Статья (доклад) на тему "Технологии развивающего обучения"

Пиркулова Анна Левановна

 

Технологии развивающего обучения

В условиях реализации требований ФГОС общего образования  наиболее актуальными для нашей средней  школы являются  следующие технологии:

1    Информационно – коммуникационная  технология

2.   Технология  развития  критического  мышления

3.   Проектная  технология

4.   Игровые технологии

5.   Технология  мастерских   

6.   Здоровьесберегающие   технологии   

 Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые активно используются на уроках русского языка и литературы в нашей средней школе. 

1.  Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, Достижение поставленных целей осуществляется   через реализацию следующих задач:

·     использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;

·     формирование  у учащихся устойчивого  интереса и стремления к самообразованию;

·     формирование и развитие коммуникативной компетенции;

·     направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.

Чаще всего эти технологии используются нами при изучении нового материала или при обобщении темы особенно на уроках литературы. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям мы можем подробней рассказать о жизни и творческой деятельности того или иного писателя, а ученики, в свою очередь, могут, применяя эти технологии, подготовить доклад или проанализировать какое-либо произведение. Кроме того  нашими учителями  используются  эти технологии во внеурочной деятельности.

    2.    Игровые технологии

Обучение в игре позволяет научить :

распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять знания.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

-      стимулируется познавательная деятельность;

-        активизируется мыслительная деятельность;

-        самопроизвольно запоминаются сведения;

-        формируется ассоциативное запоминание;

-        усиливается мотивация к изучению предмета.

3 .    Технология  творческих  мастерских

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

    4.     Проектная технология

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся  решения проблемных заданий. Таким образом, проектная методика:

1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3.    предполагает особую форму организации  коммуникативно-познвательной  деятельности школьников на уроке;

4.     основана на цикличной организации учебного процесса.

   Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта мы применяем в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки, и защита проекта по определенной теме.

5.           Здоровьесберегающие технологии  

Это, в первую очередь:

соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:

 - контингента учащихся,

 -  их возраста,

 -  уровня подготовленности,

 - темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ -  ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

 

Напутствие

                                                              А.Л.Пиркулова

 

Последний школьный день –

Прощанье с детством,

И ты лицом к лицу

С судьбой…

Страх неизвестности

И радость жизни –

Всё чередой встаёт

Перед тобой.

Как зачаровывает

Эта неизвестность!

Как хочется быстрее

Стать «большим»!

Но… не спеши,

Не переусердствуй!

Запомни: жизнь прожить

Не поле перейти.

Иди вперед,

Достойно, горделиво

Неси себя,

Не опуская в грязь, –

Тогда все трудности

И беды

Ты обойдешь

Легко, смеясь.

Июнь.2011г.

 

Итоговая контрольная работа по литературе

(универсальная подходит

1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?

а)   Автор, название, жанр (повесть, рассказ, сказка, новелла, драма).

б) Встречался ли я с этим автором раньше?

в)  Как бы я определил основную тему произведения (повести, рассказа, новеллы, драмы)?

г)  Что было особенно интересно в повествовании?  Какой эпизод произвёл на меня впечатление?

д)  Что я думаю о героях повествования и их отношениях друг с другом?

е)  Каким мне представляется автор?

2. Посоветовал бы я прочитать  это произведение  своим друзьям и почему?

3. Чему учит данное повествование?

4. Какой вывод я сделал для себя после прочтения этого  произведения?

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_razvivayushchego_obucheniya.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии развивающего обучения

составитель Пиркулова Анна Левановна,

учитель  русского языка и литературы

В условиях реализации требований ФГОС общего образования  наиболее актуальными для нашей средней  школы являются  следующие технологии:

1    Информационно – коммуникационная  технология

2.   Технология  развития  критического  мышления

3.   Проектная  технология

4.   Игровые технологии

5.   Технология  мастерских   

6.   Здоровьесберегающие   технологии   

 Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые активно используются на уроках русского языка и литературы в нашей средней школе. 

1.  Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, Достижение поставленных целей осуществляется   через реализацию следующих задач:

·     использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;

·     формирование  у учащихся устойчивого  интереса и стремления к самообразованию;

·     формирование и развитие коммуникативной компетенции;

·     направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.

Чаще всего эти технологии используются нами при изучении нового материала или при обобщении темы особенно на уроках литературы. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям мы можем подробней рассказать о жизни и творческой деятельности того или иного писателя, а ученики, в свою очередь, могут, применяя эти технологии, подготовить доклад или проанализировать какое-либо произведение. Кроме того  нашими учителями  используются  эти технологии во внеурочной деятельности.

    2.    Игровые технологии

Обучение в игре позволяет научить :

распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять знания.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

-      стимулируется познавательная деятельность;

-        активизируется мыслительная деятельность;

-        самопроизвольно запоминаются сведения;

-        формируется ассоциативное запоминание;

-        усиливается мотивация к изучению предмета.

3 .    Технология  творческих  мастерских

Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

    4.     Проектная технология

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся  решения проблемных заданий. Таким образом, проектная методика:

1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3.    предполагает особую форму организации  коммуникативно-познвательной  деятельности школьников на уроке;

4.     основана на цикличной организации учебного процесса.

   Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта мы применяем в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки, и защита проекта по определенной теме.

5.           Здоровьесберегающие технологии  

Это, в первую очередь:

соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

· четкая организация учебного труда;

· строгая дозировка учебной нагрузки;

· смена видов деятельности;

· построение урока с учетом работоспособности учащихся;

· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

· проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:

 - контингента учащихся,

 -  их возраста,

 -  уровня подготовленности,

 - темы занятия и т.д.

И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ -  ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".