

Учебно–методические пособия:

  • Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2011.
  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Базовый уровень.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 год.
  • Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2011.
  • И.П. Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.
  • Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2011г.
  • Л.И. Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2011г.
  • Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2010г.
  • Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010