Конспект урока по математике 1 класс

Корнеева Марина Алексеевна

Урок на тему "Дециметр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_2.docx52.43 КБ
Файл otkrytyy_urok_detsimetr.pptx387.74 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Тема: Дециметр

Цель урока: познакомить учащихся с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Задачи урока:

  1. Образовательные:  учить детей измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел.
  2. Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал, решать задачи; формировать умение работать в паре;
  3. Воспитательные: воспитывать сплоченность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке, уважительное отношение к науке математике.  
  4. Здоровьесберегающие: предотвратить умственное перенапряжение путем смены видов деятельности.

Ожидаемые образовательные результаты:

Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

Метапредметные: понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения. 

Предметные: сравнивать отрезки по длине; сравнивать данные значения длины; контролировать свою деятельность; обнаруживать и исправлять допущенные ошибки. 

Планируемые УУД:

Познавательные УУД: общеучебные- определение дециметра, его обозначение на письме («дм»), построение отрезка длиной 1 дм; логические- осуществление синтеза как составление целого (дециметра) из частей (10 см), сравнение предметов по длине.

Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные УУД: определять границы собственного знания и незнания, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Программно- методическое обеспечение урока

Оборудование к уроку:

  • Компьютер
  • Учебные принадлежности: линейка, простой карандаш, ластик, ручка

Дидактический материал:

  • Презентация к уроку
  • Фрагмент мультфильма «38 попугаев»
  • Раздаточный материал: мерки длиной 1 см и 1 дм, набор полосок, карточки с числами,

Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I.Этап самоопределения к деятельности .

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

 К учебной деятельности.

Планируемый результат: концентрация внимания учащихся и эмоциональный настрой

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Цель: Обеспечить готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.

Планируемый результат: актуализация внимания учащихся.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Математика зовет

Первоклашек на урок.

- Я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка! Повернитесь лицом друг к другу улыбнитесь,  повернитесь к нашим гостям и подарите им свою улыбку.

- Когда идешь в гости, надеешься, что тебе не будет там скучно, а будет интересно. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!

- Покажите с помощью сигналов с каким настроением вы пришли на урок.

-Запишите в тетради число, классная работа.

 Индивидуальная работа.  (2 уч-ся работают у доски)  

- А сейчас вспомним то, что мы уже знаем.  ЗНАЕМ

Устный счёт

 Логическая задача:

Перед вами домики. Из каких геометрических фигур они построены? Узнайте номера домиков, если домик №10 не с коричневой и не с синей крышей, дом № 6  слева от дома № 10, а дом №8  справа от дома №10 (слайд 3)

Решение примеров (слайды)  

  Если вы расставите числа в порядке возрастания, у вас получится слово.

-Какое слово получилось?

1-В);

(5-Л);

(9-Н);

(4-Е);

(6-И);

(8-И);

(10-А);

(7-Ч);

1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

ВЕЛИЧИНА

-Что такое величина?

-Верно. Величина – это свойство предметов, которое можно измерить и записать с помощью числа.

-Мы с вами уже знакомы с величиной – длина.

-Какими мерками люди пользовались раньше для измерения длины на Руси?

- Большой палец, пядь, локоть, сажень.

-Были ли такие измерения точными.

-Нет.

-Затем люди придумали единые единицы измерения.

-А какую единицу измерения длины вы уже знаете?

-Сантиметр.

 -А где ее можно увидеть?

-Верно, на линейке.

Сейчас, ребята, посмотрим фрагмент из мультфильма «38 попугаев».

-Что делали зверята?

-Измеряли длину удава.

 - В чём измеряли длину удава ? (в попугаях, в мартышках, в слонах)

-Одинаковые ли значения получились?

-Нет.

-Почему разные числа?

-Потому что герои использовали разные мерки.

-Какими мерками пользовались герои мультфильма?

-Попугаем, мартышкой и слоном.

-Какой единицей измерения вы бы предпочли измерить удава?

- Смотрите, ребята, задание было одно, а мнений, у зверят несколько.

-Задание выполнено?

-Нет.

-Чтобы разобраться с этой ситуацией, давайте проведем практическую работу.

- Посмотрите, на партах лежит набор полосок.

 -Покажите  самую маленькую и определите её длину.  (красная)

- Ответ?

 -1 сантиметр.

 - Длина этой полоски действительно 1см. Эта мерка поможет нам совершить открытие на уроке.

Работа в паре.

- А теперь попробуйте измерить этой же маленькой меркой длину парты.     (ограничиваю детей во времени, они не должны успеть – 30 сек.)

 -Время истекло, стоп, положите свои мерки.

 - У кого нет ответа? 

 - У кого есть ответ?   У кого другое мнение?

 -Что же получается: задание я вам дала одно, а как вы его выполнили?

-В чем затруднение?

-Мерка маленькая, мало времени.

 - Почему же так вышло?

- Вы сказали, что измерять неудобно, потому что мало времени и мерка очень маленькая.

 - Итак, делаем вывод, что мерка в 1 см не всегда удобна.

 -Значит, над какой проблемой нам надо поработать?

-Найти новую мерку для измерения длины и научиться, ей пользоваться. Это и будет целью нашего

урока.

-Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

-Давайте составим план сегодняшнего урока.

1 ) Найдём  новую мерку для измерения длины и будем учиться, ею пользоваться;

2)  Сравнивать величины;

3)  Решать задачи, уравнения.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 -Измерьте длину зелёной полоски этой меркой.

  -Какой инструмент поможет найти верное  решение?

-Линейка.

-Измерьте длину зелёной полоски линейкой.

- Запишите длину на  полоске.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

                         

                                                   

III. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявить место и причину затруднения, постановка цели урока.

Планируемые результаты: совместное определение цели урока, заинтересованность в изучении нового материала

 

 IV.Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) .

 Цель: Организовать «открытие» детьми нового способа действий и формировать способность к его выполнению.

Планируемые результаты: открытие нового знания, определение наиболее эффективного способа достижения результата

- Чему она равна?

-10см

 - Напишите на полоске 10 см. Это и будет новая мерка измерения длины.

 - Кто знает, как в математике по-другому называют 10см?

Работа с учебником

 - Откройте учебник на с. 72 прочитайте

- Так какова же тема нашего урока? 

( открыть тему урока)

-Кто знает, как записать 1 дм? 

- Прочитайте вывод в учебнике с 72.   ( открыть на доске 1дм-=10см)

 -Какое умение формировали?  (умение добывать информацию,  умение владеть речью.)

  -Напишите на красной полоске 10см =1дм

-Запишите ещё раз в тетрадь.

- Начертите отрезок длиной 1дм или 10см (черчу на доске)

- Что удобнее измерять меркой 1см, а что меркой 1дм?

-Для чего люди выделили такую единицу? 

-Чтобы было удобно.
-Верно
, люди выделили такую единицу для удобства измерения длины.

V Физкультминутка

Цель: Снять усталость, восстановить физические и духовные силы.

Планируемые результаты: восстановление духовных и физических сил.

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК

                                Дети. Раз, два, три, четыре, пять –

                                 Будем дружно мы шагать!

                                (Шагают на месте.)

                                Учитель. На одной ноге постой-ка,

                                  Будто ты солдатик стойкий.

                                (Встают на правую ногу.)

                        Ногу левую – к груди,

                                (Подтягивают левую ногу к груди.)

                        Да смотри не упади!

                        А теперь постой на левой…

                                (Встают на левую ногу.)

                                Дети. Если ты солдатик смелый!

                                Учитель. Все, закончилась игра,

                                  За уроки, детвора!

                                (Садятся на свои места.)

VI. Первичное закрепление во внешней речи .

Цель: Зафиксировать во внешней речи усвоение нового способа действий.

Планируемые результаты: понимание, принятие и применение нового открытия.

 

 Задание №2

  – Рассмотрите ломаные

-. Какая ломаная длиннее? Измерьте ломаные при помощи линейки.

- Чему равна длина этих ломаных? Запишем результаты измерений в тетрадь и сравним длины ломаных. 

– Итак, что можно делать с длинами? (Измерять, сравнивать.)

 

 Задание 3 на с. 72.

– Сравните длины. Поставьте правильно знак сравнения.

Задание записывается в тетрадь, обосновывается выбор знака.

Игра «+» или «- «        №7           Проверка (слайд)

Работа в паре.

 Практическая работа: задание 9 на с. 73.

На парте лежат 6 кругов («фазанов») и 6 треугольников («павлинов»).

– Разложите фигуры так, как смог бы увидеть Вова этих фазанов и павлинов. Предложите нам свои варианты.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: применить новый способ действий, организовать индивидуальную рефлексию достижения цели.

Планируемые результаты: усвоение новых знаний, решение учебных задач  практически.

Задание  5 по  вариантам  

  Проверка       Самооценка

 

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности .

Цель: Оценить результаты деятельности, осознать метод построения, границ применения новых знаний.

Планируемые результаты: определение границ применения новых знаний.

-Наш  урок подходит к концу.

-Скажите, какую цель ставили?

-Познакомиться с новой единицей измерения длины и научиться измерять длину с помощью новой мерки.

-Цели достигли?

-Для кого это было открытие?

-С какой величиной длины мы сегодня познакомились?

-ДЕЦИМЕТР.

-Чему равен 1 дм?

-10 см.

-Для чего люди придумали такую единицу измерения?

-Для удобства измерения длины.

-Оцените свою работу на уроке:

Если вы отлично владеете материалом сегодняшнего урока и можете объяснить материал другому, то покажите зеленую полоску .

Если вы хорошо усвоили материал и вам не нужна помощь учителя,

то покажите  желтую полоску.

Если вы не совсем усвоили новый материал и вам нужна помощь учителя, покажите красную полоску.

-Молодцы, ребята! Урок окончен. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корнеева Марина Алексеевна учитель начальных классов МОУ СОШ №5 г. Ртищево Длина. Дециметр.

Слайд 2

Устный счёт

Слайд 3

6 10 8

Слайд 4

4+3

Слайд 5

10-2

Слайд 6

6+3

Слайд 7

5+5

Слайд 8

9 -4

Слайд 9

2+2

Слайд 10

3+3

Слайд 11

6-5

Слайд 12

ДМ Дециметр

Слайд 13

1дм = 10см

Слайд 14

- - - +

Слайд 15

Какую новую единицу длины вы узнали? - Сколько СМ в 1 ДМ? - Какую работу вам понравилось выполнять? Длину каких предметов можно измерить моделью СМ? моделью ДМ? - Почему нужны разные мерки?