Методическая копилка

Стрига Ирина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Автор: Стрига Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 20

Предмет: русский язык

Класс: 4 Б

УМК: «Школа 2100»

Тема: Роль прилагательных-антонимов в речи.

Цели: 1. Уточнить роль прилагательных-антонимов в речи.

               Продолжить работу над  правильным и обоснованным употреблением антонимов.

               Формировать умения находить имена прилагательные в тексте.

               Работать над развитием устной и письменной речи.

            2. Развивать умения анализировать, устанавливать закономерности, обобщать, делать выводы.

            3. Воспитывать внимательное отношение к слову.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, толковый словарь.

Этапы урока

Содержание

Примечание

I. Организационный момент. Рефлексия.

Проверь, дружок

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Слайд 2

II. Актуализация знаний.

Формулирование темы урока.

- Послушайте стихотворение.

- Какая часть речи о себе так говорит?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить.

- Как вы догадались?

(Имя прил. описывает предметы, делает нашу речь более точной и выразительной)

- Что вы знаете об имени прилагательном?

- В народе говорят:

Верёвка хороша длинная, а речь короткая.

- Как вы её понимаете?

(Надо учиться говорить чётко, правильно, лаконично, ясно излагать свои мысли)

- Какие прилагательные вы услышали в этой пословице?

- Чем интересна эта пара слов?

(Эти прилагательные противоположные по значению)

- А как называются прилагательные противоположные по значению?

 

Прилагательные-антонимы

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Мы сегодня будем говорить о роли прилагательных-антонимов в речи.

- Отталкиваясь от темы и используя опорные слова, сформулируйте цель нашего урока.

- Чтобы вы хотели узнать? Чему научиться?

Узнать, … роль…

Научиться …  в речи

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

III. Минутка чистописания

большой – маленький  

старый –

сухой –

твёрдый –

глубокий –

- Прочитайте слова первого столбика.

- По какому признаку их  объединили в одну группу?

( Прилаг., ед. ч., м. р., начинаются с тв. согл. звуков)

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к данной записи, то узнаете, какую букву мы будем писать.

(К словам левого столбика надо подобрать слова противоположные по смыслу и начинающиеся на букву м)

- Назовите составленные пары слов.

- Какую букву мы будем писать?

- Что вы можете рассказать об этой букве?

(Этой буквой обозначаются звуки [м], [м,])

- Дайте характеристику этим звукам.

- Посмотрите на запись, определите порядок следования букв в данном ряду:

мб  мв  мг  мд  мж …

(Строчная буква м чередуется с согласными буквами, идущими в алфавитном порядке)

- Напишите этот ряд букв в указанной последовательности и допишите следующие три сочетания.

(мз  мй мк)

- С какими буквами вы написали сочетания.

Слайд 6

Слайд 6

IV. Словарно-орфографическая работа

Физминутка для глаз

- Угадайте новое словарное слово.

- Оно согласуется со всеми данными прилагательными по смыслу.

морской

бескрайний

огромный

капитан

простор

компас

- Какое это слово?

(простор)

- Как вы догадались?

- Объясните лексическое значение этого слова.

Простор – обширное, свободное пространство, видимое глазом.

- Как вы понимаете выражение «дать простор фантазии»?

- Значит, слово «простор» имеет и другое значение.

Простор – свобода, раздолье.

- Сколько значений имеет это слово?

- Итак, мы можем сказать, что это слово, какое?

(многозначное)

- Объясните написание нового слова.

(В слове простор под ударением гласная о во втором слоге, надо запомнить безударную гласную о в первом слоге)

- Запишите это слово. Обозначьте орфограмму.

- Составьте предложения, словосочетания с данным словом.

(безграничные просторы Вселенной,

бескрайний  простор полей, выйти на морской простор, повеселиться на просторе, широкий простор для творчества)

Слайд 7

Слайд 8

V. Открытие новых знаний.

1. Наблюдение над многозначностью имён прилагательных.

- Мы говорили о многозначности имени существительного.

- А есть ли многозначные имена прилагательные? - Проведём исследование.

Свежий хлеб –

свежий ветер –

свежая газета –

- Прочитайте словосочетания.

- Замените прилагательные антонимами.

- Какие словосочетания составили?

 (чёрствый, сухой хлеб

тёплый ветер

старая газета)

- Запишите словосочетания парами.

- Почему к одному и тому же прилагательному мы подобрали разные антонимы?

(Прилагательные употреблены в разных значениях)

- Назовите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в прямом значении.

- А в каких в переносном?

- Что интересного вы узнали о многозначных именах прилагательных?

- Сделайте вывод.

(Многозначные имена прилагательные могут    иметь  разные антонимы)

Слайд 9

VI. Формирование умений и навыков.

1. Упражнение в подборе прилагательных-антонимов.

Физминутка для осанки

2. Работа по развитию речи. Редактирование.

- В устном народном творчестве люди часто использовали слова-антонимы.

- Предлагаю вам работу с пословицами по выбору. Познакомьтесь со всеми заданиями и выберите для выполнения то, которое вам под силу.

- Какие пословицы вы составили?

 (Старый друг, лучше новых двух.

Родная сторона-мать, а чужая мачеха.

Маленькое дело лучше большого безделья.)

- Как вы их понимаете?

- Какую роль играют прилагательные-антонимы в речи?

(Способствуют более выразительной и яркой передачи мысли)

Обозначьте орфограммы.

Проверка.

- Какие орфограммы встретились?

- Назовите слова с безударными гласными в корне слова.

- Со звонкими и глухими согласными.

- С разделительным ь.

- С ь знаком после шипящих на конце существительных.

Работа по учебнику.                     упр. 207 стр. 33

- Прочитайте задание.

- Что мы должны сделать?

- Выполните эту часть задания.

- Назовите прилагательные, которые встретились в тексте.

весенний                      

солнечный

светло-синее

чистое

ясное

лёгкие

тёплый

- Какую смысловую роль они играют?

(Позволяют описать день, выразить настроение, поделиться впечатлением об увиденном)

- Какое настроение создают прилагательные в тексте?

(приятное, тёплое, радостное…)

- Замените в названии слово «ясный» на прилагательное-антоним.

- Что получилось?

(Пасмурный день)

- Должен ли измениться смысл текста, его настроение?

- Что для этого нужно сделать?

(заменить прилагательные антонимами)

- Подберите слова антонимы.

- Назовите варианты ответов.

осенний

дождливый

темно-синее

облачное

хмурое

тяжёлые

холодный

- Вставьте новые слова в текст.

- Подумайте, какую ещё часть текста надо отредактировать. Попробуйте сделать это самостоятельно.

- Прочитайте текст.

- Что вы можете о нём сказать?

- Какую часть текста мы должны отредактировать?

- В чём особенность этого предложения?

(предложение с прямой речью)

- С каким настроением говорят деревья?

(грустно, печально, тоскливо)

- Что они говорят?

(«Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!»

 «Дождь… Сыро, мокро!»)

- Запишите отредактированный текст.

Самопроверка.

- Какую роль играют прилагательные-антонимы?

Вывод: употребление антонимов делает речь более выразительной. Усиливает эмоциональность речи.

Слайд 10

Слайд 11

VI. Итог урока. Рефлексия

- Подведём итог урока.

Сегодня я узнал …

Я испытывал затруднения…

Мне понравилось…

У меня получилось…

Слайд 12

VII. Домашнее задание.

1. упр. 2 стр. 48

2. Запишите пословицы, загадки в которых используются прилагательные-антонимы.

Слайд 13

Пасмурный день

        Осенний пасмурный (дождливый) день. Небо тёмно-синее, облачное, хмурое. Тяжёлые облака скользят по этой бездонной синеве. Холодный ветер чуть колышет ветви деревьев. Они тихонько шумят, как будто шепчут печально (грустно): «Солнце уже не греет… Как холодно, зябко!» («Дождь… Сыро, мокро!»)

Используемая литература

1. Бунеев Р. Н. Русский язык: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2012.

2. Толковый словарь русского языка/Ожегов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Цели:

  • познакомить с основными этапами жизни и деятельности В.И. Даля;
  • развитие навыков анализа литературного текста;
  • развивать чутьё к слову, чувство рифмы, образность речи;
  • воспитание культуры учебного труда.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательное осеннее утро.

Яркое солнышко заглянуло в класс и дарит нам свою улыбку.

Подарите улыбки и вы друг другу и пожелайте успешного учебного дня.

II. Актуализация опорных знаний.

Вступительная беседа.

- С какими произведениями мы познакомились на прошлых уроках?

- К какому жанру они относятся? (Авторские (литературные) сказки.)

- Чьи сюжеты чаще всего использовали авторы? (Народных сказок.)

- Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняется сюжет, герои, язык, особенности текста, его идея.)

- Чем же тогда обработка сказки отличается от первоисточника? (Автор делает текст более грамотным, подчёркивает его особенности, достоинства.)

III. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы с вами будем выступать в роли исследователей литературной сказки (Приложение. Слайд 1). А работать мы будем с произведением автора, с которым вы знакомы.

IV. Открытие детьми нового знания.

1. Игра «Угадай-ка!».

- Постарайтесь узнать, о каком писателе я говорю.

  • Он учёный, прекрасный знаток русского языка, фольклора.
  • Он собирал сказки, песенки, поговорки, записывал их, обрабатывал специально для детского чтения.
  • Его сказки советовал читать А.С.Пушкин.
  • Он составил «Словарь живого великорусского языка».
  • Его псевдоним Казак Луганский, от названия города, в котором он родился. (Слайд 2) (Владимир Иванович Даль.)

2. Знакомство с основными этапами жизни В.И. Даля.

/Работа в Тетради для чтения с. 48-49./

- Работаем в группах. Познакомьтесь с основными этапами жизни В.И. Даля и ответьте на поставленные вопросы.

- Что особенно запомнилось? (1. Писательская (литературная) деятельность. Собирание русского фольклора и составление словаря. 2. Язык.)

- Вопросы Т. 1.1 с.49. (Слайд 3)

3. Работа с названием текста, иллюстрацией. Прогнозирование содержания текста.

- Откройте учебник на с.163 и прочтите название произведения, с которым мы сегодня работаем. Что можно узнать из заголовка? (Главных героев, жанр.)

- Что изображено на иллюстрации?

- Где будут происходить события?

- Что можно ещё предположить?

4. Первичное чтение.

- Как можно проверить наши предположения? (Прочесть сказку.)

- Каждая группа самостоятельно прочтёт сказку и подготовит вопросы к тексту.

- Под каким деревом вырос гриб-боровик? (Слайд 4) (Под дубом.)

- О каких ягодах не говорится в тексте? (Слайд 5) (Клюкве.)

- Как хотели грузди победить ягоду? (Шапками закидать, пятой затоптать.)

- Почему гриб-боровик решил начать войну? Какое чувство владело им? Что вы можете сказать об этом чувстве? (Зависть.)

5. Работа с иллюстрациями.

- В каком порядке происходили события, изображённые на иллюстрациях? ( Слайд 6) Подберите предложения, которые можно подписать под иллюстрациями. (Слайды 7-12)

6. Наблюдение над языком сказки.

- Что могло привлечь В.И. Даля в этой русской сказке? (Язык, слова.)

- Найдите просторечные слова и выражения. (Всяких, девки, сидючи, глядючи, прёт, сзывать, скликать, не повинны, кичливая, вздымается, насилу, отказалися, опёнки, подымается, помочь.)

- Найдите и выпишите устойчивые сочетания слов, характерные для русского простонародного языка. /Т. II. 2 с. 49/. (Сила великая, сладка ягода, ребята дружны, кичливая ягода, грозная рать, полным-полнёшенько.)

- Почему В.И. Даль, обрабатывая сказку, сохранил их? (Они естественны, создают колорит.)

- Речь сказки очень близка к стихотворной. Что характерно для стихотворной речи? (Рифмы.)

- Найдите, спрятавшиеся рифмы. (Сидючи – глядючи; опёнки – ноги тонки; лист вздымается – рать подымается; волнушки – в кадушки; опёнки – в бочонки; сзывать – скликать; сморчки – старички; волнушки – старые старушки; грузди – ребята дружны; тётка Варвара – широкие карманы; сморчки – в бурачки.)

7. Чтение по ролям.

- В каком варианте сказка звучит интереснее: когда читает (играет) один человек – сказитель, или когда её читают по ролям? Почему?

- Сколько действующих героев мы должны озвучить? (Семь: автор, Гриб-боровик, Грузди, Опёнки, Зелёная трава, Сморчки, Волнушки.)

V. Рефлексия деятельности.

Прочтите любимую пословицу В.И. Даля: «Передний – заднему мост». (Слайд 13)

- Как вы понимаете её смысл? Попробуйте связать эту пословицу с историей детской литературы. (Любой человек своим трудом помогает двигаться вперёд тем, кто идёт следом. Тоже происходит и в истории детской литературы: каждый автор готовит место для нового, иначе не может быть развития.)

- Сумели ли мы проанализировать литературную сказку?

- Как мы это сделали?

- Назовите самое трудное задание.

- Назовите самое лёгкое задание.

- Сегодня мы с вами были исследователями – изучали текст сказки. Дома выступите в роли иллюстраторов, выполнив задание в Тетради для чтения (с. 49 задание II. 3). (Слайд 14)

Посмотрите на рисунки грибов. Не забудьте, что эти рисунки должны превратиться в портреты сказочных героев.

Нравится ли вам работать с литературным текстом? На следующем уроке мы выступим в роли писателя, который обрабатывает народную сказку.

- Д/з. с. 163 – 164 чтение по ролям. Тетрадь для чтения (с. 49 задание II. 3).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Контрольная работа Дайте ответ на вопрос. Что изучает фонетика? Что изучает графика? Что такое орфография? Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы; обозначьте орфограммы Орлан-бел_хвост( 2 ) ул_тел( 2 ) на юг, др_зды( 1 ) собралис_ в стаи, м_дведи роют( 1 ) берлоги повыше в г_рах. Запишите транскрипцию слов Чес_ный, ю_ка, п_ют, под_езд, л_сник, сколь_кий Разобрать слова по составу Обидчивый, перелётные, зимовка, заплатил, пришкольный, умник, пробежать Подобрать по 2 слова к каждой схеме