Кружок "Что? Где? Когда?"


Предварительный просмотр:

Методика и формы работы для создания условий развития индивидуальных способностей воспитанников  в рамках участия в работе кружка «Что? Где? Когда?»

Зверева Н.Д., педагог дополнительного образования, ГБОУ СОШ №455

Кружок  «Что? Где? Когда?» в нашей школе существует  с 2000 года  и второй год  работает в рамках отделения дополнительного образования детей (ОДОД) город «Детства».

Программа кружка  «Что? Где? Когда?»  разработана с учётом особенностей современной системы образования. В изменяющихся условиях современного российского общества все более актуальным становится обновление и модернизация содержания образования в школе. Системно-деятельностный подход, заложенный в ФГОС, предполагает развитие личности ребенка на основе урочной и внеурочной деятельности.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД) - "общеучебные умения", "общие способы деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Перед учителем встает основная педагогическая задача - создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность детей.

Среди методов и приемов организации учебно-воспитательного процесса, применяемых в рамках работы кружка  «Что? Где? Когда?»: беседы, лекции, выполнение проектов, выступления на конференциях особое место  занимает игра «Что? Где? Когда?»

Можно выделить несколько составляющих данного метода:

  • формирование команд;
  • выбор темы игры;
  • формирование банка вопросов для игр;
  • организация игры;
  • проведение игры.

Сегодня в нашей игровой практике обучающиеся садятся за игровой стол не только внутри занятий кружка, среди своих, но являются активными организаторами игр для других учеников: учащихся младших классов, для своих сверстников или организуют и участвуют в межшкольных встречах команд.

Оптимальный путь освоения знаний сопряжен с личностной активностью обучающихся. Сегодня школьники заинтересованы не только получить знания, но и найти им успешное применение. В нашем районе по объективным причинам долгое время не работает клуб «Что? Где? Когда?». Участники кружка обратились к руководителю клуба «Клюв» - Любимовой В. В., кандидату педагогических наук, учителю математики с предложением восстановить работу клуба.  С этого года, не без участия наших воспитанников,  проводится работа по возобновлению  деятельности клуба. Намечена весенняя серия отборочных игр и финальная встреча команд в рамках работы данного клуба.

Для успешного познания мира ученику необходимо научиться работать с информацией: собирать, систематизировать, обмениваться данными. Воспитанники нашего кружка ежегодно участвуют в Открытом интеллектуальном интернет-турнире «Точка опоры»,  проводимом по инициативе негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Росинка» по согласованию с окружным методическим центром Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы. On-line турниры проверяет на прочность знания каждого учащегося, способствует развитию интеллектуальной инициативы ученика, учебно-познавательного интереса к общеобразовательным предметам. Помогают  развитию ключевых образовательных компетентностей учащихся. Вовлекают их в соревновательную интеллектуальную деятельность. Способствуют общественному признанию результатов внеурочной деятельности учащихся, имеющих интеллектуальный и творческий характер.

Расширять кругозор детей, закреплять и совершенствовать знания, полученные на уроках в школе, помогает ежегодное участие в мультитурнирах: синхронный турнир для учащихся старших классов "Южный ветер"; асинхронный турнир для учащихся 5-8 классов "Золотая осень"; асинхронный мультитурнир для учащихся 2-6 классов "Сказочный сундучок",  «Золотая осень», которые проводит Детское общественное движения «Игра» города Краснодара[1] 

В 2011-2012 учебном году команда «Друзья 11» - это старшее поколение воспитанников кружка, стала призером ежегодной игры «Что? Где? Когда?», которую организует и проводит для старшеклассников Инжекон, один из старейших институтов Санкт-Петербурга. Успешное выступление Бушмакина Ильи в поединке капитанов команд приблизило ребят к победе.

В текущем игровом году успех сопутствовал учащимся пятых классов. Команда «Друзья -5» одержала победу в асинхронном турнире для учащихся 5-8 классов «Золотая осень -2012».

Наблюдая за деятельностью воспитанников во время занятий, можно сделать вывод, что использование разнообразных форм и методов обучения оказывают положительное влияние на активизацию индивидуальных способностей школьников. Игра «Что? Где? Когда?» — это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач успешного обучения. Согласитесь, что залог успешности ребенка в жизни во многом определяет развитие таких индивидуальных, личностных качеств, как настойчивость и самостоятельность в достижении поставленной цели, умение отстоять свою точку зрения и уважение к мнению других, коммуникативные навыки, умение работать в творческом коллективе.  Игра «Что? Где? Когда?» способствует их развитию. Французский физик Паскаль верно подметил: «Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».


[1] https://r.mail.yandex.net/url/WJAcY_NZnFgHPdYMtKwPzg,1358266287/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессия моей семьи Выполняла Кирчанова Валентина, ученица 10 б класса, Г осударственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 455, Колпинского района

Слайд 2

Почему я выбрала профессию врача? Востребованность профессии 4 Героизм 5 1 Желание помогать 2 Моя семья 1 1 Развитие медицины 3

Слайд 3

История профессии

Слайд 4

Моя тетя Имя: Воронцова Наталия Алексеевна Профессия: Процедурная медицинская сестра

Слайд 5

Моя сестра Имя: Кирчанова Екатерина Дмитриевна Профессия: Фельдшер скорой помощи

Слайд 6

Моя мама Имя: Кирчанова Людмила Юрьевна Профессия: Медицинская сестра- анестезист

Слайд 7

Мой папа Имя: Кирчанов Дмитрий Алексеевич Профессия: врач травматолог-ортопед

Слайд 8

Содержание профессии Оказание помощи Профилактика заболеваний Лечение Просветительская работа среди населения Диагностика Разработка и использование новых препаратов и диагностических методов

Слайд 9

«Плюсы и минусы» профессии Плюсы Минусы Востребованность профессии Отсутствие права на ошибку Карьерный рост Трудовой график Учеба Сложность в общении с пациентами Спасение жизней, помощь окружающим Повышенная умственная нагрузка Престиж профессии Вредность работы Благодарность пациентов Шансы на высокий доход

Слайд 10

Качества, которыми должен обладать врач Терпимость Ответственность Общительность Наблюдательность Решительность Милосердие Н е лучший выбор профессии для эмоционально неустойчивых, неуверенных в себе личностей Не рекомендуется рассматривать медицину только из жажды наживы Отсутствие интереса к самой профессии

Слайд 11

Научная карьера Врач-интерн Врач Заместитель главного врача Заведующий отделением Главный врач Председатель Комитета по здравоохранения Министр здравоохранения Клинический ординатор Врач-специалист второй категории Врач-специалист первой категории Врач-специалист высшей категории Заслуженный врач Российской Федерации Профессиональный рост Карьерный рост Аспирант Кандидат медицинский наук Доктор медицинских наук Академик Ассистент кафедр ы Научно-педагогические работа Доцент Профессор Проректор Ректор

Слайд 12

https ://kratkoe.com/interesnyie-faktyi-o-vrachah/ Кратко обо всем © kratkoe.com https:// www.medsovet.info/articles/3117 http:// delai-vibor.com/vrach-plyusy-i-minusy-professii.html http:// www.proprof.ru/stati/careera/vybor-professii/o-professiyah/medicinskie-professii https:// spb.ucheba.ru/prof/110 https:// znanija.com/task/4406302 Интенет источники



Предварительный просмотр:

СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.   ПЛАТФОРМА  ДЛЯ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ  УЧАЩИХСЯ

В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зверева Н.Д., педагог дополнительного образования детей

 «В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат» 

В.А. Сухомлинский

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок
в экономической и социальной сфере. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».

В нашей школе уделяется большое внимание работе с одарёнными учащимися. Какими качествами обладают одарённые дети? Они – думающие, самостоятельные, уверенные, заинтересованные личности. У них есть жизненная цель.

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми.
 [1]

Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[1]

Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. [1]

В школе проводился опрос учащихся. Цель такой работы – определить заинтересованность детей  во внеурочной деятельности.

Восьмиклассники. 80% детей посещают кружки спортивной направленности. 11% отдают предпочтение занятиям в кружках психологии, например: кружок «Я лидер» на базе ГБОУ школы №455. Остальные учащиеся выбрали на базе ЦДЮТТ кулинарию, моделирование одежды, танцевальный кружок, занятия музыкой.

Девятиклассники. 60% детей посещают кружки спортивной направленности. 20% догоняют школьные знания в группах подготовки к ОГЭ. Но 7% процентов детей посещают компьютерные кружки: программирование, Web сайты, администрирование, компьютерная графика. Беседуя с ними, заметили, что ребята обладают на наш взгляд, достаточными знаниями для того чтобы поделиться ими с другими.

Настал момент, когда можно заинтересованность отдельного ученика реализовать в исследовательском процессе, создании проекта, игры.

В процессе работы над проектами для учеников созданы необходимые условия, при которых обучающиеся: самостоятельно получают  недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, развивают  исследовательские способности; системное мышление.

ИКТ-технологии, на наш взгляд, как ни какая другая технологии подходят для этих целей. Они ориентированы на самостоятельное освоение нового опыта учеником, развитие познавательных возможностей; представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач.

Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего проекта или исследования, возможность его использования не только
в прикладных целях, но и в практическом плане.

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся в учебном процессе позволяет сделать образовательную среду инновационной.

Именно в такой образовательной среде создаются оригинальные и по-настоящему новые идеи. Например: ученик нашей школы Суворов Александр создал проект «Вирусы. Разрешите познакомиться». Работа была заслушана на заседании школьного методического совета.  И это очень хорошо. Ученик приобрел опыт презентации  работы для аудитории. А дальше? 

При наличии сетевого сотрудничества на различных уровнях между организациями района, города можно было бы найти предложения для дальнейшего продвижения школьных проектов.

Если обратиться к первоисточникам, то «под пониманием сетевого взаимодействия в сфере образования можно считать социальное сотрудничество между образовательными организациями по реализации совместной деятельности нескольких образовательных организаций, организованное для обучения и воспитания, взаимообразованности, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования» [2]

Мы говорим не о дистанционном сотрудничестве. Мы говорим об очном представлении своей работы учеником. И из двух современных форм  основной системы взаимодействия выбираем  кооперацию, а не конкуренцию, так как ставим  перед собой задачу – это создание условий информационного обмена между  учениками. Согласитесь, что формирование коммуникативной культуры обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств.

Наверное, пришло время,  когда к трем моделям  взаимодействия: модель «Учитель-ученик», «Ученик-ученик», «Учитель – Учитель» в нашем районе можно добавить модель «Ученик - Учитель – Тьютер».  Тьютер - это организатор конкурсов, фестивалей, конференций, например:  фестиваль «Инновационное творчество юных школе», организатор конкурса проектов  технической направленности и другие, в которых учащиеся могут презентовать свои работы.  Тогда будем  уверенны, что разработанный учеником проект будет заслушан не только в школе, но и на другом уровне.  Это позволит обучающемуся повысить свою самооценку и получить отличный стимул для творчества и профессионального развития своих качеств.

Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения». Конечно, живое общение бесценно, его ничто и никогда не заменит. Но вот создать условия для такого общения – это наша задача.

Интернет источники:

 1 Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка [Электронный ресурс]- Режим доступа http://old.school.msk.ort.ru/i

2 Сетевое взаимодействие [Электронный ресурс]- Режим доступа http://iom.by/ru/

3 Ассоциация педагогов, работающих с интеллектуально одаренными  детьми [Электронный ресурс]- Режим доступа http://www.petrogradnews.ru/news