Моя исследовательская работа

 

Опытно-экспериментальная работа по формированию модернизированной системы критериев оценки качества подготовки специалиста

 (метод экспертных оценок).

Исследование проводилось  в два этапа (по двум направлениям):

I. Определялся предпочтительный тип будущей специальности на основе самооценки студентов.

С этой целью студентам предлагалась анкета, в которой за основу было взято отношение человека к различным объектам окружающего мира: природе, технике, знаковой системе, художественным образам, людям (см. таблицу №1).

Предполагалось, что одни люди предпочитают работать с объектами природы и на природе; это будущие полеводы, животноводы, лесоводы, агрономы, садоводы, ветеринары. Другие предпочитают технику; это будущие инженеры, слесари, военные, строители, шоферы… Третьи тяготеют к «знаковым системам»; это языковеды, программисты, переводчики…Четвертые стремятся к работе с художественными образами; это маляры, реставраторы, художники-оформители, дизайнеры. Пятые не представляют себя без работы с людьми; это учителя, медики, продавцы, воспитатели.

В ходе проведения тестирования мы получили следующие результаты:

В первом семестре  тестирование прошли 134 студента первого года обучения (72%);

из них

работу с природой предпочитают  9% от  общего числа опрошенных;

работу с техникой – 7, 5%;

знаковыми системами интересуются 7, 5%;

художественными образами – 13%;

желают работать с людьми  - 63%.

 

Во втором семестре:

работу с природой предпочли 11,3% от  общего числа опрошенных;

работу с техникой – 5,9%;

знаковыми системами интересуются 7%;

художественными образами – 11,3%;

желают работать с людьми  - 64,5%.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что

 Относительно сознательно свою будущую профессию выбрали 63% студентов из общего числа опрошенных. К концу первого года обучения эти данные изменились: процент возрос до 64,5%. Судя по положительной динамике показателей,  воспитательная работа, проводимая в колледже по формированию интереса к своей будущей профессии имеет определенные  результаты.

 Однако также отмечено, что немногие студенты ответили положительно на вопросы: «Я почти никогда не спорю» и «Мне обычно удается убедить людей в том, что нужно сделать так, а не иначе».

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у студентов отсутствуют навыки дискутивно-полемического мастерства, а, как следствие этого, наблюдается недостаточно высокий уровень культуры общения.

 В основном же по общим результатам можно сказать, что основная масса студентов колледжа имеет возможности реализоваться в  своей профессии, преуспеть в ней; будет заниматься самообразованием и совершенствованием своих проф. навыков и после окончания учебного учреждения.

В качестве рекомендаций по дальнейшей работе в указанном ранее направлении можно предложить преподавателям использовать на семинарских занятиях такие формы контроля, которые позволяют студенту вступить в дискуссию с группой или самим руководителем. В ходе подобного общения возможно корректировать поведение студента вербально и лично демонстрировать образец.

II. Определение готовности студентов к самостоятельной социальной ориентации.

Студенты должны были ответить на вопрос: «Готовы ли вы к самостоятельной жизни?». Предлагалось три варианта ответов:

1. Нет, она пугает меня;

2. Считаю, что обрел гражданскую зрелость, жизненную позицию, свой взгляд на происходящее в мире;

3. Скорее всего, придется приобретать знание жизни методом проб и ошибок.

Из 134 опрошенных в начале обучения  ответ

«1» дали 12 чел. (9%);

«2» - 11 чел. (8%);

«3» - 111 чел. (83%).

 

К концу 1-го года обучения мы получили следующие результаты:

«1» - 11 чел. (9%);

«2» - 15 чел. (11%);

«3» - 105 чел. (80%).

Незначительная динамика наблюдается во 2-м и 3-м случаях, т.е. к концу года некоторые студенты почувствовали большую уверенность в жизни, в будущем, стали более самостоятельными.

Между тем, наибольшее количество студентов намерены приобретать знание жизни методом проб и ошибок, они не чувствуют серьезного страха перед жизнью, но и не уверены в том, что обрели гражданскую зрелость и жизненную позицию.

 

 

 

Приложение.

 

image

image

image

 

 

image

Модернизированная система критериев оценки качества подготовки специалистов должна соответствовать новым целям современного образования – главное не только освоение знаний и умений, но и развитие личности, формирование ключевых компетенций.

Компетенция (от лат.) – круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Единого мнения о том, какие компетенции можно назвать ключевыми, нет. Можно только сказать, что, вероятно, они будут определяться по-своему в каждой стране или регионе. Симпозиум Совета Европы выдвинул «Ключевые компетенции для Европы» (к ним отнесли умение извлекать пользу из опыта, самостоятельно заниматься своим обучением, получать информацию, думать и оценивать, сотрудничать, нести ответственность, адаптироваться и др.).

 Необходимость формирования учебными заведениями ключевых компетенций отмечена в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г..

В настоящее время основными критериями оценки качества подготовки по-прежнему выступают знания, умения, навыки. Однако реальная практика и жизнь демонстрируют, что чаще всего успеха  в социальной и профессиональной карьере добиваются не выпускники с красными дипломами, а те, кто проявляет активность, реализовывая себя в различных видах деятельности: общественной, экономической, культурной, коммуникативной, научной и т.д.

Можно констатировать, что оценка качества подготовки студентов по их знаниям и умениям, демонстрируемым на экзаменах, неадекватно характеризует действительный уровень их готовности к успешной профессиональной деятельности, эффективному выполнению других соц. ролей.

Для обоснованной оценки сформированности ключевых компетенций мы попытались использовать метод экспертных оценок. После тщательного анализа  были выбраны следующие компетенции:

1. Уровень организованности,

2. Уровень воспитанности,

3. Уровень развития творчества,

4. Умение контролировать себя,

5. Профессиональная ориентация студентов,

6. Готовность к самостоятельной жизни,

7.Готовность к построению и реализации проф. карьеры,

8.Выраженность проф. и жизненной активности,

как наиболее значимые для студентов нашего учебного заведения.

 

Нами были определены цели работы:

1. Выявить уровень развития ключевых компетенций у студентов первого года обучения с тем, чтобы преподаватели наглядно представляли: в начале года – цель воспитательной работы, а в конце года – результат.

2. Развивать у студентов компетенции, необходимые для успешной работы по выбранной специальности (увеличить его востребованность на рынке труда).

 

 

Преподавателями были разработаны и проведены тесты среди студентов 1-го года обучения в начале учебного года и в конце. Результаты были обработаны, сделаны выводы, даны рекомендации (см. приложение).

 

Исследования проводились с 2005-2006 по 2007 учебные годы. Анкетирование проводилось в начале и конце каждого учебного года, затем анализировались.

 Результаты анкетирования сведены в спец. карту наблюдения и оценки.

 

Создание подобной карты дало возможность наглядно проследить уровень развития у студентов той или иной компетенции по результатам каждого года обучения.

 

В ходе и по итогам описываемой экспериментальной работы нами были сделаны следующие наблюдения и выводы:

1. В свете новых тенденций в современном образовании проведение подобного эксперимента необходимо, т. к. оценка качества подготовки студентов по их знаниям и умениям, демонстрируемым на экзаменах, недостаточно полно и адекватно характеризует действительный уровень их готовности к успешной профессиональной деятельности, эффективному выполнению других соц. ролей.

2. Тестирование позволило выявить не только уровень развития вышеуказанных компетенций, но другие достаточно важные для анализа и коррекции учебного и воспитательного процесса моменты (степень утомляемости студентов, желание работать по избранной специальности).

3. По результатам тестирования преподаватели и классные воспитатели корректировали направление воспитательной работы, более четко увиделиее цели  и результаты.

4. Проводя подобное тестирование и коррекционную работу на протяжения всего срока обучения наблюдаемых групп, удалось повысить уровень развития ключевых компетенций. При этом необходимо отметить, что работа дала наилучшие результаты в том случае, когда проводилась индивидуально с каждым студентом.

 

В этом случае может возникнуть ряд трудностей:

1. Необходим резерв времени для работы с каждым студентом (студенту, а в большей степени преподавателю);

2. Затруднительным (из-за огромного объема) становится процесс обработки и анализа анкет;

3. Возникает необходимость создания сложной многоуровневой анкеты, т.к. студент, подписавший свою фамилию, становится менее откровенным и старается выглядеть в глазах тестирующего лучше;

4. Сложно определиться с тем, кто будет ответственным за выполнение работ такого объема.

 

Возможным решение указанных проблем может стать компьютерное тестирование. Оно дает возможность сэкономить время преподавателя и студента, легко, в короткие сроки и более точно обработать результаты, собрать и хранить банк данных по  каждому студенту колледжа, воспользоваться которым каждый преподаватель сможет в любое удобное для него время.

 

 

 

 

 

 

 

 

.