Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию и развитию основ художественной культуры ребенка

    Паршина Наталья Аркадьевна

    Познакомить детей с понятием "оберег", "берегиня". Обобщить знания детей о Коми орнаменте, как одним из средст художественного оформления декоративно-прикладного искусства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспек НОД33.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

    «Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

    муниципальнöйвелöдан учреждение

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию  и  развитию  основ

    художественной  культуры  ребенка

    Составитель:

    Паршина Наталья Аркадьевна

    воспитатель высшей

    квалификационной категории

    г. Воркута

    2016 год


    Образовательные области:  

    Художественно-эстетическое развитие

    Познавательное развитие

    Вид занятия: обобщение и систематизация знаний

    Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста  интереса  к коми традициям и искусству.

    Задачи:

    Образовательные: Познакомить детей с понятием «оберег», «берегиня». Обобщить знания детей о коми орнаменте, как одном из средств художественного оформления декоративно-прикладного искусства, уметь читать  мотивы коми орнамента. Закрепить умение последовательно рисовать элементы коми орнамента. Закрепить умение работать с пластилином; скатывать пластилин в жгуты и размазывать его на поверхности,  используя метод отщипывания.

    Воспитательные: Воспитывать интерес к быту и малым фольклорным формам. Воспитывать аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца.

    Развивающие: Активизировать речь детей через вопросы. Развивать мелкую моторику рук, воображение

    Необходимое техническое оборудование: аудио проигрыватель (в данном случае ноутбук), магнитно-маркерная доска. Композиция - «Марямоль», презентация на тему «Оберег  и берегиня»
    Материал:  «Берегиня», клубок, образцы элементов коми орнамента,  стеки, клей – карандаш, картонный квадрат, рамка,  пластилин,  работы детей, заранее сделанные полоски  ленточки и пояса, карточки с орнаментом, «деньги» у гостей, образец оберега

    Предварительная работа: провести с детьми беседу о Коми республике. Рисование ленточек и пояса Коми  орнаментом. Ознакомление с Коми орнаментом.

    Этап занятия

    Структурные компоненты деятельности

    Ход занятия

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Планируемый результат

    1.

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

    Организационный момент

    Эмоционально-психологический настрой :

    Дети вместе с воспитателем стоят в кругу:

    Ребята, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу.

    Приветствие, участие в

    игре

    Психологическая

    готовность

    2.

    Проблемная ситуация (мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

    Мотивация:

    Воспитатель повязывает на голову ленточку, расшитую коми орнаментом.

    -Дети, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

    -А как вы догадались?

    - Правильно мы сегодня с вами продолжим знакомство с коми орнаментом.  

    Проблемная ситуация:

    - Хотите узнать, что у меня в этом одеяльце завернуто?

    - Кто загадку отгадает, то одеяло открывает.

    Загадка.

    Платье носит

    Есть не просит.

     Всегда послушна,

    Но с ней не скучно.

    -Да, это кукла. Но кукла не простая. Посмотрите, что в ней особенно?

    - у нее нет лица, хотите знать почему?

    Воспитатель достает клубочек,  произносит слова:

    - Ты клубочек нас веди старину нам покажи

    Чтобы дети знать могли

    О делах коми земли.

    Прослушивание проблемы и знакомство с куклой

    ответы детей

    Занимают свои места перед экраном

    Внутренняя мотивация на

    деятельность.

    3

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    Актуализация и коррекция опорных знаний

    - Перед тем, как рассказать вам об этой куколке, давайте с вами вспомним, как называется республика, в которой мы живем?

    - Мы с вами живем в Коми республике и должны знать ее искусство.

    1.Слайд с изображением  человека одетого в коми костюм.

     Как и у всех народов, у коми народа есть свои узоры и орнаменты. Народ из поколения в поколение передает свое искусство, и оно приумножается. А что такое орнамент?

    2. Слайд.

    - Посмотрите, сможете ли вы определить какой из узоров здесь относится  к коми орнаменту  (верхний, нижний или посередине) ?   Чем отличается Коми орнамент от других узоров?

    - Правильно, коми орнамент очень точен, состоит из прямых линий или пасов. Все линии в элементе одинаковой длины, между ними одинаковое расстояние. Вот такой своеобразный коми орнамент.

     Вы уже знаете, что элементы коми орнамента имеют  свое название.

    На прошлом занятии, мы с вами расписывали коми орнаментом пояс для мальчиков, и ленточку для девочек. Давайте сейчас каждый возьмет свою работу и расскажет, что за орнамент на ней изображен.

    Упражнение для глаз: А сейчас снимите очки, мы выполним гимнастику для глаз.

    - Я буду называть орнамент, а вы его отыщите глазами. (сова, лапы, елка, солнце, чум). А теперь отвернитесь и  посмотрите  в окно. Глаза крепко закрывайте, что пропало, отгадайте?  (в это время воспитатель быстро убирает одну картинку и просит детей повернуться). А теперь посмотрите   и скажите,  чего не стало?

    3. Слайд. Воспитатель показывает на экране слайд с изображением коми оберегов

    - Ребята, посмотрите на картину,  кто знает, что здесь изображено?

    - А что такое оберег?

    Оберег - происходит от слова беречь, оберегать, защищать, хранить.
    Это предмет, оберегающий от болезней, бед и неудач. Помогает охотникам на охоте, рыбакам на рыбалке. Приносит счастье и удачу. А еще это просто украшение.

    Коми народ  для изготовления оберега  чаще использовал берёзу или сосну или бересту.

    - Что такое береста?

    Обратите внимание,  на обереге чаще всего изображали один, какой ни будь элемент коми орнамента.

    ответы детей

    ответы детей

     ответы детей

    выполнение упражнений зрительной гимнастики 

    ответы детей

    ответы детей

    Знание

    названия

    республики,

    некоторых

    сведений о

    народном искусстве

    своей Малой

    Родины

    4

    «Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

    4. Слайд.

    - А вот та самая куколка и зовут ее «берегиня». Как вы думаете, почему ее так назвали?

    - Берегиня – это тряпочная куколка, без лица. По поверьям многих народов Севера кукла охраняла детский сон, была «берегиней» для ребенка. А лицо ей не рисовали, для того что бы в нее не вселился злой дух.

    5. Слайд с изображением детей в коми костюмах.

    - В старину верили,  что с помощью орнамента можно себя защитить  от  разных бед. Пояс и ленточка обладают волшебной силой. Без пояса ни старый, ни малый из дома не выходили. На ребёнка пояс одевали, как только у него начинали прорезываться зубы.  

    Создавая обереги надо соблюдать некоторые правила:
    - они не могут быть изготовлены для себя;
    - изготавливаются только по доброй воле и от чистой души;

    Чаще всего обереги несли на ярмарку или дарили родным и близким.

    Слайд. 

    - Вот так люди устраивали ярмарки своих поделок.

    На ярмарке каждый старался рассказать как можно больше о своей поделке, что бы ее захотели купить,  т.е.  из чего она сделана и что на ней изображено, и чем она может быть полезна для человека.

    Вот посмотрите, какой оберег я сделала, я вложила в него свою душу и хочу его подарить своей дочке.

     - Хотите, мы с вами сейчас сделаем обереги и прямо здесь устроим ярмарку – выставку  для наших гостей.

     Сейчас я вам расскажу, как его можно выполнить, но сначала, давайте поиграем в игру.

     Динамическая пауза

    Вот чум – руки над головой.

    Вот олень - руки скрестить над головой, пальцы растопырить

    Ягель ищет в тундре он – движение ногами.

    Солнце по небу катись – руки разводим в стороны.

    Чайка в воздухе резвись- плавно машем руками.

    наблюдают, рассматривают,

    сравнивают, задают вопросы

    участвуют в игре.

    Воспроизведение

    информации,

    необходимой для

    успешного усвоения

    нового.

    5

    Актуализация уже имеющихся знаний, представлений

    (выполнение работы)

    А сейчас я вас  превращу  в коми народных умельцев,  для этого надо надеть девочкам ленточку, а мальчикам пояс, а так как  – это оберег и  он не может быть изготовлен для себя,  поэтому что мы сейчас можем сделать?

    - Для начала давайте каждый определится, что он хочет изобразить на своем обереге (предложить детям заранее приготовленные карточки с изображением элементов коми орнамента).

     - У каждого есть вот такой квадратный картон. Вам нужно будет выполнить пластилиновую картину, основу под изображение. Для того что бы ваша основа получилась красочной похожей на северное сияние или  осеннею тундру, а может на летний луг, а может быть просто на снег, в зависимости от этого вы  можете  взять два кусочка пластилина нужного  цвета. Скатать из них  жгутики, затем соединить их и скрутить друг с другом – вот так. Затем отрывая по кусочку размазывать по картону, стараясь не выходить за красную линию. Когда вы полностью покроите квадрат пластилином, нужно будет тупым концом палочки нарисовать любой коми элемент, линии нужно проводить четко, что бы был виден картон (показать на образце).  Пластилин, который прилипнет к палочке нужно убирать. Затем, когда вы нарисуете, нужно будет взять клей и приклеить рамку .

    Когда дети будут выполнять задание включить музыку  в исполнении коми ансамбля песни «Марьямоль»

    ответы детей

    Выполняют практическую

    работу. Взаимодействуют с

    другими детьми и педагогом

    Овладение определенным

    объемом практических

    навыков и умений при

    обучении продуктивным

    видам деятельности.

    6

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Итог занятия. Систематизация знаний

    - Я вижу, что у всех ребят готов оберег, можно созывать гостей на нашу ярмарку  - выставку, но чтобы товар ваш захотели понравился  нужно будет его разрекламировать, т. е рассказать   из чего он сделан, что на нем изображено и какую пользу он принесет хозяину.

    Рефлексия

    - А вам,  гости дорогие,  я раздам вот такой жетончик и если вам понравилась работа, вы можете отдать его хозяину, в конце  ярмарки мы узнаем, чья работа набрала больше всего жетончиков, та и понравилась больше всего.

    Воспитатель созывает гостей на ярмарку.:

    К нам сюда скорее просим,
    Подходи, честной народ.
    Веселиться начинайте.
    Всех нас ярмарка зовет!
    Подходите, граждане,
    Угодим каждому!  

    Высказывания по поводу

    полученной информации,

    качества выполненной

    работы и воплощения

    собственного замысла,

    своего эмоционального

    состояния

    Знание изображений элементов коми орнамента.

    Осознание себя как участника

    познавательного,

    творческого процесса.

    Создание положительного настроя от проделанной работы