ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА СУСЛИКОВОЙ ЛАРИСЫ СТАНИСЛАВОВНЫ

Сусликова Лариса Станиславовна

Аттестационный материал учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида"

 

1. Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: «Развитие фонематического слуха старших дошкольников с ОНР »

                                                                             

2. Электронное портфолио – https://yadi.sk/d/6Xy_f4tysgyLfQ  

 

3.  Скриншот проверки на плагиат 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_uchitelya-logopeda.docx70.96 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда

МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Сусликовой Ларисы Станиславовны

по теме:

«Развитие фонематического слуха старших дошкольников с ОНР »

Профессиональное образование: высшее, МГПИ им. И.Е. Евсевьева, факультет дефектологический, квалификация по специальности «Дефектология (олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия)»,1995 год.  Диплом серияЭВ  № 048948.

общий педагогический стаж работы – 24, стаж работы в ДОУ – 24

Введение

Актуальность.

Теория и практика моей педагогической деятельности показывает, что хорошо развитые фонематические процессы являются  важным фактором успешного речевого становления дошкольников в целом.

Научить ребенка  слышать каждый отдельный звук в слове, чётко его выделять, определять  из каких звуков состоит слово, то есть овладеть навыками звукового анализа и синтеза, является важнейшей задачей для развития предпосылки для правильного обучения грамоте.    А наличие нарушений фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи.

Поэтому считаю, что актуальность проблемы развития фонематического слуха обусловлена возрастающим количеством детей, имеющих нарушение  фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей.

Считаю, что  при планомерной, систематической работе по развитию фонематических процессов, используя все разнообразие методов и приемов, можно добиться того, что дети будут  воспринимать и различать окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Основная идея опыта

Основной идеей моего опыта является создание системы  игровых приемов для развития фонематического восприятия детей с ОНР, поиск возможных вариантов их использования в работе по развитию фонематического восприятия на всех этапах логопедических занятий.

Теоретическая база.

  Теоретической основой исследования явились работы Филичевой Т. Б., Чиркиной, Левиной Р. Е., Чевелевой Н.А., Селиверстова В.И., Ткаченко Т. А., и других ведущих специалистов в области логопедии, подтверждающие, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонематической стороны речи, слоговой структуры слова, словаря, артикуляции и дикции.

Так например, по данным исследований, проведенных профессором Б.Г.Ананьевым была подтверждена связь ошибок в чтении и письме, трудности в освоении школьниками грамматики с несформированностью фонематического восприятия в дошкольном возрасте.  Профессором Р.Е.Левиной был выдвинут принцип предупредительного¬ подхода к детям предшкольного возраста, который указывает на то, что вторичные отклонения легче предупредить, чем исправить уже сформировавшиеся нарушения.

Следовательно, основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач в этом направлении остается уровень речевого развития ребенка на всем периоде обучения детей с ОНР.

Коррекционная работа по развитию фонематического слуха должна строиться в соответствии с данными первоначального обследования, в соответствии с индивидуальной картой развития каждого отдельного ребенка.

Новизна.

          Своеобразие и новизна опыта заключается в сочетании современных и эффективных, традиционных и инновационных средств и приемов в развитии  фонематического слуха дошкольников с ОНР.

Считаю, что преодоление речевого недоразвития будет более успешно, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы информационные технологии, направленные на развитие не только фонематического слуха, но и речевых и неречевых функций, а также для коррекции психических функций и мыслительных операций.

Я убеждена, что современные информационные компьютерные технологии,  артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, динамические паузы,  применяемые на всех этапах фронтальных и индивидуальных логопедических занятий,  отвечают этим требованиям.

Технология опыта

Прежде чем приступить к формированию у детей с ОНР фонематических представлений, мной была проанализирована научно-методическая литература; создан методический банк мультимедийных презентаций, разработаны конспекты занятий с электронным приложением; создана картотека физминуток в стихах со звуками. Также я приготовила различные пособия: звуковые дорожки «Веселая бусинка», (для определения позиции звука в слове), цветные звуковые сигналы, схемы предложений на каждого ребенка и демонстрационные, звуковые линейки, демонстрационные буквы на карточках, разработано множество дидактических игр игровых упражнений и т.д.

Для систематизации содержания работы по преодолению фонематического недоразвития у детей с ОНР мной были разработаны:

  • система работы по формированию фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи через использование дидактических игр и упражнений;
  • календарно - тематическое планирование;
  • конспекты НОД по формированию фонематических процессов;
  • план взаимодействия с родителями воспитанников и воспитателями ДОУ.

Реализацию опыта по развитию фонематического слуха дошкольников с ОНР осуществляю, используя следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративные (объяснение, рассказ с использованием картинки, иллюстрации, схемы и т.д);
  • репродуктивные (многократное повторение, воспроизведение изученного материала);
  • методы проблемного изложения (постановка проблемы и поиск путей ее решения);
  • частично поисковые методы (поиск решения проблемы на отдельном этапе);
  • исследовательские (постановка познавательных задач, требующих творческого решения).

Также использую различные упражнения и игры, направленные на развитие фонематического слуха и звукового анализа у детей.

При этом решаю следующие задачи:

  • упражняю в анализе и синтезе, сравнении, классификации, обобщении;
  • развиваю мышление, приветствуя речевую активность ребенка;
  • провожу коррекцию звукопроизношения с помощью работы над выразительностью речи, приучая детей к её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок;
  • закрепляю навык использования мнемотехники (на каждое слово или словосочетание придумывается картинка или изображение), которая облегчает процесс запоминания детей;
  • знакомлю детей со структурой слова, используя технологию наглядного моделирования, которая позволяет детям «видеть» образы звуков, слов, проводить сложную работу по определению позиции звука в слове, проводить  характеристику звука;
  • применяю специальные схемы и модули словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения, которые способствуют  развитию у детей воображения и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Коррекционную работу строю так, чтобы упражнения повышенной трудности чередовались с более легкими, не требующими от ребенка значительных усилий, так как это позволяет повысить уверенность в своих возможностях и настроить детей на дальнейшую работу.

Для детей, овладевших основными речевыми навыками,  выбираю упражнения, соответствующие  возможностям ребенка, постепенно переходя к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

Работу по развитию фонематического слуха дошкольников с ОНР провожу во взаимодействии с родителями и воспитателями группы: консультирование, беседы, мастер-классы, «Круглый стол», деловые игры, наглядную пропаганду, анкетирование, а также мобильные карточки и компьютерные игры и презентации.

Совместно с воспитателями используем разнообразные формы работы для обеспечения родителей необходимой воспитательной, образовательной и коррекционной информацией и с целью обеспечения преемственности детского сада и семьи: консультирование, беседы, проводим открытые занятия,  круглые столы, деловые игры, проводим наглядную пропаганду, анкетирование, практикумы для родителей, чтобы научить их упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома. Также применяем в своей практике компьютерные игры и презентации.

Я стараюсь научить родителей правильно помогать  ребенку  в выполнении дома артикуляционных упражнений, знакомлю с видами работ по развитию фонематического слуха, например, «Играя учимся слышать звуки», «От звука к букве», «Определи звук» и т.д.

Мной также разработаны мобильные карточки - инструкции по выполнению заданий с ребенком по закреплению материала дома. Эта форма работы помогает повысить грамотность родителей, способствует к их заинтересованности по изучению материала для закрепления с детьми дома.

Результативность опыта

Данные мониторинга  «Обследование фонематического слуха» проведены в соответствии с рекомендациями Института коррекционной педагогики РАН, опубликованных в работе «Методы обследования речи детей» / Власенко И.Т.,  Чиркина В.Г., а также  в соответствии с дидактическим материалом по обследованию речи детей / Бессонова Т.П.,  Грибова О.Е.

Обследование проводилось с целью выявления уровня фонематического восприятия дошкольников. Подведение итогового результата заключалось в выведении среднего процента на основании трех уровней: высокий уровень; средний уровень; низкий уровень.

По результатам обследования на начало учебного года было выявлено, что 84% детей могут узнавать и различать простые фразы по картинкам. Половина детей различила слова, близкие по звуковому составу. 57% детей владели различением слогов со сходными звуками. У 42 % детей было сформировано различение изолированных звуков. С целью объективной оценки эффективности подобранной и апробированной системы заданий в конце учебного года было проведено повторное обследование, которое показало значительные улучшения. 84% детей различали слова, близкие по звуковому составу. 92% детей различали слоги со сходными звуками.

Следует отметить, что в ходе проводимой работы наметились позитивные тенденции в процессе фонематического восприятия у детей, о чем свидетельствуют данные проводимого в конце года обследования. Все дети научились узнавать и различать простые фразы по картинкам. На 34% повысилась результативность работы по различению изолированных звуков. По остальным показателям также наблюдались значительные улучшения. Количественно - качественная обработка данных представлена в таблице.

Распределение по уровням сформированности фонематического слуха (% к общему числу детей)

различение сходных фонем

 на слух

начало уч. года

конец уч. года

различение изолированных звуков

42

74

различение слогов со сходными звуками

57

92

узнавание и различение слов близких по звуковому составу

50

84

узнавание и различение простых фраз по картинкам

82

100

различение сходных фонем

в произношении

начало уч. года

конец уч. года

группировка парных картинок на сходные звуки

51

82

выделение картинок на заданный звук

57

92

воспроизведение звуковых, слоговых рядов и рядов слов

9

60

придумывание слов на заданный звук

42

76

Сравнение результатов итогов мониторинга эффективности проводимой работы на начало и конец года позволяет сделать вывод о том, что у детей наблюдались положительные тенденции в развитии фонематического слуха и восприятия.

Практика использования инновационного опыта «Развитие фонематического слуха дошкольников с ОНР» в системе работы показала, что его применение помогает развивать фонематический слух детей и  влияет на речевое развитие детей с ОНР в целом.

Стабильность. Система работы развитию фонематического слуха дошкольников с ОНР даёт стабильно положительные результаты, поэтому я считаю целесообразным использовать его в своей педагогической практике и в дальнейшем.

Доступность. Опыт моей работы в направлении развития фонематического слуха дошкольников с ОНР распространён среди педагогов ДОУ на педсоветах, среди коллег района на методических объединениях, на научно-практических семинарах в МРИО, на личном Интернет-ресурсе. Думаю, что он будет полезен другим учителям-логопедам, педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям и всем, кто заинтересован в проблеме развития дошкольников.

Перспективы применения опыта в массовой практике. На практике опыт моей работы может быть в форме: информационных брошюр, стендов для родителей, мастер-классов, открытых мероприятий   для педагогов района и республики,  консультаций,  публикаций на Интернет-ресурсе.

Список литературы

1. Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Журнал Дефектология. - 2003. - № 2.

2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. //СПб.: “Каро”, 2002.

3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. //- М.,2007.

4. Волкова Г.А. Методика обследования нарушения речи у детей.// М: Изд-во «Сайма», 2003.

5. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. //Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

6. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие //- М.: Мозаика-Синтез, 2000.

7. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. //М.: Просвещение, 2003.

8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. //М.: “Просвещение”, 2008.

9. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов //- М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.

10. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. //- М., 2002.

11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. //- СПб., 2001.

12. Соботович Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления  Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. //Л., 2000.

13. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение.// - М., 2009.

Приложение 1.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Буква Ф»

Цель: Знакомство с буквой Ф.

Задачи.

Образовательные задачи: Учить правильно произносить звуки [Ф, Ф’];  ; совершенствовать навык различения звуков– по мягкости- твердости, звонкости -глухости; учить осуществлять звуковой  анализ слов на основе наглядных схем; учить определять место звуков в словах; познакомить с буквой Ф; учить анализировать оптико – пространственные и графические признаки буквы; продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.

Развивающие задачи: развивать: мимику, мелкую и общую  моторику; фонематическое восприятие; графо – моторные навыки; внимание; мышление; воображение. Развивать навыки коммуникации.

Воспитательные задачи:  Развивать навыки самоорганизации и контроля;

Оборудование: Картинки на звуки[Ф, Ф’];  синие и зелёные цветы; карточки с буквами, со словами; схемы для определения места звука в слове; схемы чем отличаются звуки от букв; карандаши; фишки; мяч.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

  1. Организационный момент. Театр мимов.

Изобразить действия  фотографа, шофёра, футболиста.

Изобразить повязывание фартука, шарфа.

  1. Вводная часть

-Дыхательная гимнастика.

 Устали? А как пыхтит уставший человек? (пф - пф)   Левая рука лежит на груди. Вдох –  левую руку отводим. Правой рукой нажимаем на живот. Выдох – левую руку прижимаем к груди. Правую руку отводим от живота. В медленном темпе 3-4 раза.

      -Знакомство с темой.

Назовите картинки, голосом выделите звуки [Ф, Ф’]?

Ребята, Вы догадались, какие звуки будем повторять?

Что общего у звуков [Ф, Ф’]? (согласные)

Чем они отличаются?  (звук [Ф] согласный твердый, звук [Ф’] согласный мягкий)

                  3. Основная часть    

 -Д/игра «Шепталки»

Филин очень любит шептаться, давайте изобразим его (дети хором повторяют за взрослым).

Фа-фу-фи     фу-фи-фа     фи-фа-фу     и т.д.

     -Д/игра «Путаница»

Ребята, я буду произносить слоги в словах наоборот, а Вы должны будете произнести слово правильно.

Кел-фа    лин-фи    ка-фиш    фёр-шо    тук-фар    фик-шар    фа-ар    ра-фа    фик-пу.

    -Д/игра на определение звонкости и мягкости согласных.

На доске два цветочка: синий и зелёный.  Нужно выложить к синему цветочку все картинки, в названии которых есть звук [Ф], а к зелёному цветочку картинки, в названии которых есть звук [Ф’].

       -Д/игра «Найди место звука в слове»

У каждого из Вас на столе карточка, в которой спрятались звуки [Ф, Ф’] и я предлагаю поиграть в игру «Найди место звука в слове» по картинкам.

       -Д/игра «Отгадай слово по первым звукам»

Ребята, на доске выложены картинки. Вам нужно прочитать слово по первым звукам этих картинок.  ( Футболка, лампочка, апельсин, гусь – флаг.)

Ребята, скажите, сколько слогов в слове? (один)

А почему в этом слове один слог? (правило: сколько в слове гласных, столько и слогов)

Назовите гласные звуки в этом слове. (звук [А])

Назовите первый звук.  (звук [Ф])  

Что Вы о нем знаете?  (согласный, твердый, глухой)

Сколько всего звуков в этом слове?  (в этом слове четыре звука)

 Назовите все согласные звуки. (звуки [ф], [л], [г])

  1. Динамическая пауза.

 А сейчас встаньте около стульчиков. Давайте немного разомнёмся.

Я буду произносить слова.  А Вы, ребята, если услышите в слове звук [Ф] поднимите руки вверх, а если звук [В], то хлопните в ладоши.    

                4. Закрепление материала    

  -Чем отличаются звуки от букв.   

Ребята, скажите, чем отличаются звуки от букв?

Давайте вспомним правило: букву – видим и пишем, звук слышим и произносим.

Показ буквы.

Определить – из каких частей состоит буква.  (в букве три элемента: два овала, длинная линия)

Написание буквы в воздухе.

        -Д/игра «Найди букву»

У Вас на столе карточки, на них написаны буквы. Найдите букву [Ф] и обведите её в кружочек.

       -Д/игра «Читаем слоги- прямые и обратные»

Ребята, что это? (гласные буквы)

Скажите, как произносятся гласные звуки? (Их можно петь и тянуть голосом)

Давайте их пропоём.

Вспомните, какие бывают слоги? (Прямые и обратные)

Прочтите гласные буквы со звуком [Ф] в начале и конце.

         -Д/игра «Прочти слово»

Ребята, возьмите карточки. Потерялась буква [Ф], впишите её вместо точки и прочтите слово.

  1. Итог

 Передавайте друг другу мячик, называя слова, начинающиеся на звуки   [Ф, Ф’].   

 Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!

Приложение 2

Мастер-класс для родителей воспитанников в старшей

 логопедической группе

«Игры на формирование фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей 5-6 лет»

Цели:

• Учить родителей правильно организовывать работу по развитию фонематического восприятия в ходе игр, игровых упражнений в домашних условиях .

 • Дать практические советы и рекомендации для создания условий формирования фонематического слуха.

Материал: буклеты, игры на развитие фонематического слуха.

1.Вступительная часть.

 Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать и понимать речь. Фонематический слух имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка. Фонематический слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (коЗа – коСа и т.п.). Нарушение фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения.

  Особые трудности возникают у детей с нарушенным фонематическим слухом на этапе обучения грамоте, а именно, при овладении чтением и письмом, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка ребенка.

Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Ребенок в 4-6 лет должен уметь: Выделять звук в звуковом ряду (4-5 лет). Выделять слог и слово в ряду слогов и слов (4-5 лет). Выделять начальный гласный звук в слове (4-5 лет). Подбирать и называть слова, начинающиеся с заданного звука (4-5 лет). Различать фонетически сходные слова по их лексическому значению (4-5 лет). Дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости, звонкости-глухости (к 5 годам). Выделять согласный звук в конце слова (5-6 лет). Дифференцировать свистящие и шипящие звуки (5-6 лет). Делить слово на слоги, определять количество слогов в слове (5-6 лет). Определять наличие заданного звука в слове (5-6 лет). Определять место звука в слове (к 6 годам). Определять количество слов в предложении, учитывая наличие «коротких» слов-предлогов (5-6 лет) и др.

 2. Демонстрация речевых  игр.

 «СТОП – ИГРА». Назовите любые слова. Ребенок говорит «стоп», если услышит слово с закрепляемым звуком. Уточните, какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе, постепенно ускоряя его.

 «РАЗВЕДЧИКИ». Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.

«УГАДАЙ-КА». Предложите детям угадать разные предметы по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в случае угадывания и правильного произнесения слова.

 «ИСПРАВЛЯЙ-КА». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребенка исправить ошибку.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН». При чтении сказок, рассказов или стихов попросите ребенка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.  

«КТО БОЛЬШЕ?». Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.      

«МЫ – АРТИСТЫ». Проговорите с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз разными интонациями (удивленно, весело, грустно).

Большинство фонематических игр - это игры со словами, точнее, со способностью различать в словах отдельные звуки. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.

«Смотри, не ошибись!» Вначале предложите ребенку придумать вместе с вами слова, которые начинаются на «за». Ребенок предлагает: «Занавеска, замок, залезать...»Теперь измените задания: слова должны заканчиваться на «за»: «глаза, береза, стрекоза». Варьируйте упражнение с другими слогами.

«Исправь Незнайкины ошибки». Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки. Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Коска ловит мышку. Собаха сторожит дом. Мама валит касу.

«Подбери правильно рифму»

 Отругала мама зайку, Он надел под свитер гайку. (майку).

Много снега во дворе, Едут танки по горе.(санки)

Пес Барбос совсем не глуп, Он не хочет рыбный дуб (суп).

Не случайно у сестрички фантики в косичках (бантики).

Проплывает под мостом серый, скользкий, длинный  дом (сом)

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь... (двери)

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки)

 «Грузы я возить привык!» —Говорит нам ... (грузовик)

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке... (мяч)

Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке... (жук)

 Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка)

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи... (туч)

3.Заключительная часть (раздача буклетов).

 Развитие фонематического слуха у дошкольников отражает не только способность ребенка правильно произносить слова и не путать слоги, но и свидетельствует о готовности ребенка к письму. Уверена, что данные логопедические упражнения помогут развитию у ребёнка не только речевых, но и других необходимых для школьного обучения процессов: внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления, познавательной активности.