АТТЕСТАЦИЯ 2021

Карабанова Наиля Ахмедулловна

Портфолио    https://disk.yandex.ru/i/ruu8jDuYoqD8FQ

Инновационный педагогический опыт «Изобразительное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников патриотического воспитания дошкольников»

Уникальность - 77,88%

Приложение - Конспект НОД "Удивительный мир бумаги" ( для детей старшей группы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт воспитателя MБДOУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Moрдoвия

Карабановой Наили Ахмедулловны

Введение

Тема: «Изобразительное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников патриотического воспитания дошкольников»

Автор: Карабанова Наиля Ахмедулловна

Год рождения: 26.10.1965

Профессиональное образование: высшее, Высшее, МГУ им. Н.П. Огарева Филологический факультет, 1991. Преподаватель русского языка и литературы

ГБОУДПО(ПК)С МРИО ,  2016г,  по квалификации -  воспитатель

Общий педагогический стаж работы – 36 лет; стаж работы в ДOУ – 36 лет

Повышение квалификации: 2019 г.,   Санкт-Петербург ООО «Центр Развития Педагогики»

Квалификационная категория: первая

Дата последней аттестации: 23.12.2016 г.

Занимаемая должность: воспитатель.

«Любовь к родному краю, родной культуре,

родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,

к своему жилищу, к своему детскому саду.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,

её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

                                                                                                                     Д. С. Лихачёв

Актуальность и перспективность опыта.

Патриотическое воспитание дошкольников - неотъемлемая часть социальной, культурно-нравственной идеологии, основанная на истории, традициях, обычаях и культуре родного края. И чем раньше начинается патриотическое воспитание детей, тем глубже и шире чувственные познания детей.  Поэтому тема патриотического воспитания будет актуальна всегда.

Педагоги используют разные средства в воспитании и формировании патриотических чувств дошкольников. На мой взгляд, изобразительное искусство – это одно из важнейших средств патриотического воспитания дошкольников. Именно поэтому, я выбрала тему «Изобразительное искусство как средство патриотического воспитания дошкольников патриотического воспитания дошкольников» для инновационной работы.

Человек - часть вселенной, в которой  множество проблем. Одной из которых, является проблема патриотического воспитания. От того, насколько развито это чувство у каждого человека,  зависит будущее человечества, умение сосуществовать в разнообразии культур и ценностей. Поэтому патриотическое образование приобретает приоритетное значение, а его формирование -  актуальность.

Основная идея опыта 

Дошкольное детство является фундаментом для формирования ребенка, в том числе, основ патриотического образования. Это период, когда у ребенка  появляется интерес ко всему: окружающему его  миру людей, природы, отношений. В этот период у него развиваются  и чувства патриотические, которые  становятся  основополагающими.

Воспитание ребенка патриота своей страны происходит во время общих бесед, при чтении художественной литературы. Педагог знакомит детей с обычаями народов своего края, традициями родной страны,  знакомит с художественно-прикладным и декоративным искусством, с традиционной национальной одеждой. Изобразительная деятельность способствует знакомству с народными промыслами своего края и России.

Безграничные возможности изобразительного искусства помогают выразить в  рисунке впечатления от поездок по родной стране, свое отношение к увиденному, изобразить символику страны – герб и флаг. Дети могут запечатлеть достопримечательности своего края, города, села, свою улицу, свой дом, родных и близких, друзей, а также исторические события страны: полёт в космос, праздник Великой победы и многое другое.

Таким образом, патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогической деятельности, которая предполагает формирование в единстве эстетических и патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной художественно-творческой деятельности дошкольников.

Организация ситуаций, способствующих нравственно-ценным переживаниям, например,  сочувствия живому, проявления заботы о животных или растениях, умение получать удовольствие от своего доброго поступка, – способствует тому, что дети познают нормы отношений между людьми, приобретают ценный опыт общения с разными традициями народов своей Родины, гуманного отношения к окружающему миру.

Именно это подтолкнуло меня выбор темы и создание системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, которая будет способствовать формированию патриотического сознания дошкольников,  познанию своей родословной, разнообразия культуры и традиций окружающих их людей, а это, в свою очередь, окажет влияние на формирование  патриотизма и  толерантности в республике и стране.

Теоретическая база. 

Теоретической базой для работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста для меня послужили современные программы патриотического воспитания, которые используются в ДОУ, а также  труды отечественных педагогов.

Каждый автор по своему раскрывает вопрос патриотического воспитания дошкольников и проводит его через определенный вид детской деятельности. Так, например,  С. Н. Николаева рассматривает его с точки зрения экологического воспитания, Т. Е. Комарова через приобщение детей к культурному наследию народа.

В трудах Н. В. Алёшиной, Т. В. Ивановой, патриотическое воспитание рассматривается в естественной и привычной его окружению среде обитания человека. Не простая, но очень важная задача воспитателя, на мой взгляд, это  выбрать из полученных ребенком впечатлений,  наиболее доступные и необходимые ему: родные и близкие для него люди, родной дом, родная улица, двор, детский сад, родной край, его природа, животный и растительный мир.

В.А. Сухомлинский считал, что важно, с малых лет, воспитывать чувства ребенка, учить его соизмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Неизмеримый  вклад в разработку проблемы патриотического воспитания детей внес А.С. Макаренко. Он считал, что там, где воспитывают подрастающее поколение по-новому, можно добиться больших результатов: растить людей грамотными, честными, высококультурными, а главное - стремящимися к единству с другими народами.

Воспитание личности дошкольника через устное народное творчество, культурные традиции, декоративно-прикладное творчество и семейно-обрядовые обычаи народа ведет к тому, что у дошкольников развиваются такие качества как уважение и интерес к истории своего народа, бережное отношение к родной природе, милосердие, честность, взаимопомощь, что является чертами достойного гражданина – будущего патриота своей страны.

Поэтому я веду работу по ознакомлению детей с художниками, картины которых помогают прививать любовь к прекрасному, к природе, к близким, родным, учат добру и справедливости, способствуют созданию определённого мировоззрения, которое позволяет дать маленькому человечку правильную оценку жизни, определить поведение других людей, их переживания, суждения и эстетический вкус.

Представления о патриотизме можно формировать как в процессе  непосредственно образовательной деятельности, так и свободной самостоятельной деятельности в режиме дня. Так, например, во время НОД можно дать  представления  о своем селе; представления о людях труда и их достижениях; о  культуре, обычаях и традициях народов своего края.

Полученные во время образовательного процесса понятия формируют  убеждения, показывают и доказывают на примерах,  необходимость жить в гармонии друг с другом и природой. Приобретенные детьми убеждения, в дальнейшем формируют патриотическое сознание. Из этого следует, что формировать патриотическое сознание и поведение следует, начиная с дошкольного возраста.

Новизна. 

Новизна инновационного опыта состоит в том, что применение современных методик и технологий для воспитания патриотических чувств дошкольников, способствует формированию творческих способностей и навыков и наоборот, изобразительное творчество является незаменимым средством патриотического воспитания.

А это доказывает, что четко спланированная деятельность по патриотическому воспитанию во всех видах детской  деятельности (изобразительной, речевой, экспериментальной и т.д.) способствует разностороннему развитию детей и является залогом успешности и результативности моей инновационной деятельности.

Технология опыта.  

Дошкольное детство  - это то время, когда нужно  целенаправленно  педагогически грамотно  воздействовать  на ребенка, чтобы  сформировать у него  представления о  патриотизме, осознанном отношении к окружающим людям, понимание и принятие их традиций и культур; формирование любви к своей  Родине, гордости за свой народ и его достижения, желания сохранить и приумножить богатства своей страны.

Технология инновационного опыта заключается:                        

1. создание в группе развивающей среды для  углубления опыта детей о патриотизме;

2. организация деятельности в центрах патриотического воспитания и изотворчества: наблюдения, практическая деятельность, изобразительная деятельность, художественно-познавательное чтение;

3. организация мероприятий с детьми по ознакомлению с культурой и традициями народов, проживающих в родном краю;

4. организация игр и развлечений патриотической направленности;                

5. включение в режим дня ситуаций для  эмоционального отклика.

Прежде, чем приступить к инновационной работе по патриотическому образованию детей, мной была проведена диагностика для выявления патриотических представлений и практических умений.  Результаты диагностики показали низкий и средний результат патриотических представлений детей.

Поэтому мной были определены следующие задачи:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице селу (городу);
  2. Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;
  3. Воспитание уважения к людям разных  профессий и результатам их труда;
  4. Развитие интереса к народному творчеству, промыслам, к людям разных культур, традиций;
  5. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  6. Расширение представлений о родном крае, стране;
  7. Знакомство  воспитанников с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
  8. Знакомство с историческим прошлым России;
  9. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  10. Воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

 Для реализации поставленных задач мною разработаны:

- Разработан перспективный план  мероприятий патриотической направленности.

- Разработан комплекс познавательных занятий по патриотическому воспитанию.

- Оформлен мини-центр национальной культуры.

- Оформлены альбомы «Природа моего края», «Красная книга Мордовии», «Известные люди Мордовии», «Национальная Одежда» и др.

- Создана картотека с подборкой игр патриотического содержания, картотека  стихов, загадок  физкультминуток.

Все это  позволяет мне более эффективно строить процесс ознакомления детей с новыми понятиями, обобщить и систематизировать знания воспитанников.

Многолетний опыт и накопленный образовательный материал позволил мне успешно реализовать работу по патриотическому воспитанию дошкольников.

Работу по патриотическому воспитанию и образованию детей строю, используя различные методы, формы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности моих воспитанников. Это помогает шире раскрыть представления детей о Родине, ее природе, людях с их культурой, обычаями и традициями.

Мой опыт работы в этом направлении представляет собой обоснование актуальности проблемы патриотического воспитания, взаимодействие с родительским сообществом, т.к. оно имеет большое значение в решении задач патриотического воспитания будущего поколения.

Опыт работы по патриотическому образованию детей  содержит конспекты непосредственно образовательной деятельности с детьми, мультимедийные презентации, детские изобразительно-художественные работы,  консультации, папки-передвижки для родителей и др.

Организация целенаправленной, систематической работы по патриотическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, показала, что она помогает воспитывать в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом, увидеть красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы.

Результативность опыта

Эффективность опыта представлена данными мониторинга на начало и конец применения представленного опыта.

Данные мониторинга на начало реализации инновационного опыта: высокий показатель – 20 %, средний – 18%, низкий – 62%. Результаты мониторинга на конец реализации инновационного опыта: высокий показатель – 63%, средний – 37%, низкий – 0%.

Данные мониторинга показывают, что у детей:

1.        Сформировалась привязанность к семье, близким людям, своему дому;

2.        Сформировалось бережное отношения к природе и ко всему живому;

3.        Появились задатки уважительного отношения к людям разных  профессий и результатам их труда;

4.        Появился интерес к народному творчеству, промыслам, к людям разных культур, традиций;

5.        Сформировались чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

6.        Расширились представления о родном крае, стране;

7.        Появились знания  воспитанников о государственной символике: гербе, флаге, гимне; об историческом прошлом России;

9.        Развились чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

10.    Родители стали активными         участниками совместных акций,  приобщились совместно с детьми к миру природы.

Таким образом, народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. А работа по ознакомлению детей с народным творчеством средствами изобразительного искусства, является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитанию любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.

Перспективы применения опыта в практике.

Опыт может быть использован воспитателями детских садов, а также родителями дошкольников.

Литература.

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в  ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии  мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  2. Бабаева Т.И., А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019
  3.  Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание  

дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007

  1. Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.
  2. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. М., 2001.
  3. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013г);
  4. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008
  5. Князева О.Л.  «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,
  6. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  7. Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  8. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию. М.: Скрипторий 2003
  9. Маханева М.Д., «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», М, 2009г
  10. Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  11. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  12. Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.

Приложение 1



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Удивительный мир бумага»

в старшей группе

Автор-составитель: Карабанова Н.А.

Цель. Формирование  правильного отношения к вещам  и материалам природного происхождения, экономного и бережного обращения с ними. Развитие творческих способностей детей.

Задачи.

Образовательные:

— закрепить знания о свойствах бумаги, процессе её изготовления и использования;

— активизировать речь детей;

— формировать умение рисовать на помятой бумаге.

Развивающие:

— развивать ретроспективный взгляд на бумагу (прошлое и настоящее);

— развивать воображение, творчество.

Воспитательные:

— воспитывать  понимание того, что к бумаге нужно относиться бережно, использовать экономно.

— воспитывать эстетическое восприятие, желание создавать прекрасное и полезное.


Материалы и оборудование: камни, береста, бумага, цветные карандаши, тарелочки с водой, схема производства бумаги, указка, альбомные листы, спички, железный поднос (для воспитателя), кукла в бумажном колпаке и в бумажной накидке; карточки-схемы для изготовления оригами и аппликации.

Ход НОД

Оргмомент.  Игра с мячом «Один-много»

Слайд 2

Воспитатель.  Ребята, пройдите, и садитесь на стульчики. Послушайте загадку:
На чем мы пишем что-нибудь,
На чем мы любим рисовать,
Что можно скомкать и согнуть
И даже трубочкой свернуть?
А ну, попробуйте, ребята,

Загадку эту отгадать!           (Бумага)


Воспитатель. Правильно, ребята, это бумага. И сегодня мы с вами поговорим о ней. Посмотрите и скажите, что лежит у меня на столе?

Дети: камень, бумага

Воспитатель.  Как вы думаете, что общего между ними? Ответы детей
Ребята, все эти  предметы часть природы.

Слайд 3

Воспитатель.  Давным-давно, люди использовали эти материалы для того, чтобы передавать друг другу разную информацию в виде письменных посланий. Сначала рисовали на камнях.

Слайд 4 Потом начали рисовать на берестяных грамотах.

Слайд 5 А вот бумага, впервые  появилась в Китае. Посмотрите вокруг себя и назовите все предметы, в изготовлении которых используется бумага.

Дидактическая игра  «Найди и назови»

Воспитатель.  Посмотрите вокруг и назовите предметы, сделанные из бумаги.

Дети: салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради.

Слайд 6

Воспитатель.  Молодцы, ребята. Видите, как много предметов можно сделать из бумаги. А сейчас представьте, что вся бумага исчезла. Как изменится в этом случае наша жизнь? Предположения  детей.

Воспитатель.  Сможете ли вы чем-то заменить бумагу? Предположения  детей.

Воспитатель. Конечно, можно написать и рисовать на ткани, на дощечках, на камнях. Но вы представляете, сколько они будут занимать место, как неудобно будет их переносить и хранить. Из этого следует, что бумага имеет огромное значение в нашей жизни.

Воспитатель.  Хотите знать, как делают бумагу?  Бумага состоит из целлюлозных волокон.

- Повторите, из каких волокон состоит бумага?  Целлюлозных волокон

Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях (деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях).

- В каких растениях встречается целлюлоза?  В деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблях.

- Бумагу делают на специальных фабриках или комбинатах.

Слайд 7

- А сейчас внимательно  смотрите на экран. Видео о производстве бумаги.

Воспитатель.  Что нужно для производства бумаги? Древесина и много воды.

- Какие деревья используются чаще всего? Ель, сосна, береза.

- С чего начинается производство бумаги? С доставки древесины в комбинат.

 - Что делают с древесиной? Очищают кору и режут на маленькие чурбаки.

- Что делают с чурбаками? Чурбаки измельчают.

Воспитатель. Правильно, ребята,  крошку, которая получилась, перемешивают с особой жидкостью, превращая в мелкую массу. Она идет на изготовление бумаги. Затем её пропускают через специальные катки – прессы и получают тонкие листы бумаги.

Воспитатель.  Ребята, мы с вами узнали, что процесс производства бумаги очень сложный и трудоёмкий. Поэтому, нужно беречь ее, а  не рвать и бросать без надобности.

Воспитатель. Ребята, пройдите за столы. Что у вас на столах? Бумага и тарелочки с водой.

Воспитатель. Ребята, попробуйте помять бумагу.  Дети мнут бумагу.
Что произошло с бумагой?
Бумага помялась.

Воспитатель. Теперь попробуйте  порвать. Что произошло  с бумагой? Бумага порвалась.

Воспитатель. Положите бумагу в тарелку с водой.

- Что происходит с бумагой?  Бумага намокла.

Воспитатель.  Внимательно посмотрите, что произойдёт с бумагой, если я ее подожгу.  

- Что происходит с бумагой?  Бумага горит.

Воспитатель выставляет перед детьми  схему «Свойства бумаги».
Слайд 8

Воспитатель. Итак, ребята, посмотрите на схему и скажите, что мы узнали о свойствах бумаги? Бумага горит, мокнет, рвётся, мнётся.

Воспитатель. Ребята, давайте немного поиграем.

Слайд 9

Пальчиковая гимнастика  «Бумага»

Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем,
Мы стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем,
Не дадим ему скучать,
С ним мы будем рисовать.

Появляется Бумажный человечек.

Слайд 10

Воспитатель.  Сегодня у нас в гостях Бумажный человечек. Он очень хочет попасть в сказку, где живут такие же, как и он, необычные персонажи. Но путь в сказку полон опасностей. Ему нужно перейти через широкую речку, пройти по огненному мосту, дремучему с колючими и острыми ветками лесу.
- Ребята, чем опасна широкая речка для Бумажного человечка?
Предположения детей.

Воспитатель. Что может случиться с Бумажным человечком, если он пройдет  по огненному мосту? Предположения детей.

Воспитатель. Чем опасен  дремучий лес с колючими и острыми ветками? Предположения детей.

Воспитатель.  Ребята, посмотрите, Бумажный человечек совсем загрустил. Слайд 11

Давайте поможем нашему гостю попасть в сказку и нарисуем для него  безопасный путь при помощи бумаги, с которой мы играли, ведь бумагу нельзя тратить неразумно.

- Какой безопасный путь вы можете предложить Бумажному человечку? Ответы детей.

Думаю, если он отправится по цветочной полянке, то ничего плохого с ним не случится.

                         Дети рисуют на мятой бумаге (под музыку).

Воспитатель.  Молодцы, ребята, у вас получился замечательный путь в сказку. Он безопасный и яркий. Думаю, Бумажный человечек, обязательно, использует  ваш вариант безопасного пути и благополучно попадет в сказку.   Бумажный человечек уходит.

Воспитатель.  Ребята, надеюсь, вы поняли, что без бумаги сложно прожить. А чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережно относиться к бумаге, экономно использовать её в быту: прочитанные книги и журналы не выкидывать, а сдавать в макулатуру, где они приобретут  вторую жизнь.

                                       Рефлексия

Воспитатель.   Что нового вы узнали про бумагу?

– Как надо обращаться с бумагой и книгами?

– Как вы работали с бумагой? 
Слайд 12

– Чтобы узнать о бумаге больше, я принесла вот такие карточки. В них показано, как сделать необычные вещи из бумаги.

Слайд 13

Переход НОД в самостоятельную игровую деятельность детей

Дети расходятся по игровым зонам, заинтересованные, рассматривают карточки-схемы по аппликации и оригами.