Главные вкладки

    Методическая копилка

    Разработки уроков и презентации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon prilpr.ppt509 КБ
    Файл gornye_porody.docx25.26 КБ
    Microsoft Office document icon svoystva_vozdukha.doc60 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Открытый урок в 3 классе по окружающему миру "Горные породы" 

    Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс  16.11.2013г

    Учитель: Попова Е.И.

    Тема

    Горные породы

    Класс

    3

    Цели

    Сформировать первоначальное представление о горных породах

    Тип урока

    Изучение нового материала

    Планируемые  результаты

    Знакомятся с горными породами. Определяют свойства горных пород,  характер происхождения.

     

    Основные понятия

    Горные породы – речная и морская галька, песок, известняк, глина, гранит, мрамор, базальт и другие природные тела. Магматические горные породы – извержение вулкана. Осадочные горные породы – сформированы из останков растений и животных организмов.

    Универсальные учебные действия

    Образовательные: познакомить учащихся с видами горных пород и их  происхождение.

    Развивающие: познавательное обучение с видами и свойствами горных пород.

    Воспитательные: воспитание   чувства коллективизма, взаимопомощи. Формирование навыков взаимооценки,  экологической культуры.

    Ресурсы:

    - основные

    - дополнительные

     

    Учебник  

    Презентация учителя.

    Образцы горных пород (гранит, известняк, торф, песок, бурый железняк, базальт).

    Карточка “Изучение состояния и свойства горных пород”

    Лупа

    Стакан с водой

    Стеклянная палочка

    Таблички с номерами команд

    Карточки 3 цветов (красный, зеленый , желтый)

    Карточки (взаимоооценка)

    Организация пространства

    Работа  самостоятельная,  индивидуальная, работа в группах.

    Аннотация

    Данный урок проводится в 3 классе ПНШ. Тип урока – урок открытия новых знаний. В  основе: системно – деятельностный подход. Исследуя, дети получают новые знания о горных породах.  Урок с презентацией, содержит интересный и познавательный материал по теме «Горные породы». Урок сочетает в себе исследователькие формы работы. В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД.

    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Формы, методы, методические приёмы

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    обучащихся

    Формируемые умения

    обучающихся

    Вид и форма контроля

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    I. Организационный момент

    Фронтальная. Словесный.

     

     

    Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас сегодня видеть и для того чтобы наша работа была успешной давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко)

    Вместе не трудно

    Вместе не тесно

    Вместе легко и всегда интересно.

    Приветствуют учителя.

     

     

    Дети  повторяете за учителем громко

    Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

    Фронтальный.

    Наблюдение учителя

    II. Актуализация знаний

     

    Коллективная.

    Словесный.

    Фонетическая зарядка

     

     

     

    К нам в гости пришел сказочный герой,Даша-путешественница, она хочет загадать вам загадки (слайд №1)

    1.Бел, как сахар. Пока руки не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел).

    (слайд №2)

    2.Он чёрный, блестящий,
    Людям помощник настоящий.
    Он несет в дома тепло.
    От него кругом светло.
    Помогает плавить стали,
    Делать краски и эмали
    . (Уголь)

    (слайд №3)

    3.Он очень нужен детворе,
    Он на дорожках во дворе,
    Он и на стройке, и на пляже,
    Он и в стекле расплавлен даже.
    (Песок).

    (слайд №4)

    Отгадывают загадку.

     

     

     

     

     

    III. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

    Фронтальная.

    Словесный.

    Слово учителя

    - Как бы вы назвали все эти  отгадки?

    Если не ответили.

    -Даша принесла вам подсказки в конвертах (в конверте разрезанные слова «горная порода») Кто быстрее

    (слайд №5)

    Горные породы, полезные ископаемые.

     

    Собирают, называют тему урока

    Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

    Фронтальный.

    Наблюдение учителя

    IV.

    Усвоение новых знаний и способов деятельности

    Фронтальная.

    Работа в группах.

    Индивидуальная.

    Словесный.

    Поисковый.

    Исследовательская

    Применение ИКТ

    1.Знакомство с понятием «горная порода»

    Тема нашего урока «Горные породы»

    - Что такое горные породы. Обратимся к учебнику с.7

    -У вас на столах ящики в них горные породы, похожи ли они между собой.

    -Горные породы образуются по-разному.

    Выступающие:

    1. Магматические

    (слайд №6, 7)

    2.Осадочные

    (сдайд №8,9)

    Работа в группах «Свойства горных пород»

    (слайд №10)

    - Сегодня у нас немного необычный урок. Вы выступите в роли сотрудников научной лаборатории и постараетесь представить труд ученого, занимающегося научными исследованиями. В ходе работы определите состояние и свойства некоторых горных пород. У вас на столе таблицы, карта взаимооценки. По окончанию работы 3 человека выходят на защиту вашей работы.

    Но перед тем как приступить к работе вспомним Т.Б.

    Высказывают своё мнение.

    Работа с учебником, находят и зачитывают понятие «горные породы».

     

    Находят понятие

    Ответы учащихся

     

     

     

     

     

     

    Лиза

     

    Анжела

     

    Работа в группах (определить свойства горных пород)

     

     

     

     

    Техника безопасности

     

    Учащиеся,  используя карточку инструкцию, выполняют практическую работу.

     

    находить ответы на вопросы, используя свои знания и учебник.

     

     

     

     

    Учатся взаимодействовать друг с другом, анализировать, сравнивать, обобщать

    Устные ответы

     

     

     

     

     

     

     

    Групповой

     

     

     

     

     

    Физминутка

    Коллективная

    Практический

    (слайд №11)

     

    Выполняют движения

    Осуществляют профилактику утомления

    Ориентируются на здоровый образ жизни

    Коллективный.

    Правильное выполнение движений

    Работа в группах.

    Словесный, практический.

     

    - Защита работ.(Выходит 3 человека:  1-показывает горную породу, 2- работает на интер. доске, 3,- рассказывает

    1 Магматичесие (слайд №12)

    2.Осадочные (слайд №13)

    -Командиры сдают карточки взаимооценки

     

    Выступление учащихся

     

     

     

     

     

     

     

     

    Систематизируют полученные знания, выстраивают свои действия.

     

     

     

     

     

     

     

     

    Устные ответы,

    V.Закрепление

     

    Так как же образуются горные породы (горные породы образуются по-разном.

    (слайд №14)

     

    На М.доске дети распределяют горные породы на группы по происхождению.

    Учащиеся делают вывод (горные породы образуются по-разном. 

     

     

     

     

    VI.

    Подведение итогов.

    Фронтальная.

    Индивидуальная.

    Словесный, беседа

    -Отгадайте, какая горная порода лежит в ящике.

    Сундучок то не пустой

    В нем вопрос есть непростой

    В нем еще много чего

    Давайте-ка откроем мы его

    Есть подсказки у меня

    Отгадайте –ка друзья.

    - Этот предмет сделан из вязкой горной породы, которая очень осложняет нам передвижение после дождя. В нашей местности эта порода встречается повсюду. Без этого предмета, который лежит в ящике, строителям обойтись невозможно. В последнее время он стал ещё более популярным. Какой предмет находится в ящике?- (кирпич)

    -Из чего делают кирпич? - (из глины)

    - С каким понятием вы познакомились на уроке? (горные породы).

     

     

    Отвечают на вопросы учителя.

    Устанавливают причинно – следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.

    Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы.

    VII.Рефлексия

     

    - Выразим свое отношение к уроку «Гору самоцветов »

    (слайд №15)

    ( красный - очень понравилось, зеленый – понравилось, но не все понятно,

    желтый – не понравилось

     

    домашнее задание: подготовить на выбор несколько д/з (лежат на парте),

    Оценивание

    Я вам благодарна за урок, за то, что вы хорошо работали. Надеюсь, что вам было интересно. Урок окончен! 



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока на тему «Свойства воздуха»

    1. Организационный момент.

    2. Постановка темы урока.

    - Ребята, я приготовила для вас ребус, разгадав который, вы узнаете тему нашего урока.

     – Как вы догадались?

     - Назовите тему нашего урока.

    -А помогать мне сегодня вести урок будут ребята из групп Знайки и Пилюлькина.

    Воспитательная работа в классе организована в игровой форме 3 класс в Солнечном городе». Дети в группах выполняют различные поручения сказочных героев: Знайки, Незнайки, Пилюлькина, Торопыжки, Медуницы.

    3. Актуализация знаний.

     - Давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе.

    - Посмотрите на эти предметы. С помощью какого из них можно доказать, что воздух это не пустое место?

    - Покажи, пожалуйста, как ты это докажешь.

    - Что такое воздух?

    -Из чего состоит воздух?

    - Примерно 2 века назад учёные узнали из чего состоит воздух. Послушайте рассказ … из группы Знайки.

    Рассказ ученика:

    Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. Больше всего в воздухе содержится азота – 78%, кислорода – 21% и совсем мало – 1% углекислого газа.

    - Как вы думаете, ребята, какой из этих газов для нас самый важный? Почему?

    - Однажды барон Мюнхгаузен рассказал очень интересную историю. Послушайте её и скажите, могло ли такое быть на самом деле? Ребята 1 группы будут слушать историю в необычных условиях, я накрою их покрывалом.

    История барона Мюнхгаузена:

    Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался».

    На столе веер, стакан, ложка, мел, игрушка.

    Ученик выходит к доске и доказывает, что воздух – не пустое место.

    Слайд со схемой «Свойства воздуха»

    Учитель накрывает 1 группу детей покрывалом на время слушания истории.

    Слайд с бароном Мюнхгаузеном, фонограмма истории на магнитофоне

    - Как вы думаете, ребята, могла ли произойти такая история? Почему?

    - Вы правы, ребята, без воздуха барон Мюнхгаузен смог бы прожить всего несколько минут.

    - Ребята, как вы себя чувствовали во время прослушивания истории?

    - А почему им было трудно дышать, как вы думаете?

    - Послушайте рассказ ... из группы Пилюлькина.

    Рассказ ученика:

    При дыхании человек поглощает кислород, а выдыхает углекислый газ. В сутки 1 человеку необходимо для дыхания 600 л кислорода. В закрытом тесном помещении кислород быстро расходуется, поэтому дышать становится трудно. При кашле, чихании вместе с выдыхаемым углекислым газом в воздух попадают различные микробы. Поэтому, в тех помещениях, где поддерживают чистоту и свежесть воздуха, люди болеют реже. Обязательно надо проветривать комнату перед занятиями физкультурой и перед сном. - Ребята, какой полезный совет вы взяли для себя из рассказа…?

     - Какой же воздух нам нужен, чтобы быть здоровыми?

    - А где самый чистый и свежий воздух и почему?

    - Вы правы. Растения называют «зелёными лёгкими нашей планеты»

    - А в городе воздух чистый?

    - Как вы думаете, ребята, что надо сделать, чтобы воздух в городе стал чище?

    - Администрация нашего города во главе с С. А. Пантюхиным старается сделать всё, чтобы наш город стал ещё зеленее, красивее. Проводятся конкурсы по озеленению дворов, игровых площадок. Этим летом прошёл конкурс «Можга – цветущий город». Мы с вами тоже можем поучаствовать в этой акции. Весной можно посадить дерево около дома, цветы на клумбе. И тогда воздух в нашем городе будет ещё чище, свежее.

    Развитие у детей умения аргументировать свои ответы

    4. Новая тема. Совместное открытие новых знаний.

    - Молодцы! Вы знаете очень много о воздухе.

    - Но у воздуха есть и другие свойства, о которых вы пока не знаете. Хотите узнать, какие?

    - Значит, какую задачу поставим перед собой?

     - Сегодня на уроке мы будем исследовать свойства воздуха, и узнавать, как человек их использует.

    А. Открытие 1 свойства воздуха.

    - Закройте, пожалуйста, глаза.

    – Откройте глаза. Как только что-либо почувствуете, поднимите руку.

    - Получилось так, что сначала почувствовали запах ребята с первых парт, а последними с последних парт. Как вы думаете, почему?

    - А почему воздух почувствовали все?

    - Мы с вами открыли новое свойство

     – движение воздуха.

    - Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться очень быстро?

    - А если ветер дует очень сильный, то что может произойти?

    - Давным-давно люди заметили, что ветер движет предметы, а лёгкие даже поднимает и переносит. «А нельзя ли использовать силу ветра?» - думали люди. Как вы думаете, что они изобрели?

    - Человек изобрёл парус, что позволило кораблям двигаться быстрее, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов. Ветряные мельницы облегчили работу по хозяйству.

    - Послушайте 2 историю барона Мюнхгаузена и скажите, могла ли она произойти?

    История:

    Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш корабль на всех парусах летел к далёким берегам.

    - Могло ли такое быть?

    - Кто запомнил, какое свойство использовал человек при изобретении паруса?

    Б. Открытие 2 свойства воздуха.

     - На перемене мы с вами наполнили 2 пакета воздухом. Один оставили в классе, а второй положили на холод. Давайте, сравним пакеты.

    -Что интересного вы заметили?

    -А почему это произошло?

    Рассказ учителя:

    Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, они двигаются быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется.

    - Как вы поняли, что происходит с воздухом при нагревании?

     - От этого воздух становится легче и поднимается вверх. Люди заметили это и решили использовать для подъёма различных предметов. Как вы думаете, что они изобрели?

    - Послушайте рассказ … из группы Знайки.

    Рассказ ученика:

    После продолжительных экспериментов в 1783 году во Франции братья Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу. Через это отверстие они наполнили шар горячим воздухом. К шару привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана. Шар поднялся и благополучно приземлился. Убедившись, что опасность при подъёме в воздух не грозит, на них стали летать и люди. Полётом такого шара управлять было нельзя, он летел в ту сторону, куда дует ветер. Вскоре учёные изобрели управляемый летательный аппарат. Он был оснащён рулём и гребным винтом. Назвали его аэростат. Прошло некоторое время, и люди стали использовать его для наблюдений за окрестностью, военными действиями, для путешествий и составления плана местности.

    - Ребята, давайте прочитаем новое слово хором.

    - Мы с вами открыли 2 свойство воздуха. В чём оно заключается?

    В. Открытие 3 свойства воздуха.

     - Посмотрите на доску и сравните плотность воды и воздуха.

    плотность воды – 1000 кг/м

    плотность воздуха – 1,29 кг/м

    -Что имеет более низкую плотность?

    - Попробуйте опереться на воздух. Получается?

    - Но человек заметил, что если развить большую скорость, то опереться на воздух можно. Это свойство воздуха позволило создать более совершенные летательные аппараты – самолёт и вертолёт. Именно благодаря малой плотности по воздуху можно перемещаться с большой скоростью.

    - Кто догадался, для чего у самолёта крылья?

    - Итак, какое свойство воздуха использует человек при полёте на самолёте?

    Создание познавательной мотивации

    Формулировка учебной задачи учащимися в словесной форме

    Слайд с темой урока

    Развитие умения вести учебную дискуссию

    После ответов детей

    слайд со словами «движение воздуха»

    После ответов детей

    слайд с рисунками урагана, смерча

    После ответов детей

    слайд с рисунком парусника,

    слайд с рисунком ветряной мельницы.

    Слайд с бароном Мюнхгаузеном, фонограмма истории на магнитофоне

    Развитие умения вести учебную дискуссию

    После ответов детей

    слайд

    Дети рассматривают пакеты с воздухом, сравнивают, делают вывод.

    Развитие у детей умения аргументировать, доказывать свою точку зрения

    Слайд с медленным движением частиц

    Слайд с быстрым движением частиц

    После ответов детей

    слайд

    Слайд с воздушным шаром

    Слайд с аэростатом

    После ответа детей слайд

    Слайд с рисунком самолёта

    После ответа детей слайд.

    5. Физкультминутка.

    Г. Открытие 4 свойства воздуха.

    - У воздуха есть ещё одно интересное свойство. Прочитаем о нём по учебнику на с.22 в 1 абзаце.

    Чтение вслух.

    - О каком свойстве вы узнали?

     - Для чего человек надевает тёплую одежду?

    - Для чего двойные рамы в окнах?

    - Выполните самостоятельно задание №2.

    Самопроверка.

    -Какое утверждение неправильное?

    - Ребята, кто запомнил 4 свойство воздуха?

    Д. Открытие 5 свойства воздуха.

    - А сейчас вы сами проведёте опыт и откроете последнее свойство воздуха. Найдите описание опыта в учебнике на с.22 в задании №3. Работая в парах, вам надо провести опыт и записать вывод в учебнике. Начинаем работу.

    Проверка.

     - Какой вывод вы сделали?

     - А как называется это свойство?

     - Рассмотрите рисунок и расскажите, где человек использует упругость воздуха.

    Выслушивание рассказов учеников.

    Е. Вывод.

    - Итак, с какими свойствами воздуха мы познакомились?

    После ответа детей слайд.

    После ответа детей слайд.

    Дети проводят опыт и делают вывод.

    После ответа детей слайд.

    Слайд с рисунками мяча, надувного матраса, колеса.

    Дети называют все свойства воздуха.

    После ответа детей слайд со схемой-опорой..

    6. Закрепление пройденного.

    А. Разгадывание кроссворда.

    - А сейчас мы проверим, кто был самым внимательным на уроке. Я приготовила для вас кроссворд, разгадав который, вы прочитаете ключевое слово. Работаем в группах.

    - Какое ключевое слово у вас получилось?

     - 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 группы поменяйтесь своими кроссвордами и проверьте работу своих товарищей.

    Б. Взаимопроверка.

    - Верните кроссворд хозяевам.

    - Встаньте, пожалуйста, у кого кроссворд отгадан правильно.

     - Молодцы!

    В. Выставка книг.

     - Те ребята, которых заинтересовала эта тема, смогут узнать больше о свойствах воздуха и их использовании человеком вот из этих книг из нашей классной библиотечки.

    Раздаточный материал - кроссворд.

    7. Домашнее задание.

     - Домашнее задание: прочитать 5, выучить свойства воздуха, выполнить задание 1 ряд - №5, 2 ряд - №8, 3 ряд - №4.

     - А для тех, кому эта тема интересна и кто хочет узнать побольше, я подготовила викторину. Вы можете отвечать на вопросы вместе с родителями, друзьями. Поднимите руку, кто хочет взять викторину.

    Викторина.

    1. Какое явление природы наблюдал русский учёный Д.И.Менделеев с воздушного шара?
    2. В каком русском городе изобретён воздушный змей?
    3. Что использовал Крякутной для создания своего воздушного шара?
    4. Какой и чей подвиг хотел повторить Крякутной?
    5. Напишите все летательные аппараты, которые вам известны.

    Д/з дифференцированное (разное по степени трудности)

    Дополнительное д/з для желающих - викторина

    8. Итог урока.

     - Понравился вам наш урок?

     - С чем мы сегодня познакомились?