Мультимедийное игровое пособие «Играем с признаками» (для детей 4-7 лет)
Презентация мультимедийного игрового пособия
«Играем с признаками»
(освоение базовой фундаментальной модели
«Объект – Имя признака – Значение имени признака»)
Одним из приоритетных направлений работы детского сада №7 «Журавлик» является интеллектуально-творческое развитие воспитанников. Эффективная реализация данного направления развития на сегодняшний день невозможна без использования современных образовательных технологий.
В дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Как известно, важнейшим инструментом в формировании обобщения служит понимание понятия ИМЕНИ признака. Согласно толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, признак – это та сторона объекта, по которой его можно узнать, определить или описать, которая служит его приметой, его знаком.
Итак, базовой моделью формирования обобщения мы принимаем модель «Объект – Имя признака – Значение имени признака». На освоении данной модели строятся все правила, методики, технологии – весь инструментарий ОТСМ – ТРИЗ (Краткая характеристика теории сильного мышления, Н.Н.Хоменко). Соответственно, для более эффективного и активного освоения детьми методов ОТСМ-ТРИЗ, необходимы достаточные навыки работы с данной моделью.
На сегодняшний день современные образовательные технологии выделяют семнадцать имён признаков, воспринимаемых анализаторами человека (зрительными, тактильными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными). Это цвет, форма, размер, количество, части, изменения во времени, звук, запах, температура, вес, влажность, рельеф, материал, место расположения, ориентация в пространстве, действие и вкус.
У каждого из перечисленных имён признаков есть огромное количество значений,
а также свое графическое, схематическое обозначение.
Схемы имен признаков были приняты общие для всего детского сада, а для повышения успешности их усвоения педагоги оформили в группах различные пособия. Так, в нашем детском саду появилась «Медвежья поляна», «Волшебные часы», «Корзина с яблоками», «Кораблик знаний», «Дары природы» и «Чудесный аквариум»; расцвели «Рябинка» и «Семицветик», вырос «Весёлый Мухомор»; детей обучают «Незнайка в умном городе» и «Веселый гном». Все пособия размещены в учебных зонах групповых комнат, они хорошо видны детям, привлекают их внимание.
Основанием для разработки и внедрения мультимедийного игрового пособия «Играем с признаками» послужили два фактора:
1. Недостаточный уровень сформированности понятийного интуитивного мышления у части выпускников ДОУ (5-10% детей ежегодно показывают слабый уровень);
2. Годовая задача детского сада («Совершенствовать работу, направленную на освоение базовой фундаментальной модели «Объект – Имя признака – Значение имени признака»).
Задачи пособия:
1. Развитие представлений о признаках объектов у детей дошкольного возраста.
2. Соотнесение значений имён признаков с их графическими обозначениями, закрепление данного навыка.
3. Формирование умения выделять главный, основной признак, по которому различаются объекты в конкретной проблемной ситуации.
Описание работы
с мультимедийным игровым пособием «Играем с признаками»
1. Запуск игры
Для начала работы с пособием необходимо открыть на компьютере (диске) папку «Мультимедийное игровое пособие» и запустить файл «ИГРАЕМ С ПРИЗНАКАМИ.pps».
Если компьютер отображает скрытые звуковые файлы, лежащие в данной папке, то удалять и перемещать их нельзя – иначе не будет звукового сопровождения игры.
После запуска игры появляется титульный слайд, после чего мы переходим к самим заданиям.
2. Интерфейс игры
В основной части экрана отображается картинка-задание. Ребенок должен догадаться, какой признак проиллюстрирован на ней. Ответов может быть несколько.
Внизу, на свитке размещён вопрос-подсказка. В случае если ребенок затрудняется с правильным выбором имени признака, взрослый может прочитать ему вопрос.
Справа, на светло-зеленом фоне расположены кнопки со схематическими обозначениями признаков. Выяснив, что за признак проиллюстрирован в задании, ребенок нажимает на его обозначение-кнопку...
... и получает зрительную и звуковую «оценки» от игры.
В случае неправильного ответа (грустный смайлик) необходимо нажать кнопку «Вернуться» и снова попробовать решить задание.
В игре есть задания с единственным правильным ответом, с несколькими правильными ответами, а есть и такие, где все ответы-признаки будут правильными. Задача взрослого – добиваться от детей обоснования каждого выбранного признака. Также необходимо в каждой проблемной ситуации выделять главный, основной признак-ответ.
3. Управление игрой
Чтобы вернуться к предыдущему заданию (например, для проверки дополнительных вариантов ответов), или при желании пропустить задание, можно воспользоваться встроенными возможностями Power Point – покрутить колесико на мышке от себя (для возврата назад) или на себя (для пропуска задания). Также можно использовать клавиши «вверх» – «вниз» / «Page Up» – «Page Down» на клавиатуре.
Для перехода к конкретному заданию необходимо знать его номер. В приведенной ниже таблице (приложение 1) каждому номеру задания (столбец 1) соответствует номер слайда (столбец 2). Например,
чтобы начать игру с 16-го задания, взрослый должен включить 47-ой слайд. Для перехода между слайдами необходимо вызвать контекстное меню (путем нажатия правой кнопки мыши) в запущенной презентации.
Затем следует выбрать «Перейти к слайду» и, прокрутив при необходимости список слайдов вниз, выбрать «Все слайды».
В появившемся окне необходимо выбрать номер нужного слайда и нажать кнопку «Перейти». Необходимо обратить внимание, что номер задания не должен быть заключен в скобки. Номера слайдов в скобках – это скрытые слайды, «оценки» игры, «правильно – не правильно».
На данный момент игра состоит из 44-х заданий, завершается создание второй части. К игровому пособию разработаны методические рекомендации со структурой игрового пособия и примерным ходом занятий. Пособие предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям для работы с дошкольниками.
Данное электронное пособие имеет следующие преимущества:
1. Повышение мотивации детей, которое достигается за счет:
· игровой формы занятий,
· использования мультимедийной техники,
· включения соревновательного момента,
· осуществления индивидуального подхода к детям.
2. Облегчение дидактического оснащения занятий (исключает необходимость оформления многочисленных карточек, картинок и другого дидактического материала).
Выводы:
Принятие графического обозначения имени признака позволяет ребенку при его предъявлении считывать признак со схемы, и понимать (называть) его значение в конкретном объекте. Дальнейшая автоматизация данного навыка позволяет ребенку самостоятельно конкретизировать признак через его значение у объекта без опоры на схему.
Таким образом, освоение модели «Объект – Имя признака – Значение имени признака» позволяет ребенку, начиная с младшего дошкольного возраста, усвоить наличие ряда признаков и их значений у любого объекта окружающего мира. Дети могут легко определить значения признаков объектов, описывать, сравнивать, преобразовывать различные объекты через выделение и преобразование признаков, а также самостоятельно составлять речевые продукты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_1_k_mip_igraem_s_priznakami.pdf | 508.62 КБ |