Методические статьи

Гевкан Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

Православие и образование, воспитание

Воспитательный потенциал темы

« Принятие христианства на Руси »

в преподавании курса истории

                                                 

   

Гевкан Елена Ивановна

учитель истории

место работы: муниципальное бюджетное

образовательное учреждение «Питлярская

 средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

с. Питляр, Шурышкарский район, ЯНАО

email: gevkan@mail.ru

телефон:+79519846084


«Среди множества родов образования и развития,

каждое из которых важно само по себе,

самое важное - образование нравственное».

В. Г. Белинский

        На уроке истории по теме «Принятие христианства на Руси» ученики 10 класса задали мне интересный вопрос: «Почему ученикам 4 класса необходимо посещать уроки по ОРКСЭ?» «Почему в нашей школе уже 5 год подряд проходят олимпиады по православию?» «Нас что, массово вводят в религию, зомбируют?». «Конечно нет» -  успокоила я ребят. «А теперь задумайтесь, почему именно в последнее 5-6 лет общество, институты, центры развития и школы, наше правительство обратили свои взгляды на религию?»

Мы вместе с ребятами сами начали отвечать на вопросы:

Во-первых, в последнее время в современном обществе участились расколы и разногласия в некоторых государствах, которые перерастают в войну (Сирия, Украина).

Во вторых, рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.

В-третьих, нормы, правила и требования общественной морали выступают сегодня не как общепринятые, а  как собственные взгляды, убеждения.

Перечень можно было продолжать и дальше, но я попросила ребят провести исследование: в течение недели просто проходить и здороваться с учениками начальной школы. В течение недели 10-классники (9 человек) вели наблюдения. Результаты их шокировали: из 34 учеников начальной школы с ними за день поздоровались только 16, остальные просто прошли мимо.  Ребята задались вопросом, почему? Мы опросили учеников начальной школы, ребята ответили, что просто решили не здороваться с большими учениками, другие сказали, что не здороваются со всеми подряд, а только выборочно (учителя, некоторые родители, которых знают). Плачевная картина. А на примерах из курса ОРКСЭ обучающиеся учатся правильно общаться и относится к друг другу, быть добрее.

Так,  ребята на примере своего исследования убедились, что преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества. А, я как учитель, реализовала одну из главных воспитательных задач – выражение своего собственного мнения и развитие его интереса с помощью исследования.

10-классинки так же в рамках урока по теме «Принятие христианства на Руси» провели урок-конференцию, где каждая из групп выступала в пользу религий, между которыми выбирал Владимир: ислам, иудаизм, римском католичестве и византийском православном христианстве. Ребята представили интересные доклады, каждый ярко и эмоционально представлял «свою» религию. Больше плюсов набрало византийское православное христианство. Еще одна реализованная воспитательная задача – развитие чувства ответственности перед коллективом.

Воспитательные задачи моего урока сводились к следующим:

  • научить определять суть и содержание духовных ценностей (как Киевская Русь начала двигаться в сторону нравственного прогресса, отказываясь от языческой религии и многобожия в первую очередь, для объединения своего народа, чтоб в государстве не было разногласий);
  • взывать к высшим ценностям (любви, братству, самоуважению к окружающим, согласной с идеалами);
  • способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся (Говорили о религиях, между которыми выбирал Владимир. Почему он обратился именно к ним? Потому, что это религии народа, которые уже проживали на территории Руси, это религии соседей, религии мировых государств)

Работа на уроках с текстами исторических документов позволяет ученикам самим оценивать те или иные исторические события. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых эпох, ребята одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия, сострадания, любви. Например, обращали особое внимание, на то, как еще в языческой Руси Владимир присутствовал на казни первых христиан сына и отца в Новгороде. Их сожгли на площади. В противовес, противопоставила ситуацию выбора Владимира между религиями, как искал  и слушал своих послов, что лучше, что устроит весь народ, в каком случае ему удастся объединить государство, а не расколоть его еще больше. Урок я организовала таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию – принятию христианства на Руси. Благодаря таким ценностно-проблемным ситуациям у ребёнка активизируется познавательная деятельность.

При закреплении знаний  обучающихся, я дала им текст школьного этапа VIII Общероссийской  олимпиады школьников по Основам православной культуры по теме «Церковь и государство в России: связь времен», которую проводит Православный Свято-Тихоновский университет. Это межпредметная олимпиада, ориентированная на выявления одаренных детей независимо от сферы их особых предметных талантов. Задания, разбитые на различные блоки, позволяют детям продемонстрировать свои способности в скорости и качестве запоминания, эрудиции, скорости мышления при решении логических задач и анализе текстов. Все с удовольствием  отвечали на вопросы, проверили свою эрудицию. Олимпиада ученикам понравилась.

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе.

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере духовно-нравственного воспитания молодёжи. Я рада, что мои ученики увидели и поняли, что курс ОРКСЭ, олимпиада по православию это не насаждение церкви своих взглядов и религии детям, это яркий пример того, как все общества помогает нам быть людьми, добрыми, человечными, открытыми.

Итак, урок «Принятие христианства на Руси» имеет широкие возможности для нравственного воспитания. Мне, как учителю, необходимо наиболее полно реализовать их, постоянно заострять внимание детей на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать, проводить аналогии с сегодняшним днём.

Воспитать нравственного человека - сложная задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся не только родители и  учителя,  а все общество.



Предварительный просмотр:

Работа классного руководителя по формированию ЗОЖ

в старших классах

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако, на сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.  Всё ещё  низким остается уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.

Моя работа по сохранению  ЗОЖ у школьников следующая:

  1. Проведение системы классных часов на тему «ЗОЖ» (привлекаю учителя физической культуры);

2) Организация совместных мероприятий с классом на природе (осень и весна)

3) Поддерживаю и слежу за психологическим  климатом в классе и школе (для выполнения этого правила здорового образа жизни проводится мониторинг психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению, социометрия и д.т).

 Анализ информации помогает определить детей на занятия в дополнительном образовании с учетом их физического здоровья.

Нужно отметить: пропаганда ЗОЖ, спортивных успехов и достижений, как отдельных учеников, так и школьных команд ведется на сайте школы и в блоге класса.

В учебно-воспитательном плане на каждый месяц учебного года расписаны мероприятия, направленные на формирование потребности здорового образа жизни учащихся. Это и классные часы по темам: «Умение работать. Как экономится время», «Курение – вред», «Любимое творческое дело», «Пища должна содержать витамины!», «Как дожить до 100 лет?».

К подготовке и проведению классных часов стараюсь чаще привлекать самих ребят. Дети готовятся к беседам дома, а в классе высказывают свое мнение, свою точку зрения по поставленной проблеме, ищут пути решения в тех или иных ситуациях.

Работа по вовлечению ребят в кружки и секции, чествование их успехов, помощь в решении проблем, проведение внеклассных мероприятий вошли в систему и принесли свои положительные результаты. Из 5 человек занято в спортивных секциях – 5 человек.

Кроме того, дети с удовольствием принимают участие в общешкольных мероприятиях, различных спортивных соревнованиях по футболу и баскетболу, гирям, тяжелой атлетике, кроссе и показывают хорошие результаты.

Что может сделать классный руководитель в формировании здорового образа школьников на уроке? Поддерживать связь с учителями-предметниками. Принцип русского дидактаИ.Я.Лернера, который утверждал: «В основе всего обучения должен быть положительный эмоциональный фон». Во время урока лучшим средством профилактики и снятия утомления является переключение на двигательную активность, чем и является физкультминутка. Проведение на уроке физкультминуток с изучаемым материалом или закреплением уже изученного позволяет сохранить логику урока, а смена деятельности – это отдых.

Заканчивая свою статью, хотелось бы сделать вывод, что моя работа на протяжении шести лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса нет курящих детей и пристрастившихся к алкоголю. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время.

Классный руководитель Гевкан Е. И.



Предварительный просмотр:

Педагогический совет по теме «Социализация личности учащихся школы через профилизацию и информатизацию образовательного пространства»

Обобщение работы по теме «Роль  информационных  технологий в условиях профильного обучения»

Тема: «Использование кинофрагментов на уроках истории»

Ученик познает окружающий мир с помощью органов чувств. Но пропускная способность зрительного, слухового и других каналов различна. Как показывают исследования, 90% информации учащиеся получают с помощью зрительного канала, 9% – с помощью слуха и 1% – с помощью других органов.

Не секрет, что значительная часть современных школьников живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране телевизора или компьютера. Использование художественных видеоматериалов на уроках истории должно способствовать не только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках истории.

Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, объем, глубину, структуру необходимых умений и навыков. Но при всем многообразии и вариативности учебных пособий, особенно для старших классов, у них можно отметить один очень серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится катастрофически вялым.

Кроме того, учебники истории часто перегружены труднопонимаемым, сложным теоретическим материалом. Поэтому ученик находится в растерянности, пытаясь во всем разобраться. У него слабая теоретическая база, поэтому большее впечатление оказывает на него и лучше запоминается тот материал, который помогает ему создать своеобразную «картинку» вопроса, темы, проблемы. Можно долго объяснять ему, что такое плуг, пашенное земледелие, но пока он не увидит это на плакате, а ещё лучше в кинофильме, видеоролике, всё это останется для ученика только звукосочетанием, абстракцией.

  Самые сложные абстракции базируются всегда на чувственном материале, на фактах наблюдения, что, естественно, придает огромное значение для развития воображения и фантазии. При формировании знаний необходимо снабдить школьников «данными наблюдений», образами, создать условия для «живого созерцания». Эту задачу и решают экранно-звуковые средства обучения – учебные кинофильмы. Отображая действительность, они позволяют в классе, на уроке оперировать непосредственно фактами жизни, науки. Фильм не содержит полноценного знания об объекте, а является лишь источником, дающим материал для размышления и воображения.

Образное мышление становится ведущим звеном в познавательной деятельности, способствует проявлению творчества. Чтобы выполнить задание после просмотра картины, фильма, разбора схемы, учащийся начинает искать слова, подходящие предложения, отражающие его видение темы, удовлетворяющие его чувства. В ответах проявляется стремление к логическому мышлению, воспроизводя логику изложения материала, к художественному описанию (поиск выразительных литературных средств, эпитетов, метафор, сравнений). И учитель может видеть движение мысли ученика к восприятию и отражению исторического материала в процессе применения наглядных пособий. Управление на этой основе познавательной деятельностью в обучении создает дополнительные возможности умственного развития учащихся.

Применение информационных технологий на уроках истории позволяет:

  • сделать урок более интересным, погрузить ученика в атмосферу какую-либо эпоху;
  • интегрально представлять исторические факты и явления;
  • соотносить знания человечества, накопленные в разные исторические эпохи и времена;
  • придать содержанию образовательного процесса творческий, проблемный, исследовательский характер; раскрыть предмет с разных сторон.

Особенности урока с применением кинофильма: этот урок ведут как бы два учителя – наряду с учителем в объяснении, беседе, опросе участвует техника.

Конечно, главным остается педагог, он предоставляет слово своему «коллеге», через него осуществляется связь «ученик-учитель», без которой немыслим урок. Однако в определенные моменты учитель в классе может уступить место фильму как источнику учебной информации, как средству обучения, ведущему и управляющему процессом познания.

Техника на уроке выступает в союзе, комплексе с традиционными средствами обучения – картиной, учебником, таблицами, доской, экскурсией и словом учителя.

Учебные фильмы по истории – это тематические или обзорные звуковые фильмы, снабженные дикторским текстом. Каждый из них с большей или меньшей полнотой освещает целую тему программы или имеющий самостоятельное значение вопрос. На своих уроках я использую материалы:

  • с портала Videouroki.net по истории;
  • цикл исторических фильмов «История государства российского - анимационный сериал — проект ТВЦ созданный на основе труда историка Н.М. Карамзина. Проект выходит за рамки работы Карамзина, при создании поздних серий использовались труды Н.И. Костомарова и С.М. Соловьёва. Пятьсот 4-минутных серий, выполненных в технике трехмерной компьютерной анимации в сочетании с документальной хроникой, расскажут о большом историческом периоде — от призвания варягов до правления Екатерины II.
  • видеофрагменты каналов «Культура» и «История».

      Я  излагаю материал, организую и проверяю самостоятельную работу учащихся в промежутках между демонстрацией частей или фрагментов фильма и после демонстрации.

   Использовать фрагменты художественных фильмов можно в разные моменты урока:

в начале урока – для актуализации, мотивации, постановки проблемы или проблемной ситуации;

в ходе изучения нового материала – поиск необходимой информации, решение проблемы;

в конце занятия – для закрепления полученных знаний;

на обобщающих занятиях.

Учитель истории Гевкан Е. И.



Предварительный просмотр:

Способы формирования мотивации к учебной деятельности учащихся. Создание ситуации успеха для личностного развития ребенка.

«Все наши замыслы, все поиски

и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

В. А. Сухомлинский

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

В начальном звене ученик слабо понимает, для чего он учится - чаще всего для родителей, учителя, ради оценки. Это создаёт трудности в научении осознанного овладения знаниями. Но с другой стороны, остаётся мощный стимул – оценка.

К окончанию начальной школы необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям, но к способам добывания новых знаний.

Средний школьный возраст характеризуется как этап овладения самостоятельными формами работы, время интеллектуальной, познавательной активности, стимулируемой соответствующей учебно-познавательной мотивацией.

Учебная мотивация школьников среднего школьного возраста направлена не только на получение новых сведений, знаний, но и на поиск общих закономерностей, а главное на освоение способов самостоятельного добывания знаний. Такой путь развития познавательной активности возможен лишь в том случае, если интерес к учению становится смыслообразующим в жизни.

Благоприятными условиями перехода в среднее звено становится потребность во взрослости, общая активность, стремление осознать себя как личность, потребность в самовыражении, стремление к самостоятельности, самоутверждению.

В тоже время существуют и негативные стороны данного возраста – незрелость оценок себя и окружающих, конфликтность, внешнее безразличие к мнению учителя, отсутствие понимания связи учебных предметов с возможностями их использования в будущем.

Ребёнок часто оказывается в ситуации выбора между позицией «хорошего ученика» и позицией «хорошего товарища». В начальной школе самооценка учителем формировалась на основе результатов учёбы, в среднем и старшем звене учитываются неучебные характеристики, качества, проявляющиеся в общении. Возрастает недовольство собой, возникает негативная самооценка, она распространяется и на учебную деятельность.

Возникает потребность в положительной активности со стороны взрослых. Хорошо, если рядом окажется педагог, способный увидеть проблемы общения со сверстниками глазами подростка и при необходимости помочь.

Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности.

Задачи формирования мотивации определяются резервами в каждом возрасте, т. е., зоной ближайшего развития. Эти резервы не развиваются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимоотношений.

Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.

При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:

  • постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
  • создавать ситуации успеха;
  • стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • способствовать развитию как «сильных», так и «слабых» учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
  • стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

Одним из стимулов мотивации является оценка.Оценка мотивирует, но не всегда;

  • оценка мотивирует, когда ученик уверен в её объективности;
  • когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
  • знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
  • уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
  • уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия - места, где это можно реализовать.

Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:

  • связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
  • обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
  • связанные с осознанием учеником своих больших возможностей и способностей;
  • положительные эмоции от получения новых знаний (любознательность, любопытство);
  • от самостоятельного добывания знаний, от овладения новых способов добывания знаний.

Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.

Эмоции с отрицательной модальностью:

  • неудовлетворенность, чувство не преодоления трудностей;
  • обида, страх перед учителем, необъективное отношение учителя к ученику, долгое переживание несправедливости;
  • перегрузки, эмоциональная напряженность.

Отрицательные эмоции должны включаться в процесс учения и сменяться положительными, иначе возможен переход в стресс и невроз.

При работе с индивидуальными особенностями учащегося важно исходить из принципов:

  • процесс обучения должен приводить не к нивелированию, т.е., уравниванию знаний учеников, а к возрастанию их индивидуальных различий;
  • показ учителем школьнику того, что активное овладение способами учебной деятельности, приемами целеполагания способствует развитию его индивидуальности.

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету.Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.

Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.

Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке?

  • Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута;
  • неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке;
  • неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика;
  • отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся;
  • педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю.

Управлять развитием детей в процессе обучения- это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования. Назову еще некоторые приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике.

1.Создание проблемной ситуации.

2.Привлечение учащихся к оценочной деятельности.

3.Необычная форма обучения. Урок-семинар, урок-конференция, урок-путешествие, урок-аукцион, ролевая игра, дискуссия, защита проектов, разнообразные коллективные способы обучения .

4.Привлекательная цель.

5.Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения.

6.Лови ошибку.

7.Нарисуй, как понял.

8.Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика.

Очень важно! Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала. Превращение ребенка в субъекта, заинтересованного в самоопределении и в самоактуализации составляет основной результат совместной деятельности учителя и ученика.

Классный руководитель 6 класса

Гевкан Е. И.


Виды мотивации:

  • познавательная мотивация
  • мотивация достижения успеха
  • компенсаторная мотивация
  • престижная мотивация
  • мотивация избегания неудачи

Познавательная мотивация

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается данная мотивация. Человек обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат.

Мотивация достижения успеха

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха — желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.

Престижная мотивация

Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

Мотивация избегания неудачи

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция — мотивация избегания неудачи.

Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, санкций родителей. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

Компенсаторная мотивация

У неуспевающих детей возникает и особая мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится исходной.