Родной язык. 3 класс

Алексеева Наталья Ивановна

Урок родного русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК РОДНОГО ЯЗЫКА В З КЛАССЕ

У земли ясно солнце, у человека — слово.

Задачи урока: познакомить с русскими традиционными сказочными образами, эпитетами и сравнениями: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Планируемые результаты.

Предметные: познакомятся со словами, называющими занятия людей.

Метапредметные: регулятивные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; познавательные: сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, построение рассуждений и выводов; коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Личностные: развивать интерес к образу жизни наших предков, понимание важности сохранения памятников культуры, созданных ими в давние времена, важность бережного отношения к наследию прошлого.

  1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Какие черты характеризуют и
лебёдушку, и девушку в русских народных песнях и сказках (Нежность, красота, плавность движений, белый цвет лица, верность и т.д.)

С.78 упр.1 устно,    упр.2 (2), упр.3 (устно)

С.79 «Из истории языка и культуры» + упр.4

- Какие черты характеризуют сокола и юношу? (Смелость, гордость, сила, гордый нрав, сила воли, зоркий взор и д.р.) 

С.81 упр.6 (устно),    упр.8

- Как вы считаете, какие качества ценили русские люди в старину в юношах и девушках? (У юношей – смелость, гордость; у девушек – женственность, верность.)

  1. Оформление - Страницы для раздела  «Деревья» в природном словаре – ДУБ.

Отгадайте загадку:

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (Дерево).

С.82 упр.9

Берёза, сосна, осина, яблоня, ель, кедр, лиственница, тополь, ясень, дуб, клён, липа, ольха, ива, (кипарис, акация).

- Знаете ли вы песни, стихи, загадки о деревьях? Какие деревья чаще встречаются в песнях, сказках?

( Дуб «У Лукоморья дуб зелёный…», в сказках яблонька: в сказке «Гуси-лебеди» укрыла сестрицу и братца от гусей-лебедей, «Сказка о молодильных яблоках», «Крошечка-Хаврошечка», «Иван-царевич и Серый волк»; в песнях часто упоминается берёза).

 

Прослушивание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

 III. Постановка ещё одной цели и задач урока.

- Тема нашего урока «У земли ясно солнце, у человека — слово».

- Цель нашего урока – познакомиться со словами-названиями деревьев, которые чаще всего встречаются в народных песнях и сказках. Мы узнаем об образах дуба и берёзы в русском народном творчестве.

Первичное усвоение новых знаний.

Рассказ учителя.

- Кто знает, как называется лиственный лес, с преобладанием дуба? (Дубрава).

- Кроме дуба в дубраве произрастают липа, ясень, вяз, клен, граб и др. Для дубравы характерен густой подлесок (бересклет, лещина) и травяной покров, представленный дубравными видами: копытень, медуница, ясменник, сныть, зеленчук и др..

С.85 упр.13

IV. Работа с текстами.

С.82 упр.10 - устно

- Прочитайте. Что объединяет все эти тексты? (В них встречается слово «дуб»).

- Чем они отличаются? (Разные жанры).
- Найдите среди них
загадку, пословицу, песню, потешку.

- Какие непривычные формы слов для современного русского языка встретились в произведениях? (ровныя, на дубу…)

   

V. Рубрика «Интересный вопрос».

Работа в парах. С.83

- У А.С. Пушкина есть такие строки: «У лукоморья дуб зелёный…»

- Как вы думаете, почему у лукоморья стоит именно дуб, а не другое дерево?
- Обсудите ответ на этот вопрос с соседом по парте. К какому мнению вы пришли?

(Дуб – символ мудрости.)

VI. Работа в тетради.

Упр. 11 .

- Рассмотрите таблицу, прочитайте слова. К какой части речи они относятся? (Имя прилагательное).

- Распределите имена прилагательные на группы. (Сила, размер и возраст дуба -по 3)

- Какие слова не вошли не в одну группу?

С.84 упр.12

- Спишите. Проверьте правильность написания. (2 абзац)

Нарисуй рисунок – ДУБ.

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Оформление страницы для раздела  «Деревья» в природном словаре – Берёза.

С.85 упр14 – спиши загадку по выбору.

Упр.15 спиши отрывок о берёзе по выбору.

С.86 «Из истории языка и культуры» прочитай.

Упр.16 выпиши 8-10 слов, с помощью которых можно описать берёзу, как человека.

Нарисуй рисунок – БЕРЁЗА.

(Слово – Упражнение – не писать)

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

- Мы достигли цели урока? Оцените свои успехи.

ОБРАЗЕЦ:

_______________________________________________________________________________________________

«Ой, ты, тёмная дубравушка!

Расступись, дай мне дороженьку…»

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…

Сила дуба – могучий, крепкий, богатырский.

Размер дуба – высокий, огромный, раскидистый.

Возраст дуба - старый, вековой, столетний.

 

   Известно, что дубы растут медленно и живут долго. В Москве в парке Коломенское есть знаменитая Дубовая роща. Растут здесь дубы, которым по четыреста – шестьсот лет!

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2019/12/dub_0.jpg