Методическая копилка

Разработки уроков и презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prilpr.ppt509 КБ
Файл gornye_porody.docx25.26 КБ
Microsoft Office document icon svoystva_vozdukha.doc60 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3 классе по окружающему миру "Горные породы" 

Технологическая карта урока окружающий мир 3 класс  16.11.2013г

Учитель: Попова Е.И.

Тема

Горные породы

Класс

3

Цели

Сформировать первоначальное представление о горных породах

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые  результаты

Знакомятся с горными породами. Определяют свойства горных пород,  характер происхождения.

 

Основные понятия

Горные породы – речная и морская галька, песок, известняк, глина, гранит, мрамор, базальт и другие природные тела. Магматические горные породы – извержение вулкана. Осадочные горные породы – сформированы из останков растений и животных организмов.

Универсальные учебные действия

Образовательные: познакомить учащихся с видами горных пород и их  происхождение.

Развивающие: познавательное обучение с видами и свойствами горных пород.

Воспитательные: воспитание   чувства коллективизма, взаимопомощи. Формирование навыков взаимооценки,  экологической культуры.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

 

Учебник  

Презентация учителя.

Образцы горных пород (гранит, известняк, торф, песок, бурый железняк, базальт).

Карточка “Изучение состояния и свойства горных пород”

Лупа

Стакан с водой

Стеклянная палочка

Таблички с номерами команд

Карточки 3 цветов (красный, зеленый , желтый)

Карточки (взаимоооценка)

Организация пространства

Работа  самостоятельная,  индивидуальная, работа в группах.

Аннотация

Данный урок проводится в 3 классе ПНШ. Тип урока – урок открытия новых знаний. В  основе: системно – деятельностный подход. Исследуя, дети получают новые знания о горных породах.  Урок с презентацией, содержит интересный и познавательный материал по теме «Горные породы». Урок сочетает в себе исследователькие формы работы. В ходе урока используются различные методы и приемы для формирования УУД.

Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность

учителя

Деятельность

обучащихся

Формируемые умения

обучающихся

Вид и форма контроля

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный.

 

 

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас сегодня видеть и для того чтобы наша работа была успешной давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко)

Вместе не трудно

Вместе не тесно

Вместе легко и всегда интересно.

Приветствуют учителя.

 

 

Дети  повторяете за учителем громко

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный.

Наблюдение учителя

II. Актуализация знаний

 

Коллективная.

Словесный.

Фонетическая зарядка

 

 

 

К нам в гости пришел сказочный герой,Даша-путешественница, она хочет загадать вам загадки (слайд №1)

1.Бел, как сахар. Пока руки не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел).

(слайд №2)

2.Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали
. (Уголь)

(слайд №3)

3.Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
(Песок).

(слайд №4)

Отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

III. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Слово учителя

- Как бы вы назвали все эти  отгадки?

Если не ответили.

-Даша принесла вам подсказки в конвертах (в конверте разрезанные слова «горная порода») Кто быстрее

(слайд №5)

Горные породы, полезные ископаемые.

 

Собирают, называют тему урока

Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Фронтальный.

Наблюдение учителя

IV.

Усвоение новых знаний и способов деятельности

Фронтальная.

Работа в группах.

Индивидуальная.

Словесный.

Поисковый.

Исследовательская

Применение ИКТ

1.Знакомство с понятием «горная порода»

Тема нашего урока «Горные породы»

- Что такое горные породы. Обратимся к учебнику с.7

-У вас на столах ящики в них горные породы, похожи ли они между собой.

-Горные породы образуются по-разному.

Выступающие:

1. Магматические

(слайд №6, 7)

2.Осадочные

(сдайд №8,9)

Работа в группах «Свойства горных пород»

(слайд №10)

- Сегодня у нас немного необычный урок. Вы выступите в роли сотрудников научной лаборатории и постараетесь представить труд ученого, занимающегося научными исследованиями. В ходе работы определите состояние и свойства некоторых горных пород. У вас на столе таблицы, карта взаимооценки. По окончанию работы 3 человека выходят на защиту вашей работы.

Но перед тем как приступить к работе вспомним Т.Б.

Высказывают своё мнение.

Работа с учебником, находят и зачитывают понятие «горные породы».

 

Находят понятие

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

Лиза

 

Анжела

 

Работа в группах (определить свойства горных пород)

 

 

 

 

Техника безопасности

 

Учащиеся,  используя карточку инструкцию, выполняют практическую работу.

 

находить ответы на вопросы, используя свои знания и учебник.

 

 

 

 

Учатся взаимодействовать друг с другом, анализировать, сравнивать, обобщать

Устные ответы

 

 

 

 

 

 

 

Групповой

 

 

 

 

 

Физминутка

Коллективная

Практический

(слайд №11)

 

Выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления

Ориентируются на здоровый образ жизни

Коллективный.

Правильное выполнение движений

Работа в группах.

Словесный, практический.

 

- Защита работ.(Выходит 3 человека:  1-показывает горную породу, 2- работает на интер. доске, 3,- рассказывает

1 Магматичесие (слайд №12)

2.Осадочные (слайд №13)

-Командиры сдают карточки взаимооценки

 

Выступление учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизируют полученные знания, выстраивают свои действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Устные ответы,

V.Закрепление

 

Так как же образуются горные породы (горные породы образуются по-разном.

(слайд №14)

 

На М.доске дети распределяют горные породы на группы по происхождению.

Учащиеся делают вывод (горные породы образуются по-разном. 

 

 

 

 

VI.

Подведение итогов.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Словесный, беседа

-Отгадайте, какая горная порода лежит в ящике.

Сундучок то не пустой

В нем вопрос есть непростой

В нем еще много чего

Давайте-ка откроем мы его

Есть подсказки у меня

Отгадайте –ка друзья.

- Этот предмет сделан из вязкой горной породы, которая очень осложняет нам передвижение после дождя. В нашей местности эта порода встречается повсюду. Без этого предмета, который лежит в ящике, строителям обойтись невозможно. В последнее время он стал ещё более популярным. Какой предмет находится в ящике?- (кирпич)

-Из чего делают кирпич? - (из глины)

- С каким понятием вы познакомились на уроке? (горные породы).

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

Устанавливают причинно – следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке.

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы.

VII.Рефлексия

 

- Выразим свое отношение к уроку «Гору самоцветов »

(слайд №15)

( красный - очень понравилось, зеленый – понравилось, но не все понятно,

желтый – не понравилось

 

домашнее задание: подготовить на выбор несколько д/з (лежат на парте),

Оценивание

Я вам благодарна за урок, за то, что вы хорошо работали. Надеюсь, что вам было интересно. Урок окончен! 



Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему «Свойства воздуха»

1. Организационный момент.

2. Постановка темы урока.

- Ребята, я приготовила для вас ребус, разгадав который, вы узнаете тему нашего урока.

 – Как вы догадались?

 - Назовите тему нашего урока.

-А помогать мне сегодня вести урок будут ребята из групп Знайки и Пилюлькина.

Воспитательная работа в классе организована в игровой форме 3 класс в Солнечном городе». Дети в группах выполняют различные поручения сказочных героев: Знайки, Незнайки, Пилюлькина, Торопыжки, Медуницы.

3. Актуализация знаний.

 - Давайте вспомним всё, что мы знаем о воздухе.

- Посмотрите на эти предметы. С помощью какого из них можно доказать, что воздух это не пустое место?

- Покажи, пожалуйста, как ты это докажешь.

- Что такое воздух?

-Из чего состоит воздух?

- Примерно 2 века назад учёные узнали из чего состоит воздух. Послушайте рассказ … из группы Знайки.

Рассказ ученика:

Воздух – это не просто газ, это смесь газов: кислорода, углекислого газа и азота. Больше всего в воздухе содержится азота – 78%, кислорода – 21% и совсем мало – 1% углекислого газа.

- Как вы думаете, ребята, какой из этих газов для нас самый важный? Почему?

- Однажды барон Мюнхгаузен рассказал очень интересную историю. Послушайте её и скажите, могло ли такое быть на самом деле? Ребята 1 группы будут слушать историю в необычных условиях, я накрою их покрывалом.

История барона Мюнхгаузена:

Как-то раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался».

На столе веер, стакан, ложка, мел, игрушка.

Ученик выходит к доске и доказывает, что воздух – не пустое место.

Слайд со схемой «Свойства воздуха»

Учитель накрывает 1 группу детей покрывалом на время слушания истории.

Слайд с бароном Мюнхгаузеном, фонограмма истории на магнитофоне

- Как вы думаете, ребята, могла ли произойти такая история? Почему?

- Вы правы, ребята, без воздуха барон Мюнхгаузен смог бы прожить всего несколько минут.

- Ребята, как вы себя чувствовали во время прослушивания истории?

- А почему им было трудно дышать, как вы думаете?

- Послушайте рассказ ... из группы Пилюлькина.

Рассказ ученика:

При дыхании человек поглощает кислород, а выдыхает углекислый газ. В сутки 1 человеку необходимо для дыхания 600 л кислорода. В закрытом тесном помещении кислород быстро расходуется, поэтому дышать становится трудно. При кашле, чихании вместе с выдыхаемым углекислым газом в воздух попадают различные микробы. Поэтому, в тех помещениях, где поддерживают чистоту и свежесть воздуха, люди болеют реже. Обязательно надо проветривать комнату перед занятиями физкультурой и перед сном. - Ребята, какой полезный совет вы взяли для себя из рассказа…?

 - Какой же воздух нам нужен, чтобы быть здоровыми?

- А где самый чистый и свежий воздух и почему?

- Вы правы. Растения называют «зелёными лёгкими нашей планеты»

- А в городе воздух чистый?

- Как вы думаете, ребята, что надо сделать, чтобы воздух в городе стал чище?

- Администрация нашего города во главе с С. А. Пантюхиным старается сделать всё, чтобы наш город стал ещё зеленее, красивее. Проводятся конкурсы по озеленению дворов, игровых площадок. Этим летом прошёл конкурс «Можга – цветущий город». Мы с вами тоже можем поучаствовать в этой акции. Весной можно посадить дерево около дома, цветы на клумбе. И тогда воздух в нашем городе будет ещё чище, свежее.

Развитие у детей умения аргументировать свои ответы

4. Новая тема. Совместное открытие новых знаний.

- Молодцы! Вы знаете очень много о воздухе.

- Но у воздуха есть и другие свойства, о которых вы пока не знаете. Хотите узнать, какие?

- Значит, какую задачу поставим перед собой?

 - Сегодня на уроке мы будем исследовать свойства воздуха, и узнавать, как человек их использует.

А. Открытие 1 свойства воздуха.

- Закройте, пожалуйста, глаза.

– Откройте глаза. Как только что-либо почувствуете, поднимите руку.

- Получилось так, что сначала почувствовали запах ребята с первых парт, а последними с последних парт. Как вы думаете, почему?

- А почему воздух почувствовали все?

- Мы с вами открыли новое свойство

 – движение воздуха.

- Как вы думаете, что происходит в природе, когда воздух начинает двигаться очень быстро?

- А если ветер дует очень сильный, то что может произойти?

- Давным-давно люди заметили, что ветер движет предметы, а лёгкие даже поднимает и переносит. «А нельзя ли использовать силу ветра?» - думали люди. Как вы думаете, что они изобрели?

- Человек изобрёл парус, что позволило кораблям двигаться быстрее, освободив матросов от тяжёлой работы гребцов. Ветряные мельницы облегчили работу по хозяйству.

- Послушайте 2 историю барона Мюнхгаузена и скажите, могла ли она произойти?

История:

Однажды мы плыли по океану на парусном корабле. Стояла тихая, безветренная погода, и наш корабль на всех парусах летел к далёким берегам.

- Могло ли такое быть?

- Кто запомнил, какое свойство использовал человек при изобретении паруса?

Б. Открытие 2 свойства воздуха.

 - На перемене мы с вами наполнили 2 пакета воздухом. Один оставили в классе, а второй положили на холод. Давайте, сравним пакеты.

-Что интересного вы заметили?

-А почему это произошло?

Рассказ учителя:

Воздух состоит из частиц, между которыми есть промежутки. Частицы постоянно движутся, сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, они двигаются быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются, и воздух расширяется.

- Как вы поняли, что происходит с воздухом при нагревании?

 - От этого воздух становится легче и поднимается вверх. Люди заметили это и решили использовать для подъёма различных предметов. Как вы думаете, что они изобрели?

- Послушайте рассказ … из группы Знайки.

Рассказ ученика:

После продолжительных экспериментов в 1783 году во Франции братья Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу. Через это отверстие они наполнили шар горячим воздухом. К шару привязали корзину, в которую посадили утку, петуха и барана. Шар поднялся и благополучно приземлился. Убедившись, что опасность при подъёме в воздух не грозит, на них стали летать и люди. Полётом такого шара управлять было нельзя, он летел в ту сторону, куда дует ветер. Вскоре учёные изобрели управляемый летательный аппарат. Он был оснащён рулём и гребным винтом. Назвали его аэростат. Прошло некоторое время, и люди стали использовать его для наблюдений за окрестностью, военными действиями, для путешествий и составления плана местности.

- Ребята, давайте прочитаем новое слово хором.

- Мы с вами открыли 2 свойство воздуха. В чём оно заключается?

В. Открытие 3 свойства воздуха.

 - Посмотрите на доску и сравните плотность воды и воздуха.

плотность воды – 1000 кг/м

плотность воздуха – 1,29 кг/м

-Что имеет более низкую плотность?

- Попробуйте опереться на воздух. Получается?

- Но человек заметил, что если развить большую скорость, то опереться на воздух можно. Это свойство воздуха позволило создать более совершенные летательные аппараты – самолёт и вертолёт. Именно благодаря малой плотности по воздуху можно перемещаться с большой скоростью.

- Кто догадался, для чего у самолёта крылья?

- Итак, какое свойство воздуха использует человек при полёте на самолёте?

Создание познавательной мотивации

Формулировка учебной задачи учащимися в словесной форме

Слайд с темой урока

Развитие умения вести учебную дискуссию

После ответов детей

слайд со словами «движение воздуха»

После ответов детей

слайд с рисунками урагана, смерча

После ответов детей

слайд с рисунком парусника,

слайд с рисунком ветряной мельницы.

Слайд с бароном Мюнхгаузеном, фонограмма истории на магнитофоне

Развитие умения вести учебную дискуссию

После ответов детей

слайд

Дети рассматривают пакеты с воздухом, сравнивают, делают вывод.

Развитие у детей умения аргументировать, доказывать свою точку зрения

Слайд с медленным движением частиц

Слайд с быстрым движением частиц

После ответов детей

слайд

Слайд с воздушным шаром

Слайд с аэростатом

После ответа детей слайд

Слайд с рисунком самолёта

После ответа детей слайд.

5. Физкультминутка.

Г. Открытие 4 свойства воздуха.

- У воздуха есть ещё одно интересное свойство. Прочитаем о нём по учебнику на с.22 в 1 абзаце.

Чтение вслух.

- О каком свойстве вы узнали?

 - Для чего человек надевает тёплую одежду?

- Для чего двойные рамы в окнах?

- Выполните самостоятельно задание №2.

Самопроверка.

-Какое утверждение неправильное?

- Ребята, кто запомнил 4 свойство воздуха?

Д. Открытие 5 свойства воздуха.

- А сейчас вы сами проведёте опыт и откроете последнее свойство воздуха. Найдите описание опыта в учебнике на с.22 в задании №3. Работая в парах, вам надо провести опыт и записать вывод в учебнике. Начинаем работу.

Проверка.

 - Какой вывод вы сделали?

 - А как называется это свойство?

 - Рассмотрите рисунок и расскажите, где человек использует упругость воздуха.

Выслушивание рассказов учеников.

Е. Вывод.

- Итак, с какими свойствами воздуха мы познакомились?

После ответа детей слайд.

После ответа детей слайд.

Дети проводят опыт и делают вывод.

После ответа детей слайд.

Слайд с рисунками мяча, надувного матраса, колеса.

Дети называют все свойства воздуха.

После ответа детей слайд со схемой-опорой..

6. Закрепление пройденного.

А. Разгадывание кроссворда.

- А сейчас мы проверим, кто был самым внимательным на уроке. Я приготовила для вас кроссворд, разгадав который, вы прочитаете ключевое слово. Работаем в группах.

- Какое ключевое слово у вас получилось?

 - 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 группы поменяйтесь своими кроссвордами и проверьте работу своих товарищей.

Б. Взаимопроверка.

- Верните кроссворд хозяевам.

- Встаньте, пожалуйста, у кого кроссворд отгадан правильно.

 - Молодцы!

В. Выставка книг.

 - Те ребята, которых заинтересовала эта тема, смогут узнать больше о свойствах воздуха и их использовании человеком вот из этих книг из нашей классной библиотечки.

Раздаточный материал - кроссворд.

7. Домашнее задание.

 - Домашнее задание: прочитать 5, выучить свойства воздуха, выполнить задание 1 ряд - №5, 2 ряд - №8, 3 ряд - №4.

 - А для тех, кому эта тема интересна и кто хочет узнать побольше, я подготовила викторину. Вы можете отвечать на вопросы вместе с родителями, друзьями. Поднимите руку, кто хочет взять викторину.

Викторина.

  1. Какое явление природы наблюдал русский учёный Д.И.Менделеев с воздушного шара?
  2. В каком русском городе изобретён воздушный змей?
  3. Что использовал Крякутной для создания своего воздушного шара?
  4. Какой и чей подвиг хотел повторить Крякутной?
  5. Напишите все летательные аппараты, которые вам известны.

Д/з дифференцированное (разное по степени трудности)

Дополнительное д/з для желающих - викторина

8. Итог урока.

 - Понравился вам наш урок?

 - С чем мы сегодня познакомились?