Хохлова Ольга Алексеевна / Сайт Инструктора физкультуры

Родителям на заметку

Особенности моторного развития детей от 3 до 7 лет

В 3 года, то есть в младшем дошкольном возрасте движения у малышей несовершенные, неточные, сознательное управление движениями еще ограничено. Ребенок часто падает, что определяется особенностями изгибов позвоночника, свода стопы, недостаточным развитием вестибулярного аппарата, слабостью мышц ног. У детей этого возраста замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы разгибатели. Малыши быстро утомляются. Наблюдается незрелость анализаторов. Новые условнорефлекторные связи создаются легко, но непрочны. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице.

На четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спускаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде.

В среднем дошкольном возрасте движения ребенка становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобрел некоторую прочность в связи с активным процессом окостенения: начинается сращение костей таза, изгибы шейного и грудного отделов позвоночника вполне отчетливы и определенны. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Под руководством взрослых дети могут дать Элементарный анализ движения, выделить в нем несколько характерных особенностей. Более устойчивыми становятся внимание, двигательная память, мышление, воображение. Дети лучше ориентируются в пространстве и согласовывают свои движения с движениями товарищей. На пятом году жизни в силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других.

В старшем дошкольном возрасте позвоночник в основном сформирован, хотя податлив к изменению, поэтому надо следить за осанкой детей. Увеличиваются удельный вес, сила мышц, их функции.

На шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в развитии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети лучше осваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивается пространственное расположение частей тела, предметов. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Они могут различать в содержании не только его основные элементы, но и детали. Начинают осваивать более тонкие движения в действии. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание.

Оценка движений приобретает конкретность, объективность; формируется самооценка. Дети начинают понимать красоту, грациозность движений. Они почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений для освоения движений. Появляется возможность выполнять упражнения в разных вариантах. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного результата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвижные игры самостоятельно. Однако физическое и нервное напряжение для этих детей не должно быть длительным. Поэтому новые упражнения надо сочетать с уже известными. Желаем успехов!

 

Закаливание в семье.

Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь школа предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физически к предстоящей напряженной умственной деятельности.

Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простудных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними - закаливание.

Одно из удивительных свойств организма - способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия, окружающей среды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепенно и в дошкольном возрасте очень несовершенно и нуждается в постоянной тренировке.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ребенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Первым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.

Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следующих правил:

предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;

постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);

закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;

добивайтесь положительного эмоционального отношение ребенка к закаливающим процедурам.

Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание помещения.

поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16 °С.

Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.

К специальным закаливающим процедурам относятся общие воз­душные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продол­жительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом постепенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заменяют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя малыша в одних трусиках).

Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко забота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в результате - очередная простуда.

Свежий воздух - замечательное средство закаливания детского организма!

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее доступная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы, первоначальная температура воды 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры ноги ребенка насухо вытирают жестким полотенцем.

Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переходом процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как - обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.

Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину - обязательно в такой последовательности. Начальная температура воды 34-35 °С, через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная температура должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более медленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффекта тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре - к обливанию.

Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).

Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо примерно 1/3 стакана воды.

Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными про­цедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В лешие месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания де1ей под лучами солнца - с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков. Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимаю! колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.

Еще раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в зака­ливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в школу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.

Эти  советы адресованы, в первую очередь, родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.

По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?

Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.

Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.

Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.

Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.

Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.

При изменении одного из перечисленных показателей - неустойчивость настроения, подавленность, раздражительность, плаксивость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необходимо обратиться к врачу и но его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.

Самое главное - не прекращайте закаливания!

                                                                         Ребенок на даче! Безопасность прежде всего!

На улице лето, солнце, свежий воздух! Самое время организовать поездку на дачу, ведь отдых на природе так полезен для детского здоровья. Малыш проводит практически все время на свежем воздухе, что очень полезно для его организма. Однако чтобы отдых не преподнес неприятных сюрпризов, следует обязательно помнить некоторые правила безопасности.

Дети дошкольного возраста обычно очень интересные, но не всегда могут понять, что является для них опасным, а что — нет. Поэтому острая тяпка или лопата могут показаться ребенку весьма интересными предметами для игры.

Малышу очень хочется познакомиться со всеми инструментами. Покупайте детский набор инструментов. Главное, чтобы он был и соответствовал возрасту. Малому ребенку можете предложить только пластмассовый молоточек, пятилетнем — настоящий небольшой молоток.

Лучше когда взрослый покажет и расскажет ребенку, как пользоваться инструментом, объяснит, чем он опасен. И, конечно же, взрослым нужно следить за собой и не разбрасывать садовый инвентарь где придется.

Дети хотят повторять действия взрослых. Поэтому им необходима лопатка, ведерко, лейка и своя маленькая грядка. Отсыпьте малышу из пакетиков семян моркови, петрушки, укропа. Отведите место на огороде под детскую грядку. Покажите, как копать, делать бороздки, засыпать семена и поливать.

«Съешь малыш клубничку, смотри какая спелая» — добро скажет бабушка ребенку и протянет ему ягодку прямо с грядки. Стойте! Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребенок ел немытые ягоды или фрукты!

Даже если взрослые уверены, что «натуральные экологически чистые» домашние огурчики-помидорчики никакой опасности не представляют, последствия могут быть плачевными. Ведь сколько болезнетворных микроорганизмов может находиться на немытых овощах и фруктах! Поэтому взрослым очень важно показать ребенку, что перед тем как съесть те или иные фрукты, их нужно помыть, и не забывайте сами придерживаться этого правила ..

Два-три года — это период, когда малыш интенсивно познает окружающий мир. Его интересует все. Щепка на дороге. Какая она на вкус? А что ей можно делать? А копать можно? А на водичке она держаться будет?

Особенно это интересно городском малышу, который видит много асфальта и плотно вытоптанную траву в городе. Пусть насладится на даче камешками, жучками, и нежно-салатовой травкой. В песочницу, как и в воду, малышу кроме детских формочек можно предоставить пластиковые бутылки, стаканчики от йогурта, флаконы, коробочки. Малыш с удовольствием проведет не один час в песочнице или в «ставка», изучая свойства песка и воды, размышляя, что еще можно сделать с пластиковой бутылкой.

То, что вы считаете хламом, старыми ненужными вещами, с точки зрения ребенка является истинным богатством, из которого они творят: сооружают космические ракеты, корабли пиратов, домики для Барби. Прежде, чем что-либо выбросить, предложите эти «сокровища» малышу.

Чтобы пребывание ребенка на даче было полезным и приятным, взрослым нужно обязательно знакомить малыша с местной флорой и фауной. Разные козявочки-букашечки, странные и удивительные растения — все это вызывает у ребенка живой интерес. Пощупать, понюхать — известные и доступные ребенку способы изучения окружающего мира. Полезно объяснить ребенку, почему нельзя рвать цветы и ломать ветви, почему нельзя есть незнакомые ягоды и почему жучков-паучков лучше оставить в покое.

Подвижные игры на природе очень нравятся детям, и взрослым тоже. Особенно популярна у детишек 5-7 лет игра в прятки, ведь вон сколько вокруг различных деревьев и кустарников. И ребенок пытается забраться подальше, чтобы подольше не нашли. Поэтому важно сразу же очертить границы игры, например, запрещается прятаться дальше «вон той березки». Взрослым лучше стать наблюдателями и следить за тем, чтобы указанные границы не нарушались.

Действительно, ребенка на даче подстерегает множество опасностей: он может заболеть, отравиться, пораниться и даже потеряться. Но это вовсе не означает, что ребенку на даче не место, наоборот, его уже с малых лет можно приучать к труду на земле. Для малыша можно выделить свою «грядку», на которой он посадит растения и будет за ними ухаживать.

Чтобы избежать неприятностей во время отдыха ребенка на дачном участке, обратите внимание на следующие детали:

· В первые дни пребывания ребенка на даче, проведите небольшую экскурсию по участку и объясните, что есть не нужно и куда самостоятельно ходить нельзя.

· Не пускайте ребенка к местам, где хранятся «опасные» для него предметы: бензопилы, грабли, бензин и другое хозяйственное утварь.

· Во избежание отравления у ребенка обращайте особое внимание на условия хранения продуктов. Очевидно, что холодильники и морозильные камеры в ближайших магазинах не лучшего качества и «новизны». К тому же, продукты в маленьких дачных магазинах раскупаются медленно, что и может приводить до окончания сроков годности.

· Все овощи и фрукты, которые вы даете ребенку, необходимо тщательно промыть кипяченой водой.

· Фрукты малышу необходимо давать без косточек, чтобы он не подавился

Как научить ребёнка кататься на велосипеде

 

Велосипедная езда – увлекательный вид спорта. Она развивает ловкость, умение сохранять равновесие, воспитывает смелость. Катание на велосипеде способствует развитию ориентировки детей в пространстве, сохранению равновесия. Умение ездить на велосипеде представляет собой сложное двигательное действие. Основная трудность состоит в сохранении равновесия, так как опорная поверхность мала, а центр тяжести ребёнка расположен высоко. Поэтому дошкольники вначале обучаются катанию на трёхколёсном велосипеде.. Затем в возрасте 4-5 лет они без особого труда могут научиться кататься на двухколёсном велосипеде.

К основным действиям катания на велосипеде относятся следующие умения: садиться на велосипед и сходить с него, педалировать, тормозить и останавливаться, сохранять при езде избранное направление.

Дети младшего возраста катаются на трёхколёсном велосипеде. Лучше всего использовать комбинированные велосипеды, которые можно делать трёх- и двухколёсными. Приступая к обучению на трёхколёсном велосипеде, надо ознакомить ребёнка с его частями (руль, колёса, звонок, седло, педали) и их назначением, научить ухаживать за велосипедом. Седло для каждого ребёнка должно быть отрегулировано по росту. Вначале обучение седло должно быть на такой высоте, чтобы малыш, сидя на велосипеде, легко доставал до земли ногами. При этом условии реже требуется помощь взрослого: ребёнок чувствует себя уверенно.

Иногда, когда у малыша не получается успешное педалирование (ноги соскальзывают с педалей, ребёнок весь в напряжении, смотрит на ноги), можно поддержать его за седло или за руль и седло. Взрослый показывает, как ставить стопы ног на педали (в этом возрасте их следует ставить серединой ноги) и нажимать на них поочерёдно то одной, то другой ногой. Он помогает повернуть руль в нужном направлении, поддержать ребёнка, когда тот делает поворот. В дальнейшем, когда ребёнок научиться педалировать, увереннее чувствовать себя, следует начинать приучать его смотреть вперёд, спину держать ровно, сидеть не сутулясь. Детей этого возраста учат катанию по прямой, по кругу, делать повороты вправо, влево.

Ребёнок, хорошо умеющий ездить на трёхколёсном велосипеде, быстро овладевает навыками катания и на двухколёсном. Труднее осваивают катание на велосипеде нерешительные дети, боящиеся упасть. Таких детей вначале следует научить водить велосипед с правой стороны, держа за руль обеими руками. Затем учат садиться на велосипед. Садятся на велосипед следующим образом: становятся сбоку от велосипеда с левой стороны, руками держась за руль. Правую педаль ставят вверх и немного вперёд. Затем ребёнок переносит правую ногу через седло, опускает её на педаль, переносит на правую ногу вес тела, отталкиваясь от земли левой ногой, мягко садится в седло, одновременно нажимая на правую педаль, начинает движение. Можно сесть на велосипед и стоя с правой стороны. Тогда левую педаль ставят вверх-вперёд и переносят левую ногу через седло. Далее движение выполняется аналогичным способом. До тех пор пока ребёнок не приобрёл твёрдых навыков катания на велосипеде, взрослый должен обеспечивать его страховку.

Необходимо объяснять детям и систематически напоминать, что при катании на велосипеде сидеть надо прямо, с небольшим наклоном туловища вперёд, но не сутулясь. Длительное катание в неправильном положении тела, с чрезмерным наклоном вперёд отрицательно влияет на осанку, может привести к сутулости.

С целью безопасности и предупреждения травм взрослый должен требовать от ребёнка строго придерживатьсяправил катания на велосипедах:

— Ездить по дорожке необходимо только в одном направлении, держась правой стороны

— Обгонять другого велосипедиста надо осторожно, объезжая его с левой стороны дорожки

— Ездить надо осторожно, внимательно, чтобы никого не столкнуть

— Если на дорожке встретиться кто-нибудь из детей, надо спокойно его объехать.