Главные вкладки

    Статья (доклад) на тему "Технологии развивающего обучения"

    Пиркулова Анна Левановна

     

    Технологии развивающего обучения

    В условиях реализации требований ФГОС общего образования  наиболее актуальными для нашей средней  школы являются  следующие технологии:

    1    Информационно – коммуникационная  технология

    2.   Технология  развития  критического  мышления

    3.   Проектная  технология

    4.   Игровые технологии

    5.   Технология  мастерских   

    6.   Здоровьесберегающие   технологии   

     Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые активно используются на уроках русского языка и литературы в нашей средней школе. 

    1.  Информационно – коммуникационная технология

    Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, Достижение поставленных целей осуществляется   через реализацию следующих задач:

    ·     использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;

    ·     формирование  у учащихся устойчивого  интереса и стремления к самообразованию;

    ·     формирование и развитие коммуникативной компетенции;

    ·     направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.

    Чаще всего эти технологии используются нами при изучении нового материала или при обобщении темы особенно на уроках литературы. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям мы можем подробней рассказать о жизни и творческой деятельности того или иного писателя, а ученики, в свою очередь, могут, применяя эти технологии, подготовить доклад или проанализировать какое-либо произведение. Кроме того  нашими учителями  используются  эти технологии во внеурочной деятельности.

        2.    Игровые технологии

    Обучение в игре позволяет научить :

    распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять знания.

    В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

    -      стимулируется познавательная деятельность;

    -        активизируется мыслительная деятельность;

    -        самопроизвольно запоминаются сведения;

    -        формируется ассоциативное запоминание;

    -        усиливается мотивация к изучению предмета.

    3 .    Технология  творческих  мастерских

    Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

    В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

        4.     Проектная технология

    Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся  решения проблемных заданий. Таким образом, проектная методика:

    1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

    2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

    3.    предполагает особую форму организации  коммуникативно-познвательной  деятельности школьников на уроке;

    4.     основана на цикличной организации учебного процесса.

       Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта мы применяем в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки, и защита проекта по определенной теме.

    5.           Здоровьесберегающие технологии  

    Это, в первую очередь:

    соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

    · четкая организация учебного труда;

    · строгая дозировка учебной нагрузки;

    · смена видов деятельности;

    · построение урока с учетом работоспособности учащихся;

    · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

    · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

    · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

    Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

    На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:

     - контингента учащихся,

     -  их возраста,

     -  уровня подготовленности,

     - темы занятия и т.д.

    И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

    Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ -  ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

     

    Напутствие

                                                                  А.Л.Пиркулова

     

    Последний школьный день –

    Прощанье с детством,

    И ты лицом к лицу

    С судьбой…

    Страх неизвестности

    И радость жизни –

    Всё чередой встаёт

    Перед тобой.

    Как зачаровывает

    Эта неизвестность!

    Как хочется быстрее

    Стать «большим»!

    Но… не спеши,

    Не переусердствуй!

    Запомни: жизнь прожить

    Не поле перейти.

    Иди вперед,

    Достойно, горделиво

    Неси себя,

    Не опуская в грязь, –

    Тогда все трудности

    И беды

    Ты обойдешь

    Легко, смеясь.

    Июнь.2011г.

     

    Итоговая контрольная работа по литературе

    (универсальная подходит

    1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?

    а)   Автор, название, жанр (повесть, рассказ, сказка, новелла, драма).

    б) Встречался ли я с этим автором раньше?

    в)  Как бы я определил основную тему произведения (повести, рассказа, новеллы, драмы)?

    г)  Что было особенно интересно в повествовании?  Какой эпизод произвёл на меня впечатление?

    д)  Что я думаю о героях повествования и их отношениях друг с другом?

    е)  Каким мне представляется автор?

    2. Посоветовал бы я прочитать  это произведение  своим друзьям и почему?

    3. Чему учит данное повествование?

    4. Какой вывод я сделал для себя после прочтения этого  произведения?

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologii_razvivayushchego_obucheniya.docx16.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологии развивающего обучения

    составитель Пиркулова Анна Левановна,

    учитель  русского языка и литературы

    В условиях реализации требований ФГОС общего образования  наиболее актуальными для нашей средней  школы являются  следующие технологии:

    1    Информационно – коммуникационная  технология

    2.   Технология  развития  критического  мышления

    3.   Проектная  технология

    4.   Игровые технологии

    5.   Технология  мастерских   

    6.   Здоровьесберегающие   технологии   

     Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые активно используются на уроках русского языка и литературы в нашей средней школе. 

    1.  Информационно – коммуникационная технология

    Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, Достижение поставленных целей осуществляется   через реализацию следующих задач:

    ·     использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;

    ·     формирование  у учащихся устойчивого  интереса и стремления к самообразованию;

    ·     формирование и развитие коммуникативной компетенции;

    ·     направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.

    Чаще всего эти технологии используются нами при изучении нового материала или при обобщении темы особенно на уроках литературы. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям мы можем подробней рассказать о жизни и творческой деятельности того или иного писателя, а ученики, в свою очередь, могут, применяя эти технологии, подготовить доклад или проанализировать какое-либо произведение. Кроме того  нашими учителями  используются  эти технологии во внеурочной деятельности.

        2.    Игровые технологии

    Обучение в игре позволяет научить :

    распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять знания.

    В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

    -      стимулируется познавательная деятельность;

    -        активизируется мыслительная деятельность;

    -        самопроизвольно запоминаются сведения;

    -        формируется ассоциативное запоминание;

    -        усиливается мотивация к изучению предмета.

    3 .    Технология  творческих  мастерских

    Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

    В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

        4.     Проектная технология

    Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся  решения проблемных заданий. Таким образом, проектная методика:

    1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

    2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

    3.    предполагает особую форму организации  коммуникативно-познвательной  деятельности школьников на уроке;

    4.     основана на цикличной организации учебного процесса.

       Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта мы применяем в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки, и защита проекта по определенной теме.

    5.           Здоровьесберегающие технологии  

    Это, в первую очередь:

    соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

    · четкая организация учебного труда;

    · строгая дозировка учебной нагрузки;

    · смена видов деятельности;

    · построение урока с учетом работоспособности учащихся;

    · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

    · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

    · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

    Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

    На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:

     - контингента учащихся,

     -  их возраста,

     -  уровня подготовленности,

     - темы занятия и т.д.

    И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

    Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ -  ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".