Мои выступления, доклады, презентации.

Тяпкина Татьяна Алексеевна

Очень часто приходится выступать на методическом объединении воспитателей, на педсовете, на общешкольных и  городских мероприятиях. а разместить  материал в открытом информационом пространстве вовремя не вседа получается. здесь копилка моих выступлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_uroki_fiksikov_tyapkina_t.a.docx46.97 КБ

Предварительный просмотр:

Маст

1. Беседа о пользе мультфильмов

- Ребята, а вы любите мультфильмы?

- Как вы думаете, полезно ли их смотреть?

- Иногда бывает очень полезно, если смотреть не слишком долго и если, когда вы смотрите мультфильмы, узнаете много нового и интересного.

-  Чему могут учить мультфильмы? (доброте, правильным поступкам…)

- Какие  поучительные мультфильмы вы знаете? Чему они учат?

- Отгадайте загадку:

Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.

Нету места мистике,
Если рядом…
(Фиксики)

- Сегодня я вам предлагаю посмотреть мультфильм «Карамелька».

Основная часть занятия.

- просмотр мультфильма «Карамелька» с обсуждением по стоп-кадру.

Итог:  

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам запомнилось больше всего?

                                                                         Приложение 1

«Как смотреть мультфильмы с пользой»

 (Вступительная беседа с  родителями)

      «Мультики, мультики!»— эти слова дей¬ствуют на детей магически, загоняют самых расшалившихся из них с улицы домой, и усаживают перед экраном телевизора. Да и взрослые не прочь посмотреть эти веселые, умные, красивые передачи, чтобы на нес¬колько минут вернуться в прекрасный мир детства. Но каким парадоксальным это ни покажется, мультипликационные фильмы нужно уметь смотреть и этому мы, взрослые, должны учить наших детей. А как часто родители не видят в телевидении нашего союзника в воспитании детей! Нередко дети смотрят мультфильмы как зрелище: не понимают содержания, не могут восстановить сюжет.

      По телевизору как то  из воскресений шел многосерийный мульт¬фильм производства  «Три сурка». Когда в понедельник зашел разговор с учащимися  об этом фильме, оказалось, что все они смотрели его, а вот на вопрос, о чем там рассказывалось, что делали сурки, большинство детей ответить не смогли, они просто следили за происходящим, не задумываясь, не вникая в смысл деятельности и поведения животных на экране. Маша Д. авторитетно заявила: «Да они не¬множко хулиганили!» Только Саша А. смог более-менее рассказать о том, что де¬лали и почему именно так поступали зве¬рюшки. Оказалось, что фильм Александр смот¬рел вместе с отцом, который подробно разъяснял, обсуждал с ребенком его содер¬жание.

      Психологи утверждают, что попытки осмысленного восприятия информации от средств массовой коммуникации начинаются у детей с двух лет, но это не значит, что эта информация сразу же способна обучать и воспитывать наших детей. Средства массовой коммуникации воздействуют не прямо, а через многоступенчатую систему воздействия, опосредованно, путем обсуждения содержания, оценки предметов и явлений, поступков героев мультфильмов. Конечно, эти средства не могут повлиять сразу и только положительно на поведение ребенка. Стереотип поведения складывается при многократных повторениях, оценках своего отношения к тому или иному явлению. В этом плане мультфильм — прекрасная возможность для целенаправленного, плодотворного и приятного общения людей разных поколений. При этом мало с ребенком смотреть фильм, нужно еще и активно с ним общаться.

      Для неопытного зрителя увидеть смысл происходящего бывает очень нелегко, поэтому нужен развернутый комментарий взрослого. Любая телепередача должна не только привлекать внимание, развлекать, занимать от пустой беготни, но и тормозить, побуждать к формированию собственной позиции, отношения к происходящему. Уже в ходе восприятия мультфильма нуж¬но, чтобы ребенок слышал вопросы: «Кто это?», «Что он делает?», «Почему он так пос¬тупает?», «Хороший или плохой этот поступок?», «А что тебе нравится (не нравится) в этом герое?» При подходящем случае обратить внимание малыша: «Посмотри, какие красивые волосы у девочки!», «Какой прекрасный уголок леса!» или сделать вы¬вод: «Вот это правильно, нечего реветь, вредничать, капризничать и т. д.». Только при активном восприятии и общении со взрослым у ребенка сооружается мостик от увиденного на экране к жизни. При этом замечено, что наилучшей формой воздействия будет разговор «на ушко», который быстро и навсегда входит в сознание ребенка, накрепко запоминается.

      После просмотра фильма желательно поговорить о его содержании. Побудить к краткому пересказу можно с помощью маленькой хитрости: «Ты смотрел весь фильм, а мне пришлось ходить на кухню, готовить ужин. Что же случилось с героем?»

      Развитие речи и мышления — очень сложный процесс, который тяжело дается детям. Слова они запоминают без особого труда, но не всегда правильно их применяют. Порой дети не могут рассказать о погоде, об увиденном: какое небо, какие деревья. При пересказе они непроизвольно опускают важные детали, быстро отвлекаются, ждут подсказки, не могут сразу начать пересказ, иногда затягивают с ответом на простой вопрос. Родителям в таких ситуациях следует вооружиться терпением. Они должны хорошо усвоить, что при высокой требовательности улучшаются рассказы детей, ребята меньше отвлекаются, лучше слушают задание, что положительно сказывается на их развитии. И наоборот, чем чаще ребенок «не слышит» вопроса, затягивает с ответом, тем прочнее у него закрепляются отрицательные привычки в общении. У таких детей появляется шанс при переходе в школу стать отстающими в учебе, трудновоспитуемыми школьниками. Поэтому необходимо настойчиво вырабатывать у дошкольников привычку слушать и выполнять требования старших с первого раза. Одновременно у них формируется потребность к обсуждению, возникают вопросы к родителям.

      Всем известна любознательность детей. По своему опыту знаю, какое счастье отве¬чать на самые разнообразные вопросы ма¬лышей. Родительское терпение всегда воз¬награждается. Наши «эрудиты» знают уже о многом, задают, например, такие вопросы: «Чем отличается пароход от теплохода, теплоход от корабля?»

      Активное общение взрослого с ребенком в ходе просмотра мультфильма и после него не только развивает речь и мышление, но и тренирует чувства, так как личные оценки, отношения при этом ярко проявляются и закрепляются. Однако следует учесть, что гораздо легче передать знания молодому поколению, чем сформировать чувства нравственные, познавательные, эстетические и т. д.

 Отсюда понятно, что и в простых по содержанию мультиках ребенок должен искать смысл, упражнять свою нравственную память, развивать интеллект, идти к творчеству.

      Улыбка радости, выражение страха, гнева, счастливый смех — вот некоторые из эмоций, влияющих на формирование отношений к другим людям и к самому себе. Равнодушие же сокращает возможность развивать положительные умения жить с людьми и для людей. Опыт жизни показывает, что равнодушие, неуживчивость, злость и другие отрицательные эмоции — следствие эмоционального голода на доброту, отзывчивость, взаимопонимание с самыми близкими ребенку людьми.

      Мультик — «мир человеческих прикосновений». Через прикосновение к  прекрасному можно научить видеть красоту природы, человеческих переживаний и отношений даже там, где это все увидеть не так просто. Этот жанр искусства позволяет воспринимать мир увлеченно, эмоционально. Эмоции и чувства разнообразят нашу жизнь. Переживаемые чувства делают восприятие содержания мультика более ярким, а, следовательно, способствуют лучшему запоминанию; знания входят в нравственные правила поведения ребенка, отражаются в его деятельности.

      Все чаще приходится наблюдать, что передачи по телевидению, радио смотрятся вполглаза, слушаются вполуха. Нет ничего хуже подобного подхода. Ведь ребенок, привыкший к такому отношению, будет и в школе пропускать полезную информацию, а потом на работе допускать безответственные промахи и ошибки. А истоки этих бед закладываются в детстве.

      Почему дети иногда ведут себя шумно, развязно? Ответ может быть таким: у них не сформированы внутренние тормоза. Спокойное поведение, сосредоточенное внимание около телевизора — один из путей приобретения подобных тормозов.

      Одной из задач воспитания  в дошкольном и младшем школьном возрасте является формирование движений маленького человека, точности и координации руки и глаза. Средств этого формирования в домашних условиях масса: помочь маме убрать комнату, приготовить пирог, помыть посуду, накрыть стол; в различных играх, имеющих бытовую направленность. Обращает на себя внимание последнее: часто мы замечаем, что дети с ОВЗ  не умеют играть. А это неумение — большая беда учащихся  младших классов, оно гораздо хуже, чем незнание некоторых букв и отсутствие навыков первоначального чтения.

      Представляется, что этой беды можно отчасти избежать с помощью показа мультфильмов. Пока телевидение слабо использует свои возможности в яркой подаче информации для детей.

      В настоящее время тысячи людей занимаются гимнастикой, аэробикой с помощью телевизора, но ведь по такому же принципу можно организовать обучение танцам, коллективным играм детей.

      Дорогие родители, постоянно используйте просмотр мультипликационных фильмов для задушевной беседы со своими детьми . Узы дружбы, заложенные в детстве, навсегда останутся в памяти, породят добрые взаимоотношения на всю жизнь.

     И, конечно не давайте смотреть детям все подряд современные мультфильмы, многие из них, к сожалению, могут породить зло, агрессию, негатив. Может быть,  стоит обратить внимание на мультфильмы нашего детства – где добро всегда побеждает зло.

Но на наших коррекционно-воспитательных занятиях мы используем и содержательные современные мультфильмы, где основыным методом развивающего и воспитывающего обучения является беседа с учащимися по стоп-кадру. Я предлагаю вам побыватб на одном из занятий  серии  «Уроки фиксиков». Представьте на некоторое время, что вы  - ученики 4 класса и мы смотрим с вами мультфильм «Карамелька».

  Приложение 2

Краткое содержание мультфильма «Карамелька»

        ДимДимыч приходит домой очень злой и ложиться на диван. Маленькие Фиксики спешат к нему и, замечают у него под глазом большой, большой синяк. Симка подумала, что мальчик упал с лестницы. Но ДимДимыч отвечает ей, что он подрался с Васькой. Причина конфликта в том, что ребята спорили, кто круче: гонщик или боксёр. ДимДимыч считает, что безусловно круче гонщик и, Нолик его в этом поддерживает. Ребята затевают спор о том, какая профессия интересней.

А вы как думаете, какая профессия самая интересная? Включайте скорей серию «Карамель», чтобы посмотреть и узнать, чем закончится спор.

ДимДимыч ел карамельки до тех пор, пока у него не заболел зуб. Ведь, как известно, от большого количества сладкого, может образоваться кариес. Услышав, что в комнате кто-то стонет от боли, мама поспешила туда. К счастью, она работала зубным врачом и дала ему лекарство, чтобы он прополоскал рот и, все быстро прошло.

Вернувшись к Фиксикам довольный и счастливый, ДимДимыч пришел к выводу, что круче, чем боксер, может быть только зубной врач. Так как, его бояться абсолютно все.