Конспект лекции к уроку по теме "Профессиональное образование и профессиональная карьера"

Королёва Наталия Александровна

Учащиеся знакомятся с понятиями "профессия" и "специальность", узнают что такое  "карта мира профессий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya_starsheklassnikov_lektsiya.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ЛЕКЦИИ К УРОКУ  ПО ТЕМЕ:

«Профессиональное образование и     профессиональная карьера»

«Выбор профессии – один из главных     жизненных выборов»

                                        Учитель технологии  Королева Н. А.

Профориентация старшеклассников.

        Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как,  выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

        Человек, выбирающий свою будущую профессию, называют оптантом (от латин. – желание, избрание). Стадия оптации должна завершиться оформлением реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем включит себя.

        Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным же разных исследований, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-26 профессий, поэтому профориентация зачастую носит стихийный характер. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих:  25% детей выбирают профессию под влиянием друга, более 17% – по совету родителей, 9% – под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому, и только 40% подростков выбирают профессию,  ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности.

        Выбирая будущую профессию, старшеклассник, как правило, делает упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия с  психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности.

        Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой – он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям.

                Специальность – это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен приложенного (затраченного) им труда необходимые средства существования и развития.

                Профессия (от лат.  – официально указанное занятие, объявляю своим делом) – это группа родственных специальностей. Например, нет токаря вообще, есть токарь-карусельщик, токарь расточник , токарь-револьверщик, токарь-универсал и т.д. Все эти специальности теоретически объединяются в группу, обозначаемую как «токарная профессия».

        В соответствии с различными разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий: «человек-природа» (П), «человек-человек» (Ч), «человек-знак» (З), «человек - художественный образ» (Х).  

КАРТА  МИРА  ПРОФЕССИЙ

Условное

 название

типа профес-

сий

Характеристика

предмета труда

Профессионально-техническое образование

Среднее специальное образование

Высшее

образование

«Человек-  природа»

Живые организмы, биологические, микробиологические процессы

Плодоовощевод, животновод

Техник-лесовод, зоотехник

Зооинженер,агроном,

 ветеринарный врач

«Человек-техник»

Технические системы, энергия,искусственные и неживые природные материалы

Слесарь, машинист автокрана, аппаратчик

Техник-технолог, техник-строитель

Инженер-технолог,

инженер-электрик

«Человек-человек»

Люди, коллективы, группы, социальные процессы

Продавец, парикмахер

Медсестра, воспитатель дошкольного учреждения

Учитель, инженер-

организатор

«Человек-знак»

Условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки (формулы)

Наборщик, чертежник, оператор ЭВМ

Инспектор-финансист, экономист-плановик

Инженер-экономист,

 редактор, ученый-

теоретик

«Человек-художественный образ»

Художественные образы, их свойства, элементы

Гравер, лепщик архитектурных деталей

Декоратор-оформитель, скульптор-исполнитель

Художник-конструктор

 художник  по

 проектированию

интерьера

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА»

Это профессии, где труд работников направлен на объекты живой природы. Ориентироваться в этой области помогают учебные предметы: ботаника, зоология, анатомия, физиология, общая биология.

Особенности биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы, нестандартны. Они трансформируются по своим внутренним законам. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются (а также болеют, гибнут). Работнику нужно не просто очень много знать, но и мысленно предвидеть изменения в объектах труда.

От работника требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач. Важны заботливость и дальновидность, ведь многие изменения в животных и растительных организмах могут оказаться необратимыми (растения могут завянуть, погибнуть от вредителей, могут начаться повальные болезни скота и т.д.). Изменчивые условия труда требуют от работника творческого решения возникающих задач.

Труд человека в области профессий «человек-природа» направлен не только на упомянутые выше объекты. Так, например, растениеводы используют в своей практике разнообразную и сложную технику. Работая в коллективе, они, в частности, заняты и налаживанием межличностных отношений. Им приходится вникать и в вопросы учета, экономической оценки своего труда. Есть даже такие профессии данного типа, которые обязательно требуют художественных склонностей (наряду со склонностями к биологии, ботанике) например, цветоводы-декораторы, техники зеленого строительства (специалисты по озеленению городов, населенных мест). Но все же главный предмет внимания и забот работников в данном случае – растения и среда их существования.

 Микробиолог со всех сторон окружен лабораторной техникой, а сам биологический предмет исследования даже не виден невооруженным глазом. Но и здесь главное – интерес к явлениям живой природы. А техник – средство, но не основной предмет труда.

При выборе профессии типа «человек-природа» очень важно принять во внимание следующее. Для многих людей природа выступает как привлекательная среда, связанная с отдыхом. Жители города стремятся после работы или во время отпуска в лес или горы. Но все это не та любовь к природе, которая ожидается от профессионала  в области «человек-природа». Поэтому очень важно разобраться, как именно человек любит природу: как мастерскую, в которой он собирается отдавать все силы производству той или иной продукции, или ему просто нравится погулять в лесу, подышать свежим воздухом, поваляться на лужайке. Проверять свою любовь к природе на прочность нужно в практическом труде.  

                 ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»

        Это профессии, где труд работников направлен на технические объекты (машины, механизмы, виды энергии). В профессии этого типа помогают ориентироваться такие учебные предметы, как физика, химия, математика, черчение. Следует учесть, что к области технических объектов относятся не только «железки», но и всевозможные неметаллические материалы – ткани, пластмассы, пищевое сырье, полуфабрикаты. Область техники нужно понимать широко.

Особенность технических (и неживых природных) объектов состоит в том, что они, как правило, могут быть точно измерены, определены по многим признакам. И при их обработке, преобразовании, перемещении или оценке от работника требуется точность, определенность действий. Нельзя придумывать такие машины, которые бы очень изматывали, изнашивали человека, были бы для него очень неудобны, опасны. Конструкторы совместно с психологами и художниками-конструкторами стремятся, чтобы техника была как можно удобнее, безопаснее, комфортнее.

В мире техники имеется очень много возможностей для новаторства, изобретательства. В связи с этим  техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части – важные условия успеха в данной области. Изобретать можно не только новые продукты труда (продукты в технике часто строго определены чертежом, трудовым заданием), но и способы работы.

        Новаторы придумывают новые типы инструментов, приспособлений, улучшают технологию обработки изделий. Поэтому4 неправильно деление профессий на творческие и нетворческие. Творческими и нетворческими бывают люди. Одному работнику поручили колоть орехи. Никто бы не назвал это творческим  занятием. А этот человек придумал следующее: изготовил плотно закрывающуюся металлическую емкость (большой баллон), туда засыпал орехи, закрыл емкость, накачал в нее воздух, а потом его резко выпустил. И все орехи в один момент аккуратно раскололись. Оставалось только отобрать ядра и выбросить шелуху.

Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина. Дисциплина нужна везде, но техника с ее точностью особенно чувствительна к этому4 качеству работников.

Это самый большой (по количеству профессий и специальностей) тип профессий. Труд профессионалов здесь направлен, конечно, не только на технику. Так, монтажник радиоаппаратуры заботится, в частности, и о красоте монтажа, водитель троллейбуса в ходе работы общается с людьми. Но все же главный предмет профессионального внимания и забот работников в данном случае – технические объекты и их свойства. Все-таки машинист крана (крановщик) – специалист по обработке металла.

     

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»

        Это профессии, объектом внимания которых является человек. Они связаны с обучением, воспитанием, обслуживанием, руководством. В этой области помогают ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература и другие, связанные с изучением людей, общества

Первая особенность профессии типа «человек-человек» состоит в том, что главное содержание труда здесь сводится к взаимодействию между людьми.

Вторая особенность профессий этого типа заключается в том, что каждая из них требует от человека как бы двойной подготовки: 1) нужно уметь устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать их,  разбираться  в их особенностях; 2) необходимо быть подготовленным в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ЗНАК»

(«человек – знаковая система»)

        Люди с этими профессиями занимаются обработкой информации (сведений), представленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов.

        Современный человек, погружен в мир знаков и знаковых систем. Чертежи, схемы, топографические и географические карты, числовые данные, таблицы, формулы, подписи, надписи, тексты, дорожные знаки, разного рода условные сигналы – все это неотъемлемые черты проявления современной цивилизации.

        В условиях современной культуры большую роль играют знаки, не имеющие изобразительного сходства с обозначаемым объектом (слова не похожи на предметы, о которых идет речь, ноты не похожи на музыку, деньги не похожи на товары, математические формулы, описывающие и позволяющие определять курс самолета, не похожи ни на самолет, ни на траекторию его полета и т.д.). Поэтому, чтобы успешно работать в какой-либо из профессий данного типа, нужны особые склонности для мысленного погружения в мир сухих обозначений, для отвлечения от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредоточения на тех сведениях, которые несут с собой те или иные знаки. При работе со знаками, как и при работе с любыми объектами, возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также задачи придумывания новых знаков, знаковых систем. Иначе говоря, в данной области труда, как и во всякой другой, имеются своеобразные возможности для творчества.

ПРОФЕССИИ ТИПА «ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»

        Это профессии, труд в которых направлен на художественные объекты или условия их создания. Все профессии типа «человек-художественный образ» можно разделить на подтипы в соответствии с исторически обособившимися видами художественного отображения действительности.

  • Профессии, связанные с музыкальной деятельностью.
  • Профессии, связанные с изобразительной деятельностью.
  • Профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью

Перечисленные подтипы не строго ограничены друг от друга и более или менее сильно взаимопереплетаются.

Первые в истории человечества проявления и формы искусства (изображение, песня, танец) всегда были отнюдь не праздным, а важнейшим общественным делом – делом коллектива. Песня задавала ритм совместного труда создавала необходимое настроение (скорбное, радостное или боевое). Рисунок или танец определяли и уточняли намерения, цели, планы, служили своеобразной подготовкой к охоте, бою и т.п. Искусство было связано с жизнеобеспечением общества, трудом.

        В процессе развития человечества произошло отделение и обособление производства ценностей материальных. Появились специалисты художественного профиля. Они удовлетворяют свои материальные потребности за счет тех, кто трудится в области сельского хозяйства, промышленности, а взамен этого вносят в общее дело эстетические ценности. Идет закономерный обмен продуктами труда.

        Одна из особенностей профессий данного типа состоит в том, что значительная доля трудовых затрат работника остается скрытой  от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного продукта труда. Так, выступление артиста может продолжаться  на публике несколько минут. Но, чтобы оно состоялось, артист ежедневно и помногу часов работает над совершенствованием и поддержанием на необходимом уровне своего мастерства, строго соблюдает специальный режим и т. д.

        Выбирая соответствующий профессиональный  путь важно подумать об этой неявной стороне труда, которая может оказаться и непосильной платой за успех.