Главные вкладки

    Статьи и публикации 23.05.2017

    Пиркулова Анна Левановна

     

     

    Духовно-нравственное воспитание на уроках

    литературы и русского языка в 5-7 классах

     

    Не позволяй душе лениться!

    Чтоб в ступе воду не толочь,

    Душа обязана трудиться

    И день и ночь, и день и ночь!

    Николай Заболоцкий

    "НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ"

     

                       Проблема нравственного воспитания учащихся – одна из сложнейших проблем, стоящих в наше время перед школой. Немаловажная роль в её решении отводится урокам литературы и русского языка, на которых происходит формирование чувства ответственности перед обществом, активного понимания социальных функций, осмысление своих прав и обязанностей,  этических норм.

                        Наши ученики - подростки, они переживают самый трудный этап своего духовного становления – этап нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, поэтому книги остаются ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. И найти ответы на свои вопросы они могут в художественном произведении, ведь в процессе восприятия художественного текста ребёнок усваивает сложные мировоззренческие понятия о месте человека в жизни, о его целях и устремлениях, убеждается в правильности тех или иных решений, получает опыт нравственной оценки.

                         Учиться слушать и слышать мы учим на наших уроках, стремимся научить наших учеников жить по законам добра. Ежеурочно, по капельке настойчиво формируем систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовности сегодняшних школьников.        

                          Работая с художественным произведением на уроке и дома, знакомясь  с литературным героем, ребята оценивают его поступки, пытаются почувствовать его боль, его сомнения при решении тех или иных проблем. И конечно, учитель — это тот человек, который всегда сможет  придти на помощь. Уже в пятом классе при знакомстве с произведениями устного народного творчества идет обстоятельный разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «Бог не в силе, а в правде», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» — и многие другие пословицы являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию…

    Какие нравственные и этические качества необходимо воспитать в себе?

    Каким человеком тебе хочется стать?

    Какие препятствия необходимо преодолеть для этого?

                 На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить народные сказки. Сколько препятствий преодолел Иван-царевич, спасая Василису Премудрую от Кощея Бессмертного, проявив смелость, ум, сохранив при этом свои нравственные качества . 

                 Герои литературных произведений: Жилин из рассказа "Кавказский пленник" Л.Н.Толстого учит  своим примером стойкости, талерантности, порядочности; солдаты и офицеры из стихотворения "Бородино" М.Ю.Лермонтова воспитывают в учениках чувство патриотизма, самоуважение, уважение к  истории  нашей страны и к её ветеранам.

                 Ребёнок сегодня получает огромную информацию, в пространстве которой,  зачастую, он находится в одиночестве, насыщая ум , эмоционально заряжаясь, но эта информация чаще всего в меньшей степени затрагивает духовный мир. Родители современного школьника занимаются зарабатыванием  денег,  не думая подчас о том, что материальное благополучие никогда не станет главным в жизни – это всего лишь инструмент для создания комфорта и жизненных удобств. А вот здоровье психологическое, душевное равновесие – это те критерии, что всегда у нашего народа были во главе всего.         

                 Воспитание любви к родной природе посредством работы с художественным словом – одна из важнейших сторон нравственного воспитания. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы помогают  стихотворения  С.Есенина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, Н.Заболоцкого и других русских поэтов 19-20 веков, а также  художники, запечатлевшие русскую природу: Исаак Левитан, Василий  Суриков, Виктор Васнецов. Нет детей, равнодушных к цветам и деревьям. Развивая в человеке интерес к родной природе,  любовь к ней,  мы тем самым развиваем и любовь к Родине, без которой нет личности.

                 Уроки литературы, когда они любимы детьми, значительны прежде всего тем, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека.

                 А как важно развивать чувство юмора в детской душе. Рассказы А.П.Чехова, М.Зощенко помогают ученикам разобраться в лабиринтах человеческой души и  тонкостях человеческих чувств, учат подростка   над  чем можно смеяться, а что вызывает слёзы. И тут ребёнок понимает, что такое "смех сквозь слёзы".

                По программе русского языка в 5 классе ученик должен написать  разные виды сочинений. Одним из них является  "Описание любимой вещи". Это может быть и игрушка, и книга, и любая другая вещь. Сочинение  дети пишут дома (родители могут помочь). Обычно работа пишется на альбомном листе, оформляется каким-нибудь  рисунком, соответствующим теме. Я оцениваю работу тремя критериями: оформление, содержание и грамотность. Лучшие работы вывешиваются на специальную доску, чтобы дети могли прочитать содержание, увидеть, как ещё можно оформить работу, задуматься над прочитанным и увиденным и  сделать для себя вывод. Разумеется, это тоже наглядное пособие. Некоторые ученики пишут не просто сочинения, а творческие работы: рассказы, стихи, басни. Работы ребят являются подтверждением их знаний, полученных на уроках литературы и русского языка.

            В завершении доклада позвольте  продемонстрировать кусочек сочинения ученицы 5В класса  Новожиловой Анастасии "Описание вещи"

    Веник

            Одна из полезнейших вещей в хозяйстве  - это веник.

             Вообще для веника есть множество применений. Можно, например, вообразить себя  Бабой-Ягой и скакать по комнате  верхом, заколдовывая всех. Можно сделать из веника лошадь и ездить верхом. Можно соорудить себе конский хвост  и самому стать лошадью. Можно, загнув пучки из соломинок, сделать вешалку для кукольной одежды. Можно приделать к прутикам светодиоды и получить светильник. Можно сделать опахало, чтобы обмахивать важных персон. Ну и, самое банальное, можно подметать квартиру. Можно даже сделать робота, который подметёт квартиру  за вас , а заодно и вас самих.

    В общем, считаю, что веник – удивительная  и очень важная вещь.

    Сразу видно, что ученица владеет богатым словарным запасом,  с  трепетом относится к домашнему труду, уважает семейные традиции  и обладает тонким чувством юмора.  Здесь уместно сказать "Душа её трудится!"

                        Достойную смену мы растим, за которую не будет стыдно!

     

    Технологии развивающего обучения

    В условиях реализации требований ФГОС общего образования  наиболее актуальными для нашей средней  школы являются  следующие технологии:

    1    Информационно – коммуникационная  технология

    2.   Технология  развития  критического  мышления

    3.   Проектная  технология

    4.   Игровые технологии

    5.   Технология  мастерских   

    6.   Здоровьесберегающие   технологии   

     Сегодня мы поговорим о тех технологиях, которые активно используются на уроках русского языка и литературы в нашей средней школе. 

    1.  Информационно – коммуникационная технология

    Применение ИКТ  способствует  достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, Достижение поставленных целей осуществляется   через реализацию следующих задач:

    ·     использование информационно - коммуникационных технологий в учебном процессе;

    ·     формирование  у учащихся устойчивого  интереса и стремления к самообразованию;

    ·     формирование и развитие коммуникативной компетенции;

    ·     направление усилия на создание условий для формирования положительной мотивации к учению.

    Чаще всего эти технологии используются нами при изучении нового материала или при обобщении темы особенно на уроках литературы. Благодаря информационно-коммуникативным технологиям мы можем подробней рассказать о жизни и творческой деятельности того или иного писателя, а ученики, в свою очередь, могут, применяя эти технологии, подготовить доклад или проанализировать какое-либо произведение. Кроме того  нашими учителями  используются  эти технологии во внеурочной деятельности.

        2.    Игровые технологии

    Обучение в игре позволяет научить :

    распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать и применять знания.

    В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

    -      стимулируется познавательная деятельность;

    -        активизируется мыслительная деятельность;

    -        самопроизвольно запоминаются сведения;

    -        формируется ассоциативное запоминание;

    -        усиливается мотивация к изучению предмета.

    3 .    Технология  творческих  мастерских

    Мастерская – это технология, которая предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

    В мастерской обязательно сочетаются индивидуальная, групповая и фронтальная формы деятельности, и обучение идёт от одной к другой.

        4.     Проектная технология

    Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся  решения проблемных заданий. Таким образом, проектная методика:

    1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

    2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

    3.    предполагает особую форму организации  коммуникативно-познвательной  деятельности школьников на уроке;

    4.     основана на цикличной организации учебного процесса.

       Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта мы применяем в конце изучения темы по определенному циклу, как один из видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки, и защита проекта по определенной теме.

    5.           Здоровьесберегающие технологии  

    Это, в первую очередь:

    соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;

    · четкая организация учебного труда;

    · строгая дозировка учебной нагрузки;

    · смена видов деятельности;

    · построение урока с учетом работоспособности учащихся;

    · индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

    · формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

    · проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.

    Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья  школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата в детских коллективах; приобщение родителей к работе по укреплению здоровья школьников; повышение концентрации внимания; снижение показателей заболеваемости детей, уровня тревожности.

    На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:

     - контингента учащихся,

     -  их возраста,

     -  уровня подготовленности,

     - темы занятия и т.д.

    И самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Так учебный процесс в большинстве своем представляет классно-урочную систему. Это позволяет вести работу согласно расписания, в определенной аудитории, с определенной постоянной группой учащихся.

    Исходя из всего вышесказанного, хочу сказать, что традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. Не стоит отказываться от старого и полностью переходить на новое. Следует вспомнить высказывание  "ВСЕ НОВОЕ -  ЭТО ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ".

     

    Напутствие

                                                                  А.Л.Пиркулова

     

    Последний школьный день –

    Прощанье с детством,

    И ты лицом к лицу

    С судьбой…

    Страх неизвестности

    И радость жизни –

    Всё чередой встаёт

    Перед тобой.

    Как зачаровывает

    Эта неизвестность!

    Как хочется быстрее

    Стать «большим»!

    Но… не спеши,

    Не переусердствуй!

    Запомни: жизнь прожить

    Не поле перейти.

    Иди вперед,

    Достойно, горделиво

    Неси себя,

    Не опуская в грязь, –

    Тогда все трудности

    И беды

    Ты обойдешь

    Легко, смеясь.

    Июнь.2011г.

     

    Итоговая контрольная работа по литературе

    (универсальная подходит

    1. Какое из прочитанных в этом году произведений мне запомнилось больше всего?

    а)   Автор, название, жанр (повесть, рассказ, сказка, новелла, драма).

    б) Встречался ли я с этим автором раньше?

    в)  Как бы я определил основную тему произведения (повести, рассказа, новеллы, драмы)?

    г)  Что было особенно интересно в повествовании?  Какой эпизод произвёл на меня впечатление?

    д)  Что я думаю о героях повествования и их отношениях друг с другом?

    е)  Каким мне представляется автор?

    2. Посоветовал бы я прочитать  это произведение  своим друзьям и почему?

    3. Чему учит данное повествование?

    4. Какой вывод я сделал для себя после прочтения этого  произведения?