Психологическая копилка.

Черкасова Вера Геннадьевна

 

Роль учителя начальных классов в контексте инновационных проектов общественного развития.

                                                           Черкасова В.Г.  учитель начальных классов

                                                            МО г.Долгопрудный школа №8 «Экос».

 

 

Ключевые слова по тематике: функции учителя, требования к учителю,

задачи учителя, оценка работы учителя, педагог - вечный ученик или двигатель процесса развития общества.

 

Аннотация: статья- высказывание на заданную  тему.

 

     Учитель начальной школы – творец. Он является проводником между- детьми и миром всего нового и неизведанного. Родители нам вручают самое дорогое: судьбу маленького человека, поэтому организуя и реализуя учебно-воспитательный процесс, мы ответственны за каждого ученика, ведь  таким будет наше общество завтра.

       Функция учителя в рамках инновационных проектов расширяет возможность педагогических функций, но и тоже время сильно возрастает главная функция учителя-это профессионализм. Суть педагогического труда- это в управлении теми процессами, которые сопровождают становление человека. Здесь мы  сразу начинаем конкретные действия: диагностируем, прогнозируем ,ставим цели, проектируем и в конце реализуем намеренья в тесной связке с учеником. К тому же нам надо еще и оценить, проконтролировать  и если , что –то не получилось провести коррекцию  исходного материала. Учитель начальных классов выполняет  множество видов деятельности и всё в рамках общественного развития человека.

        Общество неизбежно развивается, поэтому и требования к человеку –« путеводной звезде» возрастает, а именно это маленькая личность видит в учителе начальных классов.

Давайте , перечислим что хотят видеть в современном учителе родители  учеников : профессионализм, который будет определять успешность педагогической деятельности.

Педагогические качества: любовь к детям, трудолюбие, умение поставить цель, организованность, справедливость, педагогический такт, знание  и владение не одной методикой ,а на современном этапе владение передовыми технологиями.

Часто родители оценивая работу педагога ставят на первый план человеческие качества , и с этим я полностью согласна, ведь мы учителя всегда были эталоном порядочности ,доброты  и человечности.

        Важная задача учителя начальной школы это тесное сотрудничество  с семьёй ученика. Именно семья и школа выступают скелетом формирования  будущей личности. В работе педагоги деятельность родителей вносят  в планы воспитательной работы, систематически проводят на родительских собраниях обучения родителей, совместно организуют досуг детей. Учителя просвещают  родителей  в гуманности домашней педагогики: свободное  развитие способностей, признание личности, установление равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми и конечно приоритетности общечеловеческих  нравственных норм.

    Оценка труда педагога, какова она? Ведь не редко педагоги с горящими глазами ,потухают так и не получив поддержку, оценку развитию на данном этапе. Часто слывшим у школы ,а этот учитель- плохой. Почему?   Я знаю ответ на этот вопрос. Не было рядом педагога – наставника, может просто чуть более опытного, чтобы подержать советом и добрым словом. Педагогическое мастерство- высокое и постоянное совершенствуемое искусство воспитания и обучения ,оно требует новых педагогических технологий ,которые так необходимы нам педагогам на современном этапе, чтобы эффективно применять на практике избранные методы педагогического сотрудничества (ученик-учитель-родители ученика).

       Роль учителя  начальных классов в контексте инновационных проектов развития общества возрастает с развитием прогресса, как развивается прогресс ,так и меняются требования к функциям учителя, требования к учителю- как личности, сразу же меняются и задачи воспитательного образования и оценки труда педагога. Педагог в современном мире- ученик и вечный двигатель развития общества.

 

 

Список литературы:

1.Азаров Ю.П. Искусство воспитания.М.,1985

2.Мудрик А.В.Учитель :мастерство  и вдохновение.М.1986

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку с нарушением поведения, если у него проявляется физическая агрессия?

                                Черкасова В.Г. педагог-психолог школа №8 «Экос»

                                                         Г.Долгопрудный.

Физическая агрессия (нападение)-использование физической силы против друг друга.

    Физическая агрессивность проявляется у детей достаточно часто. Эта проблема в начальной школе очень актуальна. Этот вид агрессии относится к форме выражения эмоции гнева, в результате чего происходит причинение вреда ,ущерба. Гнев является важнейшей эмоцией человека, и его может вызвать любое ощущение дискомфорта -усталость, стресс и даже  голод. Ребенок становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком-либо возрастает.  Агрессивная ситуация может последовать после ограничения свободы. Лишает  человека свободы действий психологическое и физическое ограничение. Также могут стать источником гнева неправильные ,несправедливые действия и поступки. Но  в данном случае большую роль играют  не сами поступки , а их интерпретация человеком. Прежде чем  на кого-то рассердиться , мы возлагаем на этого человека вину. Вполне возможно, что  физическая агрессия может возникнуть, если возникают препятствия в достижении цели. Физическую агрессию  вызывают  также эмоциональные состояния , в депрессии печаль часто  соседствует с гневом. Последствия  физической агрессии  могут быть самыми печальными, а  дело в том, что человек просто не осознает своё состояние в конкретный момент, многие вообще не способны держать себя в руках и контролировать  свои действия. В большинстве случаев после того как человек успокаивается , он начинает жалеть о своих действиях. Дело становится серьёзным , если речь идёт о правонарушении. Чаще всего это происходит в подростковом возрасте, так как на определённом этапе  развития подростка  очень легко склонить и к хорошим и к плохим  поступкам. Любовь и внимание родных должно помочь справиться  с трудной ситуацией и направить  в положительную  сторону. Подросток в состоянии гнева чаще совершает необдуманные поступки. Агрессия ,  в данный момент,  является реакцией на внутренние противоречия и служит как бы оправданием  совершаемого.

       

  Педагогу и родителям,  обращающимся к психологу по поводу агрессивного поведения их детей,  хочется дать пару советов:

  1. Обращение с детьми до вспышки агрессии.

-Помните ,что дети способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события,  а не управляют это служит для детей полезным опытом.

-Можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ребенку эту модель поведения.

-Иногда бывает небесполезно отвлечь ребёнка каким –то интересным занятием.

-В том случае, когда ребенка невозможно отвлечь и направить от агрессии- наилучшей реакцией отвести руку или удержать за плечи. При этом нужно резко сказать ребёнку «Нельзя!».

 

  1. Обращение с детьми после агрессивного поведения.

Часто жалуются педагоги , что агрессивность унять невозможно. Тогда придётся действовать после события, дабы преподать ребёнку урок ,что такого рода поведение неприемлемо.

- Благосклонное внимание пострадавшему могут показать ребёнку , что он проигрывает от таких неприятностей.  Запомните  принуждать ребенка агрессивного к извинению- мера малополезная.

- Полезно ребенку дать время обдумать, но подчеркнуть факт , что выражаете большое неодобрение в его поведении.

-Наименьший эффект имеют действия, когда взрослые разрешают отвечать агрессивностью на агрессивность. Это порождает ещё большую агрессивность.

Очень важно сформировать в сознании ребёнка пределы дозволенного и недозволенного. Это часть долгосрочной тактики побуждения ребёнка к другим формам выражения сильных эмоций.

Запомните, что гнев является важнейшей эмоцией человека, и его может вызвать любое ощущение дискомфорта (важно выявить причину!!!!)

Список литературы.

1.Большая психологическая энциклопедия М. « ЭКСМО» 2007г.

2.И.А.Фурманов « Психология с нарушением поведения» М. «ВЛАДОС» 2010г.



Предварительный просмотр:

 Психологический подход к деятельностному методу обучения в начальной школе .

Черкасова В.Г.педагог- психолог школа №8 «Экос»

Г.Долгопрудный.

Развивающее обучение в начальной школе стоит на первом месте. Через разные технологии мы  способствуем становлению личности младшего школьника, раскрытию его индивидуальных возможностей, опираясь на приобретение ребенком опыта через разные виды деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной.

       Практическое содержание образования ,конкретные способы деятельности, применение приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях ,это компонент ФГОС, который обеспечивает образовательный процесс в современной начальной школе ориентируясь на развитие творческих возможностей ребёнка.

        В основание развивающей функции обучения особое значение отводится деятельностному, практическому содержанию образования. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения ,который учит саморазвитию, самоконтролю ,формирует умение планировать и анализировать ,делать выводы.

       «Технология деятельностного метода  обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон получила широкое распространение,  как в дошкольном, так и в начальном образовании. Сейчас опыт этого метода широко  применят  во всех методических комплектах начального образования.

      Деятельность всегда нуждается в постоянном стимулировании и совершенствовании ,т.к. окружающий нас ,постоянно развивающийся  мир требует всё более  ми более  сложных  и многоуровневых взаимодействий с ним.

     Почему, так сейчас актуален деятельностный метод ,потому что детская деятельность строится на энергичном общении ( как речевом, так и неречевом) с окружающим миром. Созревание деятельности играет  в формировании психических процессов важную, если не решающую роль. Деятельность способствует усовершенствованию уже развитых у ребенка познавательных процессов. Также , в свою очередь , и сама  деятельность играет немаловажную роль  в развитии психических функций ,т.е чем сложнее  и многограннее деятельность, тем больше она требует интеллектуальных актов. Не забывайте ,что педагогика стоится на стимулировании желания получать знания ,а как педагогу это сделать, мы педагоги должны внушать уверенность , подбирать такие слова, которые будут опорой в трудной(проблемной ситуации ).

 Структура урока введения нового знания при деятельностном методе обучения, через призму психологических ориентиров.

Этапы

урока.

Этапы урока.

Ключевые слова (психологические ориентиры на работу).

Виды деятельности.

1.

Орг.момент.

Самоопределение к деятельности.

У меня хорошее самочувствие, хорошее настроение, сегодня хороший день, я уверен на этом уроке у меня всё получится.

-высказывание добрых пожеланий направляющих на деятельность на уроке(стихи, обращения к солнечной погоде за окном, любой позитивный момент имеющий отношение к уроку).

2.

Актуализация знаний.

Я этого ещё не знаю, но хочу  узнать.

-повторение изученного материала, который необходим для «открытия нового знания .

3.

Постановка учебной задачи.

Я на это ответить не  сейчас не могу, постараюсь ответить в ходе поиска нового знания.

-обсуждение затруднений, построение системы вопросов на которые надо ответить.

4.

«Эврика» или построение проекта выхода из затруднения.

«Открытие нового знания»

Ура, у меня всё получилось!!!(может получиться только часть, но это уже тоже хорошо).

-работа в группе  или в парах обсуждение гипотез

5.

Первичное закрепление.

Это знание мне нужно для того, чтобы….

-проговаривание нового знания и запись его виде таблицы или опорной схемы , алгоритма.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

Я могу новые знания передать соседу по парте, могу рассказать маме дома.

-самостоятельная работа учеников ,где учителю видно усвоение нового знания.

7.

Включение нового знания в систему  и повторение.

Ключевые слова я запишу в тетрадь новых открытий.

Можно внести в алгоритм новых знаний.

- контроль нового знания через разные формы работ.

8.

Рефлексия (итог урока).

У меня сегодня получилось всё!!!

У меня не получилось решить ,только одну задачу и я её решу завтра(на следующем уроке) обязательно.

- самостоятельное оценивание учебной деятельности учеников (по убывающей).

-я поставлю себе «5».потому, что…

-я поставлю себе «4» потому, что..

-я поставлю себе «3» потому, что…

(оценка ставится только одна, оценки меньше тройки учениками не ставятся). НЕ обязательное оценивание по баллам ,можно только оценить деятельность свою на уроке :решили поставленную задачу;

какие результаты труда получили; что получилось;

над чем надо ещё работать.

Любой урок должен заканчиваться положительными эмоциями и желанием на следующем уроке получать новые знания.

В конце моего обсуждения психологических аспектов деятельностного метода, хочется напомнить, что нормальное развитие ребёнка(интеллектуальное ,физическое и др.)невозможно без деятельности, так как и деятельность без развития.

При подготовке статьи были использованы материалы со следующих сайтов:

1.edu.rybadm.ru>info/tea cheryear/2010/Demidova.htm

2.festival.1sentember.ru


 

Комментарии

Иванова Лидия Александровна

Уважаемая Вера Геннадьевна, я полностью разделяю мнение, что учитель начальной школы – творец. Ибо он старается сгладить, обрезать все "неровности " уличного воспитания. Он вместе с семьей малыша трудится, чтобы вырос настоящий, многогранный, человек. Спасибо Вам .