Рабочие программы

Фомина Юлия Сергеевна

Рабочие программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_matematike_6_klass_68ch.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа факультатива  по математике составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании».

Пояснительная записка

Данная программа математического факультатива «За страницами учебника математики» рассчитана на один год обучения для учащихся 6-х классов, проявляющих интерес к математике, желающих изучать математику на повышенном уровне, дает возможность учащимся углубленного изучения основного курса математики путем рассмотрения задач, требующих нестандартного подхода при своем решении.

Содержание занятий факультатива позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам.

Основная цель программы: создание условия для побуждения и развития устойчивого интереса учащихся к математике и её приложениям, развитие творческого и логического мышления, подготовке к олимпиадам и конкурсам различного уровня.

Задачи:

1. Расширение и углубление знаний по предмету;

2. Развитие математических способностей и мышления у учащихся;

3. Формирование пространственного воображения.

4. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, экономике и т.д., о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;

5. Привитие интереса к изучению предмета;

6. Разностороннее развитие личности.

Математика занимает особое место в образовании человека,  что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.

Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в наше образование и воспитание. Результаты надёжны лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в лёгкой и приятной форме, на предметах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.

                                        Общая характеристика учебного предмета.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.                                              

Цели обучения.

Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка способностей.

Образовательные задачи:

-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-        привитие интереса учащимся к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-        воспитание культуры личности;

-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-        воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

                                                               Место предмета.

Программа факультатива рассчитана на учащихся 6 классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Программа   кружка    рассчитана на один год   обучения.

2час в неделю , 68 часов.

                                                         

Результаты обучения.

В результате занятий учащиеся должны

Знать:

-          старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов;

-          названия больших чисел;

-          свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными числами и нулём и их свойства, понятие квадрата и куба числа;

-          приёмы быстрого счёта;

-          методы решения логических задач;

-          свойства простейших геометрических фигур на плоскости;

-          понятие графа;

-          понятие софизма.

Уметь:

-          читать и записывать римские числа;

-          читать и записывать большие числа;

-          пользоваться приёмами быстрого счёта;

-          решать текстовые  задачи на движение, на взвешивание, на переливание;

-          использовать различные приёмы при решении логических задач;

-          решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические головоломки, простейшие задачи на графы;

-          решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы.

-          выполнять проектные работы.

                         

Содержание тем учебного процесса.

Занимательные задачи

Тема 1 . Магические квадраты.

Отгадывание и составление магических квадратов.

Тема 2.Математические фокусы.

Математические фокусы с «угадыванием чисел».  Примеры математических фокусов.

Тема 3.Математические ребусы.

Решение заданий на восстановление записей вычислений.

Тема 4. Софизмы.

Понятие софизма. Примеры софизмов.

Тема 5.Задачи с числами

Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.

Тема 6.Задачи – шутки

Решение  шуточных задач в форме загадок.

Логические задачи

Тема 1.Задачи, решаемые с конца.

Решение сюжетных, текстовых  задач методом «с конца».

Тема 2.Круги Эйлера.

Решение задач с использованием кругов Эйлера.

Тема 3.Простейшие графы

Понятие графа. Решение простейших задач  на  графы.

Тема 4.Задачи на переливания.

Решение текстовых задач на переливание.

Тема 5.  Взвешивания.

Решение задач  на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь.

Тема 6.  Задачи на движение.

Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление,  движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке.

Тема 7.Старинные задачи

Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

 

Геометрические задачи

Тема 1.Задачи на разрезания.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

Тема 2. Задачи со спичками.

Решение занимательных задач со спичками.

Тема 3.Геометрические головоломки.

«Танграм».

Учебно-тематический план

 

 

Раздел

 

 

Тема

 

Кол-во занятий

1

 

 

Занимательная арифметика

 

Тема1.Запись цифр и чисел у других народов

1

Тема 2.Числа - великаны и числа- малютки

1

Тема3. Развитие вычислительной культуры.     Организация устного счёта.

1

Тема4.  Приёмы  быстрого счёта

2

Тема 5. Рассказы о геометрии. Из истории развития геометрии.

1

2

Занимательные задачи

 

Тема 1. Магические квадраты

2

Тема 2.Математические фокусы

2

Тема 3.Математические ребусы

3

Тема 4. Софизмы

2

Тема 5.Задачи с числами

2

Тема 6.Задачи шутки

3

Тема 7.Старинные задачи

3

Тема 8. Математические игры

3

3

Логические задачи

 

Тема 1.Задачи, решаемые с конца

3

Тема 2.Круги Эйлера

2

Тема 3.Простейшие графы

2

Тема 4.Задачи на переливания

3

Тема 5.Задачи на взвешивания

2

Тема 6.Задачи на движение

3

Тема 7. Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

4

4

Геометрические задачи

 

Тема 1.Задачи на разрезание 

3

Тема 2.Задачи со спичками

3

Тема 3.  Геометрические головоломки

3

5

Проекты

Тема 1.Проектные работы.

3

6

 

Решение задач по всему курсу

 

 

Тема 1. Олимпиадные задачи различного уровня.

3

Тема 2.Составление  и выпуск брошюры «Математическая шкатулка»

4

Тема 3. Решение задач

4

ИТОГО:

68

Литература

  1. М. И. Башмаков . Математика 6 класс. ООО »Издательство  Астрель» , 2010
  2. М. И. Башмаков . Математика 6 класс. ООО »Издательство  Астрель» , 2011
  3. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2009
  4. «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2010г.
  5. Э.Ю. Красс, Г.Г. Левитас «Нестандартные задачи по математике в 5-6 классах». М. 2013 г.
  6. А.Ф. Фарков «Математический олимпиады. 5-6 классы», М. 2013 г.
  7.  Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.