Родителям

Мезенцева Светлана Иосифовна

Информация для родителей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка родителям: Безопасность на дорогах

Безопасность на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от родителей или опекунов детей, и этим ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Памятка для родителей

«Если ребенок поглощен игрой или поставил себе какую-то цель, то вряд ли что-нибудь сможет остановить его. Поэтому необходимо, чтобы Ваш ребенок знал несколько простых правил, чтобы быть осторожным во дворе и на дороге».

  1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению на дороге.
  2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и соблюдать правила безопасности.
  3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его переходить через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.
  4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде, чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
  5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл, находящиеся вдалеке. Научите его всматриваться вдаль.
  6. Учите ребенка оценивать скорость и направление движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
  7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
  8. Составьте для ребенка “Маршрутный лист” от дома до школы. Помните, необходимо выбрать не самый короткий, а самый безопасный путь. Несколько раз пройдите этот маршрут вместе с сыном или дочерью, убедитесь, что ребенок твердо усвоил этот путь.

При движении по тротуару

  • Придерживайтесь правой стороны.
  • Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
  • Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
  • Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
  • Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу

  • Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
  • Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
  • Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
  • Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
  • Не стойте с ребенком на краю тротуара.
  • Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
  • Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части

  • Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
  • Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
  • Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
  • Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
  • Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
  • Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
  • При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
  • Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта

  • Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
  • Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
  • Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
  • Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).

При ожидании транспорта

  • Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах

  • Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите дорогу в обоих направлениях.
  • Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не торопитесь, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
  • Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
  • Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Сделайте ребенка заметным

В темное время суток ко всем дорожным опасностям добавляется еще и плохая видимость. В сумерках на непокрытой снегом проезжей части человека в неброской одежде просто не видно, даже если водитель едет, соблюдая правила, с включенным ближним светом фар. Помимо морального воздействия, мы можем повлиять на безопасность ваших детей, обеспечив их предметами со светоотражающими элементами, – это могут быть всевозможные фликеры – светящиеся значки (брелки, браслеты, нашивки), прикрепленные на рукава куртки или на сумку. Фликер заметен в свете фар автомобиля с расстояния 400 м. Ношение фликера снижает риск наезда на пешехода в темное время суток в 6,5 раз.

Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

  • Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
  • Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
  • Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
  • Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
  • Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
  • Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
  • Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
  • Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

Помните!

Наша общая задача – подготовить подрастающее поколение к реальной жизни, дать детям знания, привить умения и навыки безопасного поведения на дороге.

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего ребёнка, но других родителей.

Берегите ребёнка! Оградите его от несчастных случаев.



Предварительный просмотр:

Отвечать на неудобные вопросы детей или игнорировать их?

Вот список вопросов, от которых родители приходят в замешательство:

"Откуда берётся электричество?", "Откуда берется вода?", "Как Дед Мороз пролазит через трубу?", "Что такое черные дыры?", "Почему небо голубое?", "Что такое бесконечность?", "Что такое время?", "Почему летают птицы?", "Откуда берутся дети?",

"Как летают самолеты?", "Почему люди плачут, когда режут лук?", "Откуда берется ветер?", "Почему люди умирают?", "Почему гремит гром?", "Есть ли бог?", "Какой он этот мир?", "Что происходит с человеком, когда он умирает?", "Почему у меня нет папы?", "Почему наступает ночь?".

Когда ребенку исполняется четыре годика, его начинает интересовать все, что связано с восприятием знаний о мире. В это время он уже овладеет речью и уже готов ею вовсю пользоваться. Ему хочется знать все и обо всем, а от того, какой он получит ответ, зависит его дальнейшее развитие. Ребенок задает вопросы, чтобы узнать правила жизни и научиться жить по этим правилам. Если же родители не захотят отвечать на них или отвергнут его вопросы словами: "Не задавай мне глупых вопросов!", то ребенок почувствует себя ненужным. Вполне возможно, что он перестанет больше спрашивать не только родителей, но учителей и воспитателей. Никогда не отвергайте вопросы ребенка, если вы затрудняетесь на них ответить, то скажите прямо: "Я пока не готов ответить, давай об этом поговорим попозже".

Лучше всего, если родители сумеют ответить на вопросы детей правдиво, прямо и очень коротко. Особенно смущает родителей, когда их пятилетний малыш вдруг задает совсем не детский вопрос: " Откуда я взялся?". Краснеть, пугаться и ругать ребенка за недетский вопрос бесполезно. Психологи советуют уже в этом возрасте купить книгу по анатомии с цветными картинками и читать ее вдвоем с малышом, спокойно рассматривая иллюстрации. Акценты делать на отличие половых органов не стоит, просто с равным интересом объясняйте ему, где находятся легкие, сердце, печень и половые органы.

Если родители сами бледнеют и краснеют, когда речь заходит о продолжении рода, то ребенок им больше не задаст "неприличных" вопросов, а спросит их у кого-то другого. Как ему ответит этот другой, таким будет и отношение ребенка к сексуальной жизни. Поэтому очень важно родителям разъяснить ребенку, как он появился на свет. Современных детей уже не устраивает ответ, что его нашли в капусте, принес аист или купили в магазине. Такой ответ никуда не годится, они очень хорошо знают, какая бывает капуста, почему аисты не могут принести детей и что продают в магазинах.

Самым популярным ответом родителей на этот вопрос остается классическая фраза: "Ты появился из маминого животика", но часто ребенок на этом не успокаиватся и расспрашивает дальше. Отвечая на другие вопросы, нельзя давать ребенку почувствовать, что эта тема для вас является чем-то постыдным, но и излагать акт секса в подробностях тоже не стоит. Если далее ребенок спросит: "А как я появился у мамы в животе?", следует ответить: " Маме помог в этом папа". Маленькие дети могут ориентироваться в вашем ответе и воспринять его только в рамках собственного мышления. Задавая вопрос, его не интересует сам половой акт, а просто интересно откуда он появился сам.

Следующим вопросом, ответить на который должны быть готовы родители, является: "Что будет с человеком, когда он умирает?". Согласно опросу родителей, многие из них на этот вопрос отвечают, что он непременно попадет в рай или в ад. В то время 25% отвечают, что он становится ангелом. Оказалось, что из десяти родителей только четверо могут рассказать ребенку о похоронном процессе. Скрывать правду о смерти и бояться, что это может травмировать психику ребенка не надо. Все равно ребенку наверно уже известно о смерти мух, комаров или бабочек. Не удивляйтесь, если ваш малыш с особым удовольствием хлопает тапочкой по тараканам и мухам, отрывает им крылья или лапки. Он так исследует, как может наступить смерть под воздействием человека. Не стоит оберегать ребенка от волнений, лучше расскажите ему, что все живое рано или поздно умирает. Он должен понять, что смерть - это часть нашей жизни. Ребенок должен при этом почувствовать, что смерть человека приносит членам его семьи горе.

Мы рассмотрели только два неудобных детских вопроса, на которые затрудняются ответить родители. На самом деле таких вопросов великое множество. Отвечая на них, старайтесь придерживаться следующих правил:

1. Старайтесь говорить всегда правду, не стоит рассказывать ребенку небылицу и сказки. Обман рано или поздно будет разоблачен и ребенок подумает: "Мои родители мне сказали неправду". Тогда он сам в трудных ситуациях будет обманывать, также как и родители. 
2. Не отмахивайтесь
 от вопросов ребенка, относитесь к ним с уважением. Нельзя смеяться и упрекать его, отвечайте кратко и понятно.

3. Ваш ответ должен обогатить ребёнка новыми знаниями и побудить его к размышлениям. Поощряйте его желание узнать больше, встречным вопросом: "А ты как думаешь?". 
4. Если
 затрудняетесь ответить на вопрос ребенка, предложите ему вместе посмотреть или прочитать книгу на эту тему, ваш ответ должен вызвать интерес к изучению аспектов жизни. 
5. Если вы не можете найти
 ответа или считаете, что ваш ответ будет непонятен малышу, тогда скажите ему лучше: " Ты еще маленький, вот подрастешь, тогда многое узнаешь в школе", чем сказать: "Ты все равно ничего не поймешь".

 

 



Предварительный просмотр:

Какие родители – такие и дети

Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе  с тем такие родители не потакают детским капризам.

Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удается освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.

Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.

Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся выработать у ребенка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребенок прав. Жесткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко – физических наказаний.

У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтороль, если он вообще появляется.

Снисходительные родители - импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают детям делать все, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивности поведения.

Все это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.

 

 



Предварительный просмотр:

Сто тысяч "почему?"

«Мама, а почему слон больше верблюда?», «Почему одуванчик желтый?», «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?» — такая любознательность сына или дочки поначалу радуют родителей, рождая в них законное чувство гордости за свое чадо. И взрослые стараются соответствовать – смотрят энциклопедии, спрашивают у специалистов, объясняя детально самому умному на свете ребенку, почему взлетает самолет, а корабль не тонет в море. Но вопросы не прекращаются, и родительский энтузиазм постепенно угасает под напором новых «почему», на которые становится невозможно ответить. «Мама, а почему чеснок пахнет колбасой? Почему наступает ночь, если выключишь свет? Почему свинку не стирают в машине?» Постепенно чрезмерное любопытство ребенка становиться настоящей пыткой для мамы и папы, которые уже не в состоянии отвечать на многочисленные вопросы. Что же делать в этом случае? Как реагировать и поступать? Прежде всего, не надо пугаться. Ваш малыш дорос до самого интересного, забавного и незабываемого возраста – «возраста почемучек». Постарайтесь понять собственного ребенка.

Надежда Юргина
психолог

Интересный детский возраст

Когда и почему малыш превращается из сосредоточенно молчащего человечка в интересующегося всем на свете говорливого непоседу? Обычно такой период приходится на самый исследовательский детский возраст - от 3 до 5 лет. Именно в это время у ребенка появляется "зверский аппетит" к познанию мира. Ему интересно абсолютно всё. Вопросы сыплются как из рога изобилия, застигая родителей врасплох и часто ставя в тупик непонятной детской логикой. Как поступает в этой ситуации взрослый? Он либо честно пытается отвечать на вопросы или с помощью различных уловок уходит от ответа, отмалчивается, ссылаясь на "потом", всеми способами стараясь избежать ответа "не знаю", роняющего родительский авторитет в детских глазах. Но подобные уловки вряд ли подействуют. Если вы попытаетесь отмолчаться, малыш не успокоится, пока не услышит ответа на интересующий вопрос. Попробуйте отговориться и тут же "почемучка", почувствовав фальшь, задаст массу дополнительных вопросов, потребует понятных разъяснений. Не думайте, что это знакомо только вашей семье. Помните "Маленького принца", где Антуан де Сент-Экзюпери с легкостью и любовью показал самую суть "почемучного" состояния: "Задав какой-нибудь вопрос, Маленький принц уже не отступался, пока не получал ответа. Неподатливый болт выводил меня из терпенья, и я ответил наобум: - Шипы ни за чем не нужны, цветы выпускают их просто из злости. Наступило молчание. Потом он сказал почти сердито: - Не верю я тебе!"

Особенности детской логики

Очень интересно, в плане словесного выражения, начало этого периода. Ребенок совсем не сразу начинает задавать вопросы: "почему?" и "как?" На начальном этапе он осторожно, и как бы про себя констатирует интересные ему факты. Чаще всего кроха делает это тихим голоском и с интонацией легкого удивления: "Странная какая-то собака - сама белая, а голова черная. Может в краску упала, а может ее разрисовал кто, а может сама такая…". Как будто малыш и не ждет от взрослого никаких пояснений. А если такие объяснения поступают, он, вроде как, и не слушает их. Просто смотрит и отмечает какую-то непонятную странность. Эти размышления об окружающем мире и есть первое, еще не озвученное "Почему?" Просто он надеется, что вы сами поймете намек и невзначай ответите на незаданный вопрос. Но эта нерешительная мягкость ненадолго. Но с каждым днем малыш становится все более и более настойчив, требуя необходимых разъяснений. Он задает вопросы и ждет ответов, потому что хочет, нет, требует, чтобы вы признали его взрослым и говорили с ним серьезно, правдиво и без сюсюканья - для ребенка это очень важно. Поэтому ответы должны быть максимально просты и доступны детскому пониманию. Кроме того, родители должны проявить терпение, доброжелательность и постоянную готовность отвечать на вопросы. Ведь "почемучки" требовательны и упрямы. Они хотят все знать, здесь и сейчас. Они обижаются, если вы молчите и сердятся, если вы врете. Они беспардонно, забыв про вложенные хорошие манеры, отвлекают взрослых от дел. Отнеситесь к этому спокойно и уважительно: такая настойчивость - не что иное, как стремление донести, что сейчас маленький человек занят самым важным делом на свете - исследованием окружающего мира, пытается проникнуть в его устройство и сущность, познать таинство предметов, слов, явлений и событий. В этом возрасте дети пропускают естество жизни сквозь себя, через собственное восприятие. Познавательная активность ребенка подобно торнадо, набирающему силу, вовлекает всё и вся в свое изучение мира. Стремительно развивается мышление, поражая неожиданностью и неординарностью выводов. С геометрической прогрессией пополняется словарный запас, дети играючи пробуют, как будут звучать слова в той или иной грамматической форме. Они с легкостью иллюзиониста сочетают несочетаемое, фонтанируя интересными, творческими решениями. Фантазия в этом возрасте работает настолько бурно, что родители часто упрекают своих детей в придумывании того, чего на самом деле нет.

Какой должна быть реакция родителей?

Не стоит обижать "почемучку" своим недоверием. Лучше пофантазируйте вместе, и вы получите бесконечное удовольствие, вернувшись в мир детства, где мысль свободна и может принимать любые формы и создавать любые волшебные миры. Обязательно оцените старания "почемучки" найти и объяснить свое понимание мира. Ведь теперь из маленького скучного практика, манипулирующего предметами, он превратился в великого мыслящего ученого-теоретика! Он ждет от вас науки! Дискуссий! Сенсаций! Для него очень важно родительское участие в этом захватывающем процессе. Но если вы не сможете составить ему компанию, малыш особо не растеряется: он отправится исследовать мир самостоятельно. В поисках правды исследователь разберет будильник, радиоаппаратуру или пылесос до последнего винтика, замкнет электросеть, побывает всюду - от чердака и подвала до дальнего леса. Чтобы понять и помочь "почемучке" , маме и папе необходимо вновь стать ребенком. При этом ни в коем случае нельзя ущемлять его интересы. Малыш должен считать, что это он сам стал таким большим и умным. А вам надо увидеть мир его глазами. Включитесь в эту игру. Ведь без поддержки кроха не сможет быть уверен в правильности своих выводов. Стимулируйте ребенка, поощряйте познавательную активность, и не забывайте хвалить, показывать свое уважение. Сейчас как никогда важно, чтобы сказанное им воспринималось серьезно. Так малыш почувствует свою значимость. Чем чревата родительская лень или усталость от бесконечных вопросов "почемучки"? Не помогая ребенку в этом возрасте, мы можем стать виновниками множества упущенных им возможностей. Не поддержанный вовремя интерес может сникнуть, "почемучка" перегорит, и его любознательность сведется к нулю. Позже, на уроках в школе он будет мучиться от скуки и зевать. Учителя станут разводить руками - "Ему ничего не интересно". А ведь малышу было интересно, было, но никто его не поддержал, и фитилек любознательности потух. Замечательные слова о любознательности есть в книге С.Л. Соловейчик "Педагогика для всех": "Любознательность - крючья, выставляемые в мир. Чем больше крючьев, тем больше и улов, тем богаче человек. С любознательным ребенком интереснее, его все любят. Поэтому, пересиливая себя, будем хвалить ребенка за всякий интерес, за всякий вопрос, за всякую попытку исследовать мир, даже если это исследование дорого нам обходится". Поэтому обязательно хвалите ребенка за каждое открытие, за выводы, за само проявление интереса, восторгайтесь им, будите чувство гордости. Удивляйтесь его уму и наблюдательности. Если ваш исследователь ходит в сад, первый вопрос, который вы должны задавать ему вечером при встрече не "Что ты сегодня кушал?", а "Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?" Новые открытия - вот самое главное лакомство для вашего ребенка.

Совместное познание мира

Как взрослому включиться в процесс детского познания? Это не совсем просто. Вот несколько практических советов, которые помогут в этой ситуации.

  • Чтобы познания малыша развивались эффективнее, помогите ему, включитесь в деятельность, сорганизуйте неуправляемый поток вопросов.
  • Обязательно приобретайте детские иллюстрированные энциклопедии. Совместное чтение не только расширит кругозор малыша, но и эмоционально сплотит вас.
  • Используйте всевозможные игры и упражнения, вовлекайте всех членов семьи и друзей "почемучки".

Можно порекомендовать упражнения, которые вы узнали или придумали, воспитателям детского сада. Можно, напротив, поинтересоваться у воспитателей и психологов в саду, какие они посоветовали бы игры, помогающие поддерживать любознательность и развивать познавательную деятельность ребенка. Например, такие упражнения, помогающие взрослому систематизировать процесс познания мира. Они позволят ребенку увидеть взаимосвязь процессов и явлений.

Упражнения

1. "Цепочка вопросов" Начните задавать ребенку бесконечную цепочку вопросов, начиная, например, с вопроса: "Откуда берется вода в озере?" Примерный ответ: когда идет дождь, в озере накапливается вода. Затем вы спрашиваете: "Почему идет дождь?". Эту цепочку можно продолжать и продолжать, пока ребенок будет в состоянии на них отвечать. Время от времени можно блеснуть собственными познаниями, особенно если малыш затрудняется с ответом. Это значительно повысит его тягу к знаниям и ваш родительский авторитет. Ну, а если некоторые вопросы поставят вас в тупик, не бойтесь признаться в этом, ведь главное не знания, а желание и умение их получать! 2. "Что каким бывает" Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает, например, дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше - дерево или человек? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова "высота". На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, улица, лента. Затем можно предложить сравнить: "А что шире - ручеек или река?" Такую игру следует проводить с самыми различными словами: играя, малыши будут учиться классифицировать предметы по цвету, по форме ("Что бывает красным, зеленым, круглым?"). Когда ребенок рассматривает игрушку и мама просит ее описать, то надо назвать побольше признаков, присущих этому предмету. Когда же берется только один признак, то дети припоминают самые разнообразные предметы, обладающие этой особенностью. В таких упражнениях, когда ребенок ищет слово (а взрослый помогает при затруднениях), уточняется смысл слов, они выступают для ребенка в самых разнообразных сочетаниях. 3. "Вопрошайка" В качестве материала можно использовать любую сюжетную картинку. Малышу предлагается задавать вопросы маме и папе обо всем, что ему интересно. Если взрослые не смогут ответить, то ребенок выиграл. После этого попросите дитя составить небольшой рассказик по этой картинке. 4. "Что нового?" Ребенку предлагается придумать новые способы использования обычных предметов - полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.д. 5. "Перевоплощения" Ребенку предлагается превратиться в какую-нибудь вещь и от лица этого предмета рассказать, как ей живется, что ее окружает, о заботах, о прошлом и будущем.

Игры

1. "Кто летает" Выбирается ведущий. Он спрашивает: "Ворона летает?", "Самолет летает?", "Дом летает?" Вопросы надо задавать очень быстро, и реакция должна быть мгновенной - да/нет или машем руками/не машем. Если игра на площадке, где есть лесенка, при ответе "да" можно подниматься на одну ступеньку вверх или просто шагать вперед. Игра прекращается, когда играющие дойдут до определенного места (об этом договариваются заранее). 2. "Продолжи фразу" Для этой игры хорошо использовать какой-нибудь небольшой предмет (например, небольшой мячик, варежку, ключи и т.п.), чтобы передавать друг другу в зависимости от того, чья сейчас очередь. Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например, "Зимой идет снег, а летом…..", и кидаете ему мяч (передаете варежку и т.п.). Ребенок отвечает и возвращает мячик. "Яблоки растут на дереве, а морковка……" "Во Франции говорят по-французски, а в Англии….." 3. "Продолжи слово" Игра похожа на предыдущую. Вы говорите первый слог, а концовку придумывает ребенок. Можно несколько раз давать одно начало, но заранее договориться, чтобы конец всегда был разным. Поменяйтесь с ребенком, пусть теперь он придумывает начало, а вы - окончание. Это хорошая возможность для малыша пополнить свой словарный запас. 4. "Профессии" Вы задаете вопрос: "Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать названия профессий, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, и заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" и объяснить ребенку разницу между этими профессиями. 5. "Кто больше знает…" Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает, например, предметов круглой формы? Скажите: "Я знаю круглое колесо, а ты?" Если ребенок ничего не вспомнит, добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите "круглые" слова: мяч, голова, яблоко и т.д. И пусть последнее слово будет за ним. Эта игра способствует повышению самооценки, дает ощущение значительности. Итак, кто больше знает…холодного, теплого, зеленого, поющего и так далее. Ваши старания обязательно принесут пользу, научат ребенка видеть взаимосвязь, а вас приобщат к пониманию собственного умника. Замечательно, если вы испытываете радость, отвечая на каверзные вопросы, и с удовольствием наблюдаете это удивительное явление. А может, вы растеряны, рассержены и раздражены? Да, несомненно, "почемучкины" вопросы порой утомительны. Кажется, что спокойной жизни наступил конец, и тишина в доме возможна только в ностальгических воспоминаниях? Нет, не спешите впадать в уныние. Этот возраст, увы, быстро проходит, суматошное время надо просто пережить, но пережить с наслаждением. Подумайте о том, что обращаясь именно к вам, ребенок тем самым показывает, насколько авторитетным, значимым и знающим человеком вы для него являетесь. Таким образом, помимо познания, бесконечными "почему?" он демонстрирует доверие и любовь. Так оцените это по достоинству.

 



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

  • Не отмахивайтесь от детских вопросов, относитесь к ним с уважением.
  • Внимательно слушайте ребенка, стараясь понять, что именно заинтересовало его в предмете или явлении, о котором он спрашивает.
  • Ответы давайте короткие, доступные пониманию малыша, избегая при этом сложных слов, книжных оборотов языка. Ответ взрослого должен не только дать ребенку новые знания, но еще и побудить его к дальнейшим наблюдениям, размышлениям.
  • Поощряйте самостоятельную умственную деятельность малыша, отвечая на его вопрос встречным: «А как ты думаешь?»
  • Отвечая на вопрос ребенка, влияйте на его чувства, воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим людям. У ребенка должны формироваться собственное мышление, стремление к самостоятельному решению задач.
  • Таким образом, вы сможете помочь становлению и развитию индивидуальности ребенка.
  • Будьте терпеливы, говорите спокойным тоном и не старайтесь навязать ребенку собственную мысль.
  • Главное понять, что познавать мир ребенок должен вместе с вами — любящими и внимательными родителями