Забыли тему "Виды сказуемого"? Тогда вам сюда!

Чернобурова Елена Александровна

Первое занятие - это "шпаргалка" по теории на тему "Виды сказуемого". Теоретический материал необходимо знать и ,желательно, понимать. Чтобы понимать, не обязательно его заучивать. Надо вдумчиво несколько раз прочитать предлагаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_skazuemogo_i_sposoby_ego_vyrazheniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды сказуемого и способы его выражения.

  1. Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме любого наклонения (изъявительного, повелительного, условного).

      Например:

Мы собираем грибы. Мы соберём грибы. Мы будем собирать грибы. Соберите грибы! Пусть они соберут грибы.

  1. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и инфинититва. В качестве вспомогательного глагола могут быть слова мочь, намереваться, продолжить, начать, решить, приказать, должен, обязан и т.д. Например:

Каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии.

Иногда я пытаюсь вспомнить первые свои ощущения жизни, первые прикосновения к миру, вспомнить с надеждой, что это может мне что-то объяснить, возвратить меня в наивную пору счастливых удивлений, смутного восторга и первой любви…

  1. Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки и именной части, которая может быть выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, наречием, неделимым словосочетанием. В качестве глагола-связки могут быть слова быть (в том числе быть в нулевой форме), считать, считаться, казаться, являться, называться, сделаться, выглядеть и т.д. Например:

Ветер – заботливый хозяин. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. И рады мы проказам матушки-зимы. Вот ворона на крыше покатой, так с зимы и осталась лохматой. Найдите в предложениях грамматическую основу. Рыжими стали у белок их спинки, пышные хвосты. Молодой лыжник пришел первым к финишу на зимней олимпиаде. День ясный, прозрачный, слегка морозный.

Алгоритм нахождения грамматической основы.

  1. Найти в предложении слово, отвечающее на вопрос кто? или что?
  2. Проверить, стоит ли это слово в именительном падеже. При этом нужно помнить, что в качестве подлежащего может выступать субстантивированное слово, то есть слово, перешедшее в существительное (Завтра не наступит никогда), инфинитив ( Жить – Родину любить), междометие (Далече грянуло ура), словосочетание, в котором нет слова в именительном падеже (В конкурсе участвовало около сотни молодых специалистов).
  3. Проверить, есть ли ещё в предложении подлежащее.
  4. Найти грамматически связанное с подлежащим сказуемое.
  5. Определить его вид, чтобы не потерять части составного сказуемого.

Внимание !!! В предложении может быть может быть, например, три сказуемых, но глагол-связка одна на все три именные части. Или, например, в предложении два сказуемых, но вспомогательная часть одна на два инфинитива.

  1. Если в предложении сказуемое составное глагольное, необходимо проверить инфинитив, так как он может выполнять другую синтаксическую функцию. Например:

Мы условились(сказуемое) драться(дополнение) за скирдами.

Искусство(подлежащее) смешить(определение) труднее(сказуемое) искусства трогать.

7. Посчитать количество грамматических основ.

Тренировочные упражнения

  1. Найдите в предложениях грамматическую основу.

  1. Язык человека – точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
  2. Книги делают человека лучше, а это…чуть ли не единственная цель искусства.
  3. Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг.
  4. У каждой книги есть своя судьба, своя долгота века.
  5. По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.
  6. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.
  7. Пахнет сеном над лугами.
  8. Совесть вернее памяти.
  9. Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.

  1. Укажите количество грамматических основ в следующих предложениях.

  1. Мысль ехать, как хмель, туманила голову, и я беспечно и шутливо отвечал на все предсказания и предостережения, пока ещё событие было далеко.
  2. Странное, однако, чувство одолело меня, когда решено было, что я еду: тогда только сознание о громадности предприятия заговорило полно и отчетливо.
  3. Но ветер был не совсем попутный, и потому нас потащил по заливу сильный пароход и на рассвете воротился, а мы стали бороться с поднявшимся бурным или, как моряки говорят, «свежим» ветром.