РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ. Игры и упражнения.

Смирнова Елена Вячеславовна

   Как часто вам приходится слышать, когда дети не правильно употребляют окончания у слов или не могут правильно образовать множественное число?

А ведь такие простые действия, для нас взрослых, порой очень сложно даются детям.
Я предлагаю вам поиграть в игры на развитие грамматического строя речи. Такие игры будут хорошей тренировкой не только для детей, но и для взрослых. wink
 
Для начала вспомним, что же это такое – грамматический строй речи и зачем этот “зверь” нам нужен.

   Грамматический строй - это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

   Очень важно в жизни ребёнка, особенно в дошкольный период, обращать внимание на то, чтобы у него правильно формировался  грамматический строй речи,    потому что в условиях школьного обучения, его нарушение, приводит к нарушению письма – дисграфии, когда ребенок пропускает одну или несколько букв.

 

  У детей дошкольного возраста основной вид деятельности - это игра, и чтобы у них повысился интерес к выполнению речевых упражнений, лучше всего их проводить в игровой форме.

   Я предлагаю вам  ряд упражнений и игр, используемых для формирования, а также коррекции грамматического строя речи.

             РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ:

- игра с мячом: взрослый называет какой-либо большой предмет, например, «гриб», затем бросает мяч ребёнку. Ребёнок ловит мяч и называет этот же предмет, только в уменьшительной форме – «грибок» и т. д.
-находить в окружающей обстановке предметы, о которых говорится в упражнениях (ситцевое платье, шерстяные носки, вязаный шарф и т.д.).

-читать упражнение и одновременно выполнять действия, которые в нём происходят – подойти к какому либо предмету, отойти от него (к двери, к окну, к холодильнику), а затем ответить на вопрос: что ты сделал?

-рисовать предметы, о которых идёт речь в данном упражнении, а затем объяснить, что он нарисовал (несколько овощей, маленьких и больших, назвать их).

-использовать игрушки и действия с ними – поставить маленький утюг и спросить ребёнка: «Что?»; он отвечает: «утюг»; убрать утюг и спросить: «Нет чего?», он должен ответить: «Нет утюга», и т.д.

-при проговаривании слов и словосочетаний, выполнять пальчиковую гимнастику.

Такие специально организованные упражнения носят двоякую направленность:

1-      Это упражнения, которые создают предпосылки для освоения языковой системы, они компенсируют отсутствие языкового чутья у детей.

2-      Это упражнения, которые готовят детей с дефектом речи к повседневному общению с окружающим миром  - использованию знаний, навыков и умений.

  • В процессе выполнения заданий проводится работа над словом, словосочетанием и предложением в целом.


ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Игра «ОДИН – МНОГО»

 Образование множественного числа от имён существительных.

 Образец А – один утюг, а много чего? – утюгов.

 Образец Б – одна нора, а если их много? – норы.

                Слова для использования:
Глаз, дерево, ухо, угол, гора, утюг, букварь, стекло, бок, веко, холод, зеркало, облако, поезд, полотенце, весло, ведро, поле, соболь, слон, окно, день, бельчонок, коза, узор, фонарь, плащ, луг, берег, город, номер, повар, вечер, число, покрывало, зерно, учитель, озеро, штабель, тополь, село, кресло, поезд, дело, парус, провод, голос, рог, лес, лещ, пирог, нора, коза, медвежонок, лоб, стул, журавль;
Клок, кол, полено, копьё, платье, перо, колос, лист, крыло, друг, гроздь, сын;
Мышата, лисята, тигрята, воронята, зайчата, слонята, львята, утята, оленята, котята, галчата, лягушата;
Кофе, пальто, суфле, манто, метро, какао;

 Согласование существительных с числительным.

Ребёнку предлагают закончить каждое из прочитанных словосочетаний.

Образец: один дятел, а четыре… дятла.

Словосочетания для использования:
Один верблюд, а четыре…(верблюда); одна рысь, а две…(рыси); одно зеркало, а пять…(зеркал); одно ухо, а шесть…(ушей);
одна пуговица, а десять…(пуговиц); один шар, а семь…(шаров); один дом, а пять …(домов); один гусь, а два …(гуся);
один телёнок, а три …(телёнка); одна ворона, а четыре…(вороны); одна ложка, а семь…(ложек); одна капля, а шесть…(капель);
один медведь, а восемь…(медведей); один лоб, а шесть…(лбов); один воробей, а два…(воробья); одна люстра, а восемь…(люстр); одна шея, а семь…(шей).

Можете усложнить задания, изменяя окончания имён существительных.

Образец: один стул, два стула, шесть стульев.

Один котёнок, три котёнка, пять котят…

Один дуб, два дуба, шесть дубов…

Одно дерево, два дерева, семь деревьев…

Одна сосна, две…, пять…

Одна берёзка, две…, шесть…

Один тополь, два…пять…

Одно стекол, два…, пять…

Один ручей, три ручья, шесть…

Одно море, три…, пять…

Один соловей, три соловья, шесть…

ИГРЫ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ

Попросите ребёнка ответить на следующие вопросы:

Откуда мы возьмём ручку, если она лежит на парте? (СО стола).

Откуда мы возьмём ручку, если она лежит в пенале? (ИЗ пенала).

Откуда мы достанем ручку, если она упала под парту? (ИЗ-ПОД парты).

Откуда выйдет девочка, если она стоит за диваном? (ИЗ-ЗА дивана).

Откуда выедет автобус, если он остановился за углом? (ИЗ-ЗА угла).

Откуда мы достанем карандаш, если он закатился под стол? (ИЗ-ПОД стола).

Откуда мы возьмём ботинки, если они стоят под стулом? (ИЗ-ПОД стула).

Попросите ребёнка закончить следующие предложения:

Яблоко упало…(С яблони).

Яблоки растут…(НА яблоне).

Птицы пролетели …(НАД яблоней).

Упавшие яблоки лежат…(ПОД яблоней).

Девочка подошла…(К яблоне).

Мальчик отошёл …(ОТ яблони).

Если ребенок затрудняется назвать слово или составить предложение, ни в коем случае не смейтесь и не ругайте его. Помогите ему!

Не давайте сразу много слов и предложений, обязательно дозируйте даваемую информацию. Для закрепления положительного результата займитесь творчеством: нарисуйте предложение, слово или словосочетание.