Мысли об авторской песне

Ишкулова Надежда Германовна

Как я отношусь к творческим мастерским в авторской песне.

Публикация 2013 года

В общем и целом я отношусь к мастерским в авторской песне плохо. Для полноценных мастерских (чтобы они имели на выходе какой-то ощутимый результат) должны быть критерии: что хорошо, а что плохо. Общие и хорошо прописанные.
Ну, например, открытые уроки (по любому предмету, не сказать, что очень уж хорошее сравнение, тем более я их тоже не сильно люблю). Все  требования к ним можно чётко сформулировать, результаты можно критиковать или хвалить по расписанной и отработанной схеме. Или мастер-классы в профессиональной музыке. Там для проведения его требуется уровень учеников не ниже требуемого, и критерии этого уровня сложились годами становления школы - пианистической, скрипичной и так далее. И хотя и там возникает масса разногласий, споров, разночтений, но все-таки эти критерии и требования можно прописать, проговорить, привести примеры и подкрепить примерной обязательной программой.
А у нас?
Когда мне приходилось сидеть в жюри нашего «Маленького фонарщика», тогда это ещё был городской (Мурманский) детско-юношеский фестиваль. Авторской песни. (Хотя там никогда её, в сущности, не было, но это – другой вопрос). Оценочный лист для жюри, по баллам:

  1. Владение гитарой
  2. Вокал
  3. Артистичность
  4. Уже не помню дальше, но что-то было в том же духе…

Ну и вот как оценивать «владение гитарой»? с чем сравнивать и что брать за эталон? Лучшего участника, пришедшего на фестиваль? Или с классическими гитаристами и их эталонным звуком? или нет, у нас же АП – на кого тогда равняться? На Олега Митяева? Олега Медведева? Веру Матвееву? Ну или тех что «посовременнее»?
Ну, понятно, что все должны стремиться к лучшему. Но к чему? Может быть эталон – А.Дольскиий, один из тех немногих, с музыкальным образованием? Один мой знакомый по музучилищу, послушав известный когда-то двойник «25 лет клуба «Восток», сказал: «Извини, я могу слушать только Дольского,  у него, по крайней мере, гитара настроена». Слова  профессионала-гитариста. А другие профессионалы, в том числе мои учителя, говорили: «Как ты можешь это слушать? Вот тут – параллельные квинты, здесь абсолютно нелогичное разрешение, здесь  вообще нет мелодии. Ну, совсем никакой. Банальный речитатив. ….» и так далее. И каждый раз все они были правы. И, кстати, моя самая любимая и самая значимая учительница по ф-но Светлана Николаевна Захарова не могла долго присутствовать при наших песнопениях. Потому  что у неё элементарно начинало болеть горло. Потому что в большинстве все мы поём неправильно. Правда, она иногда просила что-нибудь спеть. Говорила: «Пой, я потерплю». Ей были интересны наши песенки, но  какой-то другой своей, немузыкальной, или не столько музыкальной стороной. Ну, собственно, как и мне.
И возвращаясь к начатому. И как же тогда


  1. Владение гитарой
  2. Вокал
  3. Артистичность

??
Да никак. Можно конечно написать «владение гитарой в рамках жанра авторской песни, владение вокалом в рамках жанра…» , но вы уже поняли, что это полный бред. Ибо потребует ещё больших уточнений и повлечёт ещё больше разногласий. Никакими критериями не опишешь – почему огромной части людей нравятся песни Щербакова. Вот не…, или не…. Или ещё кого-нибудь. Ну или почему нравится Ольга Чикина?.Какие хоть чуть-чуть обобщённые критерии привести?    Можно было когда-то объяснить любовь к Высоцкому или Галичу определёнными настроениями в обществе. Но мы сейчас не об этом, и не опять же – это ответвление от темы может далеко нас увести.
Я всё-таки о творческих мастерских. О том – чему они могут научить юных любителей авторской песни – авторов, авторов-исполнителей, или просто исполнителей. И о критериях – по которым надо учить и учиться.
Вот мой взгляд. Песня – процесс спонтанный. Лучшие песни  (свои и чужие) оттачиваются временем. Оттачиваются об слушателей – случайных и постоянных, об друзей, об собственные представления о том, где  и как эта песня должна жить. Учитель (мастер, подсказчик) может с одной стороны помочь технически: подсказать правильный аккорд, показать приёмчики, упражнения для достижения того-то и того-то, предложить поменять аранжировку. Если по текстам – ну да, явные «косяки» лучше выявлять сразу. Наверное. Да, наверное, стоит. Чтобы научиться в будущем их отсекать.
А вот  по исполнению – да, если мастер владеем сценическими навыками – то, наверное, можно ими поделиться. Но это уже в том случае, если человек хочет на сцену, рвётся туда, жить без этого не может.  Но в таком случае – на мой взгляд – всё же лучше, наверное, занятия в системе –театральными приёмами, сцен-речь, сцен-движение и так далее. За одну-две мастерские вряд ли сможешь освободиться от зажимов, не бояться смотреть в зал, не смотреть на гриф, не бояться микрофона и так далее. Когда я слышу эти советы на мастерских, мне всегда жаль всехнего времени. Можно подумать – детям никто никогда этого не говорил. Говорили и не раз. Но если бы всё было так просто – сказал мастер: «не смотри на гриф» - и ребёнок перестал смотреть на гриф. )
Учитель (мастер) может заставить задуматься. Может. Ну, о чём,  например?
- Нужно ли мне дальше заниматься этим ?(учить, писать, сочинять, петь для других, выступать перед друзьями и не-друзьями и так далее). Полезный вопрос? Может быть. Но мне кажется – этот вопрос задают себе все думающие, умные, талантливые, тонко организованные, неамбициозные, разные – не зависимо от прохождения мастерских. Задают и решают. 
- о смысле жизни.
Это круто. Было бы круто. Но вот стоит 5-10 (а то и больше)детей вокруг трёх мастеров. Каждый ждёт своей очереди – что-то спеть, что-то  спросить. Не знаю. Может и можно так вот запросто – о смысле жизни, вытекающего из песни. Ни разу не слышала.
Чаще всего разбирается вопрос: «о чём эта песня?» или «почему ты выбрал эту песню?».  И искренних разговоров на эту тему я как-то не слышала. Это надо быть не только умным автором, талантливым собеседником, но и мудрым психологом, причём в аспекте наших фестивалей – детским психологом.
А на вопрос «почему ты выбрал эту песню» - дети вам найдут что ответить (ну, если уже не впервые на мастерских) , но вряд ли вы услышите откровенный ответ. Мой собственный ребёнок, при полной доступности к материалу, выбирает такие песни, которые я бы никогда не то что не  выбрала бы, но и никаких объяснений бы не нашла. Она, правда, для фестиваля выбирает другие, о которых проще что-нибудь сказать. Да, наверное, можно и просто спеть – мастеру, то самое, сокровенное. Если доверяешь. Если поёшь не для того, чтобы «пройти или не пройти в гала-концерт». Но согласитесь, этот «пропуск в гала-концерт»  - чаще всего проступает через все мастерские.
В этом философском аспекте есть ещё один вопрос, решение которого берут на себя мастерские:
Формировать вкус, помочь – какие песни лучше выбрать для концерта, или просто для концертных выступлений, или просто для «поделиться».
Могут это делать мастерские? Может быть. Может быть, если очень уважаемый мастер говорит: « А послушай-ка песни вот такого-то и такого-то», то ученик, очень уважающий этого мастера, сразу возьмёт, послушает и возлюбит. У меня этот номер никогда не прокатывал  (наверное, меня до такой степени никто не уважал)), Какая песня, и какой автор тебе понравился в какое время – это вообще таинство. Я могу подойти к вопросу технически, выучить для концерта какую-нибудь песенку, выбрать из нескольких ту, что мне ближе, спеть, и потом к ней больше не возвращаться. А есть такие, что попались случайно и остались на всю жизнь – непонятно почему.
Точно также происходит, когда я в роли учителя. Иногда столько приходится перепеть песен, (или дать послушать, или попросить кого-то спеть), чтобы всего одна какая-то по-настоящему задела одного какого-нибудь ребёнка. И как это происходит – чаще всего загадка (ну, за исключением тоже случающегося чисто технического интереса детей).
Поэтому лучшая мастерская, которую можно представить – это та среда, в которой бытует авторская песня, поэтическое слово, высокие отношения. И самостоятельные поиски. Одобряющий взгляд  у костра, неожиданный вопрос среди полуночного бдения «слушай, а чья  это песня?» - стоит в разы дороже любого грамотного поощрения. То же и с замечаниями, и с советами. И даже с резкой критикой, если она необходима. Должна быть среда, с походами, слётами, фестивалями, посиделками, с какой-то деятельностью, где авторская песня отлично работает как прикладное искусство. Мастера должны быть в этой среде такими же жителями, как и дети. Они должны быть рядом, доступны, внимательны к ним и их творчеству. И быть примером, во всём – как бы это банально не звучало.
И это , мне кажется, по сути единственно правильный способ развития авторской песни и её творцов (ну, если предположить, что на это обязательно нужно как то влиять). Во поэтому мы с нашими повзрослевшими ребятами так ценим ДПР и всё, что с ней связано.
Но что-то же всё-таки делать с мастерскими? Ведь той среды, о которой я говорю – практически ни у кого нет, как я понимаю. Или просто я многого не знаю, я поздно начала заниматься этой деятельностью, возможно что-то упускаю.
Ну и да, проводим и мы творческие мастерские. Фестиваль «сверим наши струы» - не конкурсный (хотя в этом году у нас тоже решено было сделать «пропуск в гала-концерт»), но форма мастерских всеми признана и что ж от неё отказываться, если ничего другого придумать не можешь. Я – лично я – стараюсь на них не присутствовать. Считаю это сугубо личным опытом каждого юного автора или исполнителя.  Те, на которых присутствую – как правило мне не нравятся. Уж очень одинаковы там бывают вопросы («О чём эта песня?», «А каких ты авторов ещё любишь»?)
Вот мне, если честно , без вопросов чаще всего понятно – о  чём поёт ребёнок и для чего. И каких авторов он  ещё не любитJ. И для чего поёт – тоже понятно. В общих чертах: одни – потому что любят быть на виду, не лишены честолюбия, хотят пройти в какой-нибудь гала-концерт, другие – потому что ходят в клуб, где им нравится, и считают своим долгом (или учитель намекнул) тоже иногда выступать. А есть такие – чего поют? Зачем поют? – сами не знают, и никто не знает. Потому что поётся, потому что нравится что-то такое в этом созвучии и переплетении. И никто их не заставит искренне признаться, или чётко сформулировать – почему. Они, готовясь к мастерским, найдут что сказать. Ну и всё. А в худшем случае – и сами в это поверят, и забудут то непонятное и щемящее, невыразимое и движущее.
Что с такими делать? Разобраться? Разъяснить им, добиться, чтобы они сами с собой разобрались? На мой взгляд – совершенно бессмысленное занятие. По мне – пусть поют!
Или такой вариант: «О чём эта песня?» Ребёнок рассказывает, мастер переспрашивает, ребёнок уточняет. В глазах у ребёнка вопрос: «Я правильно говорю? Я правильно понимаю песню?» Мастер ещё  поспрашивал, что-то для себя решил, сказал: «Ну хорошо, молодец, спасибо». И ребёнок ходит озадаченный: « то ли я совсем не то сказал, то ли я плохо пою, то ли всё так плохо со мной, то ли он просто не мог понять – о чём песня, и я ему объяснил». (это я привожу случай из жизни, практически дословный, правда , не со «Сверим наши струны»))).
Или бывает так: ребёнок с красивым голосом  -  и да, уже блеск в глазах у мастеров: ого, вот это можно довести до гала-концерта, в этим можно работать! И часто (часто-часто-часто-часто) преимущество в вокале становится абсолютным преимуществом. Хотя, вобщем, что тут удивительного, всё же мы относимся к жанру песни. Природный дар и восхищение им никто не отменял. Так что с этим ладно. Пусть. Время обычно «обтачивает». Но ведь чтоб эту красоту увидеть – не обязательны мастера. Обычно это и так не остаётся незамеченным.
У меня и на взрослые мастерские есть свой взгляд, но я не хочу эту тему поднимать. В этом случае мне как бы всё равно. Взрослые – они взрослые, они как хотят, так и поступаютJ.
Я и с детскими так не переживала бы – мы с ребятами научились уже как  с ними быть: кого-то к кому-то можно отговорить идти «мастериться»(бывают такие очень тонкие натуры), ко многому можно научить относиться философски, опять же опыт детям подсказывает – чего лучше не петь и чего лучше не говорить.
Беспокоит меня другое – не делаем ли мы хуже. И для детей, и для жанра, и для среды. Раньше времени обнаруживая новые таланты (и признавая их, закрепляя это признание грамотами и лаврами); деля среду на «звёзды» и, извините, «серость»;  заставляя детей сызмальства лукавить и притворяться – да, они это и так делают, да и пусть делают – это вполне допустимо для жизни  - но притворяться и лукавить именно в нашем жанре!
Начала я это письмо как ответ Алексею Лисицину. Он был мастером у нас на последнем фестивале. И при всё том, что всё ему у нас понравилось, и мы подружились, и нашли очень-очень-очень много общих точек зрения, он удивлялся низкому уровню многих участников нашего фестивального концерта. Ну, даже не то чтобы низкому уровню. Просто конкурсный концерт (да, я уже сказала, что в этом году он был «конкурсным», в том плане, что жюри отбирало участников гала-концерта) был таким, что москвичам было очень странно – есть ли у нас в Мурманске понятие «авторская песня»? На взгляд ( и взгляд Лёши ) надо было бы провести отборочный концерт, или сначала – мастерские, потом конкурсный, и хоть как-то прогрузить (поговорить, объяснить, побеседовать) участников. И все наши объяснения о  практически  невозможности такого отборочного мероприятия в нашем городе, фактически не имеющем среды авторской песни остались непонятыми. Тогда я стала думать – как можно провести в нашем городе детские мастерские ДО фестиваля «Сверим наши струны», и эти размышления увели меня вот так далеко от темы.
Хотя за время пока я дописывала это письмо ( не знаю кому)), много чего случилось интересного. Наши ребята (Света, Рукавичка и Лёша Гришкин) съездили на фестиваль в Питер и были в восторге от тех мастерских. Эти ребята, правда, уже достаточно взрослые, но их восторги были очень искренни и аргументированы. Да и наши фестивальные мастерские в этом году мне неожиданно понравились. Дима Коломенский, Лёша Лисицын, Ира Окорочкова (это наша мурманская автор-исполнитель, ребята обычно сами просят, чтобы её пригласили в мастера), Игорь Панасенко – провели очень особенную мастерскую. Она была вроде бы и коллективная, и всё было достаточно тонко, ребята – в основном наши и ещё друзья из клуба «Ника»(Гаджиево). Наши гравицапские вообще все были заняты подготовкой фестиваля и им было ни до песен, ни до выступлений. На мастерских они только и смогли задуматься о чём-то высоком и возвышенном. Поэтому всё получилось очень искренне.  И вообще эта мастерская была как бы совсем на другую тему.
И ещё у нас появился ещё один друг – Ольга Чикина. Она приезжала на «Маленький фонарщик»(это областной детско-юношеский фестиваль, делает наш мурманский клуб «Пять углов»), была там мастером, и наши дети как пришли к ней, так и просидели, сначала всю её мастерскую, потом «послемастерскую», а до этого ещё и ночь. И следующую бы тоже просидели, но не получилось по технической ошибке. Все в восторге. Не знаю уж, как это отразится на их творчестве, но на жизни – отражается, и очень положительно.
Так что, наверное, не всё потеряно. Хотя «Что делать?» всё равно не сильно понятно.
Но тема нашего фестиваля «Сверим наши струны» и его мастерских всё-таки осталась открытой.  Надо будет ребят поспрашивать и начать обсуждать.